Символистская концепция мира, ставшая одним из важнейших явлений
культуры 1890–1900-х годов, нашла воплощение в операх К. Дебюсси и П. Дюка. В
творчестве Дебюсси античность не была «взглядом назад», к прошлому. Она вела
композитора вперед, помогая сформировать новый стиль музыкального импрессионизма.
Античная тема традиционно объявлялась в качестве основной темы для конкурсных
работ выпускников Парижской Консерватории на Большую Римскую премию.[1]
Принимая участие в названных конкурсах, молодой композитор в кантатах «Весна»
и «Дева-избранница» обратился к античности, преломленной сквозь призму
лирической поэзии основателя «Прерафаэлитского братства» Россетти (1828–1882)
и современного символизма. Античность, таким образом,
не воспринималась композиторами, поэтами и живописцами как нечто отдаленное от
современности; напротив, она казалась им жизненно актуальной темой
искусства.
Противоречивая духовная атмосфера
начала 1910 годов содержала импульсы, оказавшиеся решающими для появления
одного из самых уникальных опытов мистерии в истории музыкально-театрального
искусства ХХ века – «Мученичества Святого Себастьяна» К. Дебюсси. Примечательно,
что в то же время создает свою мистерию «Предварительное действо» (1913–1914)
А.Н. Скрябин, испытавший воздействие философии и культуры символистской эпохи
– эпохи рубежной, подошедшей к завершению. На закате символизма, отразившего
черты трансформации некоторых принципов романтической эстетики, античность
по-новому осмыслялась во французской опере – подобно «Золотому веку», утраченному
человечеством и оживающему в искусстве.
В 1890–1900-е годы в европейской
культуре обозначился водораздел в
отношении к античности: получил распространение ницшеанский постулат, согласно
которому «возвращаться» следует не к классике «Золотого века», а к архаике, к
дионисийскому мифу. Ф. Ницше поднимал на щит античность дикую, полихромную,
трагическую, раздираемую противоречиями. Подобное, идущее от Ницше понимание
античности характерно для австро-немецкой культуры. В интересующий нас период
оно получило воплощение в опере Р. Штрауса «Электра» (1908). Стремление
«экстатически обрести опыт живого мифа» (С. Аверинцев), почувствовать его
«внеморальность», обнаружили писатели и художники, поэты и музыканты разных
европейских стран. На итальянской почве приверженцем постницшеанства,
жаждавшим архаики и вдохновлявшимся
темами экстатических обрядов, ритуалов, бескровных и кровавых жертвоприношений,
был поэт и драматург Габриэле Д’Аннунцио. И во французской культуре на фоне
иррационалистической интерпретации античности стали возникать такие явления,
как утонченно эротическая, стилизованная «Афродита» П. Луиса (1896). Доктрина
Ницше была известна в кругах Сорбонны; привлекали внимание фрагменты, в которых
он воспел дифирамб античности: «Греки боготворили природу и завещали миру свою
религию. Сложный процесс развития европейской культуры, в частности,
музыкального искусства на переломе XIX и XX веков
привлекал и продолжает привлекать внимание многих исследователей – и в России,
и за рубежом. В эту эпоху происходит активная переоценка эстетических
ценностей, столкновение «старого» и «нового» в области творческих тем, стилей и
жанров. Если сосредоточиться на античной теме в опере, то возникают новые
тенденции – соединение христианства и
язычества («противоречие Олимпа и Голгофы»), символическое прочтение античности, и наконец, уже на ином этапе –
этапе поисков «высокой простоты» –
обращение к гомеровской Греции.
Указанные тенденции повлекли за собой обновление
принципов музыкальной драматургии.
Это прослеживается на примерах наиболее яркого воплощения античной темы
ведущими композиторами той эпохи: Массне, Дебюсси, Дюка, Форе. Французские
композиторы – властители дум и законодатели вкусов в опере 1890–1900-х годов
сохраняли далекое от буйного дионисийства, свое воплощение античной темы. Несмотря
на менявшееся отношение к античности и гуманизму в канун Первой мировой
войны, Греция оставалась путеводной звездой для художников и композиторов.
