АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ В
18-19 ВЕКАХ
Итальянские теоретики классицизма начала 19 в., например, Милиция и Чиконьяра, не были категоричны, как
немецкие теоретики. Первый даже в своем труде «Об искусстве видеть в изящных
изобразительных искусствах» (1792) расходился с Винкельманом, так как не
осуждал безоговорочно готики. Классицизм, утвердившийся в итальянской
архитектуре, уже с середины 18 в. стал принимать все более строгие формы. Джузеппе Валадье (1762—1839) завершил в
10-е гг. оформление площади дель Пополо
в Риме, создав целостный архитектурный ансамбль в стиле классицизма. В том же
духе Рафаэле Стерн (1774—1820) построил новое крыло Ватиканской галереи
(1817—1821), ставшее прообразом многих музейных построек в Европе. В Неаполе Антонио Никколини (1772—1850) соорудил
в это же время здание театра Сан Карло, фасад которого дает великолепный пример
строго выдержанной классицистической системы. С середины века, и особенно после
1871 г.,
строительство все в большей степени приобретает помпезный эклектический
характер с установкой на грандиозные масштабы (галлрея Виктора Эммануила в
Милане, построенная в 1865—1877 гг. Джузеппе
Менгони (1829—1877). Немало новых
зданий, главным образом официальных (бирж, госпиталей, банков), было построено
в основном в эклектическом стиле, отличающемся пышной репрезентативностью.
Определяющее значение в этот период приобретают градостроительные задачи —
приспособление города к новым потребностям — быстрому росту населения, новым
задачам транспорта. Так, например, в Риме от центра к вокзалу через площадь
Терм была проложена большая магистраль (Виа Национале). Площади Италии
заполнялись во второй половине 19 в. многочисленными памятниками Виктору
Эммануилу II и великому Гарибальди. Большей частью они отмечены помпезностью,
чисто внешней эффектностью. Характерным примером является грандиозный по
размерам претенциозный и пустой памятник Виктору Эммануилу в Риме (1885—1911)
архитектора графа Джузеппе Саккони
(1854—1905). Перегруженность сооружения деталями, подавляющими друг друга, и
неоправданно огромный масштаб лишают памятник подлинного величия.
|