Среда, 22.05.2024, 06:13

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Французское искусство 16-17 вв.

                                     СОСТОЯНИЕ  ФРАНЦИИ  В 16-18  ВЕКАХ

 

 

                Страна разделена на север и сепаратистский юг, присоединенный после усмирения катаров и альбигойцев в середине 15 века. Формально входила в состав империи Бретань, Габсбурги владели графством Артуа, Лотарингией и Эльзасом, относительно независимы были Наварра и Беарн, Корсика и Савойя, а также Руссильон. Лишь к началу 16 столетия лоскутное государство стало превращаться в подобие абсолютистской монархии (1500-1560- г.) Кризис абсолютизма, экономический упадок и гражданские войны в 1560-1590-х гг. отодвинули на время культурное развитие Франции, а ситуация 1595-1648 годов описана А. Дюма в романах. Благодаря покровительству флорентийского дома Медичи, заключившего династический союз с французской короной, экономика постепенно выправляется, но при этом Францию сотрясает 30-летняя война. В Лионе были учреждены банки и заработали ярмарки, так что область стала напоминать современную оффшорную зону. Итальянские негоцианты развивали торговлю и книгопечатание. Политику осложняло поведение «людей в мантиях»: у трона в 16 веке стояли династии Бурбонов, Гизов, Монморанси и Шатильонов, которых поддерживало «дворянство шпаги» (среднее и мелкое дворянство). Спор о престоле между Гизами и Бурбонами начался из-за прекращения правления династии Валуа.

      1559-1560 – сыновья Генриха Второго и Екатерины Медичи (Франциск Второй и Карл Девятый с 1560 по 1574, затем их брат Генрих Третий 1574-1589, погибший от руки монаха и не оставивший потомства). Междуцарствие длилось с 1589 по 1594 и только в 1594  трон отошел Генриху Четвертому Наваррскому, женившемуся вновь на принцессе из дома Медичи – Марии. Генрих был отцом Людовика Тринадцатого, он и основал династию Бурбонов.

                С 1520-х годов во Франции начали распространяться идеи Реформации, причем сам король своей властью оградил страну и от чрезмерного интереса папского Рима, назначая прелатов из дворян (служили ха них скромные викарии за жалование из разночинцев). Ещё до Лютера во Франции появился гуманист Лефевр дЭтапль и его последователь епископ Бриссоннэ.  В середине 1530-х годов более Лютера   прославился фанатизмом Маркур, но его воззвания имели обратный результат – 35 протестантов (гугенотов) отправили на костер, ибо среди католиков насчитывалось большинство. Обиженные дворяне и южные принцы к середине столетия укрепили кальвинизм, и в парламенте была создана «Огненная палата» по рассмотрению обвинений в ереси. Католицизм исповедовали герцоги Гизы и их дом. Они владели Лотарингией и Бургундией, Шаппанью и Лионом. Гугенотов возглавляли принцы из дома Бурбонов – наваррский король Антуан и его сын Генрих Четвертый, а также принцы Конде и адмирал Колиньи из дома Шатильон. И те, и другие требовали ограничения королевской власти через парламент (Генеральные Штаты), прекращения продажи государственных постов и расширения свобод. Католиками были и «люди мантии» - у них имелись свои требования – поставить интересы государства превыше религиозных распрей, сделать французскую церковь независимой от Рима и укрепить монархию.

                В начале 16 века Франция была самой населенной страной в Европе, а к середине 17 века в ней осталось 18 млн. человек, причем в Париже проживало 300 000 человек. К концу 16 века прекратилось строительство, закрылась художественная школа Фонтенбло и художники либо эмигрировали, либо разбрелись по стране. Более миллиона человек погибло в результате Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда католики поубивали протестантов, но и противники их не сидели сложа руки, так что с 1559 по 1594 годы велась религиозная война и разным перевесом. Обстановка разрядилась лишь с избранием на престол в 1593 году короля Наварры Генриха Четвертого (до 1610). Он обеспечил свободу вероисповедания (Нантский эдикт 1598 года), сократил государственные расходы, снизил налоги, развил мелкое предпринимательство, но реформы его долго буксовали из-за противодействия Лиги во главе с принцами Гизами, мечтавшими о троне. Королю-реформатору был отведен малый срок – он погиб от руки католика Равальяка. После этого началось регентство Марии Медичи и последующее воцарение Людовика Тринадцатого, женатого на Анне Австрийской. Именно в это время к власти приходит первый министр и кардинал  Арман Жен дю Плесси более известный как  герцог Ришелье. Он был председателем Совета при Регентше и разделил с ней опалу, а затем вернулся вновь на пост первого министра короля. Злые языки из лотарингского окружения (Фронды) называли его отцом Людовика Четырнадцатого.

