ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 19
ВЕКА: ВВЕДЕНИЕ
Пути развития Запада и Востока
совершенно различны. Запад тяготел к
изменению мира, к независимости, свободе личности, правам
человека, утверждал приоритет личности и защищал частную собственность.
Восток хранил связь человека с природой, регламентируя своеобразные
идеалы личности, жестко регламентируя нормы поведения, идею преемственности
и сохранение традиций.
Многие тенденции западной культуры
19 века были тесно связаны с эпохой Просвещения, установившей:
- стремительное развитие естественных
наук,
- приоритет Разума и построение гражданского
общества,
- философию
индивидуализма («Декларация прав человека и гражданина» 1789_
1793 гг.) с правом на жизнь, свободу, собственность и счастье) и принцип
полезности,
- независимость мысли привела к развитию
светской культуры в эпоху Просвещения, а в основу социализма была
положена идея Руссо о равенстве всех людей.
Немецкое Просвещение выдвинуло идею
развития цивилизованного человека («Развитие общества начинается с развития человека»,
«Культура делает человека человеком цивилизованным»). Фридрих Шиллер создал «Письма об эстетическом воспитании
человека» (1795). Шиллер обратил внимание на то, что общество не формирует
всесторонне развитой личности. Красота имеет значение в мире искусства
и, создавая новые формы красоты, он через неё обретает свободу.
Для всей культуры 19 столетия будет характерна идея эстетического
гуманизма. Одно из явлений культуры
этого времени – дальнейшее развитие классицизма, отталкиваясь от
которого утверждается романтизм.
«Фауст» Гёте – завещание мастера 19 веку,
попытка подвести итог эпохи Просвещения, её отношениям и опыту, традициям. Наступает
крушение мира и Фауст спасается из него, он человек уже нового столетия
с его практицизмом и стремлением к преобразованиям, с сомнениями,
он возвышается над обыденностью и не довольствующийся достигнутым.
Шпенглер сделал Фауста символом западноевропейской культуры последнего
тысячелетия. КЛАССИЦИЗМ В МУЗЫКЕ. Представлен «Венской школой» и её
тремя гениями эпохи – Гайдном, Моцартом и Бетховеном (последний
уже отчасти принадлежал раннему
романтизму).
Гайдн явился создателем классического
вида жанров, в частности симфонии, для чего модифицировал симфонический
оркестр, установив традиционный его состав с разделением по родам
(группам).
Моцарт
в своих операх выразил духовные искания переходной эпохи, откликнувшись
на литературные идеи современников и масонские идеалы общества
(Свадьба Фигаро, Дон Жуан, Волшебная флейта).
Бетховен воспринял и отразил в
своей музыке идеи бунтарства и свободы. Он был универсальной личностью,
творил в разных жанрах, но наиболее ценимыми обществом 19 века оказались
его «опера спасения» («Фиделио») и 9 симфоний, последняя из которых
завершается хором на слова Шиллера («Ода к радости»), выражая общечеловеческие
идеалы гуманизма и братства. Он продолжил традицию программности,
освоенную ещё классицистами, использовав немало литературных источников
при создании симфоний, сонат и музыки к драмам («Эгмонт»).
Бетховенское
мировоззрение диалектично. Его герой должен быть внутренне свободным,
но к этому не допускают внешние и внутренние ограничения. Все образы
творчества Бетховена, его герои утверждают в мысли, что наиболее
волевой человек наименее свободен, он вынужден сопротивляться
принуждению и его сопротивление возрастает.
