Воскресенье, 19.05.2024, 04:23

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Художественный мир композиторов-романтиков (продолжение)

ПУ­ТЕ­ШЕ­СТ­ВИЕ РО­МАН­ТИ­ЧЕ­С­КО­ГО ГЕ­РОЯ

НА  ЗА­ПАД  И    ВОС­ТОК

 

Воз­вра­ща­ясь к об­ра­зу ски­таль­ца и те­ме ски­та­ний, сле­ду­ет под­черк­нуть, что не толь­ко "ми­ро­вая скорбь" гна­ла ро­ман­ти­че­с­ко­го ге­роя вдаль. Не­на­сыт­ная жа­ж­да но­вых впе­чат­ле­ний, ост­ро­та вос­при­ятия и жиз­не­лю­бие, не­обы­ч­ная кра­со­та чу­жой при­ро­ды, но­вые ме­с­та и не­зна­ко­мые лю­ди, ори­ги­наль­ность на­род­ных обы­ча­ев и свое­об­ра­зие жиз­нен­но­го ук­ла­да воз­бу­ж­да­ли лю­бо­пыт­ст­во ге­ро­ев /т.е. ком­по­зи­то­ров/.

Ко­г­да-то Стерн на­звал свой пу­те­вой днев­ник-ро­ман "Сен­ти­мен­таль­ным пу­те­ше­ст­ви­ем". Ф. Лист, по­бы­вав в Ита­лии и Швей­ца­рии, обо­з­на­чил свои му­зы­каль­ные очер­ки как "Аль­бом пу­те­ше­ст­вен­ни­ка" /в на­шем из­да­нии - "Го­ды стран­с­т­вий"/.

В этот пе­ри­од в ис­кус­ст­ве и ли­те­ра­ту­ре воз­ни­к­ло ори­ги­наль­ное на­пра­в­ле­ние, ко­то­рое об­раз­но мо­ж­но на­звать "Да­лё­кое и бли­з­кое". Те­ма пу­те­ше­ст­вий бы­ла бли­з­ка лю­бо­му ком­по­зи­то­ру эпо­хи ро­ман­тиз­ма и пи­са­те­лю. Ев­ро­пей­ские и эк­зо­ти­че­с­кие стра­ны ин­те­ре­со­ва­ли мно­гих вы­да­ю­щих­ся ав­то­ров - Гей­не /"Пу­те­вые кар­ти­ны"/, Жорж Санд /"Пись­ма пу­те­ше­ст­вен­ни­ка"/, Ли­с­та /"Пу­те­вые пись­ма ба­ка­лав­ра му­зы­ки" - жур­наль­ные ста­тьи/, Се­нан­ку­ра /ро­ман "Обер­ман" / . . . Му­зы­кан­ты пред­по­чи­та­ли пу­те­ше­ст­во­вать в ос­нов­ном по Ита­лии /Бер­ли­оз, Лист, Мен­дель­сон, Глин­ка/ или по Ис­па­нии /Глин­ка и Лист/, ре­же - по Швей­ца­рии/Лист/, Шот­лан­дии /Мен­дель­сон/, Вен­г­рии /Шу­берт/... Очень ред­кий слу­чай во­о­б­ра­жа­е­мо­го пу­те­ше­ст­вия – Двор­жак –  сим­фо­ния «Из Но­во­го Све­та» (на те­му «Гай­я­ва­ты» Лон­г­фел­ло). За­ча­с­тую это бы­ли во­о­б­ра­жа­е­мые экс­кур­сы, воз­ник­шие, быть мо­жет, под впе­чат­ле­ни­ем вы­ста­вок, ли­те­ра­тур­ных но­ви­нок, про­с­то рас­ска­зов и меч­та­ний.

