Вторник, 30.04.2024, 12:13

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Испания и романтики (без музыки)

 


                                                                      ИСПАНИЯ И РОМАНТИКИ

 

Испанию открыли для себя романтики. В течение столетий лишь Италия считалась страной с античной классической традицией, отозвавшейся в Ренессансе. Увлечение итальянскими художественными ценностями было повсеместными, но Испанию романтики открывают для себя лишь в середине 19 века – сначала Домье и Эдуард Мане, затем английский художник Джеймс Уистлер. Творчество революционера в живописи Франсиско Гойи по сути предвосхитило эстетику 19 века, а французские художники продолжили его поиски. Невелика и художественная дистанция с Веласкесом – актуальными в романтическую эпоху оказались его идеи и образы, почерк. Оценка Сезанном  творчества Эль Греко – тоже взгляд не столько в прошлое, сколько в будущее.

             Впервые в 19 веке заговорили о смысле и специфике испанского искусства, благодаря оценкам Веласкеса как придворного художника и Гойи как циника и лишь Эдуард Мане во второй половине 19 века увидел в испанской живописи этих мастеров не мрачный пессимизм или жестокость и не верноподданность, а человечность и отражение полноты жизни. Считалось, что искусство Испании ретроградно, враждебно просвещенности, цивилизованности и свободному разуму. Вольтер бросил однажды загадочную фразу: «Африка началась в Пиренеях».  Полотна Мурильо французы открыли для себя в пору увлечения своим художником Грёзом – с его морализаторством и легкой развлекательностью, салонностью. Риберу французы присоединили к итальянской манере и долго не видели в нем ничего испанского. Эмиль Золя и вовсе не любил испанской живописи, говоря о бескровных фигурах и дряблой плоти без костей.

          Но именно романтики смогли вдохновиться Испанией. Поначалу её открыли литераторы – Готье, Мериме, Виардо, затем художники Делакруа, Буланже, Рокплан – они увидели эту страну своими глазами, полюбили её живопись, смогли оценить Гойю.

             Второе поколение реалистов испытало более сильный творческий импульс от встречи с испанцами. Домье увлекся Риберой и Гойей, Курбе – Сурбараном и ранним Веласкесом. Расширился круг ценимых авторов.

             Импрессионисты воспели Испанию и её культуру подобно тому, как это сделал Эдуард Мане. Это венец бурной вспышки испанизма, начавшегося в 1820-1830-х годах благодаря Давиду и Жерико. Французские романтики обращали внимание на атрибуты испанской экзотики: монахи, молитвы, надгробия, таинство греха (Сурбаран) и Теофиль Готье в стихотворении «Испания»» напишет: «Монахи белые, монахи Сурбарана, Вы, по надгробиям скользящие в тени, Лишь «Патер» шепчете и «Аве» беспрестанно, Какой же грех вы искупить должны?»

          Типично испанское стало сводиться к монашеской набожности или зверской кровожадности, к рыцарской чести, горделивости и высокомерию или к необузданной страстности.

          В живописи 1830-1840-х годов сложилась франко-испанская школа, представленная А. Деоданком (1822-1882) с его занимательными сценками: разбойники, цыгане, мавры, матадоры. Свою лепту в испанизацию французского искусства внес Рибо. Великий Густав Доре иллюстрировал Сервантеса.

       Темы, мотивы и художественные принципы превратились в рыночный товар и это вызвало презрительное отношение, хотя одаренный живописец Анри Реньо писал талантливо и эффектно («Казнь в мавританской Гранаде»), как и Буассар де Буаденьё («Возвращение из России») – не уступая по психологизму Рибере и Веласкесу.

         Этнографический подход исключал поверхностную экзотику, мистицизм и романтическую восторженность («Письма из Испании» Мериме представляли собой тонкие наблюдения за жизнью, обычаями и психологией испанцев – они предвосхищали «Мертвого тореро» Эд. Мане).

         В развитии художественной культуры Испании от 16 века до 20-го сложилось две линии:

1. гротеск, драматизм, деформация, трагическое ощущение жизни у Эль Греко, видения у Кеведо, мотивы отчаяния и безысходности у Кальдерона и «Бедствия войны» Гойи. О Кеведо и Гойе напоминал гротеск Бальзака «Эликсир долголетия» (1830), «Плот медузы» Жерико (1818).  Уроды и паяцы Веласкеса и Гойи отражали историческую судьбу страны, социальные типы – это не антитеза нормальному, а сомнение в нормальности реального, происходящего (человека и безумца объединяли, по мысли Жерико, боль души за человеческий род, порождением которого и стали безумцы).  Позднее к этому пессимистическому направлению тяготели Пикассо, Гарсиа Лорка, Бунюэль, но главным образом – художники-графики.

