КУЛЬТУРА ИТАЛИИ ЭПОХИ
РИСОРДЖИМЕНТО
Историко-культурный период
1789-1870 обычно именуют в Италии Рисорджименто – «обновлением», понимаемым
как национально-освободительное движение ради объединения страны
(1870). Главной идеей было освобождение страны от австрийцев и преодоление
раздробленности её.
Первый период связан с Наполеоном и Реставрацией Бурбонов,
второй, начиная с 1830-х годов – с местными революциями в крупных
итальянских городах и расцветом демократических воззрений и третий
– процесс создания единой и независимой Италии (с 1848 года по 1870 г.).
В конце 18 века Италия была страной,
раздробленной на ряд княжеств под протекторатом австрийцев и французов.
Независимым из 9 государств была лишь Сардиния (королевство Пьемонт,
возглавляемое Виктором Эммануилом Первым). Бурбоны владели аграрным
югом, австрийцы – более прогрессивным промышленным севером, но
Центр и Папская область практически подчинялась Австрии тоже, формально
считаясь независимыми. Именно там был жесток полицейский режим.
Французы вывозили культурные ценности и собирали налоги, упраздняли
монастыри и сословные привилегии, австрийцы специализировались
на цензуре.
В 1796 году после победы над австрийцами
Наполеон вошел в Италию на правах освободителя и создал Цизальпийскую
республику со столицей в Милане.
Но в 1805 году итальянцы увидели в нем узурпатора, который объявил
себя королем этой страны и устроил в соборе коронацию. Страна превратилась
во французскую провинцию, что напомнило ситуацию эпохи Ренессанса.
Землевладельцы и дворянство не возражали, но промышленники, торговцы,
горожане и крестьяне вскоре понесли огромный ущерб от Франции и Англии.
После падения Наполеона в 1814 году протекторат вновь стали осуществлять
австрийцы, сделавшие Ломбардско-Венецианское королевство частью
империи Габсбургов. В очередной раз без ведома итальянцев перекраивалась карта страны. Венский конгресс, где собрались
победители Наполеона, в 1815 году не только поразил Европу венским
вальсом, но и щедрым подарком Австрии, получившей полстраны: Венецию,
Ломбардию, Лукку и Тоскану, Модену и Парму, Папскую область с Римом и Сардинию с Сицилией.
Началась 30-летняя борьба за освобождение с австрийским правительством,
унижавшем национальное достоинство жителей покоренной страны.
Освободительную миссию возглавили члены тайной организации - карбонарии, устраивавшие политические
заговоры и не брезговавшие индивидуальным террором. Политическая
программа карбонариев содержала требование объединения Италии. Политика во все времена была пламенной
страстью итальянского народа.
После революции 1831 года карбонарский
период закончился, и движение разделилось
на демократическое и либеральное направления. В развитии общенационального
демократического движения выдающуюся роль сыграл Джузеппе Мадзини
(1805-1872) – создатель тайной организации «Молодая Италия» (1831).
Он осуждал заговорщиков-карбонариев и полагал, что движение должно
быть общенародным. С другой стороны, либералов представляли монархисты
во главе с премьер-министром Камилло-Бензо Кавуром. Благодаря ему
король ввел конституцию. Идеологом либералов был философ первой половины
19 века Винченцо Джоберти, автор труда «О нравственном и гражданском
первенстве итальянцев» (1843). Он воспитывал в соотечественниках
патриотизм и национальную гордость, настаивал на важности сохранения
духовного наследия народа и основой развития считал древнюю культуру
и католичество. Тем не менее, демократы и либералы были едины в
конечной цели – изгнать из страны оккупантов. Освободительное
движение оживилось благодаря Джузеппе
Гарибальди (1807 – 1882). Он руководил патриотами всей страны, создав
сеть обществ. Опыт борьбы карбонариев постигали и их русские друзья
– либералы и декабристы. Неудивительно, что в 1824 году Грибоедов
вложил в уста Фамусова язвительную характеристику Чацкого о карбонарии,
желавшем «вольность проповедать».
