Воскресенье, 19.05.2024, 04:49

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Культура Италии 19 века: эпоха Рисорджименто (введение)

                    КУЛЬТУРА    ИТАЛИИ  ЭПОХИ   РИСОРДЖИМЕНТО

                 

               Ис­то­ри­ко-куль­тур­ный пе­ри­од 1789-1870 обы­ч­но име­ну­ют в Ита­лии Ри­сор­д­жи­мен­то – «обновлением», по­ни­ма­е­мым как на­ци­о­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ное дви­же­ние ра­ди объ­е­ди­не­ния стра­ны (1870). Главной идеей было освобождение страны от австрийцев и преодоление раздробленности её.

             Пер­вый пе­ри­од свя­зан с На­по­ле­о­ном и Ре­с­тав­ра­ци­ей Бур­бо­нов, вто­рой, на­чи­ная с 1830-х го­дов – с ме­ст­ны­ми ре­во­лю­ци­я­ми в круп­ных италь­ян­ских го­ро­дах и рас­цве­том де­мо­кра­ти­че­с­ких воз­зре­ний и тре­тий – про­цесс со­з­да­ния еди­ной и не­за­ви­си­мой Ита­лии (с 1848 го­да по 1870 г.).

       В кон­це 18 ве­ка Ита­лия бы­ла стра­ной, раз­дроб­лен­ной на ряд кня­жеств под про­те­к­то­ра­том ав­ст­рий­цев и фран­цу­зов. Не­за­ви­си­мым из 9 го­су­дарств бы­ла лишь Сар­ди­ния (ко­ро­лев­ст­во Пье­монт, воз­гла­в­ля­е­мое Ви­к­то­ром Эм­ма­ну­и­лом Пер­вым). Бур­бо­ны вла­де­ли аг­рар­ным югом, ав­ст­рий­цы – бо­лее про­грес­сив­ным про­мыш­лен­ным се­ве­ром, но Центр и Пап­ская об­ласть пра­к­ти­че­с­ки под­чи­ня­лась Ав­ст­рии то­же, фор­маль­но счи­та­ясь не­за­ви­си­мы­ми. Имен­но там был же­с­ток по­ли­цей­ский ре­жим. Фран­цу­зы вы­во­зи­ли куль­тур­ные цен­но­сти и со­би­ра­ли на­ло­ги, уп­разд­ня­ли мо­на­сты­ри и со­слов­ные при­ви­ле­гии, ав­ст­рий­цы спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на цен­зу­ре.       

 

      В 1796 го­ду по­с­ле по­бе­ды над ав­ст­рий­ца­ми На­по­ле­он во­шел в Ита­лию на пра­вах ос­во­бо­ди­те­ля и со­з­дал Ци­заль­пий­скую ре­с­пуб­ли­ку со сто­ли­цей  в Ми­ла­не. Но в 1805 го­ду италь­ян­цы уви­де­ли в нем узур­па­то­ра, ко­то­рый объ­я­вил се­бя ко­ро­лем этой стра­ны и ус­т­ро­ил в со­бо­ре ко­ро­на­цию. Стра­на пре­вра­ти­лась во фран­цуз­скую про­вин­цию, что на­пом­ни­ло си­ту­а­цию эпо­хи Ре­нес­сан­са. Зе­м­ле­вла­дель­цы и дво­рян­ст­во не воз­ра­жа­ли, но про­мыш­лен­ни­ки, тор­гов­цы, го­ро­жа­не и кре­сть­я­не вско­ре по­не­с­ли ог­ром­ный ущерб от Фран­ции и Ан­г­лии. По­с­ле па­де­ния На­по­ле­о­на в 1814 го­ду про­те­к­то­рат вновь ста­ли осу­ще­ст­в­лять ав­ст­рий­цы, сде­лав­шие Лом­бард­ско-Ве­не­ци­ан­ское ко­ро­лев­ст­во ча­стью им­пе­рии Габ­с­бур­гов. В оче­ред­ной раз без ве­до­ма италь­ян­цев пе­ре­кра­и­ва­лась  кар­та стра­ны. Вен­ский кон­гресс, где со­бра­лись по­бе­ди­те­ли На­по­ле­о­на, в 1815 го­ду не толь­ко по­ра­зил Ев­ро­пу вен­ским валь­сом, но и ще­д­рым по­дар­ком Ав­ст­рии, по­лу­чив­шей пол­стра­ны: Ве­не­цию, Лом­бар­дию, Лук­ку и То­с­ка­ну, Мо­де­ну и Пар­му, Пап­скую  об­ласть с Ри­мом и Сар­ди­нию с Си­ци­ли­ей. На­ча­лась 30-лет­няя борь­ба  за  ос­во­бо­ж­де­ние с ав­ст­рий­ским пра­ви­тель­ст­вом, уни­жав­шем на­ци­о­наль­ное до­с­то­ин­ст­во жи­те­лей по­ко­рен­ной стра­ны. Ос­во­бо­ди­тель­ную мис­сию воз­гла­ви­ли чле­ны тай­ной ор­га­ни­за­ции  - кар­бо­на­рии, ус­т­ра­и­вав­шие по­ли­ти­че­с­кие за­го­во­ры и не брез­го­вав­шие ин­ди­ви­ду­аль­ным тер­ро­ром. По­ли­ти­че­с­кая про­грам­ма кар­бо­на­ри­ев со­дер­жа­ла тре­бо­ва­ние объ­е­ди­не­ния Ита­лии.  По­ли­ти­ка во все вре­ме­на бы­ла пла­мен­ной стра­стью италь­ян­ско­го на­ро­да.

