ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
МИР КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ 1-ОЙ
ПОЛОВИНЫ
19 ВЕКА (сферы творчества)
В музыкальном романтизме можно
выделить несколько приоритетных сфер творчества композиторов. Это
мир чувств героев, поданный с позиций чистой героики, страдания
и лирики или в их взаимосвязи, апология старины и фольклора
через призму сказочной фантастики. Известный русский учёный
Иван Иванович Соллертинский однажды тонко подметил, что музыка романтиков
представляет собой «звучащую автобиографию», своеобразный симфонический
(вокально - инструментaльный и т.д.) «дневник». В таком дневнике соседствовали
различные эпизоды жизни – тоска по идеальному прошлому, мечта
по неизведанному и утопично-прекрасному. Так открывался мир далёких
экзотических стран, в особенности восточных, где душа
при жизни обретала долгожданный покой. Жажда деятельного переустройства мира и национально-освободительная
борьба составляли главы такого «дневника» музыканта-романтика.
Немало страниц было отведены и проблеме «человек и природа» (своеобразное
музыкальное «природоведение»).
Лирика тесно связана с новым
развитием камерно-вокального жанра, представленного песней и романсом.
Из бытового он превратился в высокохудожественный вид, наряду с
квартетом и сонатой, вальсом и этюдом. Все они выходили из рамок бытового
домашнего музицирования или технических упражнений профессионалов
на концертную эстраду. Жанр романса
или песни стал ведущим в творчестве многих композиторов того времени.
В их числе был Франц Шуберт - австрийский композитор. Первый образец
романтической песни («Гретхен за прялкой» по Гёте) относится к 1814 г. С величайшей правдивостью
и неожиданной глубиной Шуберт воплощал в своей вокальной музыке
все мыслимые оттенки лирического настроения своих героев. Примером
тому служат скорбная песнь «Смерть и девушка», философская песнь «Боги
Греции», трагический романс «Её портрет», шаловливая песенка «Форель»,
а также множество лирических пейзажей
- ночных и утренних, вечерних, весенних, зимних, оригинальных объяснений
в любви - серенад и баркарол... «Трезвая зоркость глаза и певучая романтичность
сердца», - сказал Иван Бунин в «Жизни Арсеньева» об одном композиторе. Эта характеристика целиком
может быть отнесена к Шуберту: он умел
замечать реалистичным взором будничные проявления жизни,
но поэтически воспринимал и подавал их, возносясь на крыльях песни
к великим обобщениям. Если сверхчеловек Бетховена находил в силе
слабость, то «маленький человек» Шуберта силу видел и черпал в слабости.
И подобно же Бетховену, Шуберт посвятил своё творчество всем страстям
мира, но форма их выражения была различной - один обращался к массам,
толпе, другой - адресовался к каждому слушателю персонально, оставаясь,
порой наедине с ним, чтобы поговорить о самом сокровенном. Композитор
и в жизни, и в творчестве принимал все удары судьбы на себя, «остриём
в душу». Но Шуберт по натуре не борец - он ищет отраду в других краях,
его впечатления переплавляются в эмоции, самые разнообразные. Он
пытается продлить их мгновение, вчувствоваться, насладиться...
Отдельные пьесы и целые
большие циклы насыщаются горечью забвения, оторванности от семьи
и родных мест, одиночеством; таковы два вокальных цикла по стихотворным
текстам Вильгельма Мюллера « Прекрасная мельничиха» и «Зимний
путь». В первом - история светлой любви и печали молодого мельника-подмастерья,
во втором - концентрация горя и отчаяния героя, прощающегося со
своими иллюзиями. Отчетливо ощутимы в данных циклах восход и закат
романтизма.
Вокальная лирика Роберта
Шумана ещё более интимна и психологически детализирована. Основной
нерв музыки Шумана в любом жанре - борьба двух контрастных начал в
человеческой душе, символически воплощённая в его творчестве
героями Флорестаном и Эвзебием. Шуман воплотил именно индивидуальную
волю, своеволие. У него много эпизодов в музыке героических и даже
воинственных, но все они тонут в потоке лирических излияний. Шуман
- это неясный порыв и бурное устремление впepед, но со знаком вопроса.