Ог­ром­ное вли­я­ние на ху­до­ж­ни­ков ещё в 1807 го­ду ока­зал ро­ман Жер­ме­ны де Сталь "Ко­рин­на, или Ита­лия". Жи­вы бы­ли впе­чат­ле­ния у ев­ро­пей­цев, про­чи­тав­ших «Италь­ян­ское пу­те­ше­ст­вие» Гё­те, «Пу­те­вые кар­ти­ны» Гей­не, «Про­гул­ки по Ри­му» Стен­да­ля, не го­во­ря уже о «Па­лом­ни­че­ст­ве Чайльд-Га­роль­да» Бай­ро­на в Ис­па­нию, Гре­цию и Ал­ба­нию (сам Бай­рон по­бы­вал там в 1809 го­ду с Джо­ном Хоб­ха­у­зом, не­ма­лое вре­мя при этом он про­вел и в Ита­лии – в Ве­не­ции и Пи­зе).

           Ев­ро­па 18 ве­ка бы­ла Ев­ро­пой пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. Осо­бен­но мно­го пу­те­ше­ст­во­ва­ли кни­го­тор­гов­цы и му­зы­кан­ты. Мо­цар­та во­зи­ли с ран­не­го дет­ст­ва. Гайдн со­вер­шал  дли­тель­ные по­езд­ки в Лон­дон, по­доб­но Ген­де­лю, не­апо­ли­та­нец Па­и­зи­ел­ло ус­т­ре­мил­ся в за­сне­жен­ный Пе­тер­бург, один из сы­но­вей И. С. Ба­ха – Ио­ганн-Кри­сти­ан Бах по­лу­чил из­ве­ст­ность как «ми­лан­ский Бах», а по­том пре­вра­тил­ся в «лон­дон­ско­го Ба­ха». Пу­те­ше­ст­вия по  Ита­лии и Фран­ции бы­ли для Гё­те, Гей­не и Стен­да­ля ис­то­ч­ни­ком вдох­но­ве­ния. Ис­то­рик Эду­ард Гиб­бон на­шел дан­ные о том, что в 1785 го­ду 40 000 ан­г­ли­чан по­се­ти­ли Ита­лию. «От­кры­ты­ми» гра­ни­цы го­су­дарств де­ла­ли га­зе­ты и жур­на­лы. Упо­мя­нув о чу­до-ре­бен­ке из Зальц­бур­га, фран­цуз­ский хро­нист ба­рон Мель­хи­ор Гримм из «Кор­ре­с­пон­денс» со­з­дал сла­ву му­зы­кан­ту, бе­жав­шую впе­ре­ди не­го по всем ев­ро­пей­ским сто­ли­цам, где толь­ко чи­та­ли его  га­зе­ту (так, о кон­цер­те, со­сто­яв­шем­ся в де­ка­б­ре 1763 го­да, он на­пи­сал сле­ду­ю­щее: час кря­ду ге­ний иг­ра­ет на па­мять, по­гру­жа­ясь  в во­до­во­рот вос­хи­ти­тель­ных ме­ло­дий, ко­то­рые он уме­ло раз­ви­ва­ет, ни ра­зу при этом не сбив­шись – ге­нию 7 лет).

        Во Фло­рен­ции и Ри­ме, Бер­ли­не и Лейп­ци­ге, Же­не­ве, Па­ри­же и Лон­до­не по­я­ви­лось мно­же­ст­во круп­ных из­да­тельств и из­ме­нил­ся сам кни­ж­ный ры­нок, во мно­гом бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти Бо­мар­ше, по­з­на­ко­мив­ше­го Ев­ро­пу с Фи­га­ро и  из­дав­шем в Гер­ма­нии Воль­те­ра, Куль­тур­ное вза­и­мо­обо­га­ще­ние лю­дей к от­ка­зу от той не­зре­ло­сти и не­со­вер­шен­ст­ва, о чем го­во­рил Кант, так про­бу­ди­лось са­мо­со­з­на­ние на­ций.  

