| В ряду наших великих
соотеч-ков, искавших истину мира в восточных эзотерич. учениях и отразивших в
своей деят-сти реальность косм. эволюции чел-ва, одно из первых мест
принадлежит Александру Николаевичу Скрябину (1872-1915). Жизнь гениального
комп-ра, поразившего аудиторию начала века неслыханными фантастич.
звукообразами, пришедшими как бы «из другого мира», окутана атмосферой
иррациональности. Ис-во С. манифестирует на физич.плане реальность дух.
мира к-тора, столь же загадочного и непостижимого, как сама его личность,
которую многие совр-ки воспринимали как явление, выходящее за рамки земной
действ-сти. «Есть гении, — писал К.Д.Бальмонт, — которые не только гениальны в
своих худ.достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в походке, во всей
своей личной запечатленности. Смотришь на такого, — это — дух, это — существо
особого дика, особого измерения. Из всех... особенных людей, бывших уже
нечеловеками или во всяком случае, многократно и глубинно заглянувшими в нечеловеческое,
в то, что совершается не в трех измерениях, самое полное ощущение гения, в
котором состояние гениальности непрерываемо и в лучащемся истечении
неисчерпаемо, дал мне Скрябин». Непостижимая способность к-тора к ясновидению и
яснослышанию в пространстве и времени, гипнотич. эффекты его сольных концертов
свидет-ют о присутствии в этом феномене новых, скрытых измерений Реальности,
благодаря которым иск-во вновь обрело значение магического акта,
священнодействия. Небывало мощная концентрация духовной энергии в созданных
С-ным звуковых мирах отразилась не только в обилии властно-повелительных,
заклинательных интонационных формул в его поздних соч-ях, но и в появлении у С.
— впервые в ист. музыки — светомузыкальных эффектов. Эта дерзкая попытка
воплотить на матер. плане реальность тонких миров, а также удивительно точные
прозрения в будущее ис-ва и науки заставляют нас чтить его как олицетворение
высочайших взлетов чел-го духа, как величайшего мистика среди музыкантов и
величайшего музыканта среди мистиков. Цепь загадочных и странных событий в
жизни гениального к-тора была непостижимым обр. связана с его тв-вом, являя
собой как бы материализацию в нашей реальности призрачных, «запредельных»
сюжетов скрябинских сонат, поэм, прелюдий. Великий муз-т жил не в 1 и даже не в
2 мирах (нашем и потустороннем), а по меньшей мере в трех. 3-ей Реальностью С.
(по-видимому, наиболее истинной для него самого) был созданный его творч.волей
мир звукообразов тонкий матер. план, определяющий бытие проявленного мира. В
какой-то момент своей композит. эволюции (видимо, он совпал с 1903 г.
окончанием 4-ой сонаты) С. неожиданно осознает, что ему удалось прикоснуться к
великой тайне своего ис-ва. Он открывает в музыке магич. энергию, способную
изменить чел-ское сознание и весь матер. мир (который, по С-ну, явл-ся иллюзией
— проекцией чел-ких сознаний и материализацией их феноменов). С этого времени
к-тор принимает на себя миссию Демиурга — автора, вдохновителя и орг-тора
Последнего Свершения, освобождающего мир от власти материи. В его воображении
рождается замысел «Мистерии» грандиозного синтетического пр-ния иск-ва. В
этом литургическом действе вселенских масштабов должны были
участвовать все жители Земли — причем именно в качестве исполнителей, а не
зрителей. В сферическом храме, плавно меняющем форму (композитор говорил о
«текучей арх-ре» и «колоннах из фимиама»), танцы и шествия сочетались бы с
симфониями ароматов и прикосновений, а декламация свящ. текстов — с магией
Светозвука. Местом для осуществления «Мистерии» была избрана Индия, куда на зов
колоколов, «подвешенных прямо к небу», собралось бы все чел-во. Семь дней
магического действа объяли бы миллионы лет косм. эволюции, а в конце 7-го дня
наступил бы момент вселенского экстаза, уничтожающего бытие и проявленный мир в
лоне Единого Вечного Абсолюта. Об этом «моменте Истины» С. писал: Родимся
в вихрь! Проснемся в небо! Смешаем чувства в волне единой! И в
блеске роскошном Расцвета последнего Являясь друг другу В красе
обнаженной Сверкающих душ Исчезнем.. Растаем..Будущности, работе
над «Мистерией» был посвящен весь его дальнейший творческий путь. Фортепианные
