Вторник, 30.04.2024, 16:10

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Эволюция жанра этюда у Шопена и Листа


 

     ЭВО­ЛЮ­ЦИЯ ЖАН­РА ЭТЮ­ДА В ТВОР­ЧЕ­СТ­ВЕ   ШО­ПЕ­НА И ЛИ­С­ТА

 

          Этюд («изу­че­ние») – ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са  для со­вер­шен­ст­во­ва­ния на­вы­ков иг­ры на ин­ст­ру­мен­те, раз­ви­тии вир­ту­оз­ной тех­ни­ки. Со­чи­не­ни­я­ми этю­дов про­сла­ви­лись Чер­ни и Кле­мен­ти. К это­му су­гу­бо пра­к­ти­че­с­ко­му жан­ру в 19 ве­ке об­ра­ти­лись ро­ман­ти­ки, что­бы до­ба­вить к ра­ци­о­наль­но­сти этю­да ху­до­же­ст­вен­ную функ­цию. Этю­ды ста­ли пи­сать Па­га­ни­ни и Шо­пен, Рах­ма­ни­нов и Шу­ман, Брамс и Лист и к на­ча­лу 20 ве­ка этюд пре­вра­тил­ся в ху­до­же­ст­вен­ную пье­су не­ред­ко с про­грамм­ным со­дер­жа­ни­ем и зву­ко­пи­сью, на­ря­ду с ре­ше­ни­ем уз­ко­спе­ци­аль­ных за­дач, на­пра­в­лен­ных на со­вер­шен­ст­во­ва­ние то­го или ино­го при­е­ма.

             В 1833 го­ду Шо­пен по­свя­тил сво­ему дру­гу Ли­с­ту 12 боль­ших этю­дов (опус 10) и по­с­лед­ним из них был этюд, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Ре­во­лю­ци­он­ный». В ка­ж­дом этю­де Шо­пен ре­шал оп­ре­де­лен­ные тех­ни­че­с­кие за­да­чи, но он су­мел ото­дви­нуть их на вто­рой план, а на пер­вый вы­шли эле­мен­ты по­эм­но­сти, об­раз­ный смысл, кар­тин­ность и бо­гат­ст­во кра­сок. Вто­рую те­т­радь этю­дов (опус 25, 1837) Шо­пен по­свя­тил под­ру­ге жиз­ни Ли­с­та – гра­фи­не Ма­рии д*Агу. И вновь он по­ста­вил пе­ред со­бой за­да­чу со­з­да­ния ро­ман­ти­че­с­ких му­зы­каль­ных порт­ре­тов сво­их дру­зей, сре­ди ко­то­рых бы­ла  Ма­рия Во­дзинь­ска, его воз­люб­лен­ная (№2). Этю­ды бы­ли ис­по­л­не­ны ор­ке­ст­ро­вой зву­ч­но­сти, упо­доб­ля­ясь ли­с­тов­ским про­из­ве­де­ни­ям.  Лист же в про­цес­се сво­ей кон­церт­ной де­я­тель­но­сти уже за­ду­мал­ся о пре­об­ра­зо­ва­нии жан­ра этю­да и на­пи­сал 2 те­т­ра­ди этю­дов но­во­го пла­на. Но в от­ли­чие от Шо­пе­на, Лист тя­го­тел к бо­лее яр­ко вы­ра­жен­ной про­грамм­но­сти, хо­тя она у не­го то­же «скры­тая». «Бра­вур­ные этю­ды по ка­при­сам Па­га­ни­ни» Лист ин­тер­пре­ти­ро­вал по-сво­ему. Из 24 ка­при­сов Па­га­ни­ни он вы­брал лишь 6, до­с­туп­ных для пе­ре­ло­же­ния – из скри­пи­ч­ной тес­си­ту­ры в фор­те­пи­ан­ную. Он ис­поль­зо­вал весь ар­се­нал сво­их при­е­мов из ис­по­л­ни­тель­ской пра­к­ти­ки. Пер­вый ва­ри­ант 1838 го­да про­слыл «не­ис­по­л­ни­мым» дру­ги­ми му­зы­кан­та­ми, по­ми­мо Ли­с­та и он впо­с­лед­ст­вии «сжа­лил­ся» над ни­ми, со­з­дав «об­лег­чен­ный» вид. Вир­ту­оз­ность бы­ла воз­ве­де­на в мо­гу­чее сред­ст­во ху­до­же­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия – та­ко­вы «Тран­с­цен­ден­таль­ные этю­ды» Ли­с­та.

           Со вре­ме­нем Рах­ма­ни­нов на­пи­сал Боль­шие Этю­ды-кар­ти­ны  на те­мы Па­га­ни­ни (№1 – Тре­мо­ло, срод­ни его Рап­со­ди­ям на те­му Па­га­ни­ни, №2 – фан­та­сти­че­с­кое скер­цо, №3 – Кам­па­нил­ла, но на чер­ных кла­ви­шах, № 4 – ка­прич­чо в скри­пи­ч­ном сти­ле и «Охо­та» по Па­га­ни­ни). Ге­ро­и­ко-па­те­ти­че­с­кая сфе­ра рас­кры­ва­ет­ся в №№ 4,7, 10, пей­за­ж­ная ли­ри­ка - №№ 3,9,11, фан­та­сти­че­с­кие об­ра­зы - №№ 2,5,6,8,12. Па­те­ти­ка этю­да «Ма­зе­па» бли­з­ка по сти­лю к Бет­хо­ве­ну, а по со­дер­жа­нию – к Бай­ро­ну. Об­ра­зы при­ро­ды – в «Блу­ж­да­ю­щих ог­нях», «Ве­чер­ней гар­мо­нии», «Ме­те­ли» - по ду­ху эти этю­ды бли­з­ки про­зе Ти­ка, Но­ва­ли­са и Гоф­ма­на.


        


















       





                                                                     

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (02.11.2010)
Просмотров: 2561 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024