СОСТОЯНИЕ ФРАНЦИИ В 16-18 ВЕКАХ
Страна разделена на север и сепаратистский юг, присоединенный после
усмирения катаров и альбигойцев в середине 15 века. Формально входила в состав
империи Бретань, Габсбурги владели графством Артуа, Лотарингией и Эльзасом,
относительно независимы были Наварра и Беарн, Корсика и Савойя, а также
Руссильон. Лишь к началу 16 столетия лоскутное государство стало превращаться в
подобие абсолютистской монархии (1500-1560- г.) Кризис абсолютизма,
экономический упадок и гражданские войны в 1560-1590-х гг. отодвинули на время
культурное развитие Франции, а ситуация 1595-1648 годов описана А. Дюма в
романах. Благодаря покровительству флорентийского дома Медичи, заключившего
династический союз с французской короной, экономика постепенно выправляется, но
при этом Францию сотрясает 30-летняя война. В Лионе были учреждены банки и
заработали ярмарки, так что область стала напоминать современную оффшорную
зону. Итальянские негоцианты развивали торговлю и книгопечатание. Политику
осложняло поведение «людей в мантиях»: у трона в 16 веке стояли династии
Бурбонов, Гизов, Монморанси и Шатильонов, которых поддерживало «дворянство
шпаги» (среднее и мелкое дворянство). Спор о престоле между Гизами и Бурбонами
начался из-за прекращения правления династии Валуа.
1559-1560 –
сыновья Генриха Второго и Екатерины Медичи (Франциск Второй и Карл Девятый с
1560 по 1574, затем их брат Генрих Третий 1574-1589, погибший от руки монаха и
не оставивший потомства). Междуцарствие длилось с 1589 по 1594 и только в 1594 трон отошел Генриху Четвертому Наваррскому,
женившемуся вновь на принцессе из дома Медичи – Марии. Генрих был отцом
Людовика Тринадцатого, он и основал династию Бурбонов.
С
1520-х годов во Франции начали распространяться идеи Реформации, причем сам король
своей властью оградил страну и от чрезмерного интереса папского Рима, назначая
прелатов из дворян (служили ха них скромные викарии за жалование из
разночинцев). Ещё до Лютера во Франции появился гуманист Лефевр дЭтапль и его
последователь епископ Бриссоннэ. В
середине 1530-х годов более Лютера
прославился фанатизмом Маркур, но его воззвания имели обратный результат
– 35 протестантов (гугенотов) отправили на костер, ибо среди католиков
насчитывалось большинство. Обиженные дворяне и южные принцы к середине столетия
укрепили кальвинизм, и в парламенте была создана «Огненная палата» по
рассмотрению обвинений в ереси. Католицизм исповедовали герцоги Гизы и их дом.
Они владели Лотарингией и Бургундией, Шаппанью и Лионом. Гугенотов возглавляли
принцы из дома Бурбонов – наваррский король Антуан и его сын Генрих Четвертый,
а также принцы Конде и адмирал Колиньи из дома Шатильон. И те, и другие
требовали ограничения королевской власти через парламент (Генеральные Штаты),
прекращения продажи государственных постов и расширения свобод. Католиками были
и «люди мантии» - у них имелись свои требования – поставить интересы
государства превыше религиозных распрей, сделать французскую церковь
независимой от Рима и укрепить монархию.
В начале 16 века Франция была самой
населенной страной в Европе, а к середине 17 века в ней осталось 18 млн.
человек, причем в Париже проживало 300 000 человек. К концу 16 века
прекратилось строительство, закрылась художественная школа Фонтенбло и
художники либо эмигрировали, либо разбрелись по стране. Более миллиона человек
погибло в результате Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда католики
поубивали протестантов, но и противники их не сидели сложа руки, так что с 1559
по 1594 годы велась религиозная война и разным перевесом. Обстановка
разрядилась лишь с избранием на престол в 1593 году короля Наварры Генриха
Четвертого (до 1610). Он обеспечил свободу вероисповедания (Нантский эдикт 1598
года), сократил государственные расходы, снизил налоги, развил мелкое
предпринимательство, но реформы его долго буксовали из-за противодействия Лиги
во главе с принцами Гизами, мечтавшими о троне. Королю-реформатору был отведен
малый срок – он погиб от руки католика Равальяка. После этого началось
регентство Марии Медичи и последующее воцарение Людовика Тринадцатого, женатого
на Анне Австрийской. Именно в это время к власти приходит первый министр и
кардинал Арман Жен дю Плесси более
известный как герцог Ришелье. Он был председателем
Совета при Регентше и разделил с ней опалу, а затем вернулся вновь на пост
первого министра короля. Злые языки из лотарингского окружения (Фронды)
называли его отцом Людовика Четырнадцатого.