                Девиз Ришелье: величие короля и могущество королевства – определил политику двора на века вперед. Он отличался беспринципностью (сначала закон, а вина найдется), лишил парламент многих прав и свобод, боролся с Габсбургами, помогая их врагам-протестантам. Ришелье организовал французскую Академию и в 1631 году начал выпускать газету во Франции. Он уделял внимание науке и культуре, но держал их под цензурным контролем. От писателей требовал проводить его политику, независимых же преследовал (Теофиля де Вио обвинил в атеизме, приговорил к сожжению, отправил в изгнание, где тот и скончался). Других осыпал милостями (как поэта Шаплена, введенного им в состав академиков). Неудивительно, что академики дружно осудили трагикомедию Пьера Корнеля «Сид»

                   Первая супруга Генриха Наваррского – Маргарита – покровительствовала Рабле и Кальвину, поддерживала дЭтапля. Сам Генрих общался с Мишелем де Монтенем, автором «Опытов» и по совпадению мэром Бордо (они состояли в переписке). Маргарита подражала Боккаччо, составляя сборник новелл «Гептамерон» в духе мистицизма и неоплатонизма. Лефевр дЭтапль перевел на французский язык Библию.

В 1540-х годах возникло литературное направление «Плеяда» во главе с Ронсаром и Дю Белле. Они выпустили манифест в защиту французского языка для стимулирования процесса национального объединения страны (дворянская интеллигенция). Закладывались идеалы классицизма, ознаменовавшего расцвет страны, стабилизацию экономики, развитие культуры.

     Становление жанра портрета в творчестве Жана Клуэ при Франциске первом ознаменовало начало французского Ренессанса, при этом Франции было сложно соперничать в этом с Италией. Из архитектурных достоинств той эпохи можно выделить лишь строительство и украшение королевской резиденции под Парижем – замка Фонтенбло (с участием итальянских маньеристов Россо и Приматиччо). Маньеризм познакомил Францию с традициями черпать сюжеты из мифов и аллегорически соотносить современную жизнь с эпизодами из античной истории, а также придерживаться готической вытянутости и неподвижности фигур в сложных ракурсах. Уже в эпоху французского Ренессанса воспевались гражданская доблесть, добродетели и идея единства государства. В стиле школы Фонтенбло работал живописец Жан Кузен Старший (его картина «Ева- первая Пандора» жонглирует разными образами, сочетая библейскую праматерь в позе Венеры с любопытством Пандоры и моральным назиданием о последующих бедствиях). В середине 16 века Франсуа Клуэ-мл. обнаружил тонкость письма, сдержанность, содержательность характеристик. Портреты Елизаветы австрийской (супруги Карла Девятого и свидетельницы Варфоломеевской ночи) демонстрируют её желание отгородиться и замкнуться от жизни. 

           В 17 веке во Франции обнаружилось три направления в искусстве: придворное (Симон Вуэ), демократическое (реалисты или демократические художники братья Ленен, Жорж де ля Тур, график Жак Калло) и классицистическое (Пуссен и Лоррен).

1. Симон Вуэ (1590-1649) носил титул первого живописца короля. Это был знаток итальянского искусства. Придворное искусство во Франции сторонилось сего индивидуального, поэтому Вуэ создавал парадно-декоративные композиции с бесстрастными ликами, изящными профилями, роскошными аксессуарами («Аллегория богатства»).