и симфонические произведения были для него лишь прелюдией к «высокому полету»
своего рода подготовительными упражнениями к осуществлению главного дела своей
жизни. «Я обречен совершить Мистерию», — утверждал С., намекая
иногда, что ее идея была «открыта» ему чем-то (или кем-то) внешним. От подобных
объяснений, однако, композитор уклонялся («я не все могу и не все имею
право говорить»), а о самой «Мистерии» рассказывал исключительно
понизив голос. Тогда же он пытается осмыслить события, происходившие в его
внутреннем мире. Он активно изучает философию и смежные науки, делает большое
кол-во оригинальных философ. умозаключений. Его настольной книгой становится
фр. перевод «Тайной Доктрины», которая испещрена многочисленными пометками
композитора. «В учении посвященных, — пишет Б.Шлёцер, — являющихся на
земле посланцами высших сил, непосредственно раскрывающих им сокровенную истину
в ее последовательных аспектах для просвещения человечества, в этом учении он
находил объяснение и оправдание своей миссии на земле, ибо и себя считал
непосредственно, свыше посвященным, членом по рождению дивного братства,
которое, он верил, существует где-то на земле, пока тайно, и ждет его». Все
его помыслы были устремлены к далекой Индии, легендарной Шамбале, где, по
словам С-на, ему «нужно было кое-что разузнать». Истина, пришедшая с Востока,
была, видимо, наиболее близка к найденным к-ром в музыке косм.законам, а облик
Реальности в древних эзотерич. учениях во многом совпадал с чертами открытого
Скрябиным мира. «Мы, европейцы, говорил С., — больше знаем и чувствуем Восток,
чем те, кто на Востоке. Я больше индус, чем настоящие индусы». «Он был
не от мира сего, и как человек, и как музыкант, — писал биограф С-на
Л.Л.Сабанеев. — Только моментами прозревал он свою трагедию оторванности и
когда прозревал, не хотел в нее верить». К.Д.Бальмонт вспоминает о странном
ощущении во время скрябинского концерта, когда композитор на мгновение как бы
приоткрыл в себе для слушателей черты обитателя иного мира: «С. около рояля. И
когда он начинал играть, из него как будто выделялся свет, его окружал воздух
колдовства... Существенно, что этот фантаст. облик существа с иными
целями и смыслом бытия возникал только в звуковом мареве загадочных,
гипнотически действующих поздних с-ких произведений, действительно открывающих
окна в другие миры, частью которых становился сам композитор. С., как и лама
Говинда, был убежден, что видимый мир — всего лишь результат определенного
описания: понимания, внушенного с детства. Поэтому скрябинский микрокосм, как и
человеческое сознание, не сводится к конспективному отражению макрокосма данной
в опыте Реальности. Наиболее существенны в нем те черты, которые позволяют,
преодолевая невидимые преграды, переходить в иные мировоззренческие системы,
адаптируясь, как это свойственно живому существу, к новым условиям обитания.
Поэтому «удельный вес», значимость внешнего облика мира, с одной стороны, и
мысли, живущей в этом мире, с другой стороны — для С-на оказываются
равноценными. «Нужно понять, — пишет к-тор, — что материал, из которого создана
вселенная, есть (наше ) воображение, (наша) творч.мысль, (наше) хотение, а
потому нет в смысле мат-ла никакой разницы между тем состоянием нашего сознания,
которое мы называем камнем, который мы держим в руке, и другим, называемым мечтой.
Камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны»*. В
определенном, «квантованном» матер. мире отсутствует динамика движения, а в
размытой по всему пространству «волне» мысли нет фиксированного предмета
внимания — конкретного феноменального проявления**. Такое своеобразное
отражение принципа корпускулярно-волновой дополнительности наводит на мысль,
что основу обоих феноменов составляет некая Сущность высшего порядка — источник
излучения всеохватывающего поля, «выключающего» человека в мир и создающего для
него пространство мифа — единственно возможную среду обитания
разумного существа.(* В данной статье цитаты без ссылок даются при
использовании фрагментов «Записей А.Н.Скрябина» // Русские пропилеи: Материалы
по истории мысли и литературы. — М., 1919. — Т.6.** «Это бытие, — отмечает Е.
