МОРИС РАВЕЛЬ (1875-1937)
Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля связано с
импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси,
основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил
самостоятельную трактовку. Морис Равель родился во французском городке Сибур.
Его мать была родом из Испании, и поэтому композитор не раз обращался в своих
произведениях к образам этой страны. В период учёбы Равеля в Парижской
консерватории (1889- 1905 гг.) сформировались его вкусы и взгляды. Большое
влияние на композитора оказало творчество Ференца Листа, русских мастеров (Н.
А. Римского Корсакова, А. П. Бо родина и др.), Клода Дебюсси. Первые серьёзные
произведения (пьесы для фортепиано, романсы) он написал, ещё будучи студентом.
Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным
произведениям. Одна из ранних пьес - "Игра воды" воссоздаёт
излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и
ручьёв. Следующими важными работами в фортепианной музыке стали два цикла -
"Отражения" и "Ночной Гаспар". Цикл "Отражения" (1905 г.) состоит из
нескольких пьес: "Ночные видения", "Печальные птицы",
"Лодка среди океана", "Утренняя серенада шута" и
"Долина звонов". Это пьесы настроения, навеянные сценами из жизни
Испании. Здесь запечатлены щебетание птиц и переливы волн, звоны далёких
колоколов и звуки гитары. Содержание цикла "Ночной Гаспар" (1908 г.) объясняют
развёрнутые эпиграфы, взятые из одноимённого сборника стихотворений
французского поэта Алоиса Бертрана (Гаспаром Бертран называл дьявола). В музыке
царит атмосфера мрачных видений. К классицистическим традициям композитор
обратился в последнем фортепианном цикле - сюите "Гробница Куперена"
(1917 г.).
Равель посвятил её выдающемуся композитору XVII в. Франсуа Куперену, но по
образному строю это произведение - памятник всей французской музыке XVII
столетия. Цикл создавался в разгар Первой мировой войны, и каждую отдельную
пьесу автор посвятил другу, погибшему на фронте. Количество симфонических
сочинений Равеля невелико. Первое произведение для оркестра -
"Испанскую рапсодию" композитор на писал в 1907 г. Рапсодия состоит из
четырёх частей: "Прелюдия ночи", "Малагенья",
"Хабанера" и "Праздник". Пейзажи, сцены из народной жизни и
танцы - всё сливается в едином звуковом потоке. Здесь нет настоящих испанских
мелодий - Равель воспроизводит лишь общие интонации народной музыки. Хореографическая
поэма "Вальс" (1920
г.). представляет собой популярный танец, увиденный
глазами композитора импрессиониста. Здесь сталкиваются различные вальсовые темы
- весёлые и лирические, быстрые и медленные, чувственные и торжественные. Через
многие годы после "Испанской рапсодии" Равель вновь обратился к
образам Испании. Русская балерина Ида Рубинштейн заказала композитору балет на
испанскую тему. Так появилось "Болеро" (1928 г.), ставшее самым
знаменитым сочинением Равеля. "Болеро" - пример того, насколько полно
и необычно может быть использован симфонический оркестр. С. С. Прокофьев назвал
партитуру произведения "чудом композиторского мастерства". По форме
"Болеро" - вариации на неизменную мелодию. Слушатель словно попадает
на выставку инструментов большого симфоническо го оркестра. Одна и та же
мелодия предстаёт перед ним в различных "нарядах" - сначала её
исполняет флейта и кларнет, затем фагот, гобой, труба с флейтой, саксофон и т.
д., пока не будут использованы все возможные тембры и их различные сочетания.
Завершают серию симфонических произведений Равеля два концерта для фортепиано с
оркестром. Первый концерт (1930
г.) больше на поминает старинную сюиту, где чередуются
три части - быстрая, медленная и вновь быстрая. Он был написан по заказу
австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку. Про
изведение так и называется: Концерт для левой руки. Играть его сложно, так как
автор искусно создаёт впечатление, что концерт исполняется обеими руками.
Равель сочинял и для сцены. Сюжет для балета "Дафнис и Хлоя" (1912 г.) композитор взял из
рома на древнегреческого писателя Лонга. Дафнис и Хлоя влюблены друг в друга,
они счастливы. Но пираты похищают Хлою, а спасает её бог Пан. На фоне ликующей
толпы влюблённые снова вместе - таков финал балета. В музыке Равель хотел
воплотить античные образы такими, какими он видел их в своём вообра жении,
поэтому все музыкальные картины - священная роща, танцы пастушек, нимфы -
написаны в им прессионистском стиле. Морис Равель, как и Клод Дебюсси, был
тесно связан с русской культурой. В постановке балета "Дафнис и Хлоя"
участвовали прославленные мастера Русских сезонов С. П. Дя гилева: балетмейстер
М. М. Фокин, художник Л. С. Бакст, главные исполнители Т. П. Карсавина и В. Ф.
Нижинский. В 1912 г.
Равель сделал переложение для оркестра фортепианного цикла М. П. Мусоргского
"Картинки с выставки". Эта работа стала одним из высших достижений
композитора.
|