Их
интересы в Милане представлял литератор и музыкант Пьетро Марончелли,
во Флоренции – Джузеппе Мадзини, а в Риме – Джузеппе Гарибальди. Рисорджименто
как национально-освободительное движение, поставило перед национальной
культурой ряд проблем, ибо именно культура объединяла народы Италии
– литературный язык и художественное творчество, музыка, искусство,
театр и науки формировали философские и нравственные идеалы и национальное
самосознание.
Эстетика национального романтизма
формировалась в условиях напряженной идеологической борьбы.
Внешне это выглядело как полемика между приверженцами классицизма
и романтизма о принципах обновления в литературе и искусстве,
но затем романтики привнесли политические веяния в свое движение,
отчего многие стали разделять идеи карбонариев. Представители литературного романтизма
объединились вокруг журнала Кончильяторе (Примиритель) с целью
освобождения от устаревших норм классицизма с вечными мифологическими
сюжетами и идеальными героями. На смену классицизму пришел демократический
романтизм. Журнал печатал исторические романы на материале из
прошлого и романтические трагедии.
Ранний романтизм 1816-1830-х годов отзывается в литературе
романтическими трагедиями, историческими поэмами и романами. Романтики
вырабатывают свою эстетику в манифестах, издаваемых в «Кончильяторе». На последующие 20 лет
романтики расходятся, образуя два крыла – радикальное и либеральное, так как
начинают увлекаться политикой. Патриотический пафос проникает во все слои
культуры, искусство становится глубоко национальным, стремясь к тому, чтобы
люди не были равнодушными к судьбе своей страны. В 1850-1870-х годах
формируется реализм, а романтизм отходит на второй план.
Среди литературных критиков
и идеологов романтизма важное место занимали поэт Уго Фосколо
(1778-1827), призывавший обращаться в прошлое за примерами патриотизма,
редактор журнала – драматический поэт и идеолог театра Сильвио
Пеллико (1789-1854) и критик Лодовико ди Бреме, призвавший отрешиться
от прошлого и решительно обновлять культуру.
Последним поэтом-классицистом Италии
называют нередко Винченцо Монти (1754-1828) – он был и папским поэтом,
апологетом Наполеона (поэма «Маскерониана» и «Бард черного леса» в духе
Оссиана), придворным хронистом при австрийцах, но своему идеалу он оставался
верен всегда – свободная Италия. Об этом говорится в его оде 1800 года «На освобождение Италии» и в трагедии
«Кай Гракх» (1804). Идеал римской гражданственности соответствовало патриотическим
устремлениям представителей раннего Рисорджименто. Первыми же романтическими
поэтами могут быть названы Габриэле Россетти (1783-1854) и Джованни Бершет
(1783-1851). Оба участвовали в движении карбонариев и стали
эмигрантами с горькой судьбой. Неаполитанец Россетти, создавший в изгнании свой
лучший труд – комментарии к «Божественной комедии» Данте в 1826году, затем
уехал в Лондон, где остался навсегда, а его дети стали англичанами по
мировоззрению (Христина и Данте известны как поэты, а Данте основал
художественную школу и направление, известное как прерафаэлитизм).
Программным документом итальянского
романтизма стало предисловие Джованни Бершета к переводу им баллад немецкого поэта
Бюргера «О диком охотнике» и «Ленора» - «Полусерьёзное письмо Златоуста
своему сыну» (1816). Он полагает, что разделение поэтов на классицистов
и романтиков произошло после приобщения европейцев к культуре античности.
Одни пошли по пути подражания, другие обратились к изображению
жизни, а отсюда – «поэзия мертвых» и «поэзия живых». Отдавая должное
немецким романтикам, воспевавшим средневековье, Бершет замечает,
что у итальянцев свои традиции и свой путь. Многие романтические критики
воспевали в это время байроновского «Гяура» за умение Байрона поэтически
постигнуть мира при взаимодействии чувств, воображения и разума.
