Возникновение новых творческих идей в немецком музыкальном театре середины XIX века.
Р.Шуман. Опера «Геновева».
В исследовании немецкого
музыкального театра романтизма обращение к единственной опере Шумана кажется
весьма логичным. В ней «стягиваются» излюбленные темы и персонажи эпохи: образ
Геновевы восходит к идеалу «вечно женственного»; фигура Зигфрида ассоциируется
с образом доблестного рыцаря, воина; Голо – «падший ангел», герой,
балансирующий между небом и адом. Не обошлось здесь и без фантастических «аксессуаров»
немецкой романтической оперы: чар злой колдуньи, волшебного зеркала, призрака,
призывающего к раскаянию. Как и драме Ф.Геббеля, опере Шумана можно было бы
дать название «Голо», в образе которого сконцентрировались черты многих романтических
героев. Начальная музыкальная характеристика Голо в опере близка
интонационно-тематическому комплексу Геновевы. Вероятно, Шуман «намекает» на их
генетическое, внутреннее родство: «В судьбе Голо и Геновевы есть какое-то
тайное соответствие» (А.Карельский). Мечтательность героини сродни лирической
рефлексии Голо, его томлению, тоске по несбыточному (дуэт из II акта). Связь с
романтическим мироощущением обусловила выбор тенорового вокального амплуа
героя. Лирическая характеристика Голо в большей степени близка литературному
прототипу Тика, а не Геббеля, хотя и значительно переосмыслена самим
композитором. Геббеля и Шумана роднит пристальное внимание к внутренним
метаморфозам, происходящим в душе Голо. Драматург в дневнике пишет о том, что
он в трагедии попытался «заставить этот вспыльчивый, необузданный характер
совершить дьявольские поступки из человеческих побуждений. Голо любит прекрасную
женщину, вверенную его попечению, и он не Вертер. Это его несчастье, его вина и
его оправдание». Аналогично и в опере Шумана Голо совершает «дьявольские поступки
из человеческих побуждений». В этом плане облик шумановского Голо, безусловно, близок
Лизиарту Вебера.
Основная идея, которую воплощает
Шуман в образе Голо, впрочем, как и Геббель в трагедии, - «тема безумного
счастья, которое превращается в преступление» (В.М. Жирмунский). Перелом в образе
шумановского Голо происходит в сцене любовного признания (II акт). Создаётся
впечатление, что после гневных слов Геновевы, отвергшей его, герой в ужасе
отшатнулся не только от объекта своей любви (а теперь ненависти), но и от
самого себя, как от страшной «сумрачной тайны». Как и в «Эврианте»,
проницательным комментарием Геббеля расшифровывается вся партитура поступков
героя: «Раз человек не может вкусить абсолютного блаженства, он жаждет абсолютного
проклятия». Тем не менее, метаморфозы в сознании Голо обусловлены
проникновением чар колдуньи во внутреннюю жизнь его души: они отравляют
страстью и сердце, и разум. В музыкальном ряду это подкрепляется введением
тематизма Маргареты в партию Голо. Перерождение Голо под воздействием волшебства
отражено в музыкальном ряду оперы. Действие колдовских чар Маргареты на слуг
Зигфрида также становится очевидным в хоровой сцене II акта. Геновеву пугают
звуки адской песни. На её вопрос «Что происходит?», Голо отвечает: «Маргарета
развлекает слуг своим искусством». II акт – не только своеобразный итог
развития образа Голо, но и поворотный момент в развертывании драматического
действия в целом. В нем реализуется часть коварного плана Маргареты. Не
случайно интенсивный процесс кристаллизации мотива волшебства осуществляется на
протяжении первых двух актов, в III достигает кульминации и не появляется в
дальнейшем. В итоге действие традиционно движется к счастливой развязке в
финале IV акта. Своеобразный эффект «зеркальной репризы» создается при
повторении Хора из I акта, музыка которого несет функцию образно-семантической
и музыкально-тематической арки, обрамляющей целое.
Фантастическая линия оперы связана
с образом колдуньи Маргареты и ее волшебных атрибутов: напитком, предназначенным для
Зигфрида, зеркалом, в котором появляются подвластные ей духи и призрак Драго.