            По­с­ле ре­во­лю­ции 1831 го­да кар­бо­нар­ский пе­ри­од закончился, и дви­же­ние  раз­де­ли­лось на де­мо­кра­ти­че­с­кое и ли­бе­раль­ное на­пра­в­ле­ния. В раз­ви­тии об­ще­на­ци­о­наль­но­го де­мо­кра­ти­че­с­ко­го дви­же­ния вы­да­ю­щу­ю­ся роль сы­г­рал Джу­зеп­пе Мад­зи­ни (1805-1872) – со­з­да­тель тай­ной ор­га­ни­за­ции «Мо­ло­дая Ита­лия» (1831). Он осу­ж­дал за­го­вор­щи­ков-кар­бо­на­ри­ев и по­ла­гал, что дви­же­ние дол­ж­но быть об­ще­на­род­ным. С дру­гой сто­ро­ны, ли­бе­ра­лов пред­ста­в­ля­ли мо­нар­хи­сты во гла­ве с пре­мьер-ми­ни­ст­ром Ка­мил­ло-Бен­зо Ка­ву­ром. Бла­го­да­ря ему ко­роль ввел кон­сти­ту­цию. Иде­о­ло­гом ли­бе­ра­лов был фи­ло­соф пер­вой по­ло­ви­ны 19 ве­ка Вин­чен­цо Джо­бер­ти, ав­тор тру­да «О нрав­ст­вен­ном и гра­ж­дан­ском пер­вен­ст­ве италь­ян­цев» (1843). Он вос­пи­ты­вал в со­оте­че­ст­вен­ни­ках па­т­ри­о­тизм и на­ци­о­наль­ную гор­дость, на­ста­и­вал на ва­ж­но­сти со­хра­не­ния ду­хов­но­го на­сле­дия на­ро­да и ос­но­вой раз­ви­тия счи­тал древ­нюю куль­ту­ру и ка­то­ли­че­ст­во. Тем не ме­нее, де­мо­кра­ты и ли­бе­ра­лы бы­ли еди­ны в ко­не­ч­ной це­ли – из­г­нать из стра­ны ок­ку­пан­тов. Ос­во­бо­ди­тель­ное дви­же­ние  ожи­ви­лось бла­го­да­ря Джу­зеп­пе Га­ри­баль­ди (1807 – 1882). Он ру­ко­во­дил па­т­ри­о­та­ми всей стра­ны, со­з­дав сеть об­ществ. Опыт борь­бы кар­бо­на­ри­ев по­сти­га­ли и их рус­ские дру­зья – ли­бе­ра­лы и де­ка­б­ри­сты. Не­уди­ви­тель­но, что в 1824 го­ду Гри­бо­е­дов вло­жил в ус­та Фа­му­со­ва яз­ви­тель­ную ха­ра­к­те­ри­сти­ку Чац­ко­го о кар­бо­на­рии, же­лав­шем «воль­ность про­по­ве­дать».

                   Их ин­те­ре­сы в Ми­ла­не пред­ста­в­лял ли­те­ра­тор и му­зы­кант Пье­т­ро Ма­рон­чел­ли, во Фло­рен­ции – Джу­зеп­пе Мад­зи­ни, а в Ри­ме – Джу­зеп­пе Га­ри­баль­ди. Ри­сор­д­жи­мен­то как на­ци­о­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ное дви­же­ние, по­ста­ви­ло пе­ред на­ци­о­наль­ной куль­ту­рой ряд про­б­лем, ибо имен­но куль­ту­ра объ­е­ди­ня­ла на­ро­ды Ита­лии – ли­те­ра­тур­ный язык и ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во, му­зы­ка, ис­кус­ст­во, те­атр и на­у­ки фор­ми­ро­ва­ли фи­ло­соф­ские и нрав­ст­вен­ные иде­а­лы и на­ци­о­наль­ное са­мо­со­з­на­ние.

