РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ПРЕДИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ИТАЛИИ
Журнал Мадзини «Молодая Италия»
начал выходить в 1832 г. с эпиграфом: «Казните истиной ваших
угнетателей». Художники Фонтанези, Лега, Синьорини, Фаттори, Морелли и многие
другие принимали непосредственное участие в вооруженной борьбе. В основном
картины пишут в это время уже для общественности. Почти во всех областях Италии
проявилось стремление к правде в искусстве («веризм»). Пейзаж постепенно
начинает занимать довольно значительное место в живописи эпохи, при этом пейзаж
не сочиненный и построенный по априорным правилам кулисных «ведут», а увиденный
в жизни со всеми неожиданностями бесконечного разнообразия природы.
Венецианскую школу живописи представляет пейзажист Ипполито Каффи
(1809-1866). Он модернизировал традиции
старинного жанра ведуты. Ему удалось увидеть вечный Рим с высоты птичьего
полета (летал на воздушном шаре), собирался он поехать и в Россию, но погиб в войне с австрийцами на корабле.
Наиболее известные его работы датируются 40-ми годами и они посвящены Венеции:
Ночной фестиваль на площади Сан Марко, Снег на Канале Гранде.
Переход к более эмоциональному восприятию
природы виден в творчестве большого числа одаренных художников. Среди них -
Джованни Карновали (1804— 1873), Антонио Фонтанези (1818—1882).
Фонтанези сражался в отрядах Гарибальди.
После поражения революции он поселяется в Женеве, а затем в Париже, где
в 1855 г.
знакомится с Коро и сближается с барбизонцами. Фонтанези много странствует,
работает снова в Женеве, в разных местах Италии, в Лондоне, затем руководит
(1877) кафедрой живописи в Токио и умирает в Турине. Но при всех скитаниях
художника творчество этого пейзажиста, хотя и неровное, объединено своеобразным
восприятием природы, исполнено сурового лиризма. Фонтанези изображал природу Италии не
условно-декоративно, а реально, одушевляя увиденное поэтическим чувством.
Живопись Фонтанези построена на обобщенных тональных отношениях и в этом
сближается с барбизонцами, его волнует световоздушная среда, состояние природы.
Центрами более широкого и глубокого
обновления искусства в годы освобождения и становления новой объединенной
Италии стали главным образом Неаполь и Флоренция. В 30-х гг. Джачинто Джиганте (1806—1876),
испытавший влияние голландского художника А. Питлоо, возглавил в Неаполе целую
группу пейзажистов-реалистов, получивших название «школы Позилиппо». Ведущими
художниками неаполитанской группы реалистов были Доменико Морелли (1823—1901) и Филиппе
Палицци (1818—1899); их объединяла борьба против условного и мертвого
академического искусства, борьба за искусство, искренне и непосредственно
отражающее жизнь, передающее увиденное вместо придуманного.
Ф. Палицци, приехав учиться в
Неаполитанскую Академию, очень скоро разочаровался в своих учителях и предпочел
академической учебе непосредственное изучение жизни и природы. Палицци стал
писать с натуры пастухов, животных и пейзаж и вскоре вырос в своеобразного
художника-анималиста с широким и живым ощущением действительности. Он связывает
жизнь домашних животных с бытом людей, великолепно передает воздух, свет и в то
же время дает материальную характеристику своих мохнатых моделей. В творчестве
Палицци нет острых тем современности, но в искренности и правдивости его картин
очень органично и убедительно выразилось обращение итальянского искусства к
реалистическому изображению действительности.
Неаполитанский живописец
Доменико Морелли (1826-1901) воевал за освобождение страны от австрийцев и
чудом избежал казни. Завуалировав свой призыв к освобождению, он выбирал сюжеты
из жизни первых христиан-мучеников («У
могилы мученика в катакомбах»). Позднее он обратился к образам шекспировских трагедий («Король Лир»,
1873—1874), поэмы Байрона («Граф Лара», 1861). Евангельские сюжеты Морелли
трактует как реалистические сцены из восточного быта—«Дочь Иаира» (1876), «Погребение Христа» (1872 и 1875). Резкое
противопоставление темного и светлого, мощный цветовой мазок усиливают
убедительность образов Морелли. С романтической приподнятостью написан его
автопортрет (1863).