П. Блаватская, — символизировано в «Тайной Доктрине» под двумя аспектами. С
одной стороны — Абсолют, Абстрактное Пространство-Сознание. Даже наши западные
мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от
изменения, и потому движение является лучшим символом процесса изменения
и его главным признаком» («Тайная Доктрина». c. 49).) По В. И. Корневу эти грандиозные
мировые «Иллюзии» — мифы «исторических» или «пророческих» (христианство,
иудаизм, ислам) и «природных» (индуизм, буддизм, даосизм...) религий,
образованные объединенной энергетикой миллионов чел. сознаний,
представляют собой искажение Реальности, которая оказывается поэтому
недоступной в своем «чистом виде» для мыслящего субъекта. Научное и худ. о
мире, принадлежащее определенной к-ре, отражает только одну из граней
Реальности, к-ая в сознании представителя данной культуры «разрастается» до
целого Универсума. Попытки же расширить Вселенную сознания связаны с
преодолением границ «своего» мифа и выходом за его пределы. С.,
воспитанный в традиции христ. мифа, построенного на идеях самодержавия
божественной сверхличности, однородности мирового простр-ва и самодавлеющего
противоречия добра и зла, нашел путь его расширения и трансформации в иск-ве
звуков — самом мобильном способе проецирования Вселенной чел-ского «Я» в
окружающую среду. При этом простр-во нового мифа сочеталось со старым по принципу
дополнительности, открывая неизвестные в рамках последнего стороны Реальности.
Отличную от христ. мифа картину мира являют религии Востока, где
вселенная являет собою манифестацию надличностного Абсолюта в необозримой
множественности пространств и миров, как результате деятельности целой иерархии
демиургов, и сам человек не мыслится в центре мироздания, а помещается в
эволюционный ряд, образованный саморазвивающимся Универсумом. «Творящий Дух»
С-на на определенном этапе находился в этой области, но в целостном своем
проявлении он выходит за рамки и такого способа видения мира. Эволюцию его
мировоззрения можно трактовать как яркий эпизод в развитии самопознающего
космического Духа, своего рода «путешествия сознания» в условиях земного матер.
мира. Сам С. неоднократно подчеркивал свою «независимость» от традиционных
трактовок Реальности. «Мир, живший в представлении моих предков, — пишет к-тор,
— я тебя отрицаю. Я отрицаю тебя, все прошлое вселенной, науку, религию и
искусство, и тем даю вам жить». Структуру силового поля мифа, определяющую
традиционный образ мира, он воспринимает как «частоту вибраций» составляющих
это поле ментальных волн — их «ритмический рисунок», находящийся над сознанием
субъекта и формирующий структуру этого сознания, также принимающего участие в
«коллективном творчестве» мифологического пространства: «Я родился и начинаю
повторять бессознательно ту же ритмическую фигуру, которую повторяли
все мои предки. Я создаю мир, как они его создали, не ведая о своем тв-ве и
думая, что я воспринимаю что-нибудь в н е меня существующее. Для каждого мир
был таким, каким он его желал (бессознательно)». С. определяет
сознание как последнюю и единственную реальность мира — главный «источник
излучения» мифополя («Все — феномены, рожденные в лучах моего сознания»,
которое образует Вселенную чел-ка — то, что он может воспринять и осмыслить в
мире: «Я познаю мир как ряд состояний моего сознания, из сферы которого не могу
выйти». Для композитора очевидна ограниченность такого видения Реальности
(«...Бытиё для меня есть, с одной стороны, мое переживание, а с другой внешний
этому переживанию мир... Вселенная для меня идея, часть ее находится в поле
моего сознания, есть предмет опыта. Вселенная есть бессознательный процесс.
Воспринимаемое мной есть часть его, освещенная моим сознанием», но поскольку,
пишет С., «я не могу выйти из сферы моего, включенного в мой мозг, сознания»,
то «весь воспринимаемый мною мир может быть творческой деятельностью этого
сознания». Способность к творчеству, таким образом, становится основным
условием расширения границ Реальности в сознании. «Недавно человек, — пишет С.,
имея в виду, видимо, самого себя, — сознал себя творцом всего того,
что он называл своими ощущениями, восприятиями, явлениями. То, что он считал
вне себя, оказалось в его сознании и лишь в нём». Так
познание Вселенной сводится к познанию «природы свободного творчества». Творчество,
по С-ну, имеет «сознательную» и «бессознательную» стороны. «Бессознательное»
тв-во соответствует «включенности» человека в миф: «Бессознательной стороной
своего творчества я участвую в всем. Вселенная есть бессознательный процесс
моего творчества». «Сознательная» сторона, напротив, заключается в преодолении
рамок традиционной картины мира — «образов прошлого». «Чем сильнее образ
прошлого, — замечает С., — тем быстрее он овладевает сознанием, тем больший
подъём необходим для его исключения из сферы сознания... Со стороны сознания у
меня переживание иного,нового, с другой все остальное в своем стремлении
завладеть моим сознанием. Подъем в этой борьбе определяет качественное
содержание переживаемого мной состояния». Стремление выйти за пределы своего
мифа — традиционного видения Реальности — композитор определяет как «отделение»
от него, «отрицание» сформированного его структурой типа сознания: «окружающая
обстановка для меня, как звено родовой цепи, является привычкой. Я
хочу того, чего у меня не, я хочу создавать. Отрицать что бы то ни было —
значит возвыситься над этим. Отрицание есть высота неудовлетворенности.
