1 БЛОК. РОМАНТИЗМ: ОТ
ФАНТАСТИКИ ДО ФАНТАСМАГОРИИ.
Занятие 1.
Параллелизм стилевых тенденций в начале ХIХ века (классицизм и романтизм).
Антитеза идеала и действительности (3часа).
1.
Утопические
идеи Просвещения и фантастические образы «Волшебной флейты» В. - А. Моцарта.
Моцарт и Гете.
2.
Лирическое
настроение и его оттенки у героев вокального творчества Ф. Шуберта и Р. Шумана
(баллада «Лесной царь», циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Любовь и
жизнь женщины»).
3.
Фантастические
образы в австро-немецком музыкальном театре начала 19 века. Э.-Т.-А. Гофман
(«Ундина») и К. – М. Вебер («Волшебный
стрелок», «Эврианта»* и «Оберон»). Фаустианские мотивы во «Фрейшюце».
4.
Гофман
Э.-Т.-А. и Р. Шуман: Крейслериана (своеобразие жанра и проблема трактовки
образов, тема богатства артистической души и будней).
5.
«Карнавал»
Р. Шумана как энциклопедия романтических образов и чувств: антитеза идеала и
действительности (бюндлеры и филистеры, жанр «музыкального портрета»).
6.
Фаустианские
образы в творчестве Ш. Гуно и Ф. Листа. Тема гуманизма.
Занятие 2.
Литература и музыка: синтез искусств в
эпоху романтизма (3 часа).
7.
«Музыкальный
роман» в творчестве Г. Берлиоза («Фантастическая симфония» - автобиографичность,
фантасмагория и байронизм).
8.
Литературные
истоки симфонических поэм Ф. Листа («Гамлет», «Битва гуннов», «Фауст», «Прелюды» и др.). Трансформация жанра, синтез искусств,
психологические коллизии и круг образов.
9.
Шекспир
и музыка. Образы Ромео и Джульетты в творчестве романтиков (Г. Берлиоз, Ш. Гуно
и П. Чайковский).
10. Образы Шекспира в
творчестве Д. Верди (опера «Отелло»).
11. Гоголевские образы в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова и
П. Чайковского («Черевички» и «Ночь перед «Рождеством»). Особенности трактовки
сюжета, жанра, образов.
БЛОК 2. РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ: ОТ ГАРОЛЬДА
К ЗИГФРИДУ.
Занятие 3. Образы далёких стран в литературе и
искусстве. Тема «музыкальных путешествий» (1 ч.). Ориентализм в литературе и искусстве (1 ч.).
12. Образы Италии глазами
путешественников и литераторов
(«Коринна, или Италия» Жермены де Сталь, «Итальянские и испанские повести»
А. де Мюссе, «Итальянский дневник» Ч. Диккенса, «Рим» Н. Гоголя, «Дневник» и «Письма» И. Репина,
воспоминания В. Сурикова и «Образы Италии» Павла Муратова).
13. Романтический герой в
Италии. «Гарольд» и «Римский карнавал»
Г. Берлиоза (тема странствий, байронизм). «Музыкальные
путешествия» П. Чайковского («Воспоминание о Флоренции»*) и Ф. Листа (фортепианный
цикл «Годы странствий»). Листовские
герои в Италии и в Испании.
14. Романтический герой в
Испании: М. Глинка («Ночь в Мадриде», «Арагонская хота»), Н. Римский-Корсаков
(«Испанское каприччо»).
15. Романтический герой на
Востоке: образы Востока в зарубежной литературе («Персидские письма» Монтескьё,
«Диван» Гете, сборник «Восточное» Гюго, «Письма с Востока» Жерара де Нерваля,
поэмы Байрона), живописи (марокканская серия Э. Делакруа, «Одалиски» Энгра) и музыке
( опера Ж. Бизе «Искатели жемчуга»).
16. Ориентализм в русской оперной музыке: М.Глинка
(«Руслан и Людмила») и А. Бородин («Князь Игорь» - половецкие сцены).
17. Ориентализм в инструментальной
музыке кучкистов последней трети ХIХ века
(фантазия «Исламей» М. Балакирева,
«В Средней Азии» А. Бородина*, «Антар»* и «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова).
Занятие 4. Реформа жанра оперы в
литературно-музыкальном творчестве Рих. Вагнера (2ч.)
18. Оперное наследие Вагнера
(темы и образы). Влияние идей А. Шопенгауэра и Э. Шюрэ на оперную эстетику композитора.
19. Проблема реформы жанра
оперы в литературных трудах Р. Вагнера
(«Искусство и революция», «Музыкальное произведение будущего», «Опера и драма»)
и в мемуарах «Моя жизнь». Синтез искусств, новые формы и симфонизм (драматургия
сквозного развития).
20. Музыкальная драма
«Тристан и Изольда» - реформированная музыкальная
драма (своеобразие жанра, бесконечная
мелодия как прообраз «потока сознания» в литературе, проблема жизни и смерти,
рока и любви, тема рыцарства, новые средства выразительности: лейтхарактеристики).
21. Основные образы и идеи
тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунгов». Структура тетралогии, тема любви и богатства.
Томас Манн об оперной драматургии Вагнера (лейтхарактеристики как способ
обновления художественного языка искусства и литературы).
|