Во втором художественном центре —
во Флоренции в 1855 году сложилась
группа художников-дивизонистов и пуантилистов, объединенная единой творческой
программой и получившая название «маккьяйоли» (от слова «маккья» -
пятно). В группу вошли, помимо Джованни Фаттори, Телемако Синьорини (1835—
1901), Сильвестро Лега (1826—1895). Эта ведущая группа, сложившаяся во время
встреч и дебатов во флорентийском «Кафе Микеланджело» около 1855 г., включала также
теоретиков (Адриано Чечиони), имела свои программные установки и была
неразрывно связана с освободительным движением. Художники требовали
непосредственной связи искусства с современностью; только из нее должно черпать искусство свои сюжеты. Если
уже Морелли и Палицци в своем стремлении к реалистической национальной живописи
делали упор на силу непосредственного впечатления и на мощь колорита, то это в
еще большей степени свойственно «художникам пятна», хотя их живопись часто
менее материальна, объемна, чем живопись неаполитанцев. В этом отношении они
приближаются к французским импрессионистам, хотя течение «маккиайоли» развилось
ранее и независимо от импрессионизма.
Темпераментный, волевой и
целенаправленный Телемако Синьорини
был среди своих товарищей человеком наиболее широкого горизонта. Он тоже
сражался в войсках Гарибальди. Однако в изображении войны он ограничился
этюдами правдиво увиденных бытовых эпизодов. Связь национальной революции с
реализмом Синьорини видел не в непосредственном сюжетном отображении
увиденного, но в «духовном освобождении искусства», в достижении «полного
единства между целью и действием, колоритом и моральным сознанием, между
живописцем и человеком». Круг тем Синьорини обширен. Им написан ряд пейзажей,
он изображал и улицы города с толпами прохожих. Он создал жанровые композиции,
и в некоторых из них чувствуется тревога совести нервного и чуткого человека
перед лицом тяжелых явлений жизни. В картине «Буйные в больнице Св. Бонифация
во Флоренции (1865) с неумолимой зоркостью художник фиксирует резко угловатые
движения душевнобольных женщин. Их темные силуэты на безрадостном бело-сером
фоне стен поистине трагичны; недаром эта композиция восхитила Дега, с которым
он познакомился в Париже. Близкой к Дега как по общему настроению, так и по
композиции (как бы неожиданно выхваченный кусок жизни) является его картина
«Утренний туалет» (1898). Синьорини изображал также современных рабочих
(«Кружевницы», 1890-е гг.). Художник использует повторяющиеся ритмы движений
сидящих за станком женщин, чтобы передать впечатление монотонности рабочего
процесса.
Флорентийский художник Сильвестр Лега (1826-1895) сражался в армии Гарибальди, входил в
число карбонариев. В искусстве он стал предтечей импрессионизма, работая как
пуантилист– картина «Песня» (1867). До
нас дошли его картины-этюды начала 1860-х гг., посвященные войне («Гарибальди в
Варезе», «Засада берсальеров», «Возвращение из разведки» и др.). Самым ценным в
наследии Лега представляются его элегические жанровые композиции с почти исключительно
женскими фигурами в пейзаже или интерьере. Чем-то серьезным, искренним и
возвышенно-чистым, напоминающим больших кватрочентистов, веет от картин этого
вполне современного художника («Визит», 1868, «Песня жаворонка», ок. 1867;
«Перголато», 1868; «Новобрачные», 1867).
Лега любит сочетать неподвижные фигуры
со скупым жестом, сдержанным движением. Его композиции всегда пространственно
строго построены. Кисти Лега принадлежит
ряд интересных пейзажей и выразительных портретов. Художник умер в нужде, и
признание ценности его творческого вклада наступило в 20 веке.
К догмам «маккиайолистов» ближе
всего подходит в ряде своих небольших работ Джованни Фаттори. Он родился
в Ливорно в семье скромного торговца, но учился в лучших академиях
художеств.
Фаттори признавался публикой лишь в
качестве «баталиста» и «историка». Но в
большом полотне «Итальянский лагерь после битвы при Мадженте» (1862) он явно
стоит перед непосильной задачей. Картина лишена цельности и выразительности. Значительно более удачны его изображения
отдельных эпизодов освободительной войны ("В дозоре”) и острохарактерные портреты ("Старик-табунщик”,
1882). В Ливорно и Флоренции увлекался
чтением исторических романов (особенно средневековой тематики) таких авторов,
как Уго Фосколо, Франческо Доменико Гуеррацци и Вальтер Скотт. Сочинил
несколько рассказов, потом участвовал в Революции 1848-1849 годов.
Вдохновленный творчеством
французов-барбизонцев, он стал отдавать предпочтение пейзажам, сельским сценам.