Поэту-романтику это позволяло обнаружить гармонию природы и её
проявления в единстве. Национальная история, романтическая приподнятость
героев, которые могли бы стать идеалом времени и жанр трагедии защищал
Сильвио Пеллико, автор книги «Мои темницы». В 1818 году в Италии с успехом
ставилась его трагедия «Франческа да Римини». Байрон перевел её на английский,
а Пеллико перевел на итальянский его «Манфреда». Поэтому с конца 1810-х годов театр всё
чаще ставил Шекспира.
Бершет эмигрировал во Францию, Бельгию
и Англию, но смог вернуться на родину в революционном 1848 году. Темой его
поэзии стала фигура изгнанника. В
исполненной политического пафоса поэме
«Беглецы из Парги» он рисует образ грека, покинувшего родину, оккупированную
турками (1821). В цикле 1824 года «Романсы» тема любви к родине трактуется в
лирическом ключе, а в «Фантастических снах» (1829) итальянцу в изгнании снится
сон: средневековая битва при Леньяно и пророчество о будущем.
Национальные традиции в немецкой
поэзии привлекают внимание Бершета, полагавшего, что «классическая поэзия –
поэзия мертвых, поэзия романтическая – поэзия живых». Это его определение,
ставшее знаменитым, вполне согласуется с точкой зрения сотрудника
«Кончильяторе» - Эрмеса Висконти. Он
утверждал, что классицизм – уже пройденный этап, а романтизм – веление
времени, ибо только так писатели могут говорить о волнующих их проблемах.
Мифологию, как материал классицистов, они отвергают, а потому должны брать
историю материалом своих исследований: «введение в исторические темы идей и
мнений современности приводит к созданию романтических произведений…Эстетические
задачи всех направлений искусства следует подчинять одной важнейшей цели –
совершенствованию человечества, благу общества и отдельной личности». Висконти
рассуждает об этом в статье «Начальные понятия о романтической поэзии» (1818).
Он требует от художников активной гражданской позиции, при которой источником
вдохновения должна быть действительность – народная жизнь как кладезь тем и
сюжетов. Один из важных манифестов романтизма – трактат Висконти «Диалог о
драматических единствах времени и места» (1819). Театр оставался в Италии
наиболее эффективным средством гражданского воспитания, а потому в центре
внимания романтиков всегда находился театр и теория драмы – она опередила
Францию и Россию в своих новациях. Висконти полагает, что просветительский
принцип ограничения во времени и месте мешает романтикам показать всю полноту
замысла драматурга, изображение характеров и судеб, внутренний мир персонажей в
развитии. Характер героя не должен зависеть от окружающей среды – таково мнение
Висконти, ссылающегося на Шекспира.
Сильвио Пеллико, поэт, отстаивал идею национального театра: драматург
должен затрагивать интересы нации, поднимая серьезные общественные вопросы,
воспитывать гражданские чувства. Это возможно сделать в жанре трагедии из
национальной истории. Герои ее должны возвышаться над обыкновенными людьми и
быть романтически приподнятыми ради сильного воздействия. При этом автор не
вправе вольно обходиться с историческими фактами. Именно театр Шекспира отвечал
представлениям романтиков о драме, её реформе.
В стране имели хождение переводы
французских и английских произведений, считавшихся романами: Свифт, Дефо,
Ричардсон, Филдинг, позже Стерн и Голдсмит. Затем в моду вошел философский
французский роман («Персидские письма» Монтескье, произведения Вольтера, «Новая
Элоиза» Руссо, «Телемак» Фенелона). Он представлял собой аллегорию сатирической
направленности, не только обличавший пороки, но и описывающий обычаи и нравы
века. Популярностью в Италии и Франции пользовался многотомный труд аббата Ж.
