Среда, 24.04.2024, 23:14

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

анализ Пеллеаса и Мелизанды - оперы Дебюсси на сюжет Метерлинка

Пеллеас и Мелизанда Клода Дебюсси (1862-1918)

1

В 1893 году Дебюсси посетил премьеру пьесы Метерлинка и решил с позволения автора написать оперу, что и сделал к 1902 году. Из 19 сцен он исключил всего 4, остальные подсократил. Атмосферу метерлинковской драмы ему удалось передать – духовную усталость Европы, иллюзорность человеческой гордыни определять течение своей жизни. Он высоко ценил гений Вагнера, бывшего во второй половине столетия культовым композитором и понимал, что статичная драматургия пьесы неминуемо сделает похожим его «Пеллеаса» на вагнеровского «Тристана и Изольду», но Дебюсси стремился создать иной тип музыкальной драмы, этнический, чисто французский. Премьера оказалась неудачной и  критика изничтожила автора. Вся опера – ожидание чего-то. Что так и не происходит: драма-фантом, герои в медитации, они погружены в себя, не действуют, сообразно своим желаниям, а покорно принимают происходящее и случающееся с ними. Они говорят на языке действий, лишенных воли. Сама история девушки странна по себе – героиня попала в мир людей и внезапно из него исчезла. Её можно было сравнить с лебедиными рыцарями Грааля у Вагнера – Лоэнгрином, Парсифалем. Но там они совершали подвиг, выполняли дела, связанные клятвой – здесь же царила статика. Солисты декламировали, оркестр шуршал и вздыхал звуками, а главное событие – признание в любви двух героев из любовного треугольника – длилось несколько мгновений, тогда как вагнеровская любовная сцена в «Тристане» занимала почти целое действие. Но у Дебюсси в центре уже не великая любовь, а тема мечты о ней, осознание её недосягаемости, недостижимости и невозможности. Романтические устремления обречены. Главная идея драмы – интуитивное стремление человека к красоте. Мелизанда – квинтэссенция тоски по идеально прекрасному. Она в чем-то похожа на гомеровскую Елену Прекрасную в плену у троянцев – даже старцы вставали, когда входила красавица-спартанка. Её красота являлась идеалом, красота Мелизанды оставалась  желанным, но недоступным идеалом.

Музыка Дебюсси была тождественна поэтической сущности драмы Метерлинка, сохраняя стиль изъяснения и сами характеры персонажей. Композитор испытывал радость от работы и внутреннее удовлетворение. Он смягчил метерлинковскую безнадежность лиризмом и искренностью чувств своих героев. Слово у него выступало носителем драматической идеи. Вокальные партии строились на нюансах французской разговорной речи, без мелодики (как известно, она суховата и декламационна), аффектации не было и в кульминациях и лишь изредка в оркестровой партии прорывалась певучесть. Внешнего действия было мало – все внимание сосредотачивалось на нюансах душевных переживаний участников любовного треугольника: Голо, его брата Пеллеаса и жены Голо – Мелизанды. Это была новая страница вечной дантовской истории Паоло и Франчески. Дебюсси подметил и подчеркнул одну из характерных черт метерлинковских драм – фатальную обреченность героев перед развязкой, неверие в свои силы, возможность быть счастливыми. Ромен Роллан писал, что Жизнь во власти Рока господствует в драме, герои живут и умирают не зная зачем. Никто не ответствен за то, чего хочет, за то, что любит. От Вагнера здесь осталась лишь передача духовного мира несвободных героев. Многие стили привнесли свою лепту: от импрессионизма взяты новые гармонии и зыбкая фактурная ткань, акварельная оркестровка, хрупкость момента и эстетическое наслаждение. От неоклассицизма – ясная форма, гуманистическая идея и сдержанный колорит. От символизма – атрибутика, темы-импульсы, сверхчувственное постижение сути.

В опере немало поэтических намеков.  От старинной фламандской легенды взят контраст красивой любви и жестокой ревности.

Голо – сын короля Аркеля – встречает в лесу Мелизанду, которая ничего  не может о себе сказать, кроме того, что она заблудилась. Он берет её в жены и она ждет ребенка, но внезапно между нею и младшим братом Голо – Пеллеасом – вспыхивает любовь. Голо ревнует, следит и решает отомстить, она же теряет обручальное кольцо. Поиски его ничего не дают. Пеллеас погибает от удара мечом, Мелизанда – от горя. Аркель не может вмешаться в драму и предотвратить её.

