ЖИВОПИСЬ В ИТАЛИИ 19 ВЕКА
В 1810 г.
Канова в беседе с Наполеоном в опровержение его слов об отставании живописи в
Италии назвал ряд имен итальянских художников начала века: Камуччини и Ланди в
Риме, Бенвенути во Флоренции, Аппиани и Босси в Милане. Наполеон, выделив
Аппиани, сделал его «первым художником».
Андреа Аппиани (1754—1817) из Миланской Академии
изучал Корреджо, а позднее Рафаэля. В росписях Королевского дворца в Милане
художник прославил Наполеона в виде «Юпитера — владыки земного шара» (1808).
Его лучшей работой является «Аполлон на Парнасе среди муз» (1811); искусно
сопоставленные в группы фигуры Аппиани оживляет контрастами движений и
ракурсов, но образы его являются бледным
подражанием Рафаэлю. Однако портреты Аппиани написаны энергично («Уго Фосколо», 1802;
автопортрет). Большим успехом в свое время пользовался Винченцо Камуччини (1771—1844). Наиболее известной его картиной является
«Смерть Юлия Цезаря» (1807). Композиция ее театральна за счет эффектного
сочетания групп и поз.
30-е гг. были некоторым рубежом в жизни и искусстве
Италии. Подъем революционного движения во Франции совпадает и с политическим
оживлением в Италии. В живописи появляется романтическое направление, которое
свидетельствовало о новом мировосприятии, об отходе от канонов классицизма.
ФРАНЧЕСКО ХАЙЕЦ (1791-1882) - один из наиболее ярких итальянских
романтиков, писал портреты
представителей Движения Освобождения –
Алессандро Мандзони (1841) и композитора Джоаккино Россини (1840). в своем творческом развитии пришедший в
1840—1870 годы к веризму. Его имя на протяжении всего XIX столетия было в
центре внимания художественной общественности. О его исторических полотнах на
сюжеты из национальной истории, ставших новым словом в эпоху Рисорджименто,
писали Стендаль, А. Мандзони, Дж. Мадзини.
Родиной художника
была Венеция, и на протяжении всей жизни он сохранял приверженность живописным
традициям венецианской школы, любил писать картины на сюжеты из истории
Венеции, сохраняя в культурной памяти XIX столетия романтический миф о славном
прошлом республики Святого Марка. Ученик известного венецианского живописца Т.
Маттеини, Хайец еще в Академии художеств увлекался античностью, изучая
скульптуру в Галерее Фарсетти на Большом канале; его привлекала живопись мастеров
Возрождения. В 1809 году он стал победителем конкурса в Академии и получил
право на пенсионерство в Риме, где оставался до 1816 года. Вскоре ему сопутствовали
еще две удачи: полотно Лаокоон (Милан, Пинакотека Брера) в 1812 году одержало
победу на конкурсе в миланской Академии художеств, а в 1815 году рисунок
Атлет-победитель получил первую премию в римской Академии Святого Луки. Талантливому
молодому художнику покровительствовали известные деятели итальянской культуры —
президент Академии художеств Венеции Л. Чиконьяра и президент римской Академии
скульптор А. Канова. Ответственным заказом стало для Хайеца исполнение рисунков
с античных памятников для книги Чиконьяры о скульптуре. С этой целью он
специально ездил в Неаполь — центр археологических раскопок. В 1813 году Хайец
уже имел свою мастерскую в Палаццо ди Венеция в Риме, где жили и другие
стипендиаты венецианской Академии. Канова не раз спасал молодого художника от
высылки из Рима. Например, однажды, работая над композицией Лаокоон, Хайец выбросил в окно змей, которые упали на
религиозную процессию. Канове с трудом удалось уладить инцидент. Он создавал психологическую
характеристику модели посредством введения «пейзажа настроения». Ему заказывали и академические парадные портреты. Эволюция его стиля наглядно представлена
тематикой работ: «Ринальдо и Армида»
(1812), «Руфь» (1835), «Меланхолия» (1842), «Крестоносцы, мучимые жаждой у стен
осажденного Иерусалима» (1836-1850), «Поцелуй» (1859).
Поначалу идеалом для него было Возрождение – он расписывал
палаццо фресками, создавал исторические картины и портреты. Его избрали профессором
в Миланской Академии Брера, Неаполя, Болоньи и даже Вены. В Риме был близок к
Корнелиусу, Овербеку, а также к Энгру.
Затем последовало увлечение классицизмом через творчество скульптора
Антонио Кановы с его мифологическими образами и сентиментальностью. Переехав в
Милан и оказавшись в центре спора романтиков и классицистов, Хайец принял сторону первых, ибо пресытился
отвлеченными образами и ходульными сюжетами. Художник обратился к истории
Италии и стал главой романтической школы.
Такое произведение, как «Сицилийская вечерня» (1821—1822),
говорит о некотором повороте к жизненности, даже о бунтарской настроенности
романтика.
Во время пребывания в Риме было написано полотно «Ринальдо
и Армида» (1814) на сюжет из поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», особенно
популярный у мастеров Венеции, трактовавших его в традиционном жанре идиллии.