«Мученичество Святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911) и «Пенелопа» Г. Форе (1913)
оказались произведениями, наметившими дальнейшие пути развития французского
оперного театра. Отражение христианского гуманизма Ренана в романе Франса
«Таис» («Противоречие Олимпа и Голгофы»),
а также в одноименной опере Массне («Примирение
Эроса и Христа»). Сквозь призму символизма
и импрессионизма впервые
рассматривается особая интерпретация
античности – в опере Дюка «Ариана и Синяя Борода» (1907) и в мистерии
«Мученичество Святого Себастьяна»
Дебюсси (1911). В тот же период происходит возвращение к классической
античности в балете «Дафнис и Хлоя» (1913) Равеля. Среди античных опер Массне ("Таис”, 1894; "Ариадна”, 1906; "Вакх”, 1909;
"Рим”, 1912) особой художественной значимостью обладает "Таис”, в которой суть
музыкально-драматургической концепции составляет идея христианского
гуманизма.
Определенные мотивы и символы античного мифа, обретающие актуальный
смысл в одноименной символистской пьесе М. Метерлинка и в опере П. Дюка, являются
определяющими ориентирами музыкально-драматургической концепции оперы.
Вечно новый, притягательный для
многих композиторов, начиная с первых опер, образ
античности – Орфей был в центре неосуществленного оперного замысла Дебюсси:
«Орфей-царь». В идейной и творческой полемике с натурализмом и «академизмом»
утвердилось и расцвело искусство французского живописного символизма (Г. Моро,
О. Редон, П. Пюви де Шаванн), которое развивалось во взаимодействии с
живописным импрессионизмом.
Претворение некоторых категорий
и образов античной мифологии в символистских концепциях драматического театра
характерно для творчества бельгийского писателя Мориса Метерлинка (1862–1949).
Идейные мотивы творчества Метерлинка приоткрыл один из основоположников
русского символизма – Н. Минский: «Во всемирной литературе среди бесконечного
множества изображенных поэтами всех типов и характеров, реальных и идеальных,
персонажи Метерлинка, все эти Мелисанды, Селизеты, принцессы Мален, Ариадны,
Беатрисы образуют какую-то отдельную группу, от которой исходит сияние и
вокруг которой самый воздух как бы содрогается мелодически… правда, все эти
ангелоподобные женщины и юноши являются
нам как персонажи трагедий и как жертвы судьбы».
Во французской опере 1900 годов
на основе символистских пьес Метерлинка, содержащих образы-символы,
аналогичные тем, о которых писал Н. Минский, возникли образцы символистской
концепции оперы – «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1902 г.) и «Ариана и Синяя
Борода» П. Дюка (1907 г.).
Дебюсси достиг гармонического равновесия
между этическим и эстетическим аспектами художественного замысла; доминирующие
в нем возвышенность и гедонизм обозначили колоссальный прорыв композитора в
будущее – в опоре на античную тему, преломленную Малларме. Симфоническая
Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» обладала специфически музыкальной
образностью, допускающей сценически-музыкальную интерпретацию (балет). Образ
Фавна неоднократно был воплощен композитором на протяжении его творческой
эволюции. Балет на музыку Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси
был поставлен антрепризой С.П. Дягилева (Русские Сезоны в Париже) в 1912 году.
Сфера Прекрасного воплощена в музыкально-театральных произведениях К.