Соединенное с хотением нового, неизведанного, оно уже есть
творчество». Творческий экстаз, выводящий за пределы мифа, открывает Сознающему
его ограниченность и неисчерпаемость Реальности, с которой снят покров Иллюзии.
Композитор осознает, что мир неизмеримо шире человеческих представлений о нем —
хотя его привычный облик также реален: «Не пугайся этой бездонной пустоты! Все
это существует, все есть, что ты хочешь, и только потому, что ты хочешь,
потому, что ты сознаешь свою силу и свою свободу? Ты хочешь лететь, — лети, как
хочешь и куда хочешь, вокруг Тебя пустота!». Ощущение «полной свободы» при
выходе за границы мифа, состояние «божественного опьянения» всемогуществом
своего сознания отражается в пафосе таких утверждений С-на, как: «Я существо
абсолютное... Я Бог». Композитор считает, что его сознание совершенно
автономно, свободно от какой-либо мифологической модели Реальности: «Если нет ничего,
кроме моего сознания, то оно едино, свободно и существует в себе и чрез себя.
Значит оно — господин вселенной и может по произволу изгонять то или другое из
своих состояний». Преодоление мифологической иллюзии — венец развития всей
истории восприятия человеком Реальности. «Верования каждой эпохи в чел.истории,
пишет к-тор, — соответствуют брожению чел. сознания в ту эпоху. Мы уже теперь
говорим, что воображение древних населяло леса фантаст. существами, а для них
самих эти сущ-ва были реальными; многие даже видели их. Их тв-во (сознание) не
возвысилось до того порядка и спокойствия, каково оно теперь. Они искали, как
ищут худ-ки, набрасывая эскизы». С. убежден в том, что ему удалось
синтезировать все миф. картины мира: «Народы искали освобождения в любви,
искусстве, религии и философии; на тех высотах подъёма, которые именуются
экстазом, в блаженстве, уничтожающем пространство и время, соприкасались они со
мной... Вы, чувства терзания, сомнения, религия, иск-во, наука, вся история
вселенной, вы — крылья, на которых я взлетел на эту высоту». Но в каком
же мире оказывается сознание С-на, какая Реальность открывается его духовному
взору? Очутившись за пределами мировых Иллюзий, творческий Дух может созерцать
все эти Иллюзии как свои феноменальные воплощения, не «притягиваясь» ни к одной
из них: «Мое сознание вне всех своих состояний есть возможность (чистая
деятельность) и в смысле временном и пространственном совершенно ничто». Но
момент внимания к любой из картин Реальности, вызванный жаждой
самовыражения Духа («отпечатления Духа на материи») означает мгновенное
«включение» в какое-либо из мифологических полей, определяющих конкретный
способ видения мира. Бытие же Духа «в себе» оказывается для художника-творца не
менее иллюзорным, чем бытие в любом из мифологических пространств; в сущности,
это не постижение Реальности, а полное «отключение» от нее: «Все, что меня
окружает, и я сам, есть не более как сон, нет никакой действительной
множественности... Единое без множества есть понятие безразличия — ничто». Таким
образом, картины мира без человека, без его сознания и «излученнного» им поля
мифа не существует! «Вопрос, — пишет к-тор, — может быть поставлен
так: как совершается переход от небытия к бытию, куда помещает себя дух,
куда пробуждается, т.е. что он начинает переживать». Коллизия между с-ским
стремлением сохранить свою «свободу» видения мира и притяжением «готовых»
картин Реальности, закодированных в архетипах Бессознательного, привела к
удивительному феномену. «Балансируя» на стыках различных мифологических
пространств, композитор пытается выстроить новый, свой миф! Слабое
поле мысли, образующееся между субъектом и объектом, С. усиливает до
напряженности миф. пространства, включая в него в кач-ве объектов уже
существующие картины мира: «Я вершина того мирового здания, которое создано
усилиями всех веков». Каждое новое пр-ние композитора, начиная с 1903 года (с
ор. 30), имеет «сверхзадачу»: поддержать пульсирующую энергетику нового
Сверхмифа, утверждая реальность его простр.-временного бытия. Открыл ли С.
