ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Но не только на Восток устремлялась композиторская
мысль в поисках резонанса человеческой души.
"Природоведение"
- неотъемлемая глава в истории музыкального "страноведения".
Для романтиков природа была явлением одушевлённым, она делала переживания героев
более объёмными, гармонируя с ними или создавая определённый контраст
(«пейзаж души»).
Гете немало рассуждал об
общности человека с природой, считая, что она достижима лишь в Италии,
в то время как на севере от природы немцы далеки. Когда поэт рассказывал
об итальянцах, было заметно, что они близки к растениям и животным.
Гете любуется итальянским народом, он вспоминает стаю птиц из комедий
Аристофана, слушая, как женщины болтают в окнах, а дома кажутся сами
собой выросшими на холмах. Чарующая произвольность играет во
всем, природа может позволить себе полную свободу действий – в этом
добродетель нации, по мысли Гете.
Для раннего этапа романтизма с его надеждами
и иллюзиями была характерна гармония человека и природы, идущая
от классицистских установок. Примерами могут служить полная неги
и искренности "Серенада" Шуберта /"Песнь моя, лети с
мольбою"/ или бурная листовская фортепианная пьеса "Гроза",
«Утро» Грига из сюиты «Пер Гюнт». Но
в более поздний период романтизма, когда иллюзии порождают разочарование
и сомнение в мятущейся душе, пейзаж может контрастно оттенять переживание
(пессимизм Гарольда, неудовлетворённость Фауста или героя
"Фантастической симфонии" выражены именно подобным образом).
Беспокойство героев, скорбь их удваивается, настроение человека
порой резко меняется (так берлиозовский Фауст из раздела "Сцена
в полях" ... приветствует весну).
Природа предстаёт у романтиков
утешительницей и обновительницей
душевного состояния, она вселяет в опустошенную душу покой,
надежду и любовь. Она благотворно действует на человека в любое
время года, хотя многие композиторы порой предпочитали демонстрировать
собственное понимание символики состояния времён года. Мендельсон
и Чайковский, как некогда Гайдн и Вивальди, описали в музыке все времена
года. Но чаще можно встретить весенние и зимние пейзажи: вальс Иоганна
Штрауса "Весенние голоса", скрипичная соната Николо Паганини
«Весна», романс Франца Шуберта "Весенние мечты", симфония
N 1 Роберта Шумана "Весенняя" или фортепианная пьеса Шумана
"Зимняя пора", вокальный
цикл Шуберта "Зимний путь", образ зимней дороги у Алябьева
(одноименный романс) и Чайковского (часть из симфонии №1).
Поэзия времён суток и их чередование
тоже привлекали композиторов своей психологичностью. Много гимнов
солнцу и луне создали Шуберт, Шуман, Берлиоз, Вагнер... Немало музыкальных
пейзажей согрето утренним или дневным солнцем у Шумана ("К солнечному
лучу", "В сиянье тёплых майских дней"), у Мендельсона
("Утренний привет", у Шуберта
("Утренний привет", "Утренняя серенада").
Но тьма ночи, созвучное
ей смятение, жизнь таинственных стихий и фантастические видения
будоражили воображение романтиков гораздо интенсивнее. Ночь -
время одиночества и время свиданий с таинственным миром, когда человек находится во власти грёз или максимально
эмоционального напряжения. "Певцом ночи" нередко именовали
Новалиса, Каспара-Давида Фридриха, Роберта Шумана («Ночью» фортепианная пьеса или романсы
"Весенняя ночь", "Лунная ночь", грань двух состояний
рисуют его пьесы "Сумерки" и "Вечером" /. В романсе
Шyмaнa "Возрождение поэта" герой наблюдает за хороводом
эльфов в глубине ночного леса, а в романсе « Лесной разговор» охотник
встречает рейнскую русалку и беседует с ней при неверном свете луны.
Картину тихой ночи рисует антракт из оперы "Иосиф" Мегюля,
вступление ко 2 действию оперы Доницетти
«Лючия ди Ламмермур», балет Адана "Жизель". Не осталось ни одного
жанра в музыке 19 века, куда бы не
проникли лучи ночного светила. Картина вечера предстаёт в воображении
слушателя "Весенней симфонии" Шумана (медленная часть),
атмосферой ночи пронизано вдохновенное свидание Ромео и Джульетты
в саду (симфония Берлиоза), огненно-страстный колорит испанской
ночи предстаёт в прославленной глинкинской «Ночи в Мадриде».