Девиз Ришелье: величие короля и могущество королевства – определил
политику двора на века вперед. Он отличался беспринципностью (сначала закон, а
вина найдется), лишил парламент многих прав и свобод, боролся с Габсбургами,
помогая их врагам-протестантам. Ришелье организовал французскую Академию и в
1631 году начал выпускать газету во Франции. Он уделял внимание науке и
культуре, но держал их под цензурным контролем. От писателей требовал проводить
его политику, независимых же преследовал (Теофиля де Вио обвинил в атеизме,
приговорил к сожжению, отправил в изгнание, где тот и скончался). Других осыпал
милостями (как поэта Шаплена, введенного им в состав академиков).
Неудивительно, что академики дружно осудили трагикомедию Пьера Корнеля «Сид»
Первая супруга Генриха Наваррского – Маргарита – покровительствовала
Рабле и Кальвину, поддерживала дЭтапля. Сам Генрих общался с Мишелем де
Монтенем, автором «Опытов» и по совпадению мэром Бордо (они состояли в
переписке). Маргарита подражала Боккаччо, составляя сборник новелл «Гептамерон»
в духе мистицизма и неоплатонизма. Лефевр дЭтапль перевел на французский язык
Библию.
В 1540-х годах возникло литературное направление «Плеяда»
во главе с Ронсаром и Дю Белле. Они выпустили манифест в защиту французского
языка для стимулирования процесса национального объединения страны (дворянская
интеллигенция). Закладывались идеалы классицизма, ознаменовавшего расцвет
страны, стабилизацию экономики, развитие культуры.
Становление
жанра портрета в творчестве Жана Клуэ при Франциске первом ознаменовало начало
французского Ренессанса, при этом Франции было сложно соперничать в этом с
Италией. Из архитектурных достоинств той эпохи можно выделить лишь
строительство и украшение королевской резиденции под Парижем – замка Фонтенбло
(с участием итальянских маньеристов Россо и Приматиччо). Маньеризм познакомил
Францию с традициями черпать сюжеты из мифов и аллегорически соотносить
современную жизнь с эпизодами из античной истории, а также придерживаться
готической вытянутости и неподвижности фигур в сложных ракурсах. Уже в эпоху
французского Ренессанса воспевались гражданская доблесть, добродетели и идея
единства государства. В стиле школы Фонтенбло работал живописец Жан Кузен
Старший (его картина «Ева- первая Пандора» жонглирует разными образами, сочетая
библейскую праматерь в позе Венеры с любопытством Пандоры и моральным
назиданием о последующих бедствиях). В середине 16 века Франсуа Клуэ-мл.
обнаружил тонкость письма, сдержанность, содержательность характеристик.
Портреты Елизаветы австрийской (супруги Карла Девятого и свидетельницы
Варфоломеевской ночи) демонстрируют её желание отгородиться и замкнуться от
жизни.
В 17 веке
во Франции обнаружилось три направления в искусстве: придворное (Симон Вуэ),
демократическое (реалисты или демократические художники братья Ленен, Жорж де
ля Тур, график Жак Калло) и классицистическое (Пуссен и Лоррен).
1. Симон Вуэ
(1590-1649) носил титул первого живописца короля. Это был знаток итальянского
искусства. Придворное искусство во Франции сторонилось сего индивидуального,
поэтому Вуэ создавал парадно-декоративные композиции с бесстрастными ликами,
изящными профилями, роскошными аксессуарами («Аллегория богатства»).