     Взо­ры в стра­ну Ле­о­нар­до да Вин­чи и Пе­т­рар­ки ус­т­ре­ми­ли да­же те, кто там ни­ко­г­да не был: на гё­тев­скую "Минь­о­ну" из "Виль­гель­ма Мей­сте­ра" от­кли­к­ну­лись Бет­хо­вен, Шу­берт и Шу­ман /"3на­ешь ли край?"/. Дол­го про­жив в этой стра­не, Лист, Бер­ли­оз и Глин­ка ос­та­ви­ли свои му­зы­каль­ные впе­чат­ле­ния. Мен­дель­сон в "Италь­ян­ской сим­фо­нии" жи­во опи­сал пей­заж, жиз­не­ра­до­ст­ный фольк­лор и об­лик оча­ро­ва­тель­ной на­ции. Бер­ли­оз, по­свя­тив Ита­лии две сим­фо­нии, при­нял­ся за опе­ры, ри­суя Рим XYI ве­ка, Ве­ро­ну XIY ве­ка, Си­ци­лию, го­ры Цен­т­раль­ной Ита­лии, раз­бой­ни­чьи ор­гии, быт гор­цев, по­э­ти­ку люб­ви, же­с­то­кие бит­вы, на­род­ное ве­се­лье, са­ды и двор­цы, ули­цы и пло­ща­ди - всё ока­за­лось до­с­той­ным вни­ма­тель­но­го и кра­со­ч­но­го пе­ра со­чи­ни­те­лей всех об­ла­с­тей му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва. Тан­це­валь­ные мо­ти­вы, кра­со­та ланд­шаф­та - и на этом фо­не ра­зыг­ры­ва­лась лю­бов­ная дра­ма. Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми  жан­ра­ми италь­ян­ской му­зы­ки ~ бы­ли та­ран­тел­ла и бар­ка­ро­ла. Пер­вую не­ред­ко вво­ди­ли в свои "аль­бо­мы" Рос­си­ни, Лист, Чай­ков­ский, а пе­с­ню гон­доль­е­ров мо­ж­но встре­тить в опе­рах на ве­не­ци­ан­ский сю­жет ти­па "Отел­ло" /Рос­си­ни/ и "Ма­ри­но Фаль­е­ро" /До­ни­цет­ти/, в сим­фо­ни­че­с­ких по­э­мах /"Тас­со" Ли­с­та, "Италь­ян­ское ка­прич­чо" Чай­ков­ско­го/, ро­ман­сах /"Ве­не­ци­ан­ская ночь" Глин­ки-Коз­ло­ва, "Ус­ну­ли го­лу­бые во­л­ны" Глин­ки-Ку­коль­ни­ка/. За­оч­ные экс­кур­сии в Ве­не­цию со­вер­ши­ли Шу­ман /ос­та­вив­ший две ве­не­ци­ан­ские пе­с­ни/ и Шу­берт/ро­манс и муж­ской хор "Гон­доль­ер"/.

Тот же Шу­берт пра­к­ти­че­с­ки не вы­ез­жал за пре­де­лы габ­с­бург­ской им­пе­рии, но Ве­на пред­ста­в­ля­ла со­бой куль­тур­но-эт­ни­че­с­кий кон­г­ло­ме­рат из раз­ных на­ций, так что Шу­берт не­пло­хо был зна­ком с вен­гер­ско-цы­ган­ским фольк­ло­ром и это от­ра­зи­лось на Вен­гер­ском ди­вер­тис­мен­те для фор­те­пи­а­но в 4 ру­ки. Бер­ли­оз же за­ста­вил сво­его до­к­то­ра Фа­у­ста от­пра­вить­ся в Вен­г­рию /зна­ме­ни­тый Ра­ко­ци-марш из "Осу­ж­де­ния Фа­у­ста"/. Для Ли­с­та же об­ра­ще­ние к вен­гер­ской те­ма­ти­ке бы­ло не эк­зо­ти­че­с­ким пу­те­ше­ст­ви­ем за гра­ни­цу" а воз­вра­ще­ни­ем на ро­ди­ну/. В его твор­че­ст­ве вен­гер­ский эле­мент ес­те­ст­ве­нен и на­столь­ко те­с­но пе­ре­пле­тён с цы­ган­ским, на­сколь­ко у Би­зе цы­ган­ский с ис­пан­ским. Вер­стов­ский же ввёл цы­ган в чи­с­ло пер­со­на­жей сво­ей  «поль­ской» опе­ры "Пан Твар­дов­ский" и од­но­вре­мен­но - па­рал­лель­но с Ви­ель­гор­ским и Алябь­е­вым он на­пи­сал ро­манс на текст пе­с­ни Зем­фи­ры - впол­не в цы­ган­ском ду­хе.