Истину мира в созданной им самим Реальности? Несомненно, что это было главной
задачей его деят-сти. Если в серии записей 1904 — 1905 гг. мы находим
утверждение, что «истина исключает свободу, а свобода истину», то годом позже
он заявляет: «Я хочу познать истину. Это центральная фигура моего
сознания». Истоком («излучающим центром») мира, по С-ну, является мысль:
«Мысль -единственный материал творчества. Она есть жизнь и включает в себя все
возможные переживания... Когда небытие, он ничто, когда она бытие, она единство
и множество или множество в единстве». С. понимает мысль как всепроникающее
поле- энергию Вселенной, что «разливается, как разливается океан, оставаясь
всегда равной самой себе», отождествляя ее с «универсальным сознанием», которое
есть «сама мысль» и с Богом, который «как состояние сознания, есть личность,
являющаяся носителем этого высшего принципа, который, как таковой, есть ничто и
возможность всего, есть сила творчества». Несомненно, что объед-ий все
(как казалось С-ну) миф. простр-ва скр-ский Сверхмиф должен был, в отличие от
прежних мифов, сделать исток бытия «видимым»в рамках Иллюзии. Здесь должна была
ощущаться эфемерность материальных объектов и осязаемость духовной энергии.
Реальность, открытая им — это Реальность творящего Духа: новый мир с иными
целями и смыслом бытия, многомерное простр-во, где свободно текут мысли-образы.
Рождение этого мира в сознании к-тора было для него, видимо, не менее
таинственно и загадочно, чем и для нас. С. воспринял это событие как
совершившееся в его Духе тайнодействие — Мистерию, лежащую в начале новой косм.
эпохи и определяющую ее облик, «программу» , основные задачи. Таким же образом,
как мистерией Голгофы (по Р.Штайнеру — «перенесенным из Космоса на землю
фактом») открылась христ. эра, «Мистерия» должна была, стерев черты старого
мира, ввести обитателей Земли в новую эпоху пробужденной энергетики чел.
сознания, вооруженного мощными силами косм-их энергий. «Мистерия» , по замыслу
к-тора, была не Концом, а Началом истинного — божественного — бытия человека.
Фактически, с 1903 года С. жил в иной Реальности, ином мире, ставшим для него,
по словам Б.Шлёцера, «столь же несомненным, как и всеми нами видимый мир».
Отдельные его пр-ния были как бы «окнами» в эту Реальность, открывающими ее
части, но не дающими полной картины. Философские «Записи» отражают стремление
к-тора «разобраться» в том, что происходило с его сознанием, осмыслить
открывшуюся ему необычную картину мира. Замысел же «Мистерии» можно трактовать
как отчаянную попытку С. соединить два мира, раз и навсегда убедив слушателей в
истинности своего видения Реальности, открыв перед ними ее полный облик.
Сохранившиеся с-ские описания «Мистерии» показывают, что она должна была
вынести «вовне» реальность внутреннего мира к-тора. Сферический храм «Мистерии»
— копия скр-ской Вселенной, где в центре находится мысль автора — исток бытия,
с которыми он в этот момент отождествляется: «Я... хотение стать истиной,
отождествиться с ней. Вокруг этой центр.фигуры построено все остальное...
Центр-ое переживание излучает вселенную в формах времени и простр-ва и времени;
причем мое переживание есть центр этого шара бесконечно большого
радиуса». Последние слова важны: простр-ные границы храма «Мистерии»
были условны — в момент экстаза эта «Вселенная в миниатюре» должна была
расшириться до размеров целой большой Вселенной: «Открылись бездны времени.
Рассыпались звезды в бесконечном пространстве. Разлился огонь моих стремлений».
«Чудеса», происходящие в храме (светомузыкальные эффекты, симфонии ароматов и
прикосновений и т. п.) демонстрировали реальность иного мира, вводя
человечество в новую «среду обитания». Выйти из «Мистериума»
невозможно, ибо Вселенная за его пределами прекращала свое
сущ-ние для участников действа. Храм «последнего свершения» являл собой
своеобразный простр.-временной тоннель для перехода в иной мир, находящийся в
других измерениях. «Мистерия» не была концом косм-ой эволюции — она знаменовала
собой лишь конец привычного способа бытия, истории нашей расы. В другом мире
наступит время «последнего свершения, и кем-то (не С-ным) будет написана новая
«Мистерия»: «Новая волна творчества, другая жизнь, другие миры». «Уничтожение в
пламени мирового пожара» и «возвращение к Единому, успокоение в Нем» не
означает следующего за этим вечного Небытия — вечной инертности
Единого. Говоря точнее, Небытие является таковым лишь с нашей точки зрения
— на самом деле это и есть «иной мир», противоположный нашему; для него наш мир
также символизирует собой Небытие, антимир. Смоделированная С-ным Реальность,
причудливо совместившая буддистскую множественность миров с
христ.антропоцентризмом («Человек-Бог является носителем универсального
сознания»), являет собой своеобразную объективацию небытия. Поскольку Дух —
исток с-кого мира — есть «безусловно нечто вне времени и пр-ва», то все, что
меня окружает, и я сам, — считает он, — есть не более, как сон... Меня нет, я ничто».