2. Братья Ленен –
Луи, Антуан и Матье прославились в равной мере. Старщий утверждал права и
достоинства простых людей (он считается основоположником крестьянского жанра),
средний писал групповые портреты и сцены из жизни крестьян и буржуа, младший от
быта крестьян перешел к прославившему его жанру портрета. Наиболее знамениты из
их совместного наследия работы Луи Ленена, тяготевшего к минимуму действия,
единству простого человека с природой без идеализации, и мотивацией для объединения фигур в группу
(«Трапеза крестьян», «Кузница», «Повозка», «Посещение бабушки», ««Отдых
охотника» и знаменитая картина «Семейство молочницы»). Ж. де ля Тур (1593-1652)
привносил в народную жизнь библейские мотивы, осовременивая их так, что
евангельские персонажи становились ближнее и понятнее всем (Иосиф-плотник, Св.
Иероним, Скорбящая Магдалина). Он поднимал проблемы человеческого бытия –
рождения и смерти, трудов и раздумий, озарения истиной, искушения злом,
греховность жизни (это «Св. Ирина у тела Св. Себастьяна», «Гадалка», «Платеж»).
Нередко он соединял в сюжете разные возрасты, подчеркивая связь прошлого,
настоящего и будущего. Художник подчеркивал, что вера согревает человеку душу,
облегчает жизнь, помогает в горе. Неудивительно, что часто встречающиеся на
картинах Ля Тура горящие свеча и факел имеют символическое значение (картины
«Свет веры», «Свет Истины»). Жак Калло
(1592- 1635) был родом из Лотарингии. Он придерживался девиза Спинозы –
понимать, а не плакать или радоваться. Его творчество – это плод наблюдений,
размышлений, стремления к познанию без сочувствия или осуждения. Его гравюры
исполнены жизненной энергии, ироничны, утрированны и причудливы, ювелирны по
детализации. Офорт Калло 1620 года «Ярмарка в Импрунете» имеет небольшие
размеры (44 на 48 см),
но мастер представил на нем 1138 человек, 45 лошадей, 67 ослов, 137 собак, а
наряду с этим стада, лавки, товары,
балаганы… Он часто целыми сериями
изображал персонажей комедии
масок, военных баталий («Дворяне»,
«Цыгане», «Большие» и «Малые бедствия войны», «Большие» и «Малые страсти
Господни»).
3. Французский классицизм сформировался прежде всего в
Риме, несмотря на барокко и караваджизм. Главным элементом в сюжетике были миф
и древняя история, идеализированный пейзаж. Обращение к античным авторам
(Гомер, Вергилий, Плутарх, Овидий) мало-помалу дистанцировало классицизм от
современной жизни. Лишь в творчестве ярких представителей французского классицизма
– Николя Пуссена (1594-1665) и Клода Лоррена (1600-1682)
сформировались высокие гражданские идеалы, символы общечеловеческого
значения, идеи пробуждения национального самосознания, сплочение нации и
объединения страны.
Французам была свойственна трезвость мысли и ясность духа, поэтому 17
век – это рационалистическая философия Декарта и драматургия Корнеля, Расина и
Мольера. Создателем эстетики классицизма считается также Буало. Чувство долга
получало приоритет, природа облагораживалась, чтобы быть достойной искусства и
согласной с ним, пороки и добродетели выявлялись так же четко, как свет и тень, ибо оттенки чувств и цвета
не в чести. Пуссен никогда не изображал своё время – ни прямо, ни косвенно, а
мифологические картины противопоставлял действительности даже нарочито
(наиболее известная вещь создана по «Метаморфозам» Овидия – «Царство Флоры»).
Миф – свидетель безвозвратно ушедшего Золотого века, это величавая ностальгия.