Дебюсси. Композитор воспел тему красоты
любви в сцене «У башни замка» (III
д., 1 к.) лирической драмы «Пеллеас и Мелизанда» (1902). Образное содержание
названной сцены перекликается с фрагментом поэмы Д.Г. Россетти
«Дева-избранница», на текст которой написана одноименная кантата Дебюсси («Damoiselle Elue»): «… Но вот моих сейчас, /
Склонясь, она волной волос / Коснулась щек и глаз…» (перев. М. Фромана). В
мистерии «Мученичество Святого Себастьяна» к названной сфере принадлежат, в
первую очередь, метафорические образы музыки
и зари. В символистской лирической
драме П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» (1907), написанной, как и опера Дебюсси,
по пьесе М. Метерлинка («Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение»),
функционирует система образов-символов, объединенных музыкально-драматургической
сферой «Красота видимого мира. Прекрасное
в жизни и в искусстве». Благородная красота Арианы показана в окружении
«ликов красоты» (пленниц Синей Бороды) – реальных воплощений Прекрасного. Образом-символом,
олицетворяющим Прекрасное в произведении
П. Дюка, является одна из жен Синей Бороды – Мелизанда.
В художественную систему символов
античного мифа входят образы-носители излучений Света (искрящегося пламени); потоков воды бегущей, струящейся,
или спящей в зеркале «мертвого» озера; образ играющих волн в бескрайних
просторах моря (морская стихия у Метерлинка выступает метафорой Вечности). В
художественных текстах Метерлинка семантической функцией наделено молчание
(образ-символ Неведомого); названный
образ является отражением идеи рока: отсюда недосказанность, обилие намеков и
«избыточная метафоричность»; отмечается роль пауз, выполняющих формообразующие
функции в текстах названных пьес; включение сцен, содержащих иносказание в
духе мифа, предания, притчи. В пьесах Метерлинка («Пеллеас и Мелизанда» и
«Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение»); действие происходит в
«мифологическом времени», то есть во «вневременном» диапазоне (от архаической
античности до современности).
отражение идеи античной трагедии
(роковой неизбежности судьбы) и образов природных (внеличностных) стихий в
опере К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Работая над ней, композитор оставил
без изменений смысловую основу пьесы Метерлинка. Он усилил значение
мифологических образов-символов: леса,
подземелья, прибрежных скал, морских глубин.
Дебюсси заботился о сохранении структуры фраз, об особенностях музыкальной
речи персонажей. В опере, как и в пьесе, доминирует константа античного мироощущения
– ANANKH (греч.); рок
управляет поступками героев, их жизнью и смертью. Размышляя о горестной
судьбе Голо, мудрый король Аркель тихо произносит: «Это не его вина».
Приведенная фраза, разъясняющая смысл трагедии ревности Голо – кульминация в
партии Аркеля – служит ключом к драматургической развязке оперы.
В музыкальной ткани оперы
«Пеллеас и Мелизанда» отмечена функция мифологического образа-символа воды: это
глубокий лесной источник, в котором утонула золотая корона Мелизанды(1 к. I д.); струящийся источник в парке
замка, поглощающий обручальное кольцо, подаренное Голо Мелизанде (1 к. III д.); таящийся в подземелье
замка, не имеющий дна, источник с «мертвой» водой, и наконец, – море.
Мифологическая природная стихия в опере Дебюсси функционирует как «инструмент судьбы» (определение И. Стравинского). Дебюсси, как и Метерлинк,
следовал традиции античных поэтов (Гомер, Пиндар, Сафо), рисующих картины
бурного или спокойного моря. Тонкий интерпретатор символистской поэзии Верлена
– автора строк: «La mer est plus belle que les cathédrales…»
(«Прекрасней соборов стихия морская…»), – Дебюсси впервые включил во
французскую оперу впечатляющий символический образ взаимодействия
мифологических стихий: морских волн, ветра и ярких вспышек солнечного света – в
сцене первого появления Пеллеаса перед Женевьевой и Мелизандой (I д.); в эпизоде выхода Голо и Пеллеаса из
подземелья замка (III д.).