Бартелеми «Путешествие молодого Анахарсиса по Греции в середине 4 столетия до
Рождества Христова» (1788). При несложном сюжете автор смог сообщить
обширнейшие сведения о жизни древних греков. Этот прием лег в основу
археологического романа. Для итальянцев это было животрепещущей проблему при
том античном римском наследии, которое оставалось во все времена наглядным в
Италии. Это было обращение к истокам своей культуры и параллели с освободительной
борьбой и демонстрацией самосознания и принципов свободы народа. В духе 18
столетия написал свои произведения Алессандро Верри («Приключения Сафо,
поэтессы Митиленской», 1780). В романе были приемы будущих романтиков:
таинственность, меланхолия, луна, ирреальные силы, динамичное и напряженное
повествование, тонкий психологизм, красочный пейзаж и немало особенностей
жизненного уклада народа Эллады. В становлении романа эпохи Рисорджименто
сыграло большую роль сочинение Вери «Римские ночи у гробницы Сципионов»
(1792-1804). Автор ночью посещает гробницу, беседуя с тенями знаменитых
деятелей древности о прошлом Древнего Рима. Оригинальность подачи научного
материала в увлекательной художественной форме наряду с гражданским пафосом и
проведением темы возмездия (Римская империя разрушила уклад жизни многих
европейских народов, заставив их страдать, а непомерные территориальные
притязания императоров привели к расколу и краху её могущества).
Италия – хранительница
справедливости, в этом её миссия и источник величия и исторического
предназначения. «Римские ночи» пользовались широчайшей популярностью не только в
Италии, но и во Франции. В 1815 году Европа смогла прочесть третий роман археологического жанра: «Жизнь
Герострата» с изображением психологии героя, совершившего преступление против
храма Артемиды и народов малой Азии. В Герострате многие узнали Наполеона, ибо
преступление Герострата принесло, считает Вери, все же меньше страданий, нежели
деяния полководца, родившегося в ночь поджога храма – Александра Македонского.
Винченцо Куоко признавался в 1806
году, что свой роман «Платон в Италии» он написал в подражание Бартелеми, но и
с тем, чтобы сформировать общественную мораль молодежи. Куоко изобразил древнюю
Италию накануне утраты её независимости в 4 веке до н. э. Куоко избрал жанр
«путешествия» и эпопеи, при этом преподнес его в эпистолярной форме
(использовал монологи и диалоги, лирические дневники и письма персонажей) –
получился исторический роман нового типа. Нестандартность формы,
острополитическая направленность, богатство мыслей и красочность описаний
сделали это произведение примечательным
памятником раннего Рисорджименто. В последние годы 18 столетия к романному
жанру обратился и поэт Уго Фосколо, использовав форму романа в письмах для
изображения современной политики глазами своего героя, принимавшего в ней
активное участие («Последние письма Якопо Ортиса»). Фосколо оставил и первые
рецензии о романе, который создан для тех, кто не относится ни к неграмотным,
ни к образованным. Романист изображает обычаи и поступки людей там, где историк
их не увидит, история анализирует умы немногих правителей, романист анализирует
сердца множества повинующихся. История не может прибегнуть к вымыслу при
необходимости, в отличие от романа. История – средство познания
действительности и воспитания, ибо она оперирует подлинными фактами. Роман –
порождение фантазии автора: факт или вымысел, что действеннее? В Милане в 1816
году появилась брошюра-манифест П.
Борсьери «Литературные приключения одного дня, или Советы порядочного
человека». Классицисты спорили с романтиками по поводу романа: они считали его
вредным из-за любовных страстей, а исторический роман к тому же колеблется
между правдой и правдоподобием. Романтики доказывали, что у каждого века – свои
обычаи. Роман борется с пороками, поэтому он сродни философии, нежели поэзии,
поэтому в романе можно найти добрые советы…
Годом окончательного утверждения в
Италии романтического исторического романа является 1827-й, когда были
напечатаны произведения Дж. Баццони, В. Ланчетти, К. Варезе, А. Мандзони на
сюжеты из национальной истории. Особенно популярным оказался роман Ф. Гверрацци
«Битва при Беневенто» с явным влиянием Вальтера Скотта (его Италия узнала и полюбила с 1822 года, за то, что он угадал
дух своего времени и удовлетворил при этом литературные потребности эпохи). В
Италии романы Скотта попали на благодатную почву, благодаря деятельности
местных литераторов, защищавших исторический роман.
|