Он писал суровых «дорийских» героев, совершавших подвиги и далеких от коварства
и мошенничества, изображал безмятежное веселье аркадских пастухов и нимф в
картинах «лидийского» и «ионийского» лада, по его определению. Его «вакханалии»
целомудренны, непохожи даже на рубенсовские – это скорее мечты о возвращении
человека в лоно природы и невинности, поэтому ситуации изящны и деликатны, а
природа торжественна и грандиозна. Художник весьма заботился о равновесии в
построении композиции (неудивительно, что классицисты объявили его композиции
образцовыми, академическими). Гармоничен и естествен колорит при сдержанной
гамме цветов (голубоватые и золотистые). Пуссен – интеллектуал, с высоким
душевным складом, с замкнутой волей и мечтательностью). Он учился живописи по
своей системе, копировал в Лувре и в Риме картины великих мастеров Античности и
Ренессанса, зарисовывал статуи, руины, учил историю, математику, литературу и
искусство. Стоическая встреча смерти безвинного полководца Германика, ставшая
предметом его картины по заказу кардинала Барберини, сделала имя Пуссена
известным в Италии. Славу принесла ему и картина «Парнас» 1626 г., положившая начало истории французского
классицизма. Далее последовали не менее известные «Ринальдо и Армида», «Танкред
и Эрминия» по «Освобожденному Иерусалиму Торквато Тассо, «Венера и Марс», «Поклонение золотому
тельцу», «Отдых на пути в Египет», «Похищение сабинянок, или Ромул». Пуссен
начинает увлекаться эзотерикой, переосмысливая историю с этих позиций, что
демонстрирует одна из наиболее загадочных картин – «Аркадские пастухи» (1630) о
разном понимании неизбежности смерти и окончания золотого века. Тема любви и
подвига, стойкости и самопожертвования, победа разума и воли над эмоциями,
античные каноны красоты, лаконизм выражения
– стержень поэтики Пуссена.
Более
эмоционален и мечтателен Лоррен, хотя и он не устоял перед воспеванием золотого
века («Ацис и Галатея», «Похищение Европы», «Пейзаж с купцами»).
17 век во Франции – это и расцвет
придворной архитектуры, связанной со строительством восточного фасада дворца
Лувр в Париже (Клод Перро). Колоннада
с четко выстроенными коринфскими колоннами и портиком создает ощущение
торжественности и точных пропорций, воскрешая в памяти образцы античного
искусства. Наиболее примечательным является строительство Версальского ансамбля
в 18 км.
От Парижа по заказу Людовика 14. Детальна продуманность планировки, симметрия,
значительный масштаб территории, продуманный
парк с бассейнами, фонтанами, каналами и подстриженными кустарниками
вкупе с величественным дворцом
прославили имена авторов проекта: зодчего
Луи Лево, декоратора-живописца Шарля Лебрена, садовода и паркового
мастера Андрэ Ленотра. Фасад дворца
вытянут в длину на 500
метров, от дворцовой площади отходят три проспекта на
Париж, на Сен-Клу и Со. Протяженность парка 3 км и в планировке
использован принцип «звезды» с радиально расходящимися дорожками. Статуи
парка по стилю барочны, как и интерьер
дворца с анфиладой комнат. Поразительными до сих пор являются Спальня короля и
Зеркальная галерея длиной 73 м.
Версаль в 17 веке был эталоном вкуса в Европе. Тут задавался тон жизни на балах
и многочисленных празднествах, а король Людовик 14 любил повторять свою
коронную фразу «Государство – это я».
Талантливых людей он поблизости не терпел, а потому министр Кольбер
скоро попал в опалу и его сменили толпы льстецов, пало понимавших в политике,
экономике и культуре. Король скончался в 1714 году, поставив государство перед
обвалом в экономике и военной опасности, так что к началу 18 века престиж
Франции был весьма поколеблен и страна оставалась лишь законодательницей мод.
Аристократия отстранилась от управления государством и стала придворной кастой,
а сильная экономически буржуазия оставалась третьим сословием без политических
прав. Она быстрее прониклась идеями просветительства и встала в оппозицию
абсолютистской монархии. Неудивительно, что в искусстве сформировалось два
течения – придворное (искусство рококо) и демократическое (реализм) на фоне
неуклонного развития французского классицизма. Людовик 15 вошел в историю фразой «После нас – хоть потоп».
Долгих 15 лет за него правил дядя – регент герцог Орлеанский, установив свои
законы в стране и в её духовной жизни. В
этих условиях рос и принц.
18 век во французском искусстве
– это мастера рококо А. Ватто и Ф. Буше, представитель реализма Ж.-Б. Шарден, сентименталист Ж.-Б.
Грёз и представитель революционного (героического) классицизма Жак-Луи Давид.
|