Целостность движения нарушена
двумя потоками разнонаправленной энергии: клокочущая, требующая
и действующая, препятствующая, обостряющая и ломающая. Таковы
его знаменитая фортепианная
«Крейслериана», вокальные циклы «Любовь поэта» и «Круг песен» (оба
на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (по Шамиссо): своеобразные
музыкальные новеллы о человеческих чувствах: зыбких, реальных,
неустойчивых и томительных.
Эпоха «русского романтизма» также
способствовала развитию лирических настроений в камерно-вокальном
жанре. Но человеческие слабости в русском восприятии настолько обнажены,
что вступают в конфронтацию. Многие
герои отечественного искусства предаются своим страстям, целям и
порокам столь самозабвенно и упоённо, что каждое своё намерение доводят до крайности. В одной натуре могут
ужиться несовместимые черты, и это отразилось в литературе, музыке,
живописи... Как говорил Ф. Достоевский, «две бездны... в один и тот же момент – без
того мы несчастны и неудовлетворенны, существование наше неполно.
Мы натуры широкие, карамазовские... способные вмещать всевозможные
противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами,
бездну высших идеалов и бездну под нами, бездну самого низшего и
зловонного падения». Д. Мережковский добавлял: "Соединять подобные
крайности - особенный русский талант". Об ощущении грандиозных
нерастраченных сил говорят и линии развития характера чеховских
персонажей. М.Горький писал о прославленной русской печали, смягчающей
сердца – именно в подобном состоянии
уясняются сложнейшие философские антиномии. Но во всех этих страданиях и надломе
есть обязательно волевое начало - вера в свет, подъём самых лирических
чувств на поверхность души. «Мир прекрасен и в отчаяньи», - этот вывод
принадлежит не только Достоевскому, но и всем русским художникам.
Меланхолия - не от слабости, она - прибежище духа, собирающегося
с силами и готовящегося к дальнейшей душевной борьбе.
Если в западной культуре
герой ищет место в жизни, то в русской
он в сомнениях ищет «себя в
себе» Особенностью русской музыки является тесное и необычное переплетение
драматизма и лирики. Лирика входит в самую его суть и отсюда - особая
расстановка эмоциональных акцентов в обрисовке героев песен и романсов
А. Алябьева, А.Варламова и А. Гурилёва. Многогранны в своей лирической
сфере романсы раннего Глинки, начавшего с текстов А.Пушкина и Н.Жуковского
(«Адель», «Мери», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню
чудное мгновенье»). Заканчивает свой творческий путь Глинка «Бедным
певцом» (по Жуковскому) и «Сомнением» (по Кукольнику). Поэзия Пушкина
стала для М.И. Глинки маяком, таким, каким было творчество Гёте для
Шуберта, а Гейне для Шумана.
Лирика подчинила
своей стихии все жанры романтической музыки: ораторию (Мендельсон),
оперу (Вебер, Беллини, Верстовский и Глинка, но особенно ярко в первой
половине столетия – Верди), фортепианную музыку (Шопен, Шуберт и
Мендельсон), жанры квартета (Алябьев и Шуберт), концерта для инструмента
с оркестром (Шопен и Мендельсон)...
Склонность романтиков к лирическим градациям сказалась в самом нехарактерном
и "неподходящем" для этого жанре - в симфонии. Некоторые
разделы её классической композиции стали превращаться в макро-романсы.
Благодаря шубертовской «Неоконченной симфонии» (это название, не
только форма) возникли совершенно
новые музыкальные формы: песенная
симфония, песенная соната, песня-этюд и песенная фортепианная миниатюра.
Симфонии Мендельсона и Шумана - это романсы без слов, а Шопен одну
из частей своего фортепианного концерта обозначил как "Романс».
В опере увеличилось количество лирических излияний героев – у
Вагнера и Доницетти, Верди и Чайковского («Трубадур», «Пиковая Дама»).
Гражданские мотивы
составили особую сферу творчества
композиторов начала ХIХ века - достаточно вспомнить такие яркие
произведения, как оперы Дж. Россини («Вильгельм Телль») и В.Беллини («Норма»), Р. Вагнера («Риенци – последний
римский трибун») и Дж. Верди («Ломбардцы»,
«Набукко», «Битва при Леньяно», «Эрнани»). В этом же ряду находятся
«Траурно-триумфальная симфония»
Г.Берлиоза и кантата «Венгрия» Ф. Листа, некоторые этюды Ф.Шопена
и произведения Р.Шумана. В этих сочинениях патетика и героический
порыв личности вкупе с массами получили многогранное выражение.
