ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19
СТОЛЕТИЯ.
Живопись. Музыка, литература и живопись
– гордость романтического искусства Франции. Шатобриан, Ламартин,
Гюго, Стендаль, Мюссе, Флобер, Готье, Шопен, Гуно, Лист, Сен-Санс, Берлиоз,
Жерико и Делакруа – эти имена навечно вписаны в историю французского
романтизма.
Оппозиция Давиду и Энгру придали
романтизму патетику, экзальтацию, граничившую с мечтательностью
и созерцательностью (так французы скоро обратились и к восточной
экзотике). Романтический колорит был возбужденным и неистовым,
рисунок экспрессивен, а цветовые пятна контрастны неимоверно. Романтики
тяготились повседневностью, а потому давали волю своему воображению,
обращаясь к литературным и историческим сюжетам. Академисты
критиковали их за смелую композицию, лишенную малейших признаков
величавости. Борьба мировоззрений в живописи длилась почти полстолетия.
Начал её почти не оцененный при жизни Теодор Жерико (1791-1824), а вождем стал
Эжен Делакруа (1798-1863).
Жерико учился у академистов, но
его привлекали уже тогда художники с мощным колоритом: Караваджо,
Тициан, Рембрандт, Веласкес и Гро. В 1812 году Жерико выставил в Салоне
картину «Офицер, идущий в атаку» (Офицер конных егерей императорской
гвардии Наполеона воевал в то время в далекой России и никто не догадывался
об исходе французской кампании). Воин на вздыбленном коне, с саблей
в руке, развернулся назад и зовет всех в атаку. Картина имела успех
и 20-летний художник получил за неё золотую медаль. Но через 2 года
художник создал не менее героическое полотно, которое публика
сочла постыдным и непатриотичным: «Раненый кирасир, покидающий
поле боя». В этой работе Жерико разочарованная
в кумире молодежь увидела намек на постыдный разгром Наполеона.
Жерико уехал в Италию изучать живопись эпохи Ренессанса и культуру
Античности, продолжая интересоваться жизнью Франции и искать в
ней героические сюжеты для своего творчества. И случай вскоре представился:
в 1816 году фрегат «Медуза» потерпел у берегов Сенегала крушение.
На плоту спаслось 140 человек, через 12-ть дней их подобрали и в живых
оставалось лишь 15-ть. Спасение соотечественников французы проигнорировали,
разве что повозмущались непрофессионализмом капитана, получившего
назначение на фрегат по протекции. Случай был бы списан в архив, если бы не возмущение
Жерико. Огромное полотно «Гибель Медузы» с изображением полумертвецов,
в безумной надежде всматривающихся в даль, заставило публику
возмутиться происходящим и общественность обвинила правительство
в коррупции. Разгорелся крупный скандал. Раз за разом люди приходили
в Салон, смотря на отца, держащего на коленях мертвого сына, наполовину
утонувший труп, негра, машущего красным платком. Перед картиной стояли
и очевидцы той катастрофы, многие узнавали реальных персонажей.
Картина была написана в мрачных тонах с вспышками красного и зеленого
цветов, с резкими светотенями, создававшими драматический конфликт
через смену разных настроений. Жерико надеялся воззвать к гуманности,
гражданскому мужеству французов. Ведь многие выжившие остались безумными,
а часть спасшихся вела себя недостойно по отношению к слабым и беззащитным.
Чтобы не стать добычей каннибалов, потерявших человеческий облик,
спасшиеся с фрегата прыгали в воду и тонули по своей воле. И об
этом тоже писал Жерико. Но тогда его поняли очень немногие, скорее
все стремились обвинить художника в клевете на действительность,
а он выступил как журналист-живописец. Через 5 лет после смерти Жерико
именно к этой картине был применен термин «романтизм» и в этом – прямая
заслуга… опер Глюка. Именно он надеялся спасти доблесть нации, к которой
даже не принадлежал по крови. А Жерико уехал в Англию и занялся
там новой техникой – литографией («Большая английская сюита» 1821
года). Он изучал творчество Констебля и написал картину «Скачки в Эпсоме» с образом
коней-птиц, проносящихся мимо трибун. Жерико нашел оригинальный
прием: фон сделал размытым, а коней и жокеев на них тщательно выписал.