Яркий, насыщенный колорит картины, изображение сцены в пейзаже, придающее ей
лирический настрой, свидетельствуют о следовании венецианской манере. В художественной
среде Рима в живописи Хайеца появляются стилистические черты неоклассицизма —
строгий пластицизм форм, четкость рисунка. По просьбе Кановы он принимает
участие в росписях люнетов Галереи Кьярамонти Ватиканского музея (1816—1817).
Их тематика была связана с культурными деяниями Папы Пия VII Кьярамонти, его
возвращением из ссылки, а также желанием возродить национальную традицию
фресковой живописи. В росписях пяти люнетов Хайец совместил аллегорические
образы и события из современной истории, в том числе и торжественное
возвращение произведений итальянского искусства на родину из Франции,
осуществленное Пием VII и Кановой. В период пребывания в Венеции (1817—1820) Хайец
исполняет росписи Палаццо Наполеонико (1817, ныне — Венеция Музей Коррер) с использованием
мотивов живописи Геркуланума и Помпеи, обнаруживая прекрасное знание приемов
неоклассицистической декорации. Полотно «Пьетро Росси, заключенный Скалигерами
в крепость Понтремали» (1820, Милан, частное собрание) Дж. Мадзини назвал «манифестом
романтической живописи». Вслед за ним были написаны картины «Граф Карманьола»
(1820—1821, Монтекасино, частное собрание) на сюжет драмы А. Мандзони;
«Сицилийская вечеря» (1821—1822) на сюжет из истории Италии XIII века; «Беглецы
из Парги» по роману Т. Гросси о современной истории Греции; «Крестоносцы у
стенИерусалима» (1838—1850) на увлекавшую романтиков тему истории
Средневековья. Резкие контрасты света и тени, яркая венецианская палитра придают
полотнам декоративность. Эмоционально выразительны фигуры персонажей, во многих
из них узнаваемы образы современников художника. «Вдохновляюсь в поисках пути
правды живописью Беллини, Карпаччо», — писал Хайец в 1818 году Канове.
В середине столетия
он написал ряд жанровых картин на литературные темы— «Поцелуй: Прощание Ромео и
Джульетты» (1859). Нужно было обладать немалой смелостью, чтобы в 1820-е годы,
когда происходили аресты карбонариев и многие из них вынуждены были
эмигрировать из страны, писать картины на сюжеты, в которых звучал протест
против тирании, высказывались свободолюбивые идеи. Патриотическое содержание
увидели современники и в полотне «Поцелуй» (1859, Милан, Пинакотека Брера).
Прощание героев, одетых в костюмы XIV века, расценивалось как аллюзия на сцену
вынужденного бегства молодого итальянского патриота-карбонария. Ученик
Маттеини, Хайец унаследовал от него интерес к портретной живописи. Декоративно
изысканны портреты ломбардских аристократов — графа А. Нава (1852, Милан,
Пинакотека Брера), мецената и коллекционера Дж. Польди-Пеццоли (1851, Милан, Галерея
Польди-Пеццоли), написанные в классической ломбардской живописной традиции. Миланская
знать любила позировать Хайецу. В портретах раннего миланского периода
"Семейство гравера Стампа" (1822—1823), "Автопортрет с группой
друзей" (1824—1827, частное собрание) проявился интерес к романтическому
портрету — изображению моделей в пейзаже, сопоставлению характеров и темпераментов.
Созданная Айецом на протяжении 1840—1870-х годов серия портретов деятелей
итальянской культуры ("Певица Матильда Джува-Бранка", 1851;
"Алессандро Мандзони", 1841; "Джоакино Россини", 1870) явилась
важным этапом в развитии не только итальянской, но и европейской портретной
живописи XIX века. В ней нашла выражение традиция новой веристской образности,
у истоков которой стоял Хайец. Живописец передал разнообразные характеры ярких
личностей своего времени: тонкая душевная эмоциональность акцентирована в образе
поэта-романтика А. Мандзони, склонность к полемике в защите своих вызывавших поначалу неприятие произведений в
характере композитора Дж. Россини. В облике хитрого политика К.Б. Кавура создан образ типичного
представителя либеральной буржуазии эпохи Рисорджименто, склонного порой
изменять своим убеждениям, идти на компромиссы. Художник отдал дань и увлечению
модными салонными сюжетами, никогда, однако, не составлявшими главную линию его
искусства. Таковы его картины на сюжеты из христианской истории ("Магдалина",
1825; "Ревекка", 1847; Руфь, 1853). Безлики, но не лишены внешней
красивости женские образы в портретах "Обиженная" (1840—1841;
"Размышление", 1851). С привкусом эротики и жанризации трактуется
модная в европейских салонах восточная тематика ("Купание Вирсавии",
1834, частное собрание; "Спящая одалиска", 1867). Франческо Хайец
прожил долгую жизнь, имел много учеников, так как с 1822 года преподавал в
Академии Брера. Художник был членом всех итальянских академий, кавалером ордена
Савойи (1868). Его живопись ярко отразила основные этапы развития искусства
эпохи Отточенто в его продвижении от романтизма к веризму.
|