Изменяется и преображается по ходу действия оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
многозначительный образ-символ соединяющихся стихий; названный символ сопутствует
развитию драматургической линии любви – роковой судьбы Пеллеаса и Мелизанды. Включение
сцены-притчи во 2 к. IV д. оперы «Пеллеас и Мелизанда» расширяет смысловое пространство
произведения Дебюсси, Названная сцена становится своеобразным обобщением ее
философского, психологического и символистского содержания. Известны
музыкальные произведения, связанные с сюжетом пьесы Метерлинка «Пеллеас и
Мелизанда»: музыка Г. Форе для лондонской премьеры пьесы Метерлинка «Пеллеас и
Мелизанда» (ор. 80); симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» А. Шенберга ор.
5 (1903). Художественная концепция оперы П. Дюка «Ариана и Синяя Борода»
рассматривается как явление нового этапа эволюции французского оперного
театра, обнаруживающее актуальность символистской концепции оперы. Отмечается,
что «космогония» стихий в финале II
д. – «неземная жига», «танец на облаках» (по выражению О. Мессиана) в опере П.
Дюка продолжает традицию этических и эстетических норм импрессионизма и
музыкальной символологии «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси. Автор «Арианы» был
страстным почитателем Дебюсси, его оперы «Пеллеас и Мелизанда». (материал из
диссертации Азаровой Античность во французской опере 20 века).
�лек&���`:@7 европейской режиссуры, чурающейся внешних эффектов и поэтому
так не похожей на предыдущий мюнхенский опус самого Джонса - абсолютно
хулиганского «Юлия Цезаря» Генделя. Изысканная работа со светом и минимум
сценического оформления, явленные в «Пеллеасе», чем-то перекликаются со стилем
знаменитого минималиста Роберта Уилсона. Только Уилсон, обращаясь к загадочному
символистскому сочинению Дебюсси (на основе пьесы Мориса Метерлинка), строит
свою историю на изысканных визуальных образах, наподобие смены гармонических красок
в партитуре композитора, а для Джонса сценография является не более чем фоном -
очень характерным и впечатляющим, но все-таки фоном - для мучительной истории
любви и смерти. Загадочность Мелизанды, таинственным образом появившейся в
жизни сводных братьев, полюбивших ее - Голо и Пеллеаса, недосказанность и
незаконченность сюжетных мотивов, отсутствие каких-либо внешних проявлений
эмоций, когда главное остается непроизнесенным, - все это воплощено Джонсом в
детально проработанных мизансценах. Мельчайшие нюансы - один случайный взгляд,
полуулыбка, нервная дрожь рук - говорят едва ли не больше, чем десятиминутный
диалог. Однако в ключевых сценах главные герои оперы - Мелизанда
(обладательница красивого, гибкого сопрано Джоан Роджерс), Пеллеас (великолепный
баритон Гарри Маги) и Голо (неистовый бас Роберт Хейворд) - решительно
переходили от полутонов к полнозвучности, не стесняясь своих эмоций и заставляя
поверить в подлинную боль, ревность, любовь, о которых до этого говорили словно
играючи. Дирижер Пол Дэниелс тоже не слишком увлекался символистским клише,
аккуратно выверяя хитросплетения голосов в партитуре. Он явно предпочитал
полнокровное, живое звучание оркестра, который добавлял эмоционального тонуса
происходящему на сцене. Неизбежная развязка - смерть Пеллеаса от руки
обезумевшего от ревности Голо - сменялась душераздирающей статикой финальной
сцены, когда в трех одинаковых комнатах, разделяющих сцену, под белыми
покрывалами застывали герои трагедии - погибший Пеллеас, умершая в родах
Мелизанда и ее маленький сын Иньоль - сжавшийся в комок на кровати в своей
детской и от страха замотавший голову в белую простыню.
, х�%���@7�5;�явились первые признаки болезни, которая станет
смертельной. Откликом на войну стала героическая песня «Рождество детей,
лишенных крова» (1915). Дебюсси —
основоположник музыкального импрессионизма. Несмотря на работу в разных жанрах,
основную роль в его творчестве играла программная инструментальная музыка.