Соответственно вселенная, к-ая понимается С-ным как «возм-сть всего и все...
творч. сила, свободная деят-сть, хотение жить», также «есть ничто (в смысле
времени и пр-ва)», а «единственное данное есть настоящий момент, которого нет».
Таким обр., Небытие для С-на это наша Реальность: «единообразное множество»,
которое «есть в смысле объективном ничто». Истинное же бытие находится в
сознании, где «все живо, все, каждая мысль имеет реальное сущ-ние»,
где «мое хотение того или другого есть явление , самопребывающее в
сознании, и я, так сказать, действую на плане этого хотения». Только через
«творч. начало» («волю к жизни», «хотение жизни») «абсолютное небытие
становится абсолютным бытием». «Во внутренней борьбе, — пишет С., — я чувствую
свою активность с двух сторон. Я раздваиваюсь», при этом «покой рождает
хотение дея-сти, деят-сть рождает желание покоя». Это «стремление и
противостремление» Духа присутствует «всегда, вечно и во всем», как два
полюса, между которыми находится пространство скрябинского мифа: энергетическое
поле, образованное замыканием Бытия (+) и Небытия (-). В момент последнего
вселенского экстаза «абсолютное бытие»должно было, по мысли композитора, не просто
«соединиться», а «отождествиться с небытием», сделав скрябинское
мифологическое прост-тво всеобщей мировой Реальностью. Таким образом, законы
космической эволюции С. отождествляет с законами деят-сти своего « творящего
Я», а создание Вселенной — с моментом рождения музыкального образа. Несомненно,
что единственно истинной Реальностью в жизни его была Музыка — манифестация
Небытия, определяющего бытие проявленного мира*. «Музыка — путь откровения, —
говорил С. Вы не можете себе представить, какой это могущественный метод
познания. Сколь многому я научился через музыку! Все, что я теперь думаю и
говорю — все это я знаю чрез свое творчество». Но была ли творческая воля его
полностью сознательна, контролировал ли он ее на уровне Разума? С. часто
упоминал о «темных глубинах Духа творящего», откуда поднимаются его
произведения, о луче своего Разума, пронизывающего тьму Бессознательного. Он
разделил Вселенную на три части: «Большое Я» — Вселенная Бессознательного,
океан Бытия (самая истинная Реальность); «малое Я» — часть Вселенной «Большого
Я», освещенная лучом Разума (самосознание, граница двух миров); и «не-Я» —
обычный физический мир, феноменальное проявление Вселенной «Большого Я» . В
книге «Музыка как предмет логики» (М., 1927) А. Ф. Лосев определяет музыку как
«слышимое нечто», которое «гонит науку и смеется над ней». «Мир — не научен,
Мир — музыка, а наука — его накипь и случайное проявление». «Малое
Я» С-на можно представить как тонкую цветную пленку Разума между двумя
безднами: океаном Творящего Духа (Бытия) с одной стороны, и бездной Небытия —
мертвого физ. мира — с другой. На основании Записей к-тора можно предположить,
что названная пленка и образовывала границу «сферы бесконечно большого радиуса,
которая, как это ни парадоксально, имела при этом внутреннюю и внешнюю области,
соответствующие Вселенной «Большого Я» и Вселенной « не-Я»: «Я ограничиваю Я через я и
создаю не-Я. Стенки этой сферы соответствовали полю мифа —
шарообразному полупрозрачному экрану, на котором чел-к видит и свое отражение,
и неясные контуры Всеобщей Реальности. С этой позиции музыка представляет собой
экран, куда проецируется самосознание,но и отражает видение человека
миром, который был для С-на живым мыслящим существом. Природа вечной тайны
музыки связана с тем, что зашифрованная в ней информация не попадает прямо на
экраны сознания человека. В ее создании и восприятии участвуют не только чел.
