Среда, 22.05.2024, 01:13

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Хайец и итальянская живопись 19 века

ЖИВОПИСЬ В ИТАЛИИ 19 ВЕКА

В 1810 г. Канова в беседе с Наполеоном в опровержение его слов об отставании живописи в Италии назвал ряд имен итальянских художников начала века: Камуччини и Ланди в Риме, Бенвенути во Флоренции, Аппиани и Босси в Милане. Наполеон, выделив Аппиани, сделал его «первым художником».

Андреа Аппиани (1754—1817) из Миланской Академии изучал Корреджо, а позднее Рафаэля. В росписях Королевского дворца в Милане художник прославил Наполеона в виде «Юпитера — владыки земного шара» (1808). Его лучшей работой является «Аполлон на Парнасе среди муз» (1811); искусно сопоставленные в группы фигуры Аппиани оживляет контрастами движений и ракурсов, но образы его  являются бледным подражанием Рафаэлю. Однако портреты Аппиани написаны энергично  («Уго Фосколо»,  1802;  автопортрет). Большим успехом в свое время пользовался  Винченцо Камуччини (1771—1844).  Наиболее известной его картиной является «Смерть Юлия Цезаря» (1807). Композиция ее театральна за счет эффектного сочетания групп и поз.

30-е гг. были некоторым рубежом в жизни и искусстве Италии. Подъем революционного движения во Франции совпадает и с политическим оживлением в Италии. В живописи появляется романтическое направление, которое свидетельствовало о новом мировосприятии, об отходе от канонов классицизма.

           ФРАНЧЕСКО ХАЙЕЦ (1791-1882) -  один из наиболее ярких итальянских романтиков,  писал портреты представителей Движения  Освобождения – Алессандро Мандзони (1841) и композитора Джоаккино Россини (1840).  в своем творческом развитии пришедший в 1840—1870 годы к веризму. Его имя на протяжении всего XIX столетия было в центре внимания художественной общественности. О его исторических полотнах на сюжеты из национальной истории, ставших новым словом в эпоху Рисорджименто, писали Стендаль, А. Мандзони, Дж. Мадзини.

  Родиной художника была Венеция, и на протяжении всей жизни он сохранял приверженность живописным традициям венецианской школы, любил писать картины на сюжеты из истории Венеции, сохраняя в культурной памяти XIX столетия романтический миф о славном прошлом республики Святого Марка. Ученик известного венецианского живописца Т. Маттеини, Хайец еще в Академии художеств увлекался античностью, изучая скульптуру в Галерее Фарсетти на Большом канале; его привлекала живопись мастеров Возрождения. В 1809 году он стал победителем конкурса в Академии и получил право на пенсионерство в Риме, где оставался до 1816 года. Вскоре ему сопутствовали еще две удачи: полотно Лаокоон (Милан, Пинакотека Брера) в 1812 году одержало победу на конкурсе в миланской Академии художеств, а в 1815 году рисунок Атлет-победитель получил первую премию в римской Академии Святого Луки. Талантливому молодому художнику покровительствовали известные деятели итальянской культуры — президент Академии художеств Венеции Л. Чиконьяра и президент римской Академии скульптор А. Канова. Ответственным заказом стало для Хайеца исполнение рисунков с античных памятников для книги Чиконьяры о скульптуре. С этой целью он специально ездил в Неаполь — центр археологических раскопок. В 1813 году Хайец уже имел свою мастерскую в Палаццо ди Венеция в Риме, где жили и другие стипендиаты венецианской Академии. Канова не раз спасал молодого художника от высылки из Рима. Например, однажды, работая над композицией Лаокоон,  Хайец выбросил в окно змей, которые упали на религиозную процессию. Канове с трудом удалось уладить инцидент. Он создавал психологическую характеристику модели посредством введения «пейзажа настроения».  Ему заказывали и  академические парадные портреты.  Эволюция его стиля наглядно представлена тематикой  работ: «Ринальдо и Армида» (1812), «Руфь» (1835), «Меланхолия» (1842), «Крестоносцы, мучимые жаждой у стен осажденного Иерусалима» (1836-1850), «Поцелуй» (1859).

Поначалу идеалом для него было Возрождение – он расписывал палаццо фресками, создавал исторические картины и портреты. Его избрали профессором в Миланской Академии Брера, Неаполя, Болоньи и даже Вены. В Риме был близок к Корнелиусу, Овербеку, а также к Энгру.  Затем последовало увлечение классицизмом через творчество скульптора Антонио Кановы с его мифологическими образами и сентиментальностью. Переехав в Милан и оказавшись в центре спора романтиков и классицистов,  Хайец принял сторону первых, ибо пресытился отвлеченными образами и ходульными сюжетами. Художник обратился к истории Италии и стал главой романтической школы.  Такое произведение, как «Сицилийская вечерня» (1821—1822), говорит о некотором повороте к жизненности, даже о бунтарской настроенности романтика.

