ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ ГЕКТОРА БЕРЛИОЗА
Эта симфония
явилась таким же манифестом французского романтизма, как "Исповедь
сына века" или "Эрнани". Все увидели в ней начало новой
школы, нового течения. Берлиоз сам создал подробнейший сценарий, озаглавив
его как "Эпизод из жизни артиста" и дал название каждой части.
Сюжет во многом автобиографичен: в нем рассказана история любви
композитора к английской актрисе Генриетте Смитсон. Интимные
страницы дневника предаются огласки с ораторской трибуны - это впечатление
возникает из-за несоответствия типичной для камерной романсной
лирики темы любовного томления жанру симфонии. Литература уже весьма
полно и широко отразила атмосферу разлада человека
19 века с действительностью и в музыке на это была способна лишь симфония.
Литературные
истоки "Фантастической" весьма очевидны: в программе улавливается
связь с демоническими сценами "Фауста", с произведениями
Гюго, с "Грёзами курильщика опиума" Де Квинси-Мюссе. Субъективные
переживания художника получили в "'Фантастической симфонии"
многостороннюю трактовку.
Ромэн Роллан писал об этой поре в жизни композитора так:
"Кто не знает его страсти к Генриетте Смитсон! Печальная история.
Он влюбляется в английскую актрису, играющую Джульетту. В неё или
в Джульетту? Едва он её увидел, как всё кончено, - он восклицает:
"Ах, я погиб!" Он желает её, она его отталкивает; он живёт, охваченный
безумием страсти и муки. Он бродит как сумасшедший целыми днями и ночами
по Парижу и по окрестным равнинам, без цели, без отдыха, без передышки,
покуда его не одолевает сон, где бы он не находился... Тем временем ему
передают нелепую клевету о Генриетте; не минуты не колеблясь, он верит
ей. Тотчас же он начинает презирать Генриетту; он публично оскорбляет
её в "Фантастической симфонии", он посвящает это произведение,
вызванное мщением, пианистке Камилле Мок, в которую неожиданно
влюбился. Генриетта появляется опять, она постарела, она стала
почти калекой, она вся в долгах, звезда её закатывается: в одну минуту
страсть Берлиоза вспыхивает вновь. На этот раз Генриетта принимает его
предложение: он вносит поправку в свою оскорбительную симфонию, чтобы
преподнести её Генриетте в качестве дани любви, он её завоёвывает
и женится на ней, хотя у неё на 14 000 франков долгов. Наконец-то он овладел
своей мечтой, Джульеттой, Офелией! Кто же она такая? Кроткая англичанка,
холодная, прямодушная, рассудительная, которая ничего не понимала
в его страсти, но которая с той минуты, как стала его женой, любит его честной,
ревнивой любовью и стремится замкнуть его в узкие рамки домашней жизни.
Тогда он перестаёт её любить. Он влюбляется в актрису... и уезжает
с ней... Та, которая его любит... остаётся одна, без друзей в Париже,
где она всем чужая; она медленно угасает, она умирает в безмолвии, прикованная
к постели, парализованная, не будучи уже в состоянии говорить, и
эта агония длится восемь лет. Он страдает от этого, так как всё ещё её любит,
его раздирает жалость... Но какой смысл в этой бесполезной жалости?
Ведь он всё-таки заставляет Генриетту страдать и умереть в одиночестве.
. ." Так заканчивает рассказ о
героине "Фантастической симфонии" Ромэн Роллан.
Симфония начинается
со вступления - интимно-романтического прелюда, рисующего образы
страстных грёз. В программе сказано: " Молодой музыкант с болезненной
чувствительностью и с пылким воображением, безнадёжно влюблённый,
в припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы
вызвать смерть, и погружает его в тяжёлый сон. В его больном мозгу возникают
самые странные видения; ощущения, чувства, воспоминания претворяются
в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала мелодией,
как бы навязчивой идеей, которую он встречает и слышит повсюду".
Основная
часть симфонии начинается с этой главной темы и на мотивах её зиждется развитие всего произведения.
В первой же части заключены почти все образы других частей: любовная
тоска проявится в "Сцене в полях", мефистофельские "мотивы
возникнут в финале, а церковный мотив переродится в "черную
мессу" "Шабаша ведьм".