Разум (погруженный в сферу рационального — Небытия) и Воля (находящаяся в
иррациональном Бытии). Музыка должна пройти через Разум мира (кот-ый понимает
ее смысл) и Волю мира (кот-ая придает ей матер. форму вибраций). «Необходимо
неЯ, чтобы Я в я могло творить» — пишет С.,
подтверждая мысль, что создание каждого муз. пр-ния неизбежно затрагивает
тончайшие структуры Космоса. Поэтому говорить о неосуществленности его
«Мистерии» имеет смысл только с точки зрения обычного сознания и связанной с
ним земной реальности. Все материально выполнимые этапы этого акта С.
осуществил не только в своей жизни и творческой эволюции, но и в каждом отдельно
взятом произведении позднего периода творчества. В этом смысле «Мистерию»можно
рассматривать как увеличенное до гигантских масштабов «обычное» произведение
(сонату, этюд или поэму), а последние как миниатюрные копии «Мистерии». Речь,
конечно, не идет о прямом совпадении сюжета и событийной канвы каждого
сочинения (как раз это у С-на встречается не часто). Общим для всех пр-ний является творч.
принцип , матер-ция которого в звуках допускает мн-во вар-тов. В каждом
новом соч-и С. заново открывал этот универс. принцип, что дало ему повод
сначала отождествить свое творчество с объективным, внеличным космическим
процессом («Все есть мое творчество. Но и само оно сущ-ет только в своих
творениях, оно сов-нно тождественно с ними», а затем прийти к мысли,
что сознательное развитие и усовершенствование этого принципа в художественном
произведении приведет и к трансформации Вселенной: «Я уже много раз создавал
тебя, мир... бессознательно. Теперь же я возвысился до сознательного
творчества». Эволюция Вселенной как самосознающего Духа, описанная
Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине», обнаруживает неожиданное сходство с
процессом создания муз. пр-ния, что объясняет увлечение С-на теософией и дает
нам основание определить загадочный «творческий принцип» к-тора как теософский
Космогенезис. Начало мира, по «Тайной Доктрине», заключено в Брахмане,
непроявленном Логосе, непостижимом для человеческого сознания и вмещающем в
себе все. В составности человека ему соответствует Атма, искра божественного
Духа, абсолютная суть бытия, которая также будучи непостижима для сознания,
воспринимается им как Нечто. Для С-на это отправная точка мистического опыта и
творчества, мистериальная сверхзадача, непроявленный, не осознающий себя
таинств. магический Звук. Следующий этап космогенезиса, по «Тайной
Доктрине» — осознание себя Брахманом в Проявленном Логосе (Браме) и зарождение
в последнем первичной полярности: активного (мужского) и пассивного (женского)
начал. В психическом мире этому соответствует появление Самосознания и ощущения
раздвоенности на его Бессознательную и Сознательную часть (объективную и
субъективную реальность), а в творческом процессе — осознание «Мистерии» как
художественного образа и его дифференциация на мистериальную (средства
воплощения) и духовную (принципы воплощения) части.*(* Прекрасной иллюстрацией
этого «видимого»этапа мистерии может служить начало «Прометея» («Поэмы огня»),
где первичный звуковой хаос («материализованное Ничто») как бы «ощупывается»
одноголосной «темой Прометея», «осознается» как структура. «Прометеевский
аккорд» — это, в сущности, даже не звук, а только ощущение, предчувствие звука,
зарождающееся в пурпурно-фиолетовом мареве духовного озарения. Дальнейшая
материализация Духа порождает уже три феномена: непроявленный Дух (1),
космическое электричество Фохат (2), посредством которого Дух воздействует на
Материю (3) и «отпечатывается» на ней, таким образом проявляя себя. Говоря
современным языком, это: 1) нематериальная Информация — основа любой
организации материи; 2) Энергия (масса покоя которой равна нулю) — посредник
между инф-ей и материей; 3) собственно Материя — неисчерпаемое разнообразие
структур феноменальных миров. С точки зрения с-ской космогонии, первичной
является Информация, Дух, Бессознательное — единственная объективная
Реальность. Дух един, но неисчерпаем. Нисходя в Материю, он проявляется в
бесконечном ряде феноменов. Материализованный Дух — это Сознание, которое в
силу своей дискретной природы дифференцирует единую, континуальную информацию
Бессознательного на множество миров, явлений, располагая их в пространстве и
времени. Так формируется субъективная реальность человеческого сознания,
включающая все явления проявленного и непроявленных миров, которые оно способно
постигнуть. Энергии здесь соответствует воля к жизни, творческая активность,
момент в искусстве, «высвобождающий» художественную идею из звукового
хаоса. С позиции анализа с-кого искусства, описанная триада представляет
сущность, «рабочий этап» творческого процесса, воплощение идеи в материале*.