Зна­чи­тель­но пре­ва­ли­ру­ет в му­зы­ке ро­ман­ти­ков всё же ис­пан­ский ко­ло­рит - к не­му об­ра­ща­лись со всем пы­лом сво­ей фан­та­зии Шу­ман и Глин­ка, Лист и Вольф. Шу­ман ос­та­вил сбор­ни­ки ро­ман­сов и хо­ров, тон­ко пе­ре­дав по­э­зию ис­пан­ской ли­ри­ки, да­же  не ста­вя пе­ред со­бой за­да­чи вос­про­из­ве­де­ния на­ци­о­наль­ной му­зы­каль­ной спе­ци­фи­ки.             

        За­но­во от­крыл Ис­па­нию по­с­ле Шу­ма­на и Шо­пе­на Глин­ка, два го­да изу­чав­ший при­сталь­но фольк­лор Ка­с­ти­лии, Ан­да­лу­зии, Ка­та­ло­нии, Ара­го­ны и Гре­на­ды. Ком­по­зи­тор ще­д­ро де­лил­ся сво­им эт­но­гра­фи­че­с­ким за­па­сом с со­в­ре­мен­ни­ка­ми и ком­по­зи­то­ра­ми млад­ше­го по­ко­ле­ния - с Ба­ла­ки­ре­вым /те­ма ис­пан­ско­го мар­ша для его Ис­пан­ской увер­тю­ры/, Рим­ским-Кор­са­ко­вым /ме­ло­дия на­род­ной пе­с­ни для Ис­пан­ско­го ка­прич­чо/. В год на­пи­са­ния Глин­кой Ара­гон­ской хо­ты /1845/ Ис­па­нию по­се­тил и Лист, со­з­дав­ший свою Боль­шую кон­церт­ную фан­та­зию на ис­пан­ские ме­ло­дии и дру­гие "ис­пан­ские" со­чи­не­ния.

         «Ис­пан­ские и италь­ян­ские по­ве­с­ти» Альф­ре­да да Мюс­се спод­виг­ли Гу­го Воль­фа на со­з­да­ние   в кон­це XIX ве­ка се­рий из 90 ро­ман­сов /" книг пе­сен"/. К Ис­па­нии в это вре­мя об­ра­ти­ли свои взо­ры ком­по­зи­то­ры со­в­сем дру­го­го на­пра­в­ле­ния - фран­цуз­ские сим­фо­ни­сты. Сре­ди них бы­ли Ла­ло /Ис­пан­ская сим­фо­ния для скрип­ки с ор­ке­ст­ром/, Сен-Санс /Ара­гон­ская хо­та/, Ша­б­риё /рап­со­дия «Эс­па­на»/, а не­по­сред­ст­вен­но в 20 ве­ке уже Мо­рис Ра­вель на­пи­сал  Бо­ле­ро для ор­ке­ст­ра, Ис­пан­скую рап­со­дию, опе­ру "Ис­пан­ский час"/,  а  Клод Де­бюс­си  - фор­те­пи­ан­ную пье­су "Ве­чер в Гра­на­де" и сим­фо­ни­че­с­кую фан­та­зию "Ибе­рия".

На­чи­ная с "Пре­ци­о­зы" Ве­бе­ра ис­пан­ская те­ма­ти­ка раз­ра­ба­ты­ва­лась в ев­ро­пей­ской му­зы­ке бо­лее по­лу­ве­ка. Этот же не­мец­кий ком­по­зи­тор по­ло­жил на­ча­ло и дру­го­му, не ме­нее ва­ж­но­му на­пра­в­ле­нию в "му­зы­каль­ной гео­гра­фии"  - восточному (ори­ен­та­лиз­му).