Всего интереснее Фаттори в своих небольших этюдах, где он как бы впервые
открывает художественные возможности «живописного пятна», сводя мотив к
упрощенным отношениям цветов. В превосходных «Римских возчиках» (1873) он
находит пути к живой и непосредственной передаче впечатлений, изображая на фоне
белой освещенной стены упряжки римских возчиков с причудливым верхом их старых
черных экипажей, отыскивая верное соотношение светосилы темного и светлого
пятна. Фаттори был также хорошим портретистом (портрет падчерицы, 1889). В 1873 году Джованни Фаттори побывал в Риме.
Результатом этой поездки стали несколько прекрасных работ, обративших на себя
внимание критики. В середине 1880-х годов Фаттори уже являлся признанной
величиной в артистическом мире Италии. После 1884 года Джованни Фаттори в своем
творчестве уделяет больше времени гравюре и офортам, чем классической живописи.
С 1886 года он преподает в Академии художеств во Флоренции, в 1888 году
получает звание почетного академика болонской Академии. Кульминацией этого
неуклонного движения к славе и почету стало присуждение Джованни Фаттори
золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Поздним романтиком считается Элеутерио Пальяно (1826—1903). Участник событий, он очень искренне,
с большой силой и чувством запечатлел въезд Гарибальди в Милан в 1859 г., битву при
Сольферино и др. Одной из наиболее удачных композиций является «Смерть Лучиано
Манары» (1884).
И все же определяющими жанрами в
итальянском искусстве в 70—80-х гг.
являются городской пейзаж и бытовая живопись. В этой области работают
художники самых разных направлений. Ряд итальянских художников был тесно связан
с Парижем и импрессионистами. В первую очередь это был мастер, принимавший
участие на выставках импрессионистов— Джузеппе
де Ниттис (1846—1884). Его импрессионизм сохраняет черты своеобразия
итальянской живописи и тогда, когда он правдиво и темпераментно передает
уличную жизнь Парижа или когда пишет воды Сены. Он не ищут «передачи
мгновенного», не «разлагает» цвет на тона спектра, его искусство сильнее обусловлена валёрами, является
несколько более тяжелой и плотной, не переходит в вибрирующее мерцание радуги
пленэристов Франции. Лучшие работы - «Площадь Пирамид», 1875;
«Вестминстер», «Дама с собачкой».
Сюжетно-жанровая живопись, порой
несколько сентиментальная, порой анекдотичная, появляется в итальянском
искусстве уже в середине века (Доменико Индуно, 1815—1878). Анекдотичность
видна в картинах Джакомо Фавретто (1849— 1887). Фавретто одарен способностью во
всех подробностях передать то, что остановило его взгляд. Его нарядная живопись
не только была очень популярна у населения Венеции, но и приобреталась музеями
многих стран. Он знает и любит быт тех
простых людей, среди которых он жил и которых изображает: «Ожидание новобрачных»
(1879); «После купанья» (1884). Он предельно строг и точен в своих картинах:
«Школа живописи» (1874) и «Урок анатомии» (1876).
Реализм в жанровой живописи к 70—80-м гг.
развивается также и на юге — в Неаполе. Дело, начатое Палицци и Морелли,
продолжается. Как явление своеобразной, большой, хотя иногда примитивной силы
должен быть отмечен художник абруццкой деревни Франческо Микетти (1851—1929).
Иногда в небольших композициях он напоминает Бастьен-Лепажа («Пастушка»,
ок. 1887). В большой многофигурной композиции «Обет» (1883) он с убеждающей
силой изображает крестьян во время церковного празднества, ползущих по земле к серебряной раке ради исцеления от
болезней.
Близко к Микетти творчество Антонио Манчини (1852—1930). Сын бедных
родителей, он, еще мальчиком попав в труппу бродячих цирковых акробатов,
начинает заниматься искусством, притом с таким успехом, что тринадцати лет его
принимают в Неаполитанскую Академию, он становится учеником Морелли;
выставленная в 1868 г.
его картина «Первые желания» (изображен бедный мальчик среди остатков
ресторанного пиршества) сразу создает ему известность. Его сильная по цвету,
плотная мажорная живопись является художественно-образным воспроизведением
увиденных им кусков жизни, даже тогда, когда он доводит до иллюзии все детали
своих изображений («Мальчики-скрипачи», 1878). Не столько содержание, сколько
зрительная убедительность того, что изображает Манчини, является сильной
стороной его искусства.
В то время как в творчестве
Фавретто и Манчини проявляется известное сочувствие к жизни простого народа,
одновременно, и притом очень широко, в Италии в третьей четверти 19 в.
развивается искусство, стремящееся к салонной красивости (Транквилло Кремона,
1837—1878; Даниеле Ранцони, 1843—1889).
