Суббота, 27.04.2024, 07:10

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Дебюсси как основоположник муз. импрессионизма

КЛОД ДЕБЮССИ

(1862-1918)

Основоположник музыкального импрессионизма - французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси. В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. Дебюсси ещё в детские годы удивлял учителей музыки пристрастиями к редким, сложным созвучиям, нестандартным ритмическим узорам. Необычный и в то же время изысканный художественный вкус молодого музыканта нередко приводил к конфликтам с преподавателями Парижской консерватории, где он учился с одиннадцати лет. В начале 80 х гг. Дебюсси много путешествовал по Европе (сопровождал русскую меценатку Надежду Филаретовну фон Мекк в качестве домашнего пианиста); дважды посетил Россию. В 1884 г. он окончил консерваторию и, получив Большую Римскую премию, уехал в Италию. Там Дебюсси изучал произведения Палестрины, Верди, Листа; познакомился с операми Вагнера, увлечение которыми сыграло значительную роль в становлении стиля композитора.В 90 х гг. Дебюсси тесно общался с художниками импрессионистами и поэтами символистами. В эти годы начался расцвет его творческой деятельности. Композитор создал ряд произведений, принёсших ему широкое признание публики. Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения Дебюсси - прелюдия "Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море". Композитор не признавал жанра симфонии в её чистом виде. Он предпочитал свободные симфонические сюиты, в которых каждая часть имеет собственное содержание. Причём количество частей в сочинениях различно. Дебюсси много экспериментировал со звучанием различных инструментов и их сочетаниями. Так, нередко главную роль он отдавал арфе в сопровождении деревянных духовых; мелодии соло у него часто исполняют флейта, гобой или кларнет, а не скрипка, как у романтиков. В этом плане показательна прелюдия "После полуденный отдых фавна" (1894 г.), написанная по стихотворению французского поэта символиста Стефана Малларме. Флейты, гобои, валторны и две арфы рисуют картину летнего зноя, на фоне которого изображено лесное божество. В такой же живописной манере созданы "Ноктюрны" (1899 г.). Сам Дебюсси таким названием хотел подчеркнуть необычный ночной колорит. Сочинение состоит из трёх пьес: "Облака", "Празднества", "Сирены". Образы сирен Дебюсси создал с помощью женского хора, поющего без слов. Самое крупное симфоническое произведение композитора - "Море" (1905 г.). Здесь изображена то умиротворённая, то бушующая стихия. Как и в других сочинениях, по этичны и необычны названия частей: "На море от зари до полудня", "Игра волн", "Диалог ветра и моря". Единственная законченная опера Дебюсси - "Пеллеас и Мелизанда" (1902 г.). Она написана по пьесе бельгийского поэта и драматурга символиста Мориса Метерлинка. В центре сочинения - сложный духовный мир человека. Встречи двух влюблённых, Пеллеаса и Мелизанды, их диалоги - основа сюжета. В опере есть все черты символистского театра: действие происходит почти всегда в полутьме, в атмосфере скорбного предчувствия смерти. Дебюсси специально подчёркивает не ясность и недосказанность диалогов. А непонятные явления становятся символами, скрывающими тайный смысл. Например, картина жуткого подземелья - как напоминание о неотвратимости смерти. Но, не смотря на всю условность действия, идея оперы проста и понятна - композитор воспевает красоту и силу любви, готовой преодолеть любые препятствия. В 1913 г.Дебюсси совершил концертные поездки по разным странам, посетил Москву и Петербург. Он выступал как пианист и дирижёр с исполнением преимущественно собственных произведений. В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) композитор активно занимался критической деятельностью - в своих литературных творениях он призывал к свободе творчества.

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ

На протяжении всей жизни Клод Дебюсси писал музыку для фортепиано и сам был выдающимся пианистом. Критики восторгались изяществом и бархатистостью звучания инструмента композитора. Его манеру игры точно характеризует строка из стихотворения французского поэта символиста Поля Верлена: "...целует клавиши прекрасная рука". Большинство фортепианных пьес Дебюсси - программные миниатюры. Содержание сочинений различно - они могли быть навеяны поэзией, живописью или природой. Особенно композитор любил пейзажи. Жанр инструментальной миниатюры, рисующей пейзаж, бытовую сцену или портрет, восходит к творчеству французских клавесинистов XVII - начала XVIII в. Дебюсси современными художественными средствами воссоздал традиции классицизма. (В поздних критических статьях он часто называл композиторов той эпохи - Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо "национальными гениями".) Расцвет фортепианного творчества Дебюсси приходится на начало XX столетия. В это время он написал самые известные циклы произведений - "Эстампы", "Образы", "Детский уголок" и др. Название цикла "Эстампы" (1903 г.) заимствовано из изобразительного искусства: слово означает "оттиск", "от печаток". Сочинение состоит из трёх пьес: "Пагоды" (пагода - буддийское мемориальное сооружение или храни лище реликвий), "Вечер в Гранаде" и "Сады под дождём". В них Дебюсси создал музыкальные портреты трёх стран - соответственно Китая, Испании и Франции.  Под впечатлением картины французского живописца Антуана Ватто "Отплытие на остров Киферу" композитор написал фортепианную пьесу "Остров радости" (1904 г.). Это свое образное музыкальное переложение полотна художника. Перед слушателем предстаёт фантастический остров любви, куда отплывают нарядные дамы и кавалеры. Черты импрессионистской музыки свойственны двум сборникам пьес, названным композитором "Образы". В каждый сборник входит три пьесы. Первый (1905 г.): "Отражения в воде", "Посвящение Рамо", "Движение"; второй (1907 г.): "Колокола сквозь листья", "И луна нисходит на разрушенный храм", "Золотые рыбки". "Детский уголок" (1908 г.) посвящён образам детства. Стиль сочинения отличают простота, яркая жанровость и ритмическая ясность. Самая известная - последняя пьеса цикла, "Кукольный кек-уок". В ней развивается тема американского танца кек уок (англ. cakewalk - "шествие с пирогом"), распространённого в то время. Танцу свойственна "механическая" ритмика, резкое звучание и быстрый темп. Всё это можно услышать и в пьесе Дебюсси, но в юмористическим ("кукольном") ключе. Интересны прелюдии для фортепиано (первый сборник - 1910 г., второй - 1913 г.), навеянные и музыкой французских клавесинистов, и живописью импрессионистов. Эти произведения характеризуются мягкостью звучания, изысканными гармониями, тонкими тембровыми нюансами. Причудливые названия прелюдий ("Дельфийские танцовщицы", "Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе", "Девушка с волосами цвета льна" и др.) Дебюсси поставил в конце пьес - чтобы не навязывать собственные ощущения, а предоставить слушателю возможность самому создать образ.

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (13.05.2011)
Просмотров: 3294 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024