В драматургии спектакля немало символов (потерянное кольцо, стадо, гонимое на убой, подземелье, трое нищих и т.д.), выражаемых посредством системы лейтмотивов (излюбленное средство Вагнера, но Дебюсси не стал использовать её для процессуального объяснения происходящего на сцене).  13 лейтмотивов проходят в оркестре (страсть, судьба, кольцо, смерть, различные портретные характеристики), комментируя смысл событий. Они рисуют портреты героев (Голо, Пеллеас, Мелизанда, нищие), символизируют важные предметы, в которых заключен особый смысл (кольцо, волосы, фонтан), подчеркивают важность ситуаций и состояний (игра, любовь, тревога, судьба. Предчувствия, смерть).  Какие-то лейтхарактеристики даются сразу. Другие проходят путь становления, рождаясь по мере развертывания событий. Особенно важна в опере лейттема предчувствий с состоянием трагической раздвоенности и одиночества – в этом Дебюсси близок Вагнеру, тоже повествовавшему о романтической мечте о прекрасном и обреченности в реализации этой мечты.  Чисто вагнеровским было желание связать действие ассоциативными связями для создания атмосферы бессознательных предчувствий. Сопоставляются отдельные картины-настроения. Персонажи почти не эволюционируют эмоционально, душевно: Аркель мудр, наивен Пеллеас, хрупка и покорна Мелизанда, а вот Голо представлен более подробно: он ревнив и жесток, но может быть любящим, ревнующим, страдающим и раскаивающимся. Вот Вагнер тяготел к конкретизации облика героев с помощью лейтхарактеристик, а Дебюсси сторонился детализации характеров, ему было интересно воплощение лирических настроений.  Автор отошел от привычных для французской лирической оперы арий, хоров и балета. Быстро сменяются эпизоды, скрепленные инструментальными интерлюдиями. Действие оперы перемещается из леса во дворец, с территории замка то в парк, то к фонтану. Несмотря на смерть влюбленных – финал оперы просветленный.  Текст Метерлинка требовал особого типа высказывания: настроение должно доминировать над характером, а индивидуальные эмоции представать обобщенными.

Дебюсси стремился показать эмоциональную жизнь героев в динамике посредством лейттем – они варьируются, порождают новые инварианты и комбинируют  их. Дебюсси не только по-вагнеровски закрепил за каждым персонажем «музыкальный паспорт», но и выразил то настроение, носителем которого герой является. Лейттема создает эмоциональную атмосферу для каждой ситуации – Дебюсси ловит ускользающие тени героев, играющих трагедию любви и ревности. Текст драмы окрашен разноцветными музыкальными волнами, размывающими контуры и умножающими выразительный смысл каждого слова.

Трагедия Голо – столкновение духовной любви к Мелизанде с физической ревностью, толкающей его на преступление. Темны глубины его подсознания, которые символизирует образ подземелья. Важен образ двери, за которой совершается действие, психология поведения жертв рисуется через образ стада, покорно идущего на заклание – будущую дочь Мелизанды ожидает та же участь. Метерлинк соотносил образ Мелизанды с голубкой, вылетающей из башни или с лебедушкой, на которую охотятся с собаками. Образ её чистоты и вместе с тем жертвенности складывается сразу, при первой встрече с Голо, что подчеркивает сложившаяся ситуация – девушка как добыча охотников. Смысловой ряд: дети как жертвы. Маленький Иньольд по-взрослому воспринимает ягнят, чувствуя их растерянность на развилке дорог между хлевом и бойней, он слышит и переживает их «плач». Старый Аркель и немолодой Голо тоже склонны видеть в Пеллеасе и Мелизанде ещё детей – шалящих, несерьезных, неспособных на большое чувство. Образ старого замка у Метерлинка – символ всеобщего одряхления, рушится замок – с ним гибнет и все королевство. Символичен возраст Голо – это подчеркивает его принадлежность к Аллемонду. Голо рисуется как властелин – он благоразумен и непоколебим, закален сердцем и практичен, во всем полагаясь на разум. Но его рационализм не выдерживает столкновения с тем, что разуму неподвластно. Он любит Мелизанду и, узнав о сопернике, да ещё в лице Пеллеаса, начинает страдать, забывая о разуме. После совершения преступления Голо возвращается в пустоту жизни, управлять гибнущим королевством – так он становится марионеткой в руках Рока. Разум более не властен над ним.  У всех трех персонажей различно представление о любви и правде и каждый об этом говорит.

Антитезы воли – символика моря и маяков. Маяк здесь олицетворяет выбор пути. Аркель физически слеп, но зряч душой и в Мелизанде он видит залог счастья всего королевства. Он обещает Мелизанде радость, а Голо грозит смертью. Единственный путь к счастью для новых Тристана и Изольды – Пеллеаса и Мелизанды – спасение через гибель, любовь через познание смерти.  Дебюсси построил драматургию оперы на подчеркивании неопределенности судьбы, фатальной обреченности, психологических модуляциях. Ища музыкальный эквивалент символистской драме с её сложным подтекстом, композитор реформировал художественный язык оперы и её композицию. Он углубил значение слов-символов (кольцо, ночь, полдень, волосы Мелизанды, мячик Иньоля), найдя для них особые интонации и организовав в мотивную мозаику. Лейттемы выполняют не только смысловую, но и конструктивную роль, изменяются ритмически и метрически, интонационно и темброво, вводясь в разный контекст и давая неодинаковые смысловые сочетания.

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (13.05.2011)
Просмотров: 4241 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024