2. Братья Ленен – Луи, Антуан и Матье прославились в равной мере. Старщий утверждал права и достоинства простых людей (он считается основоположником крестьянского жанра), средний писал групповые портреты и сцены из жизни крестьян и буржуа, младший от быта крестьян перешел к прославившему его жанру портрета. Наиболее знамениты из их совместного наследия работы Луи Ленена, тяготевшего к минимуму действия, единству простого человека с природой без идеализации,  и мотивацией для объединения фигур в группу («Трапеза крестьян», «Кузница», «Повозка», «Посещение бабушки», ««Отдых охотника» и знаменитая картина «Семейство молочницы»). Ж. де ля Тур (1593-1652) привносил в народную жизнь библейские мотивы, осовременивая их так, что евангельские персонажи становились ближнее и понятнее всем (Иосиф-плотник, Св. Иероним, Скорбящая Магдалина). Он поднимал проблемы человеческого бытия – рождения и смерти, трудов и раздумий, озарения истиной, искушения злом, греховность жизни (это «Св. Ирина у тела Св. Себастьяна», «Гадалка», «Платеж»). Нередко он соединял в сюжете разные возрасты, подчеркивая связь прошлого, настоящего и будущего. Художник подчеркивал, что вера согревает человеку душу, облегчает жизнь, помогает в горе. Неудивительно, что часто встречающиеся на картинах Ля Тура горящие свеча и факел имеют символическое значение (картины «Свет веры», «Свет Истины»).  Жак Калло (1592- 1635) был родом из Лотарингии. Он придерживался девиза Спинозы – понимать, а не плакать или радоваться. Его творчество – это плод наблюдений, размышлений, стремления к познанию без сочувствия или осуждения. Его гравюры исполнены жизненной энергии, ироничны, утрированны и причудливы, ювелирны по детализации. Офорт Калло 1620 года «Ярмарка в Импрунете» имеет небольшие размеры (44 на 48 см), но мастер представил на нем 1138 человек, 45 лошадей, 67 ослов, 137 собак, а наряду с этим стада, лавки,  товары, балаганы… Он часто целыми сериями  изображал персонажей  комедии масок, военных баталий  («Дворяне», «Цыгане», «Большие» и «Малые бедствия войны», «Большие» и «Малые страсти Господни»).

3. Французский классицизм сформировался прежде всего в Риме, несмотря на барокко и караваджизм. Главным элементом в сюжетике были миф и древняя история, идеализированный пейзаж. Обращение к античным авторам (Гомер, Вергилий, Плутарх, Овидий) мало-помалу дистанцировало классицизм от современной жизни. Лишь в творчестве ярких представителей французского классицизма – Николя Пуссена  (1594-1665) и Клода Лоррена (1600-1682)  сформировались высокие гражданские идеалы, символы общечеловеческого значения, идеи пробуждения национального самосознания, сплочение нации и объединения страны.

                Французам была свойственна трезвость мысли и ясность духа, поэтому 17 век – это рационалистическая философия Декарта и драматургия Корнеля, Расина и Мольера. Создателем эстетики классицизма считается также Буало. Чувство долга получало приоритет, природа облагораживалась, чтобы быть достойной искусства и согласной с ним, пороки и добродетели выявлялись так же четко,  как свет и тень, ибо оттенки чувств и цвета не в чести. Пуссен никогда не изображал своё время – ни прямо, ни косвенно, а мифологические картины противопоставлял действительности даже нарочито (наиболее известная вещь создана по «Метаморфозам» Овидия – «Царство Флоры»). Миф – свидетель безвозвратно ушедшего Золотого века, это величавая ностальгия. Он писал суровых «дорийских» героев, совершавших подвиги и далеких от коварства и мошенничества, изображал безмятежное веселье аркадских пастухов и нимф в картинах «лидийского» и «ионийского» лада, по его определению. Его «вакханалии» целомудренны, непохожи даже на рубенсовские – это скорее мечты о возвращении человека в лоно природы и невинности, поэтому ситуации изящны и деликатны, а природа торжественна и грандиозна. Художник весьма заботился о равновесии в построении композиции (неудивительно, что классицисты объявили его композиции образцовыми, академическими). Гармоничен и естествен колорит при сдержанной гамме цветов (голубоватые и золотистые). Пуссен – интеллектуал, с высоким душевным складом, с замкнутой волей и мечтательностью). Он учился живописи по своей системе, копировал в Лувре и в Риме картины великих мастеров Античности и Ренессанса, зарисовывал статуи, руины, учил историю, математику, литературу и искусство. Стоическая встреча смерти безвинного полководца Германика, ставшая предметом его картины по заказу кардинала Барберини, сделала имя Пуссена известным в Италии. Славу принесла ему и картина «Парнас» 1626  г., положившая начало истории французского классицизма. Далее последовали не менее известные «Ринальдо и Армида», «Танкред и Эрминия» по «Освобожденному Иерусалиму Торквато Тассо,  «Венера и Марс», «Поклонение золотому тельцу», «Отдых на пути в Египет», «Похищение сабинянок, или Ромул». Пуссен начинает увлекаться эзотерикой, переосмысливая историю с этих позиций, что демонстрирует одна из наиболее загадочных картин – «Аркадские пастухи» (1630) о разном понимании неизбежности смерти и окончания золотого века. Тема любви и подвига, стойкости и самопожертвования, победа разума и воли над эмоциями, античные каноны красоты, лаконизм выражения  – стержень поэтики Пуссена.