 

ОРИ­ЕН­ТА­ЛИЗМ

  Вос­ток ма­нил умы ев­ро­пей­цев из­ве­ч­но. Ком­по­зи­то­ры и ли­те­ра­то­ры ви­де­ли в нём со­кро­вищ­ни­цу тайн. Ус­лов­но-вос­то­ч­ный ко­ло­рит со­з­да­ва­ли в сво­их опе­рах клас­си­ци­сты Ра­мо / опе­ра-ба­лет "Га­лант­ные Ин­дии"/ и Мо­царт /"По­хи­ще­ние из се­ра­ля", т.н. "Ту­рец­кое рон­до" из фор­те­пи­ан­ной со­на­ты ля ми­нор/. Но в це­лом они не вы­хо­ди­ли за рам­ки клас­си­ци­ст­ской эк­зо­ти­ки, про­яв­ляв­шей­ся лишь за счёт со­от­вет­ст­ву­ю­щей ко­с­тю­ме­рии, имен пер­со­на­жей или зву­ко­под­ра­жа­ния во­с­то­ч­но­му ис­по­л­ни­тель­ст­ву - так со­з­да­вал­ся в 18 ве­ке вне­ев­ро­пей­ский ко­ло­рит на сце­не. В эпо­ху ро­ман­тиз­ма кар­ти­на во­пло­ще­ния Вос­то­ка в му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве ме­ня­ет­ся кар­ди­наль­ным об­ра­зом. На  ин­дий­ский сю­жет опе­ру "Иес­сон­да" пи­шет Луи Шпор, а дей­ст­вие ора­то­рии Шу­ма­на "Рай и Пе­ри" пе­ре­но­сит­ся из Ин­дии в Еги­пет и в Си­бирь. Чуть боль­ше эт­но­гра­фи­че­с­кой до­с­то­вер­но­сти ста­но­вит­ся в вол­шеб­ной опе­ре Ве­бе­ра "Обе­рон" - в од­ной из сцен он ци­ти­ру­ет под­лин­ную вос­то­ч­ную ме­ло­дию. За­тем по­я­в­ля­ет­ся дру­гое его со­чи­не­ние - Ки­тай­ская увер­тю­ра /му­зы­ка к пье­се Гоц­ци "Ту­ран­дот"/.

  К 1815 го­ду ори­ен­та­лизм в му­зы­ке пе­ре­жи­ва­ет об­но­в­ле­ние, вы­зван­ное твор­че­ст­вом Гё­те /12-ть книг "За­пад­но-во­с­то­ч­но­го ди­ва­на"/. Это и да­ло но­вый им­пульс Шу­бер­ту, Шу­ма­ну, Мен­дель­со­ну. Впо­с­лед­ст­вии по­я­ви­лись "вос­то­ч­ные по­э­мы" Бай­ро­на, "Лал­ла Рук" Му­ра, "На­му­на" Мюс­се, сти­хо­твор­ные сбор­ни­ки Рюк­кер­та, "кав­каз­ская по­э­зия" и пе­ре­во­ды Пуш­ки­на, по­ве­с­ти Бес­ту­же­ва-Мар­лин­ско­го, сти­хи Ива­на Коз­ло­ва, Лер­мон­то­ва...

