ЛИСТ Ференц (1811-1886)
Ференц Лист родился 22
октября 1811г. в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской
музыкой и танцами венгерских крестьян. Отец преподал ребёнку основы игры на
фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке
Шопроне. Вскоре он был приглашён в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика
настолько поразила гостей графа, что несколько дворян вызвались оплатить его
дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался
композиции у А. Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К. Черни.
Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822г. Критики остались в восторге, и с
тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Он совершил ряд поездок с концертами
по Англии и Франции. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же
познакомился с молодыми композиторами Г. Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство
которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык
фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий
лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов кумиром
Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н. Паганини; Лист задался целью создать
столь же блестящий фортепиальный стиль, даже перенял от Паганини некоторые
особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не
имел соперников как пианист-виртуоз.
В 1844г. Лист стал
капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий городок
был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару
славу столицы искусств. В 1847г., приняв решение посвятить себя Веймару, Лист
предпринял прощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист
поддерживал всё новое, радикальное, иногда отвергнутое другими. С одинаковым
рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов.
Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого
композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в
Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был
политическим изгнанником и ему грозил арест. Лист успевал сражаться с герцогом
Веймарским по поводу перерасходов в своём бюджете, отстаивать при дворе свою
артистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать.
Именно в Веймаре появилась единственная фортепианная соната композитора, а
также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу
виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы,
проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды
пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за
участие в этих собраниях посвященных. С 1858 г. Лист отказался от поста капельмейстера,
но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской
музыки, а сам музыкант- признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.
В 1871 г. Лист получил звание
советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно
торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В
1879 г.
папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на
ношение сутаны, но не на титул "аббат Лист”, которым композитор иногда
подписывался. После кончины Вагнера в 1883 г. Лист провел в Веймаре мемориальный
концерт. В начале 1886 г.
75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и
восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя
чувствовавший Лист приехал в Брайтон на ежегодный вагнеровский фестиваль. В
этом городе он умер 31 июля 1886
г.
Лист считается
первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он
создал более 1300 произведений. Подробно Ф. Шопену и Р. Шуману, Лист в своей
композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано.
Наверное, самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а
среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19
Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов и три цикла небольших
пьес под названием Годы странствий. Некоторые из Венгерских рапсодий позже были
оркестрованы. Листу принадлежит также более 60 песен и романсов для голоса с
фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему
BACH.
Лист стал создателем
жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал
симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или
пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных
искусств единство композиции достигалось введением лейтмотивов, проходящих
через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа наиболее интересны
симфонические поэмы, особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с
участием солистов, хора и оркестра Листа сочинил несколько месс, псалмы и
ораторию Легенда о святой Елизавете. Кроме того, можно упомянуть Фауст симфонию
с хоровым финалом (1857) и Симфонию к Божественной комедии Данте с женским
хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на
принципы симфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные
концерты. Единственная опера Листа – одноактная Дон Санчо – написана 14 летним
композитором и тогда же поставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся
утерянной, была обнаружена в 1903г.
Лист как пианист выступал в концертах буквально до последних дней
своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных
концертов пианистов и особенно патетического концертного стиля, сделавшего
виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой
традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше
разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на
сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с
равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что
во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные
молоточки. Все это являлось неотъемлемою частью представления. Лист мастерски
воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не
было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор
ощутимо в пианизме разных школ.
|