Отказавшись от традиций немецкого романтизма, разработал новые принципы
мелодики и гармонии, в основе которых целотоновый лад, приближающий музыку к
восточной традиции.
Импрессионизм - одно из самых
ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19
века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и
контрастами. Термин impresssioisme
произошёл от французского слова impression
– «впечатление». Так назвал свою картину К.Моне – «Впечатление. Восход солнца»
Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к
этому направлению –К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. Стремясь
максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей,
импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новы метод
живописи.Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени
рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что
зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной
среде.Импрессионистический метод стал максимальным выражением самогшо принципа
живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а
важно – как изображает. Объект становился тольок поводом для решения чисто
живописных «зрительных задач, поэтому импрессионизм первоначально имел ещё
одно, позднее забытое название –«хроматизм» от греческого chroma – «цвет». Импрессионисты обновили
колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые,
спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Из
мастерских они выходят на пленэр ( pleinair - «вольный воздух» ). Предшественник импрессионистов Э.Мане
гордился тем, что все его картины, как он сам утверждал, написаны, кроме
одной, целиком с натуры.
Для творческого метода импрессионистов характерна краткость,
этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные
состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - это меняющиеся световые ощущения. Так как
эти ощущения всё время меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти
исчезающие мгновения. Они достигали совершенно невиданных до этого времени
эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных,
красочных созвучий. К 80-м, 90-м годам
художники-импрессионисты становятся исключительными мастерами передачи
освещения, тумана, игры воды, неба, облаков и т.д. Основная тема их творчества - Франция -
её природа, быт, люди. Они писали и шумные парижские улицы (К.Писсарро.
«Бульвар Монмартр» 1879г., «Площадь Французского театра в Париже» 1898г.,
К.Моне «Бульвар Капуцинок» 1873г.), и рыбацкие поселки (О.Ренуар. «Отлив в
Ипоре» 1883г.), у лучших художников-импрессионистов мы находим немало реалистических
мотивов. Моне, Ренуар, Дега, Сислей и другие дают много ярких социальных характеристик.
Кроме бульваров; улиц, мостов их интересовали обыкновенные актрисы, служанки,
танцовщицы, прачки, жокеи и т.д (Э.Дега. «Модистка». Ок. 1885г., О.Ренуар. «Завтрак
гребцов». 1881г., Э.Дега. «Жокеи
перед трибуной». 1869-1872 г.г., «Гладильщицы».Ок. 1884г.,
«Танцовщица, завязывающая ленту туфельки».0к. 1880г.).
Настоящим
откровением в полотнах
художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские
устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и
оттенков(К.Моне. «Белые кувшинки». 1889г., К.Писсарро. «Осеннее утро в Эраньи».
1897г., А.Сислей. «Снежный пейзаж с охотником». 1873г., О.Ренуар. «На берегу озера».
Ок. 1880г.). Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту
рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык. Музыкальный
импрессионизм возник в конце 80-х -
начале 90-х годов. Так же как и в
живописи проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные
впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому , что на первый план выдвигается звуковая
красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных
оркестровых звучаний и гармоний. Явление, непосредственно подготовившее
музыкальный импрессионизм - это современная
французская поэзия и живописный импрессионизм. Свою музыку импрессионисты
строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении».
Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты
вместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным
танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального
языка.
В
отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда
крупных мастеров, музыкальный импрессионизм, по существу, имеет лишь одного
яркого представителя -Клода Дебюсси. С
некоторыми оговорками к импрессионистам могут быть отнесены такие крупные
французские композиторы как П.Дюка. Ф.Шмитт, Л.Обер, Ш.Кеклен (в раннюю пору
творчества), Ж-.Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские черты музыки мы находим
и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения» и других
произведениях. Как и художники-импрессионисты, представители музыкального
импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу.
