Фантастическое в опере Гофмана
предстаёт в двух ракурсах. Образ Ундины, связанный со стихией воды и озерных
туманов, соприкасается с понятием чудесного и воспринимается как некий
романтический идеал. Однако природа героини оказывается неоднозначной: её
прощальный поцелуй несёт Гульдбранду смерть, приобщение к миру духов, из
которого вышла Ундина-наяда. Другой полюс фантастического сопряжен с
Кюлеборном, который, по словам Вебера, является «если не как сама Судьба, то,
как непосредственный исполнитель её воли» и восходит к фатальному, роковому,
неизбежному. Кюлеборн постоянно вовлекается в драматическое действие «Ундины»,
отождествляясь со сферой непознаваемого, скрытого, таинственного бытия, как
нечто выпадающее из логики реальной жизни. Не случайно его музыкальная
характеристика - мелодия и оркестровка - остаются неизменными, «всякий раз
возвещая о его зловещем приближении» (Вебер). Ундина – «милое дитя волн» (Вебер)
- всеми силами души, обретенной с любовью, стремится к людям, мечтает о
счастье. Каждое появление Кюлеборна наполнено скепсисом, сарказмом, ненавистью
к людям. Угрозы Кюлеборна воспринимаются как своеобразный мотив «запрета»: он
пытается предотвратить переход Ундины из царства духов в мир людей. Найденные
Гофманом выразительные средства воплощения мрачной, зловещей фантастики,
отождествляющиеся со стихией Зла, - речитация на выдержанном звуке, использование
уменьшенных гармоний в рамках минорного лада, фонизм низких струнных - получат
ещё более яркое, «зримое» воплощение в произведениях его последователей.
Непосредственное сопряжение реального
и фантастического в музыкальном ряду «Ундины» не заключает в себе конфликтную
ситуацию: оба мира существуют параллельно, образуя сложное двузначное целое.
Вследствие некоторой стилистической однородности, в музыке (в отличие от
литературного текста либретто) Гофманом сделана лишь попытка воплощения
драматургии антитез. В результате фантастическое предстает в традиционной
форме, как типично оперный, декоративный, красочный элемент. Чтобы создать
концепцию двоемирия, чтобы мир стал «обиталищем духа», возникла необходимость найти
яркие средства музыкального воплощения его противоположности, как у Вебера,
Маршнера, Лортцинга, Вагнера.
«Фауст» Л.Шпора.
Легенда о человеке, заключившем
союз с дьяволом в обмен на обладание высшим знанием и властью, была хорошо
известна ещё в эпоху средневековья. Об этом повествуют не только фольклорные источники,
но и судебные протоколы того времени. Тем не менее, основой для дальнейшего
воплощения новоевропейской фаустианы во всех сферах художественного творчества
стала немецкая «Народная книга» «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом
чародее и чернокнижнике», напечатанная И.Шписом во Франкфурте–на-Майне (1587).
Многочисленные отражения Фауст-эпоса (И.Рыжкин) в сочинениях XIX века тесно
связаны с расцветом программной музыки Ф.Мендельсона, Р.Вагнера, Р.Шумана,
фортепианными и симфоническими
произведениями Ф.Листа, музыкально-характеристической картиной А.Рубинштейна и
драматической легендой «Осуждение Фауста» Г.Берлиоза и т.д. При этом в романтической
эстетике важнейшее место занимает проблема инфернального и сверхъестественного,
а сама фигура Фауста обретает статус символа поиска «абсолютной истины». Впрочем,
фаусто-мефистофельской характеристичностью композиторы наделили персонажей музыкальных
произведений, сюжетно не связанных ни с фольклорным вариантом легенды о Фаусте,
ни с трагедией Гёте. Такова фаустианская специфика образов Макса и Адоляра во
«Фрайшютце» и «Эврианте» Вебера, Голо в «Геновеве» Шумана, демонизм Лорда
Рутвена и короля подземных духов – в «Вампире» и «Хансе Хайлинге» Маршнера,
Моряка-скитальца Вагнера. Сатанинское начало, присущее Мефистофелю, также досталось
в наследство персонажам музыкального театра XIX века, среди которых назовём
«оперных злодеев» – Каспара, Самьеля и Лизиарта Вебера, Тельрамунда Вагнера,
отчасти Кюлеборна Гофмана и Лортцинга.