Вернувшись во Францию, живописец увлекся изучением людей с обостренной
психикой и сломленной душой. Множество зарисовок он сделал в психиатрической
клинике своего друга Жоржэ («Умалишенный, величающий себя полководцем»,
«Вор детей», «Клептоман»). Портреты написаны с явным сочувствием
к несчастным. Последний год жизни Жерико провел прикованным к постели
из-за неудачного падения с лошади, прежде чем безвременно скончался
в возрасте 33-х лет. По-настоящему его оценили позже: заметили его
ориентализм, иллюстрации к Шелли и Байрону, провозвестничество
романтизма с его колористической революцией, совершенной Делакруа,
Коро и Домье, затем ощущение реализма в литографиях и поздних портретах
сумасшедших. Многим оказалась обязанной Жерико и английская живопись
– там с неизменным успехом проходили
все его выставки картин.
Истинным вождем французских романтиков-живописцев
стал Эжен Делакруа, сын члена
Конвента и Директории, выросший, тем не менее, в художественной
среде. Молва сделала его сыном знаменитого Талейрана. Будучи послом франции на Востоке, он
пользовался необъяснимым доверием султанов, верша государственные дела и
занимаясь живописью. Гойя и Рубенс были его кумирами, как и Жерико: это
ощутимо в «Ладье Данте» (1822) и в «Хиосской резне» (1824). Делакруа
жил интенсивной духовной жизнью, образами Шекспира, Байрона, Гете
и Данте. Первые его работы были полны затаенной напряженности, мощи
и вместе с тем обреченности. Наиболее раннее полотно датируется 1821 годом
и носит подражательный характер («Богоматерь Святого сердца»). Вождем его назвали
в 1824 году после показа на выставке картины «Резня на Хиосе».
Свобода построения композиции и доминирующая роль цвета, необычайная экспрессия
и обращение к современности как одному из условий раннего (героического) романтизма
привлекли творческую молодежь к Делакруа.
Он открывал новые пути в искусстве и одновременно затрагивал темы,
волнующие общество. В 1927 году всеобщий патриотизм вызвала картина Делакруа,
посвященная борьбе Греции за свою независимость («Греция на развалинах Миссолунги»).
Новаторским приемом было изображение ведущей войну с турками страны в образе
молодой девушки в национальном костюме и на батальном фоне. Так формировался
замысел «Свободы, ведущей народ», более известной как «Свободы на баррикадах».
Эта картина с пафосом призывала человека бороться с обстоятельствами, подобно
бетховенскому творчеству.