Наиболее крупным явлением
итальянского искусства конца 19 в. считается
творчество Джованни Сегантини (1858—1899), Теофило Патини (1840—1906) и
Джузеппе Пелицца да Вольпедо (1868—1907) — первых представителей т.н. «критического
реализма».
Джованни Сегантини называли «итальянским Милле». Однако творчество Сегантини, не
лишенное модернистских уклонов и блужданий, только в ранний период связано с
проблематикой реализма 19 в., в последние годы его жизни символизм стал ему
предпочтительней. Не всегда оправданным является и его дивизионизм, то
разложение цвета на спектральные тона, которым он стремился повысить
колористическое звучание своих композиций. И, тем не менее, в основном наследие
Сегантини — высокая песня труду и природе, тяжелому труду крестьянина на
суровых плато горного Энгадина (Швейцария). В детстве Сегантини в течение
нескольких лет был пастушком у крестьян. Случайные встречи дали ему возможность
учиться. Но, отвернувшись от Академии, он после годов скитаний поселяется в
деревне, сперва в северной Ломбардии, потом в Энгадине. Снежные вершины и
ледники, освещенные солнцем, очень часто замыкают дальние планы его суровых
пейзажей. Картины «У привязи» (1886), «Девушка с вязаньем» (1888), «Пахота в
Энгадине» (1890) «Пастбище весной» (1896),
«Полдень в Альпах» (1890) «Любовь у источника жизни» (1896) создают
величественную и поэтическую симфонию того своеобразного мира, который
вдохновлял художника в эти лучшие годы его творчества.
К раннему периоду относится картина
Сегантини («Ave Maria», 1882), изображающая лодку-паром, переполненную овцами,
плывущую по зеркально спокойной глади озера. Картина полна какого-то душевного
восторга перед тем, как в труде земледельцев и скотоводов, среди суровой
природы существование человека приобретает высокий этический смысл. Отдельные
эпизоды крестьянской жизни художник воспринимает как образы человеческой
судьбы; рождение, смерть, труд, упорная борьба с природой, величественной и
суровой,— эти типичные моменты художник освещает поэтическим чувством и создает
из них своеобразные гимны людям труда.
Теофило Патини учился в Неаполе у
Ф. Палицци. С особенной остротой социально-критический момент выступает в его
картине «Наследник» (1881). На старом темном плаще, еще более темном, чем
каменный пол, лежит тело умершего крестьянина-бедняка. Коричневый дырявый плащ
не прикрывает его истощенных ног и его лица. На закоптелой стене висит мотыга,
перед погасшим очагом холодная зола. Женщина, закрыв лицо руками, рыдает в углу
хижины, и рядом лежит ярко освещенный случайным лучом света спящий обнаженный
ребенок. Беспощадно последовательная в
своем реализме картина говорит о глубоком переживании, и с неотвратимой
убедительностью предстает перед глазами зрителя образ горькой нужды.
Другим художником социальной темы
был Пелицца да Вольпедо, друг и
ученик Джованни Сегантини. Самое значительное его произведение — «Четвертое
сословие» (ок. 1895—1900), над которым он работал в последний период своей
жизни (прежде чем ее самовольно оборвать), следует признать важной вехой в
эволюции итальянского искусства 19 в. Художник изобразил мощную шеренгу
марширующих вперед на зрителя рабочих; эта неудержимо наступающая масса, во
главе которой в рабочих костюмах идут двое бородатых мужчин и женщина с
ребенком, должна по замыслу художника изображать «четвертое сословие» Художник отказывается от каких-либо эффектов;
оливковые, бурые, серые, белые тона одежд этих простых людей создают
впечатление силы их выступления.
Символизм также привлекал Джузеппе
Пелицца-да-Вольпеду (Обманутые надежды, Соломенный цветок, Весенняя идиллия,
Завтрак в саду).
Итальянский импрессионизм во
второй половине столетия представлял жанрист Джузеппе де Ниттис (1846-1884) с
его очень интересными и самобытными полотнами из французской жизни «Завтрак в саду» и «Скачки в Отейё». Но в ту пору неоромантизм вновь захватил
внимание живописцев, о чем свидетельствует творчество Джованни Фаттори
(1825-1908) с его картинами Молодая синьора в саду, 1875, Рынок в Годенцо,
1882). Несколько тормозила эволюцию
национальной школы итальянской живописи Италии тяга к произведениям салонного
искусства: путешественники требовали античных развалин и венецианских видов во
французской манере. Поэтому талантливому художнику Рубенсу Саветоро приходилось
писать оптимистичные летние виды Венеции с её церквями и каналами, по которым
скользят гондолы.
|