Работу над оперой Шпор завершил
летом 1813 года, однако премьера «Фауста» состоялась лишь в 1816 году под
управлением Вебера. Д.Бернард использовал в либретто мотивы старинной легенды,
одновременно, в нем нашла отражение художественная атмосфера трагедии Гёте и
романа Клингера «Жизнь, деяния и нисхождение в ад Фауста», повлиявших на
образную характеристику главного персонажа оперы. Появление новой редакции
«Фауста» Шпора в 1852 году по заказу лондонского театра «Ковент-Гарден» не
кажется случайным. Если в первоначальной версии – это «романтическая опера в
двух действиях» с разговорными диалогами, то во второй – трёхактная композиция,
в которой просматривается опора на «жанровую модель» большой оперы с её родовыми
признаками: ярко выраженной театральностью, зрелищностью, введением красочных
инструментальных фрагментов, декоративных хоров и эффектных сцен; кроме того,
Шпор ввёл речитативы вместо разговорных диалогов. На этом фоне он выделяется
углублённым психологизмом. В свою очередь, сольные номера героя воспринимаются
как своеобразные моносцены, в которых сконцентрирована вся гамма его
противоречивых чувств и устремлений. Не удивительно, что Шпор отказался от
традиционной арии–портрета Фауста в начале произведения, продолжая традицию
глубоко почитаемого им Моцарта: в начале обеих опер экспонируются образы хозяина
и слуги (Дон Жуан – Лепорелло в «dramma-giocosa» Моцарта; Фауст – Мефистофель в
произведении Шпора). Двумя гранями внутреннего «Я» героя воспринимаются Дуэт
Фауста и Рёзхен №3 и Дуэт Фауста, Франца с Хором №4 (I акт). Первый из них
вносит в драматургическое развитие оперы лирический элемент. Тема поочерёдно
проходит в партиях обоих участников номера, где Фауст, подобно Дон Жуану,
предстаёт в амплуа оперного героя–любовника. Одновременно, это экспозиция
образа героини, искренне любящей Фауста, данная не в арии–портрете, а в дуэте
(что становится закономерным в рамках произведения). Напротив, в дуэте Фауста и
Франца с Хором репрезентирована тёмная сторона его натуры: отказавшись от
любви, герой обретает могущество преисподней. Мгновенное перевоплощение Фауста
передано композитором при помощи определенного комплекса выразительных средств:
вокальная партия насыщается драматической декламацией, сближаясь (порой
совпадая) с музыкальной лексикой Мефистофеля. В ней преобладает речитация на
выдержанном звуке в сочетании с угловатыми скачками на диссонирующие интервалы
- уменьшенную септиму, тритон, а также широкое использование хроматики. Чередование стремительного восходящего
движения, каждый раз приводящее к новой гармонии, зловещее тремоло в низком
регистре, динамика pp придают музыке таинственный колорит. Симптоматичен и
выбор тональности, в которой начинается сцена: c-moll. Отношение Фауста к любви
также оказывается двойственным: его нежное чувство к Рёзхен сочетается с
испепеляющей страстью к Кунигунде, околдованной чарами «волшебного напитка». По
мысли В.М.Жирмунского, в произведениях романтиков «не только любимую душу
открывает нам любовь – она приносит с собой глубокое знание мистической
сущности мира». Мистическое значение любви в сочинениях писателей-романтиков
Л.Тика, Новалиса, Клейста, Гофмана, а позже и композиторов – того же Гофмана,
Шпора, Вебера, Маршнера и, особенно, Вагнера играет важнейшую, порой
символическую роль. Для Рёзхен любовь – то непостижимое чувство, о котором
писали романтики: «Мы бодрствуем, только когда любим», «любовь – познанье
бытия» (Л.Тик) и т.п. Напротив, Фауст в сцене с Мефистофелем отрекается от
любви, поставив на кон в игре с Адом свою душу и обретая взамен магическую силу
колдовства.
Примечательно, что двойственность
Фауста раскрыта Шпором не только в рамках отдельного номера, но в контексте
всего драматургического развития оперы, в результате чего чётко прослеживается
«геометрия его поступков». Во второй редакции I акт служит своеобразной
экспозицией реального мира и главных действующих лиц, где Фауст предстает в
нескольких сценических и вокальных амплуа: героическом, лирическом и демоническом.
Вместе с тем, в отдельных номерах, а также в финале I акта исключительно важную
роль приобретает музыкальная характеристика Мефистофеля. II действие переносит
в таинственный мир фантастики и колдовства - на шабаш ведьм: сумрачная тема вступления
создаёт атмосферу призрачного таинства. В её основе использована причудливая, «извивающаяся»
мелодия, звучащая в октавный унисон у струнных. За счет начального pp и последующего
динамического нарастания, Шпор создаёт эффект «приближения», словно неясная
мгла рассеивается, и вдалеке появляется легендарная Гора. В сцене шабаша тема
вступления вновь появится при вызове Сикоракс - хранительницы «волшебного
напитка». Эта же тема проникает в партию Кунигунды, очарованной Фаустом, во
время брачной церемонии (финал II акта). В первом разделе сцены на Блоксберге
ярко выражена опора на респонсорный тип
изложения музыкального материала: Хор ведьм – h-moll (24) - чередуется с
сольной песней ведьмы - H-dur (34). Симптоматично, что композитор излагает тему
хора одноголосно, подчеркивая ирреальную, нечеловеческую природу обитательниц Лысой
горы. Центральный момент - заклинание Мефистофеля и появление Сикоракс, «девицы седой и бесстрастной», из темных
глубин преисподней. Во время адского ритуала Фауст пьёт волшебный напиток,
окончательно приобщаясь к тёмному миру. III действие – логический итог развития
драмы: разрушены жизни Рёзхен, Кунигунды и самого Фауста; в финале оперы,
ассоциирующемся со своеобразным моралите, духи тьмы увлекают героя в Ад.
