Антипова Наталия Анатольевна
Фантастическое в немецкой романтической опере
Фантастическое представляет собой одно из самых захватывающих
и увлекательных явлений в пространстве художественного творчества. Красочные
комментарии к претворению образов и сюжетов такого плана в литературе,
живописи, музыке рассеяны в многочисленных исследованиях. Среди них назовем
статьи А.Ботниковой, В.Скобелева, А.Карельского, Ю.Манна, Н.Томашевского,
кандидатские диссертации Т.Степновской, В.Чумакова, докторскую диссертацию Е.Неёлова.
Одна из причин возникновения разнообразных взглядов на природу фантастического
видится в многообразии форм его существования на протяжении всей истории
человеческой культуры. В самом деле, в древних языческих обрядах, сказаниях и
мифах, средневековом эпосе, готическом романе, в художественном поле
театральных пьес У.Шекспира, К.Гоцци, причудливых метаморфозах новелл и
рассказов Э.Т.А.Гофмана, Э.По, Ш.Нодье нашли воплощение бесчисленные лики фантастического. В свою очередь, многообразие
его форм предстаёт следствием встроенности в различные картины мира,
моделируемые той или иной исторической эпохой и типом культурных текстов: от
фольклора до научно-фантастических рассказов и фэнтэзи XX века. Даже в
контексте отдельно взятого вида художественного творчества фантастическое
приобретает множественные семантические и функциональные значения, существенно
отличающиеся друг от друга, что затрудняет осмысление данного феномена в некотором
единстве.
Зарождение атрибутов
фантастического в музыке восходит к древнейшим магическим обрядам, мистериям,
ритуалам и театрализованным представлениям. Сама праоснова фантастического
оказывается сопряженной со стихией зрелищности театрального действа; в эпоху
Нового времени - с эстетикой музыкального театра (позже - с развитием программности
в инструментальной музыке романтизма). Специфика преломления фантастического в
музыке неразрывно связана с темами и образами литературы; к мифам, легендам,
как к источнику неординарных сюжетов, обращались поэты и композиторы первых
итальянских dramma per musica. На взаимодействие между оперой и литературой указывает
музыковед М.Галушко: «Видеть необычное в обычном, нетипичное в типичном стало
характерным ещё в конце XVIII века для французской оперы «спасения и ужаса» и
её литературной параллели – романа «тайны и ужаса». Аналогичная ситуация
актуализируется и в музыкальных произведениях того времени, либретто которых
отягощались нагромождением всевозможных чудес. Впрочем, как отмечает
Л.Кириллина, «до пришествия романтизма главными героями драм, поэм, опер не
бывали существа потустороннего мира: русалки, демоны, призраки». В итоге все
мерцающие грани фантастического оказываются сфокусированными в контексте
музыкального театра XIX века: в романтических операх Гофмана, Шпора, Вебера, а
также их последователей – Маршнера, Гиршнера, Лортцинга, Линдпайнтнера, вплоть
до мифотворческой драмы Вагнера.
Несмотря на всеобъемлющую роль
фантастического в романтическом искусстве, специфика данного феномена в
музыкальном театре романтизма до настоящего времени остаётся не освещённой в
музыковедческих исследованиях. Среди немногочисленных работ, в которых
фантастическому отводится важная роль, прежде всего, назовём статьи
Л.В.Кириллиной «Русалки и призраки в музыкальном театре романтизма», М.Галушко
«Эстетические принципы немецкой романтической оперы», «Сказки» в позднем
творчестве Шумана» Е.Карелиной, дипломную работу И.Самошиной «Проблема
фантастического в творчестве Шумана (на примере инструментальной музыки)».
Наиболее актуальным автору настоящей работы представляется изучение траектории
движения и специфики воплощения данного феномена в музыке на примере немецкой
романтической оперы, где фантастическое предстаёт как топос (терминология
Л.В.Кириллиной) или мифологема романтического искусства XIX века.
Фантастическое в искусстве допускает следующие толкования и понимается как: -
определённый образ или отдельная образно-семантическая сфера произведения или
ряда сочинений [М.Галушко, Л.В.Кириллина, В.Д.Конен, С.Н.Питина, В.Э.Ферман, А.А.Хохловкина];
- отдельная драматургическая линия
произведения (основная или побочная, на фоне которой разворачиваются события)
[Г.В.Крауклис, Н.С.Николаева];
- специфический метод
художественного отображения реальной жизни (реального), или создания «остранненной
реальности» [Н.Берковский, В.Жирмунский,
А.Карельский, Ю.Манн];
- важнейшая черта (признак)
отдельной культурной эпохи, традиции или индивидуального авторского стиля, вбирающая в
себя типологические черты определённого среза культуры [М.Галушко];
- категория художественного
творчества (в частности, одна из романтических категорий) [Е.М.Неёлов,
В.Скобелев];
- категория эстетики (романтической
в частности, где «проблема инфернальности и проблема инобытия тесно связаны
между собой») [В.Ванслов, Л.Кириллина].