Гюго, Байрон, Мицкевич, Фосколо, Пеллико, Мандзони, русские декабристы
- их творчество дало мощный импульс романтической музыке с её титанизмом
страстей, патриотическим подъёмом.
Симфония Ф. Шуберта
разворачивается многоцветной звуковой панорамой с чередованием
маршей, песен, танцев. Траурно-триумфальная симфония Г.Берлиоза
продолжает линию народно-героического симфонизма Бетховена.
"Реквием" и "Те Деум" также ориентированы на мощные
составы хора и оркестра (три хора по 2000 человек, симфонический
оркестр в количестве 150-ти человек и 4 дополнительных духовых и
ударных оркестра с органом, который сам по себе заменяет оркестр:
таковы исполнительские массы у Берлиоза).
Героику для романтиков
нередко олицетворяли античные герои, в частности Прометей. Этот
образ весьма популярен у Бетховена (увертюры) и Шуберта (песня-поэма
по Гёте и кантата), у Листа (симфонические поэмы «Прометей», «Тассо»,
«Прелюды»)... Героические образы у Шопена предстают в трагическом
видении, принимая окраску осознаваемого
поражения, но сохраняя личностное достоинство. Шопен продолжил
традиции Бетховена в передаче всех перипетий драматизма борьбы.
«Ветром, бесконечными струями
проносящимся одинаково над могилами героев и безвестных
воинов» представлялся гениальному пианисту из России Антону Рубинштейну
финал фортепианной сонаты Шопена с траурным маршем. А в одной из
своих фантазий Шопен обнаруживает
характерную особенность стиля, чутко соединяя песенную лирику
и маршевую героику. Специфичны и его полонезы - это не просто танцы,
а драматически-взволнованные и сверкающие, трагические и элегичные
художественные произведения, музыкальные повествования. Даже
в его этюдах проглядывает стихийность, мощь и титанизм, невиданные
ранее в рамках этого технического жанра.
Бетховенский дух возникает в произведениях
и Р. Шумана: таковы баллада по Гейне "Два гренадёра" и фортепианный
цикл "Симфонические этюды" (тема похоронного марша, развиваясь,
превращается в музыку величавого победного шествия) ...
Музыканты всегда острее чувствуют
«пульс времени», а особенно его «перебои». Их произведения порой обязаны
событиям не только исторического, но и личного плана. Ещё в эпоху
барокко возникло «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (И.-С.
Бах), «Прощальная симфония» (Й. Гайдн) - в эпоху классицизма, романтический
цикл песен «К далёкой возлюбленной» (Бетховен)... В эпоху романтизма
подобная автобиографичность приобретает особенный смысл:
героями сюжета всё чаще становятся сами авторы и открыто признают
это. На первый план выходят события
их личной жизни. Иногда они выражаются прямо и откровенно,
но порой прибегают и к ассоциациям, иносказаниям. Намёк может
быть сокрыт в заголовке или программе. Так «Крейслериану» Шуман ставил
на первое место в ряду прочих своих
произведений для фортепиано. По трагической иронии судьбы
автор усмотрел в собственной вещи лик «безумного капельмейстера»,
ещё не ведая o том, что ему предстоит закончить свой жизненный путь в
больнице для умалишённых.
О первой своей сонате
Шуман сказал, что на ней «много следов пролитой когда-то крови моего
сердца». Подзаголовок гласил: «Посвящается Кларе Флорестаном и Эвзебием».
О второй сонате композитор писал жене: «Всё твоё существо ясно выражено
в ней...» Многие сочинения Шумана - страницы собственного жизнеописания.
Серию автопортретов он создаёт в своём знаменитом фортепианном
цикле «Карнавал», нежными красками он пишет портреты своих возлюбленных
в циклах «Абегг» и «Бабочки», а в «Карнавале» он прячет их под масками.