Герои, вовлеченные в сети интриг Маргареты (сцена с Голо, хор слуг, «уличающих»
Геновеву в супружеской измене во II акте, обольщение Зигфрида в III), служат
марионетками ее коварного плана. Лишь по отношению к Геновеве чары Маргареты
оказываются бессильными. Вещим предстает сон Маргареты: в девочке, которую она
погубила, в остранненной форме просматривается дальнейшая трагическая линия
судьбы героини. Для Маргареты Голо - лишь орудие мести за то, что когда-то она
была изгнана из замка Зигфрида. В то же время Маргарета, посвященная в тайну
ведовства и магических ритуалов, предстает своеобразным контактером между двумя
мирами – фантастическим и реальным; ей не чужды человеческие чувства – месть,
страх наказания за совершенные злодеяния. На первый взгляд в произведении
Шумана фантастическое не занимает столь очевидного внешнего эффекта, как,
например, в драматургии опер Шпора, Вебера, Маршнера, Вагнера. Тайное
проникновение злых сил в мирное течение жизни героев происходит постепенно,
исподволь. Достаточно сопоставить характеристику Голо в начале и конце I акта -
в арии (№2) и финальной сцене с Маргаретой, добившейся расположения героя. Если
внутренняя деформация образа Голо происходит в первых двух актах, то перелом в
сценическом ряду всего произведения связан с финалом III акта, когда Маргарета
при помощи колдовства провоцирует Зигфрида, отравленного ядом сомнения в
верности жены, заглянуть в волшебное зеркало. В итоге Зигфрид узнаёт о мнимой
измене Геновевы, и Маргарета торжествует. В этой сцене он предстает явным потомком
Адоляра из «Эврианты» Вебера, что становится очевидным и в смысловом ряду, и в
особенностях интонационно-тематических, тональных, гармонических образований, а
также в использовании определённых жанровых, тембровых и фактурных комплексов,
присутствующих в его музыкальной характеристике. Голо, получив меч и кольцо,
вместо приказа Зигфрида убить «изменницу», в тайне мечтает бежать с Геновевой, надеясь
на её желание любой ценой спасти жизнь. Появление призрака Драго, объявляющего
о воле небес, разрушает заговор злодеев и наводит на мысль о том, что на самом
деле зло наказуемо. Тематический материал призрака достаточно традиционен (что
отмечали и современники Шумана): в его основе лежит речитация на выдержанном
звуке, преобладание гармонии уменьшённого септаккорда, усиление роли оркестра.
Обычно музыковеды акцентируют внимание на положении III акта, «тормозящем
развитие оперы»; на наш взгляд, Шуман сознательно смещает акценты в другую плоскость.
В этом ряду представляет интерес критический отзыв Вагнера о III акте
«Геновевы»: «Никакими силами нельзя было его уговорить переделать неудачный,
нелепый третий акт; он сердился и был уверен, что я своими советами хочу
испортить самые эффектные места его
оперы». Разное понимание обоими авторами расстановок смысловых акцентов в
произведении объясняется их индивидуальным подходом к жанру немецкой оперы в середине
XIX века.
Подобно «Ундине» Гофмана в драматургическом
ряду «Геновевы» усилен лирический элемент. Несмотря на то, что Ундина принадлежит
фантастическому локусу –субстанции воды, а Геновева – вполне реальному миру, их
объединяет идея «мистической любви» (В.М.Жирмунский). Ундина томится по
человеческим чувствам, а Геновева не может представить своей жизни без
Зигфрида, для неё разлука мучительнее смерти. Вместе с тем, возникают и вполне
очевидные аллюзии на произведение Вебера, также не пользовавшееся признанием
современников. Их роднит фигура светлой героини, оклеветанной злодеями,
романтическая окраска эпохи рыцарства и самого сюжета средневековой легенды.
Голо, подобно Лизиарту Вебера, отвергнут прекрасной девушкой (Геновевой).
Маргарета, как и Эглантина, воспринимается в роли своеобразного антипода, «негатива»
светлой героини. Однако в отличие от Лизиарта, Голо - не оперный злодей, а персонаж,
наделенный раздвоенным сознанием, родственный Фаусту или Манфреду.
Лирическая рефлексия и страстное
томление, с одной стороны; честолюбивые мечты о ратных подвигах – с другой -
раскрыты Шуманом в музыкальном портрете героя (ария из I акта). Шумана, как и
Вебера, интересуют метаморфозы, происходящие в человеческой душе.
Примечательно, что П.И.Чайковский выделял в сфере фантастики Шумана особую
грань: «отображение потаённых процессов, которые протекают в душе
человеческой». В самом деле, Голо под воздействием колдовских чар Маргареты
готов на любую подлость, чтобы отомстить Геновеве. Характеристика «тёмных»
сторон человеческой натуры нашла воплощение в музыкальных портретах героев опер
Шумана и Вебера, в жажде мщения Голо – Лизиарта, коварстве Маргареты –
Эглантины. В «Эврианте» фантастическое предстаёт в мистических одеждах. Иначе
обстоит дело в опере Шумана, когда призрак Драго угрожает Маргарете карой
небес. По своему образному наполнению данный эпизод ассоциируется с явлением
статуи Командора в финале «Дон Жуана» Моцарта. Призрак верного слуги Зиг-фрида,
оклеветанного и убитого Голо, появляется для того, «чтобы восстановить попранную
справедливость, обеспечить незыблемость миропорядка» (Л.В.Кириллина), призывая
колдунью к раскаянию. Введение Шуманом персонажа-амплуа такого плана не случайно.
С одной стороны оно отразило склонность романтиков ко всему загадочному, необъяснимому; с другой -
оказалось генетически связано с традиционной оперной атрибутикой XVIII века. В
отличие от Шумана, лейтмотив Эммы дан Вебером уже в Увертюре к «Эврианте».
Напротив, инструментальная характеристика призрака Драго появляется лишь в
финале III акта. Итак, если в опере Вебера фантастическое, представая в мистических
одеждах, противостоит реальному, то в «Геновеве» - отождествляется с потаенной
жизнью человеческой души, миром скрытых тайн и страстей Человека.
|