Во время пребывания в Риме было написано полотно «Ринальдо и Армида» (1814) на сюжет из поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», особенно популярный у мастеров Венеции, трактовавших его в традиционном жанре идиллии. Яркий, насыщенный колорит картины, изображение сцены в пейзаже, придающее ей лирический настрой, свидетельствуют о следовании венецианской манере. В художественной среде Рима в живописи Хайеца появляются стилистические черты неоклассицизма — строгий пластицизм форм, четкость рисунка. По просьбе Кановы он принимает участие в росписях люнетов Галереи Кьярамонти Ватиканского музея (1816—1817). Их тематика была связана с культурными деяниями Папы Пия VII Кьярамонти, его возвращением из ссылки, а также желанием возродить национальную традицию фресковой живописи. В росписях пяти люнетов Хайец совместил аллегорические образы и события из современной истории, в том числе и торжественное возвращение произведений итальянского искусства на родину из Франции, осуществленное Пием VII и Кановой. В период пребывания в Венеции (1817—1820) Хайец исполняет росписи Палаццо Наполеонико (1817, ныне — Венеция Музей Коррер) с использованием мотивов живописи Геркуланума и Помпеи, обнаруживая прекрасное знание приемов неоклассицистической декорации. Полотно «Пьетро Росси, заключенный Скалигерами в крепость Понтремали» (1820, Милан, частное собрание) Дж. Мадзини назвал «манифестом романтической живописи». Вслед за ним были написаны картины «Граф Карманьола» (1820—1821, Монтекасино, частное собрание) на сюжет драмы А. Мандзони; «Сицилийская вечеря» (1821—1822) на сюжет из истории Италии XIII века; «Беглецы из Парги» по роману Т. Гросси о современной истории Греции; «Крестоносцы у стенИерусалима» (1838—1850) на увлекавшую романтиков тему истории Средневековья. Резкие контрасты света и тени, яркая венецианская палитра придают полотнам декоративность. Эмоционально выразительны фигуры персонажей, во многих из них узнаваемы образы современников художника. «Вдохновляюсь в поисках пути правды живописью Беллини, Карпаччо», — писал Хайец в 1818 году Канове.

 В середине столетия он написал ряд жанровых картин на литературные темы— «Поцелуй: Прощание Ромео и Джульетты» (1859). Нужно было обладать немалой смелостью, чтобы в 1820-е годы, когда происходили аресты карбонариев и многие из них вынуждены были эмигрировать из страны, писать картины на сюжеты, в которых звучал протест против тирании, высказывались свободолюбивые идеи. Патриотическое содержание увидели современники и в полотне «Поцелуй» (1859, Милан, Пинакотека Брера). Прощание героев, одетых в костюмы XIV века, расценивалось как аллюзия на сцену вынужденного бегства молодого итальянского патриота-карбонария. Ученик Маттеини, Хайец унаследовал от него интерес к портретной живописи. Декоративно изысканны портреты ломбардских аристократов — графа А. Нава (1852, Милан, Пинакотека Брера), мецената и коллекционера Дж. Польди-Пеццоли (1851, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), написанные в классической ломбардской живописной традиции. Миланская знать любила позировать Хайецу. В портретах раннего миланского периода "Семейство гравера Стампа" (1822—1823), "Автопортрет с группой друзей" (1824—1827, частное собрание) проявился интерес к романтическому портрету — изображению моделей в пейзаже, сопоставлению характеров и темпераментов. Созданная Айецом на протяжении 1840—1870-х годов серия портретов деятелей итальянской культуры ("Певица Матильда Джува-Бранка", 1851; "Алессандро Мандзони", 1841; "Джоакино Россини", 1870) явилась важным этапом в развитии не только итальянской, но и европейской портретной живописи XIX века. В ней нашла выражение традиция новой веристской образности, у истоков которой стоял Хайец. Живописец передал разнообразные характеры ярких личностей своего времени: тонкая душевная эмоциональность акцентирована в образе поэта-романтика А. Мандзони, склонность к полемике в защите своих  вызывавших поначалу неприятие произведений в характере композитора Дж. Россини. В облике хитрого политика  К.Б. Кавура создан образ типичного представителя либеральной буржуазии эпохи Рисорджименто, склонного порой изменять своим убеждениям, идти на компромиссы. Художник отдал дань и увлечению модными салонными сюжетами, никогда, однако, не составлявшими главную линию его искусства. Таковы его картины на сюжеты из христианской истории ("Магдалина", 1825; "Ревекка", 1847; Руфь, 1853). Безлики, но не лишены внешней красивости женские образы в портретах "Обиженная" (1840—1841; "Размышление", 1851). С привкусом эротики и жанризации трактуется модная в европейских салонах восточная тематика ("Купание Вирсавии", 1834, частное собрание; "Спящая одалиска", 1867). Франческо Хайец прожил долгую жизнь, имел много учеников, так как с 1822 года преподавал в Академии Брера. Художник был членом всех итальянских академий, кавалером ордена Савойи (1868). Его живопись ярко отразила основные этапы развития искусства эпохи Отточенто в его продвижении от романтизма к веризму.

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (27.02.2011)
Просмотров: 2203 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024