Бетховен отдавался
космической героичности, при этом находя точку опоры в противоположном,
сокрытом от чужого глаза, от битв и треволнений, он великий
лирик и первый выразитель романтических эмоций. Поэтому романтики
единодушно провозгласили его своим вождём. Их объединяли совместная
оппозиция по отношению к пустой развлекательности в музыкальной
жизни Европы, и особенно Вены, балансирующей на грани серьёзного
искусства и стиля "бидермайер" («бравый майор» - символ самодовольной
ограниченности буржуа). Странным образом уживалась любовь венцев к
психологическим вокальным портретам Ф.Шуберта, пламенным симфониям
и опере Бетховена и включение в разряд общественных ценностей идеалов порядка, банка, вальса, пива
и шницеля. Всё же Вена явилась родиной многих музыкальных школ от
классицизма до авангарда. Венские классицисты и романтики всеми силами
протестовали против бессмысленной виртуозности на эстраде, самоуспокоенного
общественного мировоззрения. Вслед за освобождением Моцарта от
поистине крепостной зависимости, Бетховен первым из романтиков
(и последним из классиков) становится полностью свободным музыкантом,
чьему примеру вскоре следует и Ф. Шуберт. Но романтики помнили и о
трагедиях "непризнанных гениев", оказывающихся при всей
своей видимой свободе во власти малопpосвещённого большинства: об этом писали
в своих литературных трудах Р.Вагнер и Г.Берлиоз, Ф.Лист и Р. Шуман.
Романтики, первыми осмелились бороться
с рутиной и легковесностью и творческие идеи Бетховена их воодушевляли,
открывая невиданные перспективы. Дальнейшее развитие в романтизме получили его
эмоциональная энергия и титанизм, проникновенный лиризм и отсутствие
душевного равновесия, импровизационность мысли, на которую чутко
откликалась композиция. Бетховен научил музыкальный мир мыслить
инструментально. У Шуберта по-новому
зазвучал фортепианный аккомпанемент в песне: он освободился от
былой второстепенности, функции простой поддержки голоса. Берлиоз
в своих симфонических произведениях предпочитал содержание форме,
используя бетховенские методы сквозного развития и принципы программности.
Мендельсон ориентировался на Бетховена, создавая свои программные,
и свободные от оперного действа, самостоятельные увертюры. Грандиозно-ораториальный
дух Бетховена вдохновлял молодых Вагнера и Глинку на хоровые эпопеи.
Истоки симфонических поэм Листа обнаруживаются в поздних фортепианных
сонатах и вариациях Бетховена, уже разрушившего, повинуясь замыслу,
каноны классических форм. Неоклассицист Брамс, напротив, возрождал
традиционные структуры музыки XYIII века, но и в этом ориентиром
для него стали бетховенские симонии. Чайковский воспринял от венского
композитора титаническую мощь выражения и неисчерпаемый драматизм.
То есть почти все крупнейшие композиторы XIX века независимо от их
стилевой ориентации, восприняли от Бетховена определённые традиции.
Поэтому, в первую очередь романтики его объявили предтечей нового
музыкального мышления и стилистики.
Но можно ли именовать Бетховена
романтиком? Его положение в истории музыкального искусства было
сродни месту Джотто в истории ренессансной живописи. Романтики
увидели лишь те стороны творчества, которые отвечали их собственным
представлениям о мире - индивидуальность личности, пафос страданий
и героики, психологизм, рождающийся в столкновении полярностей.
Но Бетховен при этом оставался классицистом по разнообразию и всеохватности,
что поначалу было несвойственно камерным по духу романтикам. Чуждой
ему оставалась нарождающаяся инструментальная колористичность
– ярким краскам он предпочитал «черно-белое» письмо, непривычным
был и мир фантастики, отчасти жанр миниатюры. Язык Бетховена несоизмеримо
проще и аскетичнее. Композиторов "романтического века"
более волновала интимная лирико-психологическая сфера, которую
они открыто анализировали и представляли широкой аудитории. Они
не «растворяли» фольклор или его элементы в универсальности общеевропейского
музыкального языка, а бережно сохраняли его неповторимую целостность,
аромат самобытности.
Подобных расхождений у Бетховена с
романтиками немало. Но всё же главной заслугой Бетховена стало то,
что романтизм во многом благодаря его гению, превратился в заметное,
а впоследствии и приоритетное явление в музыкальной культуре Европы
XIX века.
КЛАССИЦИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ. Итальянское
искусство, как искусство большинства европейских стран, пришло к 19 в. под
лозунгом классицизма. В отличие от революционного французского классицизма в
Италии получил распространение классицизм идиллического типа, нашедший свое
выражение в творчестве Антонио Кановы (1757—1822). В том, что создавал в Риме
Канова и работавший там же датский скульптор Бертель Торвальдсен и их ученик
Пьетро Тенерани (1789—1869), было много общего не только в идейном содержании и
социальной задаче, но и в стилистическом отношении. Эта скульптура прославлялась
в эти десятилетия по всей Европе как величайшее художественное достижение века
- гармонии, возвышенного. Это искусство должно было поднять «над толпой».