В первой части пока сохраняется единство психологических
состояний - в целом это образы душевных волнений. Её программа состоит
в следующем: "Он вспоминает сначала тот душевный недуг, те необъяснимые
страсти и печали, те внезапные радости, которые он испытал, прежде
чем увидел ту, которую он любит, потом всепоглощающую любовь, нахлынувшую
на него внезапно, лихорадочные тревоги, припадки бурной ревности,
возвращение нежности, утешение в религии..." Эта часть получила
у Берлиоза название "Мечтания. Страсти".
Вторая часть - "Бал" - картина блестящего празднества,
веселящейся толпы и чуждого ей одинокого и разочарованного романтика.
Эпизодически появляющаяся тема возлюбленной преображается
элементами вальса. Сюжет части весьма краток: "Он встречает любимую
на балу, в шуме блестящего празднества".
Третья часть – «Сцена в полях»
- опять рисует облик одинокого и тоскующего героя, но уже на лоне
природы. Поэтому мотив возлюбленной окрашен в идиллические тона,
но состояние раздвоенности всё же остаётся: пастораль и душевное
смятение. Состояние покоя природы не в силах повлиять на настроение
героя - он продолжает страдать.
Содержание: "Однажды летним
вечером он слышит перекликающийся наигрыш двух пастухов. Эти звуки,
окружающая природа, шелест слегка
колышимых ветром листьев, проблески надежды, недавно осенившей
его, - всё вселяет в его сердце непривычный покой, а его мысли принимают
светлый оттенок... Но она вновь появилась; его сердце сжимается, его волнуют
мрачные предчувствия - верна ли она... Один из пастухов возобновляет
свою наивную мелодию, другой не отвечает более. Солнце садится... Отдалённый
раскат грома... Одиночество... Молчание...
Четвёртая и пятая части /"Шествие на казнь" и "Сон
в ночь шабаша"/ образуют словно раздвоившийся финал, где силы зла
показаны в двух ипостасях. Четвёртая часть - картина насилия. Кошмары,
предчувствие смерти, обреченность вступившего в неравную борьбу сил
бунтаря-одиночки, неумолимость - всё это рождает железная поступь
марша. Мотив возлюбленной, мелькающий перед моментом казни, выглядит
как последнее воспоминание о светлом идеале, служению которому
была посвящена прерванная жизнь героя. Программа гласит: " Ему снится,
что он убил ту, которую любил, что он осуждён на смерть и его ведут на
казнь под звуки марша - то мрачного и сурового, то блестящего и торжественного.
Глухой шум тяжёлых шагов внезапно сменяется резкими ударами. Наконец,
навязчивая идея вновь появляется
как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом".
В пятой части силы зла показаны в типичном для
романтиков демоническом аспекте, аналогичном выраженному Гюго
в стихотворении "Шабаш ведьм". Мефистофельская ирония и безверие,
изнанка жизни определяют идейный
и эмоциональный строй фрагмента. Мотив возлюбленной нарочито искажён
и низведён до уровня гротеска. Оркестр рисует картину оргии, которую
пронизывает тема средневековой католической секвенции Фомы
Челанского «Диес ирэ» /"День гнева" /, которую европейские
композиторы /особенно в XIX-XX веках/весьма часто использовали. Но у Берлиоза она служит характеристикой
бесовщины. Эмоциональная неистовость финала, сгущение красок передают
ненависть и отвращение героя к отрицательным сторонам жизни. Тема
несчастной любви возвышается в "Фантастической симфонии"
Берлиоза до значения трагедии "утраченных иллюзий". Сюжет,
составленный композитором, рисует примечательную картину:
"Он видит себя на шабаше, посреди страшной толпы теней, колдунов
и чудовищ, собравшихся на его похороны. Страшные шумы, стоны, взрывы
смеха, отдалённые крики, которым как будто отвечают другие... Мелодия
возлюбленной возникает еще раз, но она потеряла свой благородный и скромный
характер; теперь это отвратительный плясовой напев, пошлый и крикливый.
Это она идёт на шабаш... радостный рёв её встречает,... она присоединяется
к дьявольской оргии... похоронный звон, шутовская пародия на "Диес
ирэ», хоровод шабаша. "Диес ирэ" и хоровод шабаша вместе".
"Фантастическая симфония" пессимистична по своей
концовке, что вполне понятно, если учесть настроения разочарованности
молодых людей берлиозовского поколения. Позднее композитор всё
же присочинил к симфонии лирическую мелодраму для соло, хора и оркестра
"Лелио, или Возвращение к жизни" /1831/ - она почти не связана
с симфонией и основана на автоцитатах из музыки композитора прежних
лет. Сейчас вкупе с "Фантастической симфонией" она не исполняется.
|