2. завершение линии Возрождения – Сервантеса и Лопе де Вега – живописью Веласкеса. Это и гармоничные портреты Гойи 1800-х годов (Венера-цыганка). Это было более всеохватным и разносторонним познанием действительности во всей многогранности, шекспировско-пушкинское всевидение.

             Через искусство Веласкеса  французские художники 19 века открыли  гуманизм, лишенный иллюзии и снисхождения. Принципы Веласкеса в этом плане претворял Эд. Мане, Сервантес же стал  отправной точкой для Флобера и последующего поколения поэтов и писателей. Трагедийное и гротесковое отразились в поэзии Бодлера, Рембо, Верлена, в живописи Домье, Тулуз-Лотрека, Сезанна. Курбе выделял для себя  грубовато-натуралистическое начало в испанском искусстве, другим же мастерам были близки одухотворенно-поэтические грани традиции, умудренная всеохватность.

 

            Испанские темы и образы вкупе с проблематикой затронули во Франции ещё Корнель, Лессаж и Бомарше. Сид и Севильский цирюльник не были исключительно испанскими образами – они стали общенародными. «Кармен» Мериме достойно продолжает этот ряд образов.

            Интерес к Испании пробудили романтики в 1825 году, благодаря «Театру Клары Газуль» Мериме, а в начале 1840-х годов вышел сборник Теофиля Готье «За горами». Между ними уже были написаны и поставлены «Эрнани» и «Рюи Блаз» В. Гюго, испанские очерки и новеллы Мериме и Мюссе. Но после 1830 года фигуры идеальных рыцарей  меча и креста стали бледнеть, так что Готье  вынужден конструировать в своем воображении «испанские монастыри» и дух шатобрианства, а в одной из своих повестей он всячески подчеркивает восточные компоненты в испанской культуры, вспоминая мавританство. Таким образом, в представлении европейцев, одна из наиболее западных стран – Испания – становится олицетворением экзотического Востока. Литераторы и театралы Франции  создают совокупный образ далекого, полуреального мира на окраине европейской цивилизации, зашедшей в тупик. В этом далеком мире есть удивительная экзотика, естественные люди и естественные чувства, цельность и   сила натуры, гордость в унизительной ситуации, желание пожертвовать жизнью за любовь, честь и веру. Получался образ не столько образ реальной страны, сколько представление о спасительной дали, куда «сын века», разрываемой сомнениями, может убежать от самого себя.

         И при этом в 1838 году уже искусственностью героя и ситуации  отличается «Рюи Блаз» Гюго. Вслед за писателями поехали в Испанию художники – сначала побывал Делакруа (1832), затем серия литографий Гойи («Бордосские быки») экспонировалась в Париже (1825). Делакруа делал копии с гойевских «Капричос», а Веласкеса называл своим учителем. В 1838 году во Франции открылся Испанский музей с 450 картинами (наряду с «испанскими» галереями Аведо и Станди). По количеству ввозимых во Францию испанских картин Париж превзошел Мадрид. Отношения между странами оживились, когда Франция переживала крушение Империи, а Испания гордо отказалась принять свободу из рук Бонапарта. От своих средневековых порядков и абсолютизма испанцы стали избавляться самостоятельно, выступая за принятие Конституции. Неудивительно, что события испанской жизни заинтересовали  французских художников: Жерико в 1823 году высказал себя наследником Гойи картиной «Открытие дверей инквизиции».

               1848-1871 годы – время блестящих итогов испанизма во Франции. Романтический образ Испании ушел в прошлое, хотя в 1859 году Гюго выпускает «Легенду веков», выступая против Наполеона Третьего через обличение преступлений испанских правителей, но с другой  стороны – это памятник прекрасной книжной Испании. Вторая постановка «Эрнани» в 1867 году в Париже стала демонстративной. Перестали считаться безобидными испанские темы у Домье – его Дон Кихот не собирался защищать идеалы Второй империи. Так появилась и «Семья на баррикаде» Домье. Его же комедианты не веселятся – они несчастны и меланхолична. Грустные клоуны зарабатывают клоунадой на жизнь  и это трагедия (начиная с «Жиля» Ватто и заканчивая «Старым клоуном» Бодлера). Карлики («Труанес») Веласкеса были столь же серьезны и сосредоточенны, как воплощение горестей рода человеческого.

        Альфонс Доде в 1869 году совместил в образе нового рыцаря Тартарена из Тараскона черты Дон Кихота и Санчо Пансы. Получился герой, неудовлетворенный жизнью, благородно-плутоватый одновременно и ограниченный как обыватель…

                      

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (02.11.2010)
Просмотров: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024