               Более эмоционален и мечтателен Лоррен, хотя и он не устоял перед воспеванием золотого века («Ацис и Галатея», «Похищение Европы», «Пейзаж с купцами»).

           17 век во Франции – это и расцвет придворной архитектуры, связанной со строительством восточного фасада дворца Лувр в Париже (Клод Перро). Колоннада с четко выстроенными коринфскими колоннами и портиком создает ощущение торжественности и точных пропорций, воскрешая в памяти образцы античного искусства. Наиболее примечательным является строительство Версальского ансамбля в 18 км. От Парижа по заказу Людовика 14. Детальна продуманность планировки, симметрия, значительный масштаб территории, продуманный  парк с бассейнами, фонтанами, каналами и подстриженными кустарниками вкупе с величественным  дворцом прославили имена  авторов проекта: зодчего Луи Лево, декоратора-живописца Шарля Лебрена, садовода и паркового мастера Андрэ Ленотра. Фасад дворца вытянут в длину на 500 метров, от дворцовой площади отходят три проспекта на Париж, на Сен-Клу и Со. Протяженность парка 3 км и в планировке использован принцип «звезды» с радиально расходящимися дорожками. Статуи парка  по стилю барочны, как и интерьер дворца с анфиладой комнат. Поразительными до сих пор являются Спальня короля и Зеркальная галерея длиной 73 м. Версаль в 17 веке был эталоном вкуса в Европе. Тут задавался тон жизни на балах и многочисленных празднествах, а король Людовик 14 любил повторять свою коронную фразу «Государство – это я».  Талантливых людей он поблизости не терпел, а потому министр Кольбер скоро попал в опалу и его сменили толпы льстецов, пало понимавших в политике, экономике и культуре. Король скончался в 1714 году, поставив государство перед обвалом в экономике и военной опасности, так что к началу 18 века престиж Франции был весьма поколеблен и страна оставалась лишь законодательницей мод. Аристократия отстранилась от управления государством и стала придворной кастой, а сильная экономически буржуазия оставалась третьим сословием без политических прав. Она быстрее прониклась идеями просветительства и встала в оппозицию абсолютистской монархии. Неудивительно, что в искусстве сформировалось два течения – придворное (искусство рококо) и демократическое (реализм) на фоне неуклонного развития французского классицизма. Людовик 15 вошел  в историю фразой «После нас – хоть потоп». Долгих 15 лет за него правил дядя – регент герцог Орлеанский, установив свои законы в стране  и в её духовной жизни. В этих условиях рос и принц.

           18 век во французском искусстве – это мастера рококо А. Ватто и Ф. Буше,  представитель реализма Ж.-Б. Шарден, сентименталист Ж.-Б. Грёз и представитель революционного (героического) классицизма Жак-Луи Давид.

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (27.02.2011)
Просмотров: 3262 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024