Она проявляется на всех уровнях. В самом широком масштабе — это
«материализация» мистериального замысла в целом ряде феноменов — маленьких муз.
вселенных, каждая из которых самодостаточна и в то же время обнаруживает свое
«мистериальное» происхождение: «Океан фантазии творит — это значит, что он
окрашивает свои капли в различные цвета, притом ему достаточно лишь одну из них
окрасить в какой бы то ни было цвет, остальное необходимо получат другие
соответственные окраски, ибо цвета никакого нет, как только относительно других
цветов. Это дает некоторое понятие по аналогии об индивидуальном творчестве и о
его воздействии на вселенную». (* Эта «триада Бытия» (Материя, Энергия,
Информация) имеет свои соответствия и в Небытии, благодаря чему проявленный мир
относительно устойчив. Видимо не случайно С. помещает этот важнейший теософский
смысл шестиугольную звезду, образованную 2 наложенными друг на друга
треугольниками («триада Бытия» + «триада Небытия») — на обложку первого издания
партитуры своей «Поэмы огня». На уровне отдельного пр-ния — это
«материализация» худ. образа, его «проявление», но и неизбежное обеднение,
ограниченное рамками чувственно воспринимаемых звуков. Даже при создании
миниатюры С. воспроизводит все этапы инволюции Духа в Материю 1-ю половину
«Мистерии». Это «уплотнение» Информации в творч. Энергии, а затем —
«уплотнение» Энергии в звуковом теле пр-ния. 2-ая половина «Мистерии» —
эволюция Материи к Духу — поначалу как бы выносится С-ым «за скобки» творч.
процесса. К-тор, с одной стороны, переносит процесс дематериализации звука в
воображение слушателя, полагая, что воспринятая сознанием звуковая инф-ция
совершит обратный путь в Бессознательное, где она может быть «расшифрована» уже
не как конкретный звукообраз, но как нематериальный инф. блок (подчеркнем, что
поскольку речь идет о движении от сознания, слушатель, как
правило, не осознает этого процесса). С другой стороны, С. пытался добиться
дематериализации звука как пианист, что производило эффект не на публичных
концертах, а в ке, в узком кругу друзей. Далее он переносит процессы
дематериализации уже в сферу худ. воплощения. Это светомузыкальные эксперименты
(свет — тот же звук, только более высокой частоты, являющийся его продолжением
в высших духовных сферах). Это, далее, проекты синтетического искусства,
которое должно было отобразить все, возникающее в Бессознательном в связи с
музыкой, чувственные ассоциации: зрительные, обонятельные, тактильные,
вкусовые. Вторжение в Бессознательное, задуманное композитором, подразумевает
управление воображением слушателя. «Воображаемые звуки» (которые не должны были
звучать, но которые надо было себе представить) С. намеревался ввести в
«Предварительное действие» и записать особым шрифтом. Это, видимо, был
последний шаг к дематериализации звука и первый шаг к одухотворению всех
остальных средств синтетического искусства. Следует подчеркнуть, что
скрябинский творческий процесс, материализованный в звуках, отражает не просто
абстрактные закон-сти становления Вселенной как накопления инф-ции (образования
порядка из хаоса), но показывает и «внешний» конкретный образ косм. процессов
как движения ориентированных в пр-ве и времени точечных масс. Оформляя такую
«точечную массу» (звукомножество) в виде аккорда, С., отражает в его
стр-ре принцип строения любого физ. объекта, неизменный от нуклона до галактик
— плотное ядро и поле вокруг него: «...Центр, окруженный массой единообразных
стремящихся от центра частиц. (* Любопытно,что структура центрального элемента
скрябинской тональной системы — альтерированного доминантового нонаккорда —
соответствует приведенным в «Тайной Доктрине» «числам творения». Станца IV
повествует: Из лучезарности Света — Луча Вечной Тьмы — устремились в
Пространство Энергии вновь пробужденные; Единый из Яйца, Шесть и Пять. Затем
Три, Один, Четыре, Один, Пять — Дважды Семь, Сумма Всего». Если взять за точку
отсчета, например звук «До» большой октавы, а за единицу измерения — целый тон,
то скрябинский аккорд расположится так (в скобках указаны расстояния между
звуками):До(6) до(5) си-бемоль(3)1 ми(1)1 фа-диез(4)(1) ре(1)2 ми(5)2 ре<
| |