Говоря о двойственной природе
Фауста в опере Шпора невозможно пройти мимо яркой, эффектной музыки увертюры. В
ней, по словам автора, «воплощены картины опьяняющих наслаждений, временное
душевное просветление Фауста и окончательная победа безудержной чувственности».
Аккорд медных духовых, «отчерчивающий» экспозицию, воспринимается как некая
черта, однажды преступив которую возвращение героя к прошлому собственного «Я» оказывается
невозможным. Эпизод в разработке служит зеркалом, сквозь которое просматривается
затемнённое отражение экспозиции (C-dur) - реприза увертюры в одноименной
тональности (c-moll). Она предстаёт своеобразной аберрацией образа Фауста,
обольщенного Адом. Иными словами, Шпор реализует образную метаморфозу,
происшедшую в сознании героя, ещё в самом начале оперы. Во второй редакции
произведения значительно усилена образно-семантическая и драматургическая роль фантастических
образов. II акт начинается сценой ведьм на Блоксберге: сумрачная тема вступления
создаёт атмосферу призрачного таинства. Перерождение Фауста происходит под
воздействием колдовского зелья. В Арии Мефистофеля, открывающей III акт, как и
в Блоксберг-сцене, доминирует опора на жанровый тип тематизма. При этом
внимание композитора сфокусировано на сатанинской (антибожественной) природе
персонажа, что позволяет назвать номер
«Мефисто-полонезом». Шпор широко использует принцип контраста между
различными образными сферами – фантастической и лирической, фантастической и
реальной. Торжественное звучание органа в сцене на площади во II акте противостоит
предшествующей сцене ведьм. Используя тритоновое соотношение тональностей и контраст
ладового наклонения, Шпор подчеркивает пропасть между двумя образными полюсами.
В целом музыкальному языку оперы
свойственна опора на жанровость в различных семиотических наклонениях. «Плюс»
фигурирует в песенной природе вокальных номеров Рёзхен, застольной арии с хором
Вольхальдта (I акт), предвосхищающей народные сцены «Фрайшютца» Вебера,
свадебном хоре гостей (из II акта). «Минус» представлен танцевальной
скерцозностью музыкальных картин, связанных с дьявольской оргией: в сцене ведьм
на Лысой горе (II акт), Арии Мефистофеля с хором (№18, III акт). Многие музыкальные
картины, связанные с дьявольщиной, ассоциируются с танцевальностью, скерцозностью. Среди них назовём балет воскресших монахинь
(«Роберт – дьявол» Мейербера), V часть «Фантастической» симфонии, «Вальпургиеву
ночь», «Галоп Фауста и Мефистофеля» Берлиоза, «Мефисто - вальсы»,
«Мефисто-польку» Листа, вплоть до «Мефисто-танго» в кантате Шнитке. Вместе с
тем, Шпор использует в опере несколько жанровых и стилистических пластов:
песни, хорала, арий-аффектов в партии Кунигунды, инфернальный полонез в Арии
Мефистофеля.
Итак, в отличие от Гофмана, Шпор
претворяет ряд музыкальных лексем, играющих исключительно важную роль в
создании феномена фантастического. Он использует определенный «арсенал» средств
музыкальной выразительности, выбирая неординарные (для своего времени),
эффектные, достаточно красочные элементы музыкальной лексики. Это приводит к
усилению полярности между основными образно-драматургическими антитезами, что
создает эффект двоемирия. Среди атрибутов фантастического, ставших впоследствии
традиционными для произведений музыкального театра, можно выделить апеллирование
к жанровой модели скерцо, усиление роли инструментальной природы тематизма в
вокальной партии; введение вокальных и инструментальных дублировок (в партиях
Мефисто и Фауста, ослепленного страстью). В результате их пересечения
усиливается особый «инферно»-колорит. Использование речитаций на выдержанном
звуке в вокальных партиях персонажей создает эффект магических заклинаний
(вызов духов Мефистофелем в финале I и III актов, сцена с Сикоракс из II
акта). Примечателен выбор вокальных
амплуа героев: Фауст – баритон, Мефистофель - бас. Интересны поиски Шпора в
области колористических возможностей
гармонии. Композитор расширяет сферу хроматики в аккордовых вертикалях,
предвосхищая гениальные находки Вагнера. Ролевую функцию обретают звукоизобразительные
моменты, рисующие «страшные» картины - завывание ветра, крик ночных птиц
(Терцет Рёзхен, Франца и Мефисто из I акта). В дальнейшем они найдут
претворение в оперной и симфонической
(программной) музыке композиторов-романтиков. Важное место в музыкальной
драматургии оперы приобретают предвестники лейтмотивной системы, лейттембров,
лейтгармоний.
|