Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого
русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой
опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), Римский-Корсаков вновь творит
глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Ранее,
в творчестве композитора, эта поэтика сочеталась со сказочно-фантастическими
сюжетами и основывалась на древнеславянской мифологии. В "Китеже», при
сохранении черт языческого космопантеизма, очевидна иная модель. Она
заключается в сопоставлении «Сказания» с Откровением Иоанна Богослова. В
структуре сюжета катастрофа-чудесное спасение-инобытие в невидимом граде.
Пророчества в опере и Апокалипсисе совпадают, по сути, имеют глобальный
космический смысл. Множеством иносказательных граней пронизаны все сцены оперы.
Так вражеское нашествие в «Китеже» трактуется как вселенская катастрофа. Гибель
Китежа-мистерия смерти, новое рождение и преображение, повторенное в судьбе
Февронии, устанавливает духовную связь, происходит уподобление
«райски-космическому» Успению Богородицы в русских духовных стихах. Сама идея
службы Успения-преодоление смерти, а сквозное понятие заключено в слове
«Радуйся!». Образ Февронии является центральной осью нравственного космоса,
просветления всей человеческой природы. В
«Китеже» присутствует образ пустыни - место абсолютного духовного пространства.
Этой пустынью представлена жизнь леса - образа безначального и бесконечного
бытия природы. Все главные темы оперы - «леса-пустыни», града Китежа и его
колокольного звона - выступают образами макромира и одновременно являются
духовными символами. В процессе развития они перемещаются из внешнего
пространства во внутреннее, а затем и в идеальное духовное пространство
невидимого Китежа. «Помимо отражения идей русского космизма, «религия без
церкви», ... внехрамовой литургии и соборности символистов, учений «общего
дела» Федорова, спасения и духовного возрождения русских религиозных философов
и ряда других современных ему философских и художественных тенденций, в
«Сказаниях о невидимом граде Китеже»… очевиден диалог с соловьевской концепцией
всеединства, изложенном в капитальном труде «Оправдание добра» (Серебрякова Л.
«Китеж: откровение Откровения» // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 90-106)
(1887). Концепция «Китежа» гармонично подтверждается мыслью Соловьева о
совершенстве добра как нераздельной организации триединой любви: «Любви
восходящей совершенству Творца и Творения, любви равной - к любящим, ближним и
дальним и любви нисходящей ко всей материальной природе»
(Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч.: В
2 т. Т.1. С. 546-547). Глубина воплощений психологизма образов в «Китеже» может
быть сравнима с образом Бориса М. П. Мусоргского. Сама Феврония,
писал Вл. Соловьев «то самое безусловное значение человеческого существа (его
способность быть носителем вечной жизни и причастником божественной полноты
бытия)» (Там же. С. 498).
Свое личностное отношение к миру как к целому
Н. А. Римский-Корсаков отразил в основных образах своих произведений.
Так, образы Снегурочки, Волховы, Царевны Лебедя, Нимфы - не что иное, как
мертвая душа. Это вселенское чувство проявляется у него в трех формах: апофеоза
природы и любви (Весна), апофеоза художественного творчества (Лебедь) и
апофеоза морального героизма (Феврония). Условно оперы "Снегурочка»
(1881), «Садко» (1896), «Китеж» можно определить как трилогию по
пантеистическому настроению, по нравственному самоотречению во имя
человечества. Наиболее ярким образцом космического чувства слияния с природой
является «Снегурочка», где момент смерти-таяния есть акт восторженного слияния
Души с Космосом. О самом моменте смерти, сумасшествии во всех произведениях
можно говорить как о процессе освобождения Души, переходе ее в иную ипостась,
выхода в запредельность. Композитор в своем акте творения подобен Зодчему. Он
посредник между Космосом и человеком. Таким же посредником является персонаж
Садко из одноименной оперы. И в народной былине, и в оперном либретто Садко
изображается и певцом, и моряком. А море и небо чаще всего есть символы
бесконечного Космоса.
К ярким образцам теургического искусства можно отнести кантаты «По
прочтению псалма. Иоанн Дамаскин» (на слова А. К. Толстого)
С. И. Тансева и «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В них
заключена целостная концепция мира и человеческого бытия в нем. Вселенское
звучание перекликается со скрябинскими мистериями и «Колоколами»
С. В. Рахманинова. Классические архитектурные формы сообщают
сочинениям космическую полноту и целостность, звучащую софийность материи.
Особенно близки были С. И. Танееву идеи «всеобщего единства»
Вл. Соловьева, и весьма распространенная в то время в отечественной
литературе нравственная трактовка духовных истин. Работая над кантатой
"Иоанн Дамаскин», композитор обращался к первоисточникам, стремился к
предельному обобщению, символизации основных понятий («путь», «братья»,
«надежда», «любовь»). Здесь взгляды С.И. Танеева созвучны взглядам
Вл. Соловьева и Н. К. Толстого в том, что обретение духовной
общности человека с миром происходит через постижение идеала братской Любви,
любви к «ближнему» своему. Используя текст тропаря, сочиненного святым Иоанном
(VII-VIII века), композитор усекает его для воссоздания двух основных этапов
инобытия: страдания и очищения: «Иду в
незнаемый я путь, Иду меж страха и надежды...» Приближение к
духовному пространству происходит через сферу души. Для художника душа, прежде
всего, - средоточие творческих сил человека. Характерная черта мышления
Танеева, по определению Б. Асафьева, звучит следующим образом: «Мир - всё
для Танеева, сам он только отражение. Зачем упорствовать и гордиться своим «я»,
когда оно подчиненно неизбежному и неизбытному. Ради общей гармонии, ради
победы над хаосом личность должна смириться перед законами космоса, а в себе
самой, внутри себя признать власть разума» (Глебов И. Романсы
С. И. Танеева // Музыкальная академия. 2000. № 1. С. 114).
Любимый инструмент композитора - хор, как лучшее самораскрытие Соборной
Души, когда она осуществляет высшую форму творчества - духовное делание. Для
Танеева именно хоровая музыка - кантаты и хоровые циклы a'capella - может
выразить идею богочеловеческого, соборного единения мира горнего и мира
дольнего. Таким образом, в «Иоанне Дамаскине» и «Исалме» через хоровое
воплощение соборного «мы» С. И. Танеев представил космическую модель
мира, в которой раскрывается единство всех людей в их творчестве с Богом.
Своеобразным выражением идей космизма в русской художественной
культуре является синестезия (от греческого synaisthesis - соощущение)
обозначающая первоначально межчувственную связь. Наиболее ярко
синестезия-проявилась на рубеже конца ХIХ -начала ХХ веков. Так, в литературе
она присутствовала как основание межчувственных переносов: «флейты звук
зорево-голубой, звук литавр торжествующе-алый» у К. Бальмонта. В
музыкальном искусстве при восприятии звуков у слушателей возникают зрительные
образы: произведения Н. А. Римского-Корсакова,
А. Н. Скрябина. Трактуя синестезию, часто в нее включаются не только
музыкальное искусство, но и живописное (программная музыка, светомузыка,
творчество М. Ю. Чюрлёниса, В. В. Кандинского). В современный
период синестезия заявляет о себе в новых видах искусства, связанного с
техническими средствами, которые применяются в киноискусстве, телевидении.
|