Пятница, 26.04.2024, 16:39

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Файлы » Мои файлы

тематика вопросов к семинарам по ИМХК для 3 курса филфака БашГУ
02.11.2010, 20:41

                    1 БЛОК.           РОМАНТИЗМ:        ОТ  ФАНТАСТИКИ  ДО   ФАНТАСМАГОРИИ.

Занятие 1. Параллелизм стилевых тенденций в начале ХIХ века  (классицизм и романтизм).     

                                                                   Антитеза идеала и действительности (3часа).

 

1.         Утопические идеи Просвещения и фантастические образы «Волшебной флейты» В. - А. Моцарта. Моцарт и Гете.

2.        Лирическое настроение и его оттенки у героев вокального творчества Ф. Шуберта и Р. Шумана (баллада «Лесной царь», циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Любовь и жизнь женщины»).

3.        Фантастические образы в австро-немецком музыкальном театре начала 19 века. Э.-Т.-А. Гофман («Ундина») и К. – М.  Вебер («Волшебный стрелок», «Эврианта»* и «Оберон»). Фаустианские мотивы во «Фрейшюце».

4.        Гофман Э.-Т.-А. и Р. Шуман: Крейслериана (своеобразие жанра и проблема трактовки образов, тема богатства артистической души и будней).

5.        «Карнавал» Р. Шумана как энциклопедия романтических образов и чувств: антитеза идеала и действительности (бюндлеры и филистеры, жанр «музыкального портрета»).

6.        Фаустианские образы в творчестве Ш. Гуно и Ф. Листа. Тема гуманизма.

 

Занятие 2. Литература и  музыка: синтез искусств в эпоху романтизма (3 часа).

 

7.        «Музыкальный роман» в творчестве Г. Берлиоза («Фантастическая симфония» - автобиографичность, фантасмагория и байронизм).

8.        Литературные истоки симфонических поэм Ф. Листа («Гамлет», «Битва гуннов», «Фауст», «Прелюды»  и др.). Трансформация жанра, синтез искусств, психологические коллизии и круг образов.

9.        Шекспир и музыка. Образы Ромео и Джульетты в творчестве романтиков (Г. Берлиоз, Ш. Гуно и П. Чайковский).

10.     Образы Шекспира в творчестве Д. Верди (опера «Отелло»).

11.      Гоголевские образы  в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского («Черевички» и «Ночь перед «Рождеством»). Особенности трактовки сюжета, жанра, образов.

 

                 БЛОК 2.           РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ:  ОТ ГАРОЛЬДА   К    ЗИГФРИДУ.

 

Занятие 3. Образы далёких стран в литературе и искусстве. Тема «музыкальных путешествий» (1 ч.). Ориентализм в литературе и искусстве (1 ч.).

12.      Образы Италии глазами путешественников и литераторов  («Коринна, или Италия» Жермены де Сталь, «Итальянские и испанские повести» А. де Мюссе, «Итальянский дневник» Ч. Диккенса, «Рим»  Н. Гоголя, «Дневник» и «Письма» И. Репина, воспоминания В. Сурикова   и  «Образы Италии» Павла  Муратова).

13.      Романтический герой в Италии. «Гарольд» и «Римский карнавал»  Г. Берлиоза  (тема    странствий, байронизм). «Музыкальные путешествия» П. Чайковского («Воспоминание о Флоренции»*) и Ф. Листа (фортепианный цикл «Годы  странствий»). Листовские герои в Италии и в Испании.

14.      Романтический герой в Испании: М. Глинка («Ночь в Мадриде», «Арагонская хота»), Н. Римский-Корсаков («Испанское каприччо»).

15.      Романтический герой на Востоке: образы Востока в зарубежной   литературе («Персидские письма» Монтескьё, «Диван» Гете, сборник «Восточное» Гюго, «Письма с Востока» Жерара де Нерваля, поэмы Байрона), живописи (марокканская серия Э. Делакруа, «Одалиски» Энгра) и музыке ( опера Ж. Бизе «Искатели жемчуга»).

16.       Ориентализм в русской оперной музыке: М.Глинка («Руслан и Людмила») и А. Бородин («Князь Игорь» - половецкие сцены).

17.      Ориентализм в инструментальной музыке кучкистов последней трети ХIХ века  (фантазия «Исламей» М.  Балакирева, «В Средней Азии» А. Бородина*, «Антар»* и «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова).

 

Занятие 4. Реформа жанра оперы в литературно-музыкальном творчестве Рих. Вагнера (2ч.)

18.     Оперное наследие Вагнера (темы и образы). Влияние идей А. Шопенгауэра и Э. Шюрэ на оперную эстетику композитора.

19.      Проблема реформы жанра оперы в  литературных трудах Р. Вагнера («Искусство и революция», «Музыкальное произведение будущего», «Опера и драма») и в мемуарах «Моя жизнь». Синтез искусств, новые формы и симфонизм (драматургия сквозного развития).

20.     Музыкальная драма «Тристан  и  Изольда» - реформированная музыкальная драма  (своеобразие жанра, бесконечная мелодия как прообраз «потока сознания» в литературе, проблема жизни и смерти, рока и любви, тема рыцарства, новые средства выразительности: лейтхарактеристики).

21.      Основные образы и идеи тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунгов». Структура тетралогии, тема любви и богатства. Томас Манн об оперной драматургии Вагнера (лейтхарактеристики как способ обновления художественного языка искусства и литературы).

Категория: Мои файлы | Добавил: artigiana
Просмотров: 727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024