ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ЭТЮДА В ТВОРЧЕСТВЕ ШОПЕНА И ЛИСТА
Этюд
(«изучение») – инструментальная пьеса
для совершенствования навыков игры на инструменте, развитии
виртуозной техники. Сочинениями этюдов прославились Черни и Клементи.
К этому сугубо практическому жанру в 19 веке обратились романтики,
чтобы добавить к рациональности этюда художественную функцию. Этюды
стали писать Паганини и Шопен, Рахманинов и Шуман, Брамс и Лист и к началу
20 века этюд превратился в художественную пьесу нередко с программным
содержанием и звукописью, наряду с решением узкоспециальных задач,
направленных на совершенствование того или иного приема.
В 1833 году Шопен посвятил своему другу Листу 12 больших этюдов
(опус 10) и последним из них был этюд, получивший название «Революционный».
В каждом этюде Шопен решал определенные технические задачи, но
он сумел отодвинуть их на второй план, а на первый вышли элементы поэмности,
образный смысл, картинность и богатство красок. Вторую тетрадь этюдов
(опус 25, 1837) Шопен посвятил подруге жизни Листа – графине Марии д*Агу.
И вновь он поставил перед собой задачу создания романтических музыкальных
портретов своих друзей, среди которых была Мария Водзиньска, его возлюбленная (№2).
Этюды были исполнены оркестровой звучности, уподобляясь листовским
произведениям. Лист же в процессе
своей концертной деятельности уже задумался о преобразовании жанра
этюда и написал 2 тетради этюдов нового плана. Но в отличие от Шопена,
Лист тяготел к более ярко выраженной программности, хотя она у него
тоже «скрытая». «Бравурные этюды по каприсам Паганини» Лист интерпретировал
по-своему. Из 24 каприсов Паганини он выбрал лишь 6, доступных для переложения
– из скрипичной тесситуры в фортепианную. Он использовал весь арсенал
своих приемов из исполнительской практики. Первый вариант 1838 года
прослыл «неисполнимым» другими музыкантами, помимо Листа и он впоследствии
«сжалился» над ними, создав «облегченный» вид. Виртуозность была
возведена в могучее средство художественного воздействия – таковы
«Трансцендентальные этюды» Листа.
Со временем Рахманинов написал Большие
Этюды-картины на темы Паганини (№1
– Тремоло, сродни его Рапсодиям на тему Паганини, №2 – фантастическое
скерцо, №3 – Кампанилла, но на черных клавишах, № 4 – каприччо в скрипичном
стиле и «Охота» по Паганини). Героико-патетическая сфера раскрывается
в №№ 4,7, 10, пейзажная лирика - №№ 3,9,11, фантастические образы -
№№ 2,5,6,8,12. Патетика этюда «Мазепа» близка по стилю к Бетховену,
а по содержанию – к Байрону. Образы природы – в «Блуждающих огнях»,
«Вечерней гармонии», «Метели» - по духу эти этюды близки прозе Тика,
Новалиса и Гофмана.
|