Для исполнения музыки на открытом ночном воздухе был предназначен особый жанр - ноктюрн,
ставший весьма популярным благодаря «Маленькой ночной серенаде»
/!/ для струнного оркестра Моцарта. В 19 веке фортепианный ноктюрн
получил особый статус - он стал передавать само настроение ночи. С
1814 года, при ирландско-русском пианисте и композиторе Джоне Фильде
жанр ноктюрна обрёл новую жизнь - настолько разнообразным было его содержание. «Сияющее счастье»,
«избыток блаженства», «пасторали на утренней заре» - так комментировал
настроение фильдовских ноктюрнов Ф. Лист в одной из своих статей, -
«и сам превратился в долгий ноктюрн». Вторым мастером в этом жанре
после Фильда стал Шопен, привнёсший в «ночную пьесу» грёзы и реальность,
душевную тревогу и безысходность. Он написал «20 и 1 ночь» - сборник
ноктюрнов, и все они неповторимы. Оставил несколько ноктюрнов и
сам шопеновский рецензент - Ф. Лист («Женевские колокола», «Грёзы
любви», этюды «Весенние гармонии» и «Хоровод гномов», тоже выдержанные
в духе и жанре ноктюрна). Шуман называл
свои ноктюрны "Ночными пьесами" - видимо по аналогии с
«Ночными рассказами» Гофмана. Вершиной романтического культа
ночи стала опера «Тристан и Изольда» Вагнера. Дуэт героев оперы из 2
действия - гимн ночи, смерти и любви. Небытие-ночь призывает в финале
драмы умирающая Изольда: в царстве дня для влюбленных не было места,
они могут воссоединиться только в царстве ночи и смерти. Жизнь же несет
им муку расставания, и смерть предстает
желанной избавительницей (такова вагнеровская концепция оперы,
возникшей не только под влиянием «Гимнов ночи» Новалиса, но и под
воздействием автобиографических моментов, которые Вагнер и Матильда
Везендонк переживали не менее мучительно, чем Тристан и Изольда).
Но Рихард Вагнер прославился и
как непревзойдённый в зарубежной музыке колорист и пейзажист, поэт
леса и моря. Первое действие оперы "Тристан" происходит на
палубе корабля, второе - в замке у моря, третье - в королевском парке.
Центральный дуэт Тристана и Изольды автор называл не иначе как
"гигантской лесной мелодией". Действие двух драм из
"Кольца нибелунга" - "Валькирии" и "Зигфрида"
проходит в лесу, а симфоническая картина "Шелест леса" из
"Зигфрида" является одним и поэтичных произведений во
всей романтической музыке.
В теме леса
переплелись поэзия дикой природы, лирика уединения, таинственность
неведомого, фантастика, пантеистический экстаз и охотничий быт.
Всё это удалось воплотить Шуману в фортепианном цикле "Лесные
сцены", хотя акцент делается более всего на психологической
стороне. Эпиграф к одной из пьес гласил: "напоенная человеческой
кровью земля взрастила смертельно бледный цветок" /"Одинокие цветы"/.
Вебер, Мендельсон и Шуман
населяют свой лес шаловливыми маленькими эльфами ("Оберон"
Вебера, увертюра "Сон в летнюю ночь" и скрипичный концерт
Мендельсона, песня и фортепианная пьеса "Лесной разговор"
Шумана). Два начала - Добро и Зло - противопоставляются во
"Фрейшюце" Вебера, таков же там и лес - приветливый и зловещий.
Пантеистическим ощущением проникнута вся опера Н.Римского-Корсакова
"Снегурочка", некоторые сцены из его же "Сказания о невидимом
граде Китеже и деве Февронии". Весьма часты в "лесной музыке"
звуковые имитации валторнами сигналов охотничьего рога. Их матовое
журчащее звучание сопровождает вступление к веберовской опере
«Оберон», увертюру Россини к опере "Вильгельм Телль", увертюру
Мегюля к опере "Молодой Генрих" и мн. дp. Пo поводу этого произведения Берлиоз
заметил, что "хор" из 8-ми
валторн произвел на публику столь сильное впечатление, что оперы уже
никому не хотелось слушать.
Морские
пейзажи композиторов XIX века напоминали полотна видных живописцев-маринистов - Гварди и Каналетто,
Тёрнера и Айвазовского. Блестяще воплощены образы водной стихии
- покой и волнение, как это бывает
в душе человека - у многих композиторов XIX века. Это и ручей шубертовского
мельника, и гофмановской ундины, Рейн Шумана, Листа и Вагнера, река
Гвадалквивир из глинкинского романса «Ночной зефир», родник, озеро
и фонтан в «Годах странствий» Листа, венецианские баркаролы, море
в кантате Бетховена и увертюре Мендельсона /"Морская тишь и счастливое
плавание"/, в «Шотландской» симфонии
Мендельсона, таковы и романсы Шуберта ( "На взморье вечером», озеро в
"Жизели" - балете Адана и в симфонической картине Лядова
"Волшебное озеро", океан в «Обероне» Вебера, в «Летучем голландце»
Вагнера, "Садко" и «Салтане» Римского-Корсакова... Полна
романтической поэзии музыкальная марина Шумана - фантастическая
пьеса «Ночью» (легендарный герой Геро плывёт по бурному морю к своей
возлюбленной Леандре, которая ждёт его у маяка, тревожно всматриваясь
вдаль). Антиподом к этой пьесе служит вокальная баллада «Море» Бородина. Могучая стихия
моря связывается романтиками с чувствами в душе героев, буря же
предстает воплощением мятежного духа. Но лирика водного пейзажа может быть и поэтичной, нежной
и умиротворённой, как в фортепианной баркароле Шопена (нежность
и восторг любовного признания в гармонии со струящимся движением
и нарастающим волнением воды). А.Глазунов оставил две симфонические
поэмы - "Лес" и "Море".
|