Например, такие симфонические произведения как «Послеполуденный отдых фавна»,
«Ноктюрны», «Море» Дебюсси, фортепьянная пьеса «Игра воды» Равеля. Близость к
природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса,
способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни
новые звуковые приемы.
Другая
сфера музыкального импрессионизма -
фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, к
средневековым легендам («Шесть античных эпиграфов» для ф-п. В 4 руки, «Флейта Пана» для флейты соло
К.Дебюсси и т.д.). Они обратились к миру грёз, к сверкающим звуковым пейзажам,
открывая новые возможности поэтической звукописи, новые средства музыкальной
выразительности.
Рождению музыкального импрессионизма во Франции предшествовал
период, который именуют «периодом национального обновления». В те годы после
франко-прусской войны 1870-1871 годов
заметно оживляется симфоническое и камерное творчество французских
композиторов, активизируется концертная жизнь. Созданное в 1871 году «Национальное музыкальное общество»
поощряет творчество современных французских композиторов, всячески содействуя
публичному исполнению сочинений и их изданию. Центральное место в музыкальном
творчестве эпохи «обновления» принадлежит Цезарю Франку и Камилю Сен-Сансу.
Важную роль в художественной жизни Франции рубежа веков сыграли ученики Франка
и приверженцы его творческих идей Анри Дюпари, Венсан д'Энди, Габриэль Форэ,
Эрнест Шоссон.
Важную
роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие
классических традиций, унаследованных от предшествующих эпох. Дебюсси очень
интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением
слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его
восхищало богатство их музыкальных средств, где, по его мнению, можно найти
нечто важное для развития современного искусства. Изучая музыку Палестрины,
Орландо Лассо Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу
мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадрат-ности. Всё
это помогло ему в создании собственного музыкального языка. Дебюсси очень ценил
музыкальное наследие великих отечественных музыкантов XVIII века. В своей статье «Ж.Ф.Рамо» Дебюсси пишет о «чистой
французской традиции» в творчестве этого композитора, проявившейся в
«нежности, деликатной и прелестной, верных акцентах, строгой декламации в
речитативе...». Также Дебюсси высказывает сожаление о том, что отечественная
музыка «чересчур долго следовала путями, коварно удалявшими её от той ясности
выражения, той точности и собранности формы, которые являются специальными и
характерными качествами французского гения»(1, стр.23). Вряд ли Дебюсси сумел
бы так полно выразить свои устремления, не имея в этом предшественников.
Тонкость
«схватывания» настроения, детализация письма импрессионистов в музыке была бы
невозможна без усвоения гениальной
звуковой техники и
миниатюрализма «Прелюдий»,
«Ноктюрнов», «Этюдов» Шопена, которого Дебюсси боготворил с детства. Колористические находки
Э.Грига, Н.А.Римского-Корсакова,
свобода голосоведения и стихийная импровизационность М.П.Мусоргского нашли
оригинальное продолжение в творчестве Дебюсси. Его увлечение Вагнером, быстро
преодоленное, способствовало поискам новых гармонических средств и форм.
Эстетика
импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых
многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на
смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала
речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в фортепьянной музыке
появляется свободная миниатюра, для которой характерно значительно большая свобода
развития, чем в романтической миниатюре, а так же постоянная изменчивость
гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме
пьес характер импровизационности, а так же способствует передаче постоянно
меняющихся впечатлений. Импрессионистская программность отличается своеобразной
сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы
завуалированы. Главная её задача -
возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло
определенных впечатлений, настроений. И именно переход этих состояний,
постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.
Таким
образом, термин импрессионизм, применявшийся критиками конца 19 века в осуждающем или ироничном смысле,
позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных
явлений рубежа 19-20 веков, как во
Франции, так и в других странах Европы. Но музыкальный импрессионизм, как и
художественный не был долговечен. Это хрупкое, изящное искусство не было созвучно
напряженной атмосфере первой мировой войны и революционных взрывов. На смену
чувственной изысканной красоте приходит культ первобытной силы и в музыке
появляется резкость созвучий, конструктивная четкость и примитивность формы,
фактуры, напряженность и прямолинейность ритмов. Провозглашал эти новые
антиимпрессионистические тенденции Эрик Сати, а позже эти устремления нашли
своё развитие в «Группе шести». Живописный и музыкальный импрессионизм выросли
на почве национальных традиций. В творчестве художников и
композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика, колоритные
жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж.