Характерно замечание Кановы: «Нравится
лишь привлекательное»; «Искусства — прислужницы прекрасного, принуждать их к
изображению безобразного значит распинать их».
В Венеции, где началась карьера Кановы, появились и первые его
произведения — парные статуи «Орфей» и «Эвридика» (1776) и особенно «Дедал и
Икар», в которых новым было отсутствие вычурности и нарочитой барочной
декламации; в группе «Дедал и Икар» (1777—1778) ясно выступал темпераментный и
даровитый подход к натуре, хотя не без некоторой доли морализирующего
сентиментализма. Переселившись в Рим, Канова под влиянием теоретиков
классицизма Катремера де Кенси и Гамильтона отходит от природы в сторону все
большей идеализации («Тезей, победитель Минотавра»; 1781).
В его произведениях часто видна
увлеченность живой природой. Обладая высоким мастерством в обработке мрамора,
он умел придать изящество своим «амурам», «нимфам», «психеям», «парисам».
Особенно широкую известность получили два варианта его групп: «Амур, слетающий
к Психее» (1792) и «Амур и Психея, любующиеся бабочкой» (1797). Произведения
Кановы были различными по характеру. Его прогремевший «Персей с головой Медузы»
(1799—1801) является подражанием Аполлону Бельведерскому. В то же время большая
статуя «Геракл и Лихас» (1796 и
1815) при всей динамике и напряженности
во многом натуралистична.
Наполеон, учитывая резонанс искусства
Кановы, настойчиво стремился привлечь и по возможности удержать его во Франции.
Канова посвятил Наполеону несколько произведений, но переселиться в Париж
отказался. Бронзовая статуя, в которой Канова изобразил Наполеона в виде
обнаженного атлета Дорифора, е (1808—1811) несколько удивила императора. Когда
Наполеон с недоумением спросил художника, почему он изобразил его обнаженным,
тот ответил, что «обнаженное тело — язык скульптора». Канове
заказывали огромные надгробия
(папе Клименту XIV в церкви Санти Апостоли в Риме, 1783—1787; папе Клименту
XIII в соборе св. Петра, 1787—1792). Он
нередко включал в композицию множество фигур аллегорического характера. Художественнее выглядит его надгробная стела и поэту Альфиери (1810; Флоренция, церковь
Санта Кроче).
КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ.
Ярким выразителем идей французского классицизма на рубеже веков был
Жак-Луи Давид с его гражданскими идеалами, выраженными посредством
канонов классицизма (Клятва Горациев, Смерть Марата, Клятва в зале
для игры в мяч). Из ревностного сторонника республиканцев он стал
пропагандистом идей Наполеона – писал портреты, коронацию. Доминик Энгр – известный портретист,
виртуозный мастер, воспевавший общечеловеческие ценности. В Испании на рубеже веков творил Франсиско
Гойя, осознавший трагедию своей эпохи в серии «Капричос», главной темой
которой стало столкновение сил разума и подсознания, жизни и смерти.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
19 ВЕКА
Установление капиталистической цивилизации
с её нормами, колонизация Востока, парламентаризм и выборность,
расцвет разных форм общественного мнения, «Машинный переворот» и
появление новых фабрик («луддиты» и Байрон!), новые технологии –
вот далеко не полный список того, чем ознаменовалось наступление
нового столетия. Разрыв нового человека с природой привел к погружению
в недра цивилизации. Под влиянием дегуманизации изменились
взгляды на жизнь. Но мысль о преобразовательной мощи разума способствовала
необычайному расцвету науки, формированию естественнонаучного
мировоззрения.
Важным философским направлением стал
позитивизм, утверждавший приоритет конкретного знания над философскими
рассуждениями, настаивающий на верном знании окружающего мира.
Дарвин настаивал на переходе от эксперимента и реального факта
к обобщениям. Общество понималось как живой организм. В человеческой
жизни действует закон борьбы за существование, выживания самых
приспособленных. Позитивизм стал основой социологии. Нравственное
начало защищали лишь романы (Остин).