1840-й год стал для композитора переломным в плане личной жизни: долго
длившаяся "борьба за Клару" с её семейством заканчивается
свадьбой, отмеченной созданием более десятка песенных циклов на
стихи Гейне, Шамиссо, Эйхендорфа. Всё это производит впечатление
«интимных писем" - настолько чутко и откровенно выражены в песнях
тончайшие оттенки радости и мук любви, томления и умиротворённости,
затаенной страсти, беспредельного отчаяния и безмерного счастья.
Лишь в письмах к жене и друзьям Шуман приоткрывал завесу над своими
замыслами «страничек» и «масок». Современникам и близким Шопена
же только приходилось догадываться об обстоятельствах появления
некоторых автобиографических произведений на свет. Его «идеалы»,
как называл композитор дам своего сердца, в разное время послужили
поводом к созданию вальсов, этюдов, баллад, ноктюрнов и фантазий
для фортепиано. Лишь дважды Шопен открыл секрет музыки: в вальсе
Ре-бемоль мажор и в медленной части Концерта Фа минор обрисована
студентка Варшавской консерватории Констанция Гладковская, а в этюде
N9 14 дан портрет графини Марии Водзиньской. Встреча с талантливой художницей
Марией Водзиньской запечатлена в одном из ноктюрнов, а расставание
отмечено созданием сдержанного вальса, хотя известно, как Шопен
страдальчески переживал разрыв.
Об Альфреде Мюссе поэт Валерий
Брюсов однажды сказал, что автор
«Исповеди сына века» превратил в поэзию собственную жизнь и душу».
То же самое можно отнести и к Гектору Берлиозу - он превратил жизнь своего сердца в музыку, создав автобиографию в жанре романа-симфонии.
Его "Фантастическая" носит
подзаголовок: «Эпизод из жизни художника».
«Художником» был сам Берлиоз, «эпизодом
из жизни» - Генриетта Смитсон, английская
актриса, впоследствии ставшая его первой женой. Симфонию же, которой
Берлиоз дал название «Гарольд в Италии» друзья композитора именовали
не иначе, как «Берлиоз в Италии».
Роман из личной жизни
Р. Вагнера послужил стимулом для написания ещё более крупного и масштабного
произведения - музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Её тоже можно
без натяжки переименовать в «Рихард и Матильда», ибо в Тристане композитор
видел самого себя, а в Изольде - своего покровителя и друга, Матильду
Везендонк. Матильда осталась верной мужу, несмотря на увлечение.
Всю силу невысказанной страсти Вагнер
вложил в эту пессимистическую поэму о любви. В оперу частично вошла
музыка из вокального цикла Вагнера, который он написал на стихи
Матильды. Стихи были поэтическим признанием, музыка - ответом.
Вагнер часто соотносил
себя с героями собственных опер - с Летучим Голландцем, с Лоэнгрином.
Сокрушаясь о судьбе рыцаря Грааля, Рихард Вагнер имел в виду прежде
всего себя - трагизм положения глубоко чувствующего художника
в обществе.
Михаил Иванович Глинка
написал в честь Екатерины Керн «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье» (стихи Пушкина
в данном случае некогда были обращены к матери Екатерины - Анне
Керн). Романс на стихи Кольцова "Если встречусь с тобой" - тоже память о недолгой поэтичной любви
Глинки к Керн.
Типично романтической
фигурой века был ещё один композитор из России - Александр Александрович
Алябьев. В 1828 году он по ложному обвинению был сослан в Сибирь. В
своих песнях и романсах музыкант-изгнанник отразил тоску по Родине,
одиночество, жажду свободы и периоды уныния. Личная тема изгнанничества
получила, благодаря ему, широкий общественный резонанс. Названия
песен и романсов говорят сами за себя: "Узник", "Северный
узник", "Разлука", "Уныние" , "Уединение"
, "Предчувствие" ,"Живой мертвец"... Но романс, который
увековечил имя Алябьева, появился в московской одиночке. «Соловей»
- исповедь покинутой женщины (если слушать его в оригинальном виде
- с полным текстом Дельвига и без виртуозных колоратур). Но со временем
романс приобрёл иной смысл. Образ «русской Гретхен за прялкой» был заслонён
другим заглавным персонажем - вольной птицей, посланцем любви. Перед
ссылкой Алябьев написал «Прощание с соловьём», а в Сибири, перед отправкой
на кавказский фронт – «Прощание с соловьём на Севере», так что «Соловей»
- романс с продолжением. Понятно, что голосистая птица олицетворяет
самого автора, и это придавало всей истории особую значимость.