Есть общие черты и в художественном методе живописного и музыкального
импрессионизма - стремление к передаче
первого, непосредственного впечатления от явления. Это не сложно увидеть,
сравнив для примера прелюдию Дебюсси «Паруса» с пейзажем Э.Мане «Выход
парусников из Булонского порта», 1864г. или с пейзажем К.Моне «Регата в
Сент-Адрессе», 1867г. Нельзя не отметить тяготение импрессионистов к
миниатюрным формам; всё это вытекало из их основного художественного метода,
они ценили мимолетность, быстротечность живых впечатлений. Поэтому живописцы
обращаются не к крупной композиции или фреске, а к портрету, этюду; музыканты - не к симфонии, оратории, а к романсу, оркестровой
или фортепьянной миниатюре. Больше
всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств музыкальной
выразительности. Так же как и в живописи, поиски музыкантов, главным образом
Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых
для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение
красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии,
мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки. Вырастает роль
ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более
склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.
Оркестр
у Дебюсси очень оригинален и своеобразен. Он отличается изяществом рисунка и
обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставляет различные
тембры инструментов и различные способы звукоизвлечения. Его оркестр поражает
тембровым разнообразием, переливчатой звучностью и красочностью колорита. Так
свои симфонические эскизы «Море» композитор писал в приморском городке на
берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры» нарастающий шум прибоя и
могучий шум ветра. С живописью его роднит и стремление создавать радостное , ласкающее искусство, доставляющее людям
наслаждение. Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем
источнике вдохновения, считал близость к ней -
критерием творчества. Он выступал за создание особого вида музыки на открытом
воздухе, которая способствовала бы слиянию человека с природой. В этом тоже
видна взаимосвязь с художниками-импрессионистами, которые отказались от работы
в ателье и вышли на пленэр - под открытое
небо, на воздух, где им открылись новые живописные мотивы, а главное - иное видение форм и красок. Роднясь с
поэтами и художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они
заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи
эстетического восприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный
колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.
Импрессионизм
сыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он привнес новые открытия
в области техники и композиции - работа
на пленэре, тонкая наблюдательность, живописность, светлый тон, пренебрежение
деталью ради колорита. Из-за своеобразной живописной манеры поверхность картин
у импрессионистов кажется трепещущей и зыбкой, благодаря чему им удавалось передать
блеск солнечных лучей, рябь на воде, ощущения воздуха, легкость и невесомость
предметов.
Понятие
импрессионизма впоследствии распространяли даже на течение символизма в
живописи. И действительно, отвлечение цвета от формы превращало объекты
изображения в зыбкие символы реальности. Импрессионистическое изображение
символично в силу его двойственности: натуралистичности и субъективности
одновременно. В то же время, в процессе развития импрессионистического метода,
субъективность живописного восприятия, преодолевая предметность, поднималась
на все более высокий формальный уровень, открывая пути всем течениям
постимпрессионизма, в том числе символизму Гогена и экспрессионизму Ван Гога.
На следующем этапе художественного развития абсолютизировались и дифференцировались
уже не ощущения, а сами средства изображения. Именно импрессионизм послужил
толчком для появления абстрактного искусства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как кубизм,
конструктивизм, ташизм. Импрессионизм преобразовал не только живопись и музыку,
а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству
импрессионистов в наше время не исчезает. И сегодня картины художников-импрессионистов,
музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них
чувств, силой, смелостью и необычностью выразительных средств: гармонии,
фактуры, формы, мелодики.
|