Романтики-живописцы не имели по
большому счету определенной программы, просто были едины по отношению
к классицистам, мещанам и действительности, повседневности, стремясь
из неё вырваться. Какими путями – каждый решал для себя сам. Было общим
миросозерцание, ощущение одиночества творческой личности, смелость
и гражданская прямота, неопределенность мечтаний. «Хиосская резня»
была трагическим эпизодом в жизни греческого народа, и это событие
взволновало Европу не меньше гибели «Медузы», Но и в этом случае
критики накинулись на художника, словно это он был турком. Стендаль
ругал за посиневшие трупы и кровь, Гро называл картину «резнёй живописи»,
Теофиль Готье отзывался о ней как о «Метеоре, упавшем в болото». Но
именно в буре негодования складывалась романтическая школа живописи
Франции с 26-летним Делакруа во главе. Ездил он и в Англию, восхищаясь
тамошней портретной и пейзажной живописью (особенное внимание
художник уделял творчеству Констебля и Бонингтона), поэзией Байрона (который
воевал за греков), литературой от Шекспира до Вальтера Скотта и
Байрона и театром. По возвращении на родину художник сблизился с
Дюма, Гюго, Мериме, Бальзаком, Стендалем
и Мюссе, был вхож в салон Жорж Санд и Шопена, даже написал с великого
польского музыканта и его подруги
прекрасные портреты. Художник пытается говорить эзоповым языком – он
обращается к мифологическим и историческим сюжетам из прошлого, но при этом
выбирает тематику, близкую идеям Движения Сопротивления. Его картины
1830-1840-х годов превращаются в монументальные эпопеи («Битва при Нанси»,
«Битва при Пуатьё», «Взятие крестоносцами Константинополя»). Байрон стал
кумиром художника – это понятно по перечню названий, написанных по сюжетам
великого английского поэта: «Гамлет» (1839), «Смерть Офелии» (1844),
«Дездемона, проклинаемая отцом» (1852). По трагедии Байрона в 1827 году была
написана картина «Смерть Сарданапала» с показом самоубийства царя
Ассирии с его наложницами, слугами и конями вместе. Одиночество
правителя грозной державы, общее смятение, страсть жизни и смерти
вновь напомнили о судьбе французов, пошедших за Наполеоном и его
конце. Драматизация через цвет, неравновесие в композиции, её перегруженность
деталями и нагромождение фигур вновь не имели одобрения у критики.
Картину освистали, и Лувр 100 лет думал, прежде чем купил полотно.
События революции 1830 года Делакруа
отразил на картине «Свобода на баррикадах». Аллегория свободы с
трехцветным знаменем вела за собой толпу восставших – сквозь пороховой
дым, по трупам… В студенте с ружьем в руках художник оставил нам свой
портрет. Но все образы, взятые из жизни, стали символами революционных
сил. Критики не сразу признали стилистическую близость к давидовой
«Смерти Марата».
В 1832 году Делакруа уже гулял по городам Африки: во французских
колониях - Алжире и Марокко, где написал множество женских портретов.
По влиятельной протекции, как дипломат и член посольства из Франции, он
был допущен в святая святых – гаремы («Алжирские женщины», «Свадьба
в Марокко», «Султан Марокко», «Марокканец, седлающий коня», «Львиная
охота в Марокко»). Сотни зарисовок и десятки картин запечатлели экзотику,
которая так привлекала романтиков.
На Востоке расцвел в полную силу колористический
дар Делакруа, его талант выражать настроение через цвет. Экспрессия
охоты, занимательность литературных сюжетов и образов выразились
в его творчестве 30-60-х годов.
Несмотря на очевидную популярность
и яркий дар, Делакруа лишь после восьмого баллотирования стал членом Академии
Художеств. О культурной жизни своей страны он оставил массу воспоминаний
(дневник и эпистолярное наследие), высказав себя незаурядным литератором и
тонким наблюдателем.
Делакруа приглашали оформлять плафон в
галерее Аполлона в Лувре (1850), капеллу Ангелов в Сен-Сюльписе
(«Битва Иакова с Ангелом» и «Изгнание Илиодора»), параллельно он работал
над пейзажами и натюрмортами, предваряя открытия французских импрессионистов,
и за 3 года до смерти он их горячо поддержал. Сам Гёте одобрил серию
литографий художника, призванную проиллюстрировать его «Фауста». Его окружали
Орас Верне, Девериа и Деларош. За исключением Эжена Фромантена с
его «Соколиными охотами в Алжире» все они уже отошли от романтизма,
ибо во французской живописи он был кратковременным явлением, в отличие
от музыки. Более жизнеспособным оказалось салонное искусство в лице
символистов Пюви де Шаванна, Гюстава Моро, Мориса Дени, Одилона Редона
в последней трети столетия, реализма
Курбе и представителей барбизонской школы 1840-1860-х годов.
|