Ещё один символ романтической
поэзии – странник и тема скитаний
(Гёте, Гейне, Байрон, Мюллер, Эйхендорф, а благодаря поэтам в этом перечне есть и романсы Шуберта,
Шумана, Мендельсона, Алябьева и Варламова...).
Побуждаемый вечным
законом жизни - движением - отправляется в путь мельник-подмастерье
(«Бродить по свету радость нам») из шубертовского цикла «Прекрасная
мельничиха». С совершенно противоположным настроением отправляется
из дому другой шубертовский скиталец - из цикла «Зимний путь» («Чужим
сюда я прибыл, чужим и в путь иду»). Романтики воспели бродяг любого
рода - весёлых и унылых. Они бродят по лесной тропе, по полям и просёлкам,
путешествуют верхом (как «Мальчик с чудесным рогом» Шумана), по воде
(«Белеет парус одинокий» Варламова), поездом («Попутная песнь» Глинки)...
Дорога стала образом романтической устремлённости - она наполняет
душу надеждой (« Луч надежды» Алябьева) и радостью («Отъезд» Шумана),
или продолжает тревожить душу печалью («Однозвучно гремит колокольчик»
Гурилёва, «Зимняя дорога» Алябьева). Гepoй кавказского романса Алябьева «Сижу на
береге потока» ( Парни в интерпретации Дениса Давыдова) представляет
собой странника или изгнанника, терзаемого гаммой чувств - ревностью,
местью, разочарованием... Что подвигло печального скитальца на
одиночество – тоска, отвращение к повседневности, неясный порыв
к светлому и мирному далёкому, или демонические преступления (
как у байроновского Манфреда), политические обстоятельства (художественные
двойники Шопена, Байрона, Лермонтова, Пушкина). Печальным скитальцем,
жаждущим успокоения среди чужих
людей выглядит герой симфонии "Гарольд в Италии" Берлиоза,
скорбно-мятущимся нелюдимом, сторонящимся и своих и чужих, становится
Манфред из одноимённой увертюры Шумана.
Образно говоря, шаги скитальца оставили след на всём пути
европейской музыки XIX века.
Сюжеты многих произведений с образом
скитальца подсказаны музыкантам властителем дум первой половины
19 века - Байроном. В романтической
культуре сложилось целое образно-тематическое направление,
связывающее воедино литературу, живопись и музыку – «байронизм».
Одного из байроновских
героев - Гарольда - Берлиоз представил в разных условиях - на фоне
ликующей южной природы, крестьянской идиллии, в потоке искренних
чувств простых людей. Но душевной пустоты героя ничто не может заполнить,
и он гибнет от яда в компании разбойников. «Отрава жизни, демон мысли»!
Духовно близкий Гарольду
герой "Фантастической симфонии" Берлиоза разуверился в
своём идеале. Музыкант, занятый думами о возлюбленной, чувствует
себя лишним на балу и тянется к природе, спокойствие которой разительно
контрастирует с его бурным волнением в душе. Толпа - не лучший фон
для мрачных тайных дум романтических героев. Тема «личности и толпы»
постоянна в творчестве Г.Берлиоза («шекспировская» симфония «Ромео
и Джульетта»: сцена одиночества Ромео на весёлом балу, драматическая
легенда по Гёте "Осуждение Фауста": равнодушный Фауст на
крестьянском празднике/ и т.д. У Байрона Манфред - замкнут, суров и
мрачен, полон презрения ко всему и неуязвим душой. Шумановский Манфред
- несколько мягче, лиричнее, взволнованнее. Привлёк внимание композиторов
к себе и байроновский Корсар: образ романтического пирата запечатлели
в своё время Верди в опере, Берлиоз в увертюре, Адан – в балете.
Фаустианство - ещё один пласт музыкального романтизма.
В 1827 году Гете проводит параллель между Фаустом и Дон Жуаном,
путешествующим в ад: «Меня спрашивают, какую же мысль я хотел воплотить
в своем «Фаусте», как будто я могу знать и объяснить! Из рая в ад через
мир, пожалуй, вот так…» Фауст и Дон Жуан, чьи пути лежат в ад – два родственных духа.