19 век – время глубоких преобразований, ощущения динамики
жизни. Революции и глубокие потрясения общества с разрушением
традиционного уклада жизни и крушением буржуазного мира.
Культура в 19 веке окончательно
приобрела светский характер. Господствовало 2 основных направления:
романтизм и реализм. Романтизм – общее направление развития художественной
культуры, которое переросло в национальное направление, это тип
художественного мышления, зародившийся в конце предыдущего столетия
в Германии и распространившийся в 19 веке по всей Европе. На глазах
одного поколения неоднократно менялся уклад жизни, и трансформировалось общество.
РОМАНТИЗМ
1. Начался с культа Средневековья
и отчасти Античности (как неоклассицизм с «вечными мотивами»).
2. Идея разочарования
в разуме и духовности. Но через духовность познаются законы мира.
Отсюда трагедия души, отразившая трагизм мира.
3. Развитие народности,
возвращения к истокам, пропаганда народного духа вызвала интерес
к фольклору, мифологии, истории.
4. Идея самоценности личности
(понятие личности утвердили романтики) с приоритетом субъективной
характеристики.
5. Культ творческой личности,
художника – утверждение жанра автопортрета, культа творчества
Гофман – Крейслер.
Романтики с ужасом пытались отвернуться
от буржуазной цивилизации, первыми критиками которой они были,
говоря об опасности бездуховности, о создании идеального мира в
противовес реальному. Отсюда идея двоемирия во внешнем и внутреннем
мире человека. Все романтические произведения отличают
характерные признаки: во-первых, в каждом романтическом произведении нет
дистанции между героем и автором. Во-вторых, автор героя не судит,
но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как
бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический.
Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы,
катаклизмы. Разлад
идеала с действительностью, ироническое сопоставление фантастического с
реальным, кипение страстей и динамизм жизни, грандиозные идеи переустройства и
скорбь бессилия, показ теневых сторон души и стремление к совершенству – вот далеко
не полный перечень характерных черт этой эпохи. Наиболее ярко
продемонстрировала их Франция. Своеобразным оказалось романтическое восприятие
немцев с их меланхолией и мистериальностью, а также стремлением к бюргерскому
уюту. Поиск новых выразительных средств отличал английское искусство,
обратившееся к фольклору и фантастике, а также продемонстрировавшее новое
видение реальности в традиционных для европейского романтизма жанрах – пейзаже,
портрете и картинах народного быта.
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО 19 ВЕКА
Французская революция
1789-1794 годов положила начало новой эпохе в истории не только Франции,
но и культуры Европы. Главной темой искусства стало раскрытие трагических
противоречий между личностью и обществом. Художники стали интересоваться
политикой, участвовать в общественной жизни и надеясь на плодотворные
перемены. Франция породила различные направления искусства и
распространила их по всему миру. Наряду с традиционным классицизмом
академического вида появился т.н. «революционный классицизм»,
подготовив почву для становления романтизма в 1820-х годах. Наряду
с ним во Франции набирал популярность стиль реализма, выразившийся
в деятельности школы барбизонцев. Во второй половине 19 века на
смену цельным художественным тенденциям приходят крупные творческие
индивидуальности со своими законами искусства, эстетикой и
творческой системой. В мире искусства нарастает протест художников,
выразившийся в отречении от академических законов с их техникой,
тематикой, условностями и салонными выставками, куда картины отбирались
не по критерию таланта, а по иным соображениям коммерческого характера.
Реакцией на академизм во Франции к середине 1870-х годов стал импрессионизм
и у его приверженцев выработался общий метод, приверженность к определенным
жанрам, элементы сходной программы. Но уже в 1880-х годах о единстве
течения никто более не вспоминал, и вчерашние союзники образовали
разнородную группу, условно именуясь постимпрессионистами. При
этом они оставались творчески самобытными и талантливыми сами по
себе – Сезанн, Гоген, Ван Гог…Восхищавшаяся их творческой свободой
и новаторскими художественными
приемами молодежь развила достижения художников рубежа
19-20 веков в калейдоскопе различных стилей эпохи модернизма.
|