Тему "Чайковский и Шуман"
хочется открыть словами русского композитора, сказанными в одной из его
критических статей: "... музыка второй половины текущего столетия составит
в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут
шумановским... Музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и,
в то же время, резко от него отделяющаяся, открывает нам целый мир новых
музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие
предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов
нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые
обуревают сердце современного человека" (II, 38). Не правда ли, такие -
или похожие - слова нам сегодня хочется сказать о Чайковском?
Близость внутреннего мира Чайковского и Шумана
была отмечена еще современниками, прежде всего Г.Ларошем. Она проявляется едва
ли не ярче всего в сочинениях для фортепиано. Сам Чайковский, говоря о своем
"Детском альбоме", прямо указал на его связь с "Альбомом для юношества":
"как у Шумана". Как и Шуман, Чайковский, обращался в своей вокальной
лирике к текстам Г.Гейне. Как и Шуман, создал симфоническое произведение на
сюжет "Манфреда" по Байрону... Соприкосновения с музыкальным миром
Шумана сопровождают всю жизнь Чайковского. Учась в консерваторском классе
А.Г.Рубинштейна, он по заданию учителя инструментует две вариации из
шумановского фортепианного цикла "Симфонические этюды". Тогда же,
проигрывая с Ларошем в 4 руки сочинения Шумана, молодой музыкант особенно
горячо полюбил Третью симфонию. Летом 1866 года, сочиняя свою Первую симфонию,
Чайковский, по воспоминаниям брата, часто проигрывал другие шумановские
симфонии. Спустя еще два года в его переводе на русский язык было издано
литературное произведение Шумана "Жизненные правила и советы молодым
музыкантам". В середине 70-х перекладывает для голоса с оркестром балладу
"Вещий сон". Шуман был композитором, сочинения которого постоянно
звучали в Москве под управлением Н.Г.Рубинштейна. Откликаясь на эти концерты,
Петр Ильич упоминает в своих статьях имя Шумана множество раз! В дневнике, в
конце 80-х, по поводу оратории "Рай и Пери", записывает: "Эка
божественная вещь!"
Отношение Чайковского к Шуману имеет яркую
индивидуальную окрашенность - и в то же время естественно вписывается в картину
"русского шуманианства", в которую включаются гастроли Роберта и
Клары Шуман в России в 1844 году, и восторженное отношение к его творчеству
русских музыкантов, в котором сходились братья Антон и Николай Рубинштейны,
постоянно исполнявшие в качестве пианистов и дирижеров сочинения любимого
композитора. Под редакцией Н.Г.Рубинштейна в 60-е годы было издано собрание
фортепианных произведений Шумана, и, находясь в Каменке осенью 80-го, Петр
Ильич просит своего издателя П.И.Юргенсона ему это собрание прислать.
Л. З. Корабельникова
|