В трагедии Гете коллизия «греховного» и «вечно женственного»
схвачена детально, во всех подробностях, и потому философская поэма-трагедия
стала литературной основой для многих музыкальных сочинений 19 века. Л. Шпор написал оперу, Р. Вагнер - увертюру
и другие композиции, в разных жанрах претворили вечный сюжет Шуман,
Берлиоз, Лист, Рубинштейн, Адан... Десятки опер, симфонических и вокально-симфонических
сочинений возникло, благодаря Гёте. Тему Фауста композиторы
трактовали по-разному. Если байроновско-шумановский Манфред ищет
забвения, взывая к тени возлюбленной, которую он некогда погубил, и его прощает Астарта, то искания Фауста
неизмеримо сложнее. Если автор самой знаменитой лирической оперы
«Фауст» композитор из Франции Шарль Гуно свёл всё содержание по существу
к любовной драме Маргариты, то у других композиторов герой – символ поисков и порывов, сомнений
и разочарований, постоянной неудовлетворённости.
В романтическом «портрете»
Фауста, написанном Ф. Листом, проступают манфредовские черты. В
его «Фауст-симфонии» три портрета:
Фауст, Гретхен и Мефистофель. Все образы связаны друг с другом, но
всё же доминирует доктор Фауст с его сложным миром чувств. Поначалу
это пафос самоутверждения и некоторая напряжённость, затем это оттеняется
миром идеальной женственности, а в финале обнажается страшная изнанка
души Фауста (основная тема героя предстаёт в гротесковом обличии).
Через несколько лет композитор почувствовал необходимость переакцентировать
идею и воспел победу вечно женственного начала, сочинив заключительный
хор, этически разрешающий эту сложную
философскую проблему.
Знаменитая фортепианная
соната Листа си минор, несмотря на отсутствие программы, заголовков
и иных обозначений, конкретизирующих открыто замысел композитора,
тоже относится к сфере фаустианского. Содержание её составляет
вечная борьба двух начал; героика и мистика, экстаз и насмешка...
Фауст то возносится к небу, то низвергается в ад под хохот Мефистофеля,
но он вновь и вновь предстаёт в своей изначальной раздвоенности. Образ
Мефистофеля также весьма привлекал своей изощрённостью Листа:
впоследствии появилось три "Мефисто-вальса" и "Мефисто-полька"
(сцена в кабачке»). Берлиоз представлял Мефистофеля вполне реальным
и индивидуальным, Лист же предпочитал
дать обобщённый портрет беса-скептика. Проблема «собственника души»
привлекала многих музыкантов. Наиболее ярко представил картину
продажи души ради светлой цели - чистой любви - дьяволу немецкий
композитор К. -М. Вебер (опера «Фрейшюц» или «Вольный стрелок»). Его герой
Макс родственен фаустианско- байроновскому типу личности. Он стоит
во главе целой «галереи» героев подобного типа - Роберт-Дьявол (опера
Мейербера), Тангейзер и Летучий Голландец (оперы Вагнера), Манфред
( у Шумана), Фаусты Листа, Берлиоза,
Вагнера, Шумана. Это и скиталец
Громобой, и чернокнижник Пан Твардовский из одноименных опер А.Верстовского. Все
они продали свои души ради власти и богатства. В противовес им создавал
Верстовский рыцаря-спасителя Вадима из "Пробуждения двенадцати
спящих дев", а за ним и Вагнер со своими Лоэнгрином и Парсифалем...
Внимание отечественных и зарубежных композиторов романтической эпохи привлекал Шекспир. Во Франции, Германии
и России в XIX веке стали появляться
новые переводы его пьес. Композиционные особенности драм Шекспира ломали каноны классицизма, неся романтикам
дух творческой свободы. Классическая трёх- или четырёхчастная симфония
динамизировалась и превратилась
в одночастную симфоническую поэму, полностью перенимая все характерные
особенности этого литературного жанра. Шексперизация музыки проявлялась
и в наполнении драматургии острыми ситуациями, сочностью контрастов,
жизненностью и реализмом характеров. Гектора Берлиоза именовали
"Байроном звука", но с полным основанием его можно назвать
и "Шекспиром мысли", выражаемой с помощью музыки. Берлиоз
написал мног
|