Между тем, автору представляется
актуальным понимание фантастического как многоуровневой системы, в которой все
важнейшие компоненты - образно-семантического, конструктивно-логического,
драматургического и лексического рядов - оказываются скоординированными в
едином пространстве музыкального текста.
На рубеже XVIII-XIX веков немецкая
романтическая литература значительно повлияла на развитие музыкального
искусства, что обусловило появление музыкальных произведений, наполненных новой
образностью, интонационно-лексической и жанровой спецификой (среди них можно
назвать вокальную и фортепианную балладу, фантазию, симфоническую поэму). В
этом плане особый интерес представляет личность Гофмана, художественное мышление которого немыслимо
вне литературно-музыкальных ассоциаций. Музыка, по Гофману, чудесный «праязык
природы», часто становится основой сюжетных коллизий его литературных работ, а
причастность героев к таинственному миру звуков он отождествляет с духовным
началом в человеке. Мир гофмановского творчества – это цепочка превращений,
раскрывающая тайну линии жизни героев, где реальность, отражающая многоликость
бытия, находит воплощение в драматургии «двоемирия», двойничества. Отсюда –
интерес к опере «Ундина» (по сказке Ф.Фуке), сюжет которой тесно связан с
эстетикой времени: контраст сфер фантастическое – реальное восходит к
романтической логике двоемирия. В недрах романтической поэзии, впитавшей
различные элементы фольклора, легенд и сказаний, появляется целая вереница
обворожительно-прекрасных героинь. Среди них русалки, очаровательные морские
царевны, загадочные ундины. Им посвящены поэтические строки К.Брентано,
И.Эйхендорфа, Г.Гейне, Ф.Фуке, а также музыкальные зарисовки Вебера (колыбельная Русалки из II акта «Оберона»), романсы Шумана
(«Лесной разговор», «Лорелея»), Листа, позже создавшего фортепианную
транскрипцию «Лорелеи». Последние годы жизни Мендельсон посвятил работе над одноименной
оперой; образ другой феи-русалки изображен им в концертной увертюре
«Пре-красная Мелузина». У.Беннет написал увертюры «Наяды» и «Лесные нимфы»,
Вагнер создал живописные картины Рейна и его дочерей. По мнению Л.Кириллиной, называющей
русалку «эмблемой романтического XIX века», «ни в какую другую эпоху этот символ
не имел столь важного значения для европейской культуры. За ним стояла потребность
эпохи выразить нечто существенное для себя и отнюдь не свойственное другим
временам».
Либретто «Ундины» Гофмана построено
на антитезах. Центральная идея оперы просматривается между фантастической
сущностью Ундины (её принадлежности субстанции воды) и человеческой -
Гульдбранда и Бертальды. Ундина и Гульдбранд
любят друг друга; однако каждый тоскует по чему-то недостающему его
внутренней природе. Любовь к Гульдбранду
«расколдовывает», «очеловечивает» Ундину, покинувшую подводное царство духов.
Несправедливость мирских законов, неискренность людей заставляет её вернуться в
лоно природы; на этом магический круг замыкается. Вместе с тем финал оперы не
воспринимается как пессимистический. Напротив, Гофман в двойном заключительном
хоре, снимает ощущение трагического, «оставляет чувство великого покоя»
(Вебер). Именно поэтому данный номер ассоциируется со «старинной греческой
традицией, понимавшей водных нимф как вечное становление, рождение, приобщение
к мудрости и безумию, к жизни и смерти». Следовательно, «выход» Ундины в иной
мир (мир социума) – это своеобразное «начало конца». При этом, окончание оперы
может послужить началом нового сюжета, где «вновь соединилась с возлюбленным и
супругом сохранившая верность морская царевна» (Вебер). Как и в литературных
сочинениях, в «Ундине» Гофман прибегает к использованию «системы дублей». В
первую очередь это касается пары героинь: Ундина заняла место Бертальды –
дочери рыбаков. Не случайно Ундина и Бертальда отождествляются в дуэте-согласии
из II акта. В свою очередь, Бертальда вытесняет Ундину из сердца Гульдбранда. В
конечном счете, аналогия с оперно-романным любовным треугольником
просматривается под углом зрения фантастического.
|