        "Рус­ская ори­ен­та­ли­сти­ка" - яв­ле­ние чрез­вы­чай­но свое­об­раз­ное, осо­бен­но в му­зы­ке. Его пред­ста­в­ля­ют Алябь­ев /пе­с­ни и ро­ман­сы "Лю­бов­ник ро­зы со­ло­вей», "Ка­бар­дин­ская", цикл "Ази­ат­ские пе­с­ни" /,  Ба­ла­ки­рев /"Пе­с­ня Се­ли­ма", фор­те­пи­ан­ная фан­та­зия "Ис­ла­мей" и др./, Ка­вос /ба­лет "Кав­каз­ский плен­ник"/, Ан­тон Ру­бин­штейн  (цикл ро­ман­сов "Пер­сид­ские пе­с­ни", опе­ры "Фе­ра­морс, или Лал­ла Рук", "Де­мон", "Мак­ка­веи", "Не­рон", ду­хов­ные опе­ры "По­те­рян­ный рай" и "Ва­ви­лон­ское стол­по­тво­ре­ние")... Но ог­ром­ное зна­че­ние в ис­то­рии му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва, в ча­ст­но­сти  ори­ен­та­ли­сти­ки  име­ет твор­че­ст­во М.И. Глин­ки. Пер­вое его об­ра­ще­ние к об­раз­ам Вос­то­ка со­сто­я­лось в свя­зи с на­пи­са­ни­ем ро­ман­са "Не пой, кра­са­ви­ца, при мне". Ком­по­зи­тор об­ра­бо­тал гру­зин­скую на­род­ную ме­ло­дию, по­лу­чен­ную от Гри­бо­е­до­ва, а текст под ме­ло­дию спе­ци­аль­но со­чи­нил Пуш­кин/. Вос­то­ч­ный эле­мент про­явил­ся и в му­зы­ке Глин­ки к тра­ге­дии "Князь Холм­ский" /во­каль­ные но­ме­ра ге­ро­и­ни - ев­рей­ки Ра­хи­ли/. Сво­ей вер­ши­ны глин­кин­ское ви­де­ние Вос­то­ка до­с­тиг­ло в "Но­чах в Ма­д­ри­де" и это то­же бы­ло свое­об­раз­ным Вос­то­ком. Мав­ри­тан­ская Ис­па­ния счи­та­лась ча­с­ти­ч­кой Вос­то­ка. Имен­но та­кое ощу­ще­ние воз­ни­ка­ет при зна­ком­ст­ве с вос­то­ч­ны­ми сце­на­ми опе­ры-ска­з­ки "Ру­с­лан и Люд­ми­ла" с её том­ным и зной­но-пря­ным ко­ло­ри­том чу­де­с­ных юж­ных стран. По­жа­луй, впер­вые ком­по­зи­то­ру уда­лось объ­е­ди­нить клас­си­ци­ст­ский взгляд на ори­ен­та­лизм /эк­зо­ти­ка/ с ро­ман­ти­че­с­ким /эт­но­гра­фия/. В вос­то­ч­ных сце­нах опе­ры зву­чат ме­ло­дии пер­сид­ско­го, араб­ско­го, ту­рец­ко­го и кав­каз­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Так Глин­ка од­ним из пер­вых «про­ру­бил ок­но» от­кры­тия в об­ла­с­ти эт­но­гра­фи­че­с­ко­го ори­ен­та­лиз­ма бы­ли за­кре­п­ле­ны и раз­ви­ты пред­ста­ви­те­ля­ми "Мо­гу­чей ку­ч­ки".       

         К ори­ен­таль­ной те­ма­ти­ке и сти­ли­сти­ке осо­бен­но тя­го­те­ли фран­цуз­ские ком­по­зи­то­ры / и ху­до­ж­ни­ки, ли­те­ра­то­ры - ведь ко­ло­нии Фран­ции на­хо­ди­лись и в Аф­ри­ке, и в Пе­ред­ней Азии/. Они со­з­да­ли оп­ре­де­лён­ную мо­ду на ув­ле­че­ние Вос­то­ком. Ро­ман­ти­че­с­кая ил­лю­зия со­з­да­ва­ла по­треб­ность меч­тать и пи­сать об ином, да­лё­ком и за­га­до­ч­ном ми­ре, дру­гих нра­вах и ук­ла­де жиз­ни, она вле­к­ла тех, кто бе­жал от ду­хов­но­го опу­с­то­ше­ния, по­ра­зив­ше­го ус­тав­шую в кон­це сто­ле­тия Ев­ро­пу, от бес­ко­не­ч­но­сти по­ис­ка но­вых и но­вых пу­тей в жиз­ни. Ху­до­ж­ни­ки всех про­фес­сий пы­та­лись по­стичь раз­ли­чие во­с­то­ч­но­го и за­пад­но­го вос­при­ятия, обо­га­тить соб­ст­вен­ное. Эже­ну Де­ла­к­руа по­сча­ст­ли­ви­лось по­бы­вать в 1832 го­ду в Се­вер­ной Аф­ри­ке, там воз­ни­к­ла его ал­жир­ско-ма­рок­кан­ская се­рия кар­тин. В этом же го­ду Мюс­се из­да­ёт свою вос­то­ч­ную по­э­му "На­му­на" - впо­с­лед­ст­вии Ж.Би­зе на­пи­шет по ней свою зна­ме­ни­тую опе­ру "Джа­ми­ле"... Фран­цуз­скую ори­ен­таль­ную опе­ру во 2-й по­ло­ви­не Х1Х ве­ка раз­ви­вал Фе­лись­ен Да­вид - ны­не ма­ло­из­ве­ст­ный ком­по­зи­тор, а в про­шлом ав­тор весь­ма по­пу­ляр­ной во­с­то­ч­ной опе­ры "Лал­ла Рук" и Оды-сим­фо­нии "Пу­с­ты­ня". Две­на­д­цать лет про­жил в Ал­жи­ре и ком­по­зи­тор-ара­бист Саль­ва­дор-Да­ни­ель, ос­та­вив­ший ми­ру не­сколь­ко не­оце­ни­мых фольк­лор­ных сбор­ни­ков и ис­сле­до­ва­ний в об­ла­с­ти ори­ен­та­лиз­ма. На ру­бе­же Х1Х-ХХ ве­ков дру­гой фран­цуз­ский ком­по­зи­тор Аль­бер Рус­сель по­се­тил да­лё­кие  стра­ны - Ин­дию и Ки­тай, что от­ра­зи­лось в 1930-x го­дах на его му­зы­каль­ном язы­ке и ин­те­ре­сах. Вне­ев­ро­пей­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра сти­му­ли­ро­ва­ла и твор­че­ст­во вы­да­ю­щих­ся ком­по­зи­то­ров на­ча­ла 20 ве­ка - Оли­вье Мес­си­а­на и его со­оте­че­ст­вен­ни­ка - Ан­д­ре Жо­ли­ве, про­зван­но­го "Го­ге­ном в му­зы­ке, и ко­не­ч­но же Кло­да Де­бюс­си. От­тал­ки­ва­ясь от за­во­е­ва­ний фран­цуз­ских ком­по­зи­то­ров-ори­ен­та­ли­стов, ан­г­лий­ские ав­то­ры кон­ца XIX ве­ка со­з­да­ва­ли свой об­раз иде­аль­но­го вне­ев­ро­пей­ско­го ми­ра с его тра­ди­ци­он­ной ме­ди­та­тив­но­стью и ат­мо­сфе­рой со­зер­ца­тель­но­сти. Ос­но­во­по­ло­ж­ни­ком в этой об­ла­с­ти счи­та­ет­ся Грен­вил Бан­ток, за ним - зна­ме­ни­тый му­зы­кант Гу­с­тав Холст: он не ог­ра­ни­чи­вал­ся изу­че­ни­ем осо­бен­но­стей ме­ло­ди­ки и рит­мо-гар­мо­ни­че­с­ко­го мыш­ле­ния вос­то­ч­ных на­ро­дов, а де­я­тель­но пе­ре­ра­ба­ты­вал пло­ды ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры вос­то­ч­ных стран, вни­кая и в сло­ж­но­сти сан­ск­ри­та /пе­ре­во­ды тек­стов/.  Си­рил Скотт на ру­бе­же ве­ков раз­ра­ба­ты­вал уни­каль­ные для ев­ро­пей­ца фор­мы и стру­к­ту­ры, стре­мясь пред­ста­вить слу­ша­те­лям ме­ди­та­тив­ный "по­ток со­з­на­ния" во всем его мно­го­об­ра­зии.

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (27.02.2011)
Просмотров: 696 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024