          Эс­те­ти­ка на­ци­о­наль­но­го ро­ман­тиз­ма фор­ми­ро­ва­лась в ус­ло­ви­ях на­пря­жен­ной иде­о­ло­ги­че­с­кой борь­бы. Внеш­не это вы­гля­де­ло как по­ле­ми­ка ме­ж­ду при­вер­жен­ца­ми клас­си­циз­ма и ро­ман­тиз­ма о прин­ци­пах об­но­в­ле­ния в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве, но за­тем ро­ман­ти­ки прив­не­с­ли по­ли­ти­че­с­кие ве­я­ния в свое дви­же­ние, от­че­го мно­гие ста­ли раз­де­лять идеи кар­бо­на­ри­ев.  Пред­ста­ви­те­ли ли­те­ра­тур­но­го ро­ман­тиз­ма объ­е­ди­ни­лись во­к­руг жур­на­ла Кон­чиль­я­то­ре (При­ми­ри­тель) с це­лью ос­во­бо­ж­де­ния от ус­та­рев­ших норм клас­си­циз­ма с ве­ч­ны­ми ми­фо­ло­ги­че­с­ки­ми сю­же­та­ми и иде­аль­ны­ми ге­ро­я­ми. На сме­ну клас­си­циз­му при­шел де­мо­кра­ти­че­с­кий ро­ман­тизм. Жур­нал пе­ча­тал ис­то­ри­че­с­кие ро­ма­ны на ма­те­ри­а­ле из про­шло­го и ро­ман­ти­че­с­кие тра­ге­дии.    Ранний романтизм 1816-1830-х годов отзывается в литературе романтическими трагедиями, историческими поэмами и романами. Романтики вырабатывают свою эстетику в манифестах, издаваемых в  «Кончильяторе». На последующие 20 лет романтики расходятся, образуя два крыла – радикальное и либеральное, так как начинают увлекаться политикой. Патриотический пафос проникает во все слои культуры, искусство становится глубоко национальным, стремясь к тому, чтобы люди не были равнодушными к судьбе своей страны. В 1850-1870-х годах формируется реализм, а романтизм отходит на второй план.

 

            Сре­ди ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков и иде­о­ло­гов ро­ман­тиз­ма ва­ж­ное ме­с­то за­ни­ма­ли по­эт Уго Фо­с­ко­ло (1778-1827), при­зы­вав­ший об­ра­щать­ся в про­шлое за при­ме­ра­ми па­т­ри­о­тиз­ма, ре­да­к­тор жур­на­ла – дра­ма­ти­че­с­кий по­эт и иде­о­лог те­а­т­ра Силь­вио Пел­ли­ко (1789-1854) и кри­тик Ло­до­ви­ко ди Бре­ме, при­звав­ший от­ре­шить­ся от про­шло­го и ре­ши­тель­но об­но­в­лять куль­ту­ру.

        Последним поэтом-классицистом Италии называют нередко Винченцо Монти (1754-1828) – он был и папским поэтом, апологетом Наполеона (поэма «Маскерониана» и «Бард черного леса» в духе Оссиана), придворным хронистом при австрийцах, но своему идеалу он оставался верен всегда – свободная Италия. Об этом говорится в его  оде 1800 года «На освобождение Италии» и в трагедии «Кай Гракх» (1804). Идеал римской гражданственности соответствовало патриотическим устремлениям представителей раннего Рисорджименто. Первыми же романтическими поэтами могут быть названы Габриэле Россетти (1783-1854) и Джованни Бершет (1783-1851).   Оба участвовали в движении карбонариев и стали эмигрантами с горькой судьбой. Неаполитанец Россетти, создавший в изгнании свой лучший труд – комментарии к «Божественной комедии» Данте в 1826году, затем уехал в Лондон, где остался навсегда, а его дети стали англичанами по мировоззрению (Христина и Данте известны как поэты, а Данте основал художественную школу и направление, известное как  прерафаэлитизм).

           Про­грамм­ным до­ку­мен­том италь­ян­ско­го ро­ман­тиз­ма ста­ло пре­ди­сло­вие Джо­ван­ни Бер­шета  к пе­ре­во­ду им бал­лад не­мец­ко­го по­э­та Бюр­ге­ра «О ди­ком охот­ни­ке» и «Ле­но­ра» - «По­лу­серь­ёз­ное пись­мо Зла­то­ус­та сво­ему сы­ну» (1816). Он по­ла­га­ет, что раз­де­ле­ние по­э­тов на клас­си­ци­стов и ро­ман­ти­ков про­изош­ло по­с­ле при­об­ще­ния ев­ро­пей­цев к куль­ту­ре ан­ти­ч­но­сти. Од­ни по­шли по пу­ти под­ра­жа­ния, дру­гие об­ра­ти­лись к изо­б­ра­же­нию жиз­ни, а от­сю­да – «по­э­зия мер­т­вых» и «по­э­зия жи­вых». От­да­вая дол­ж­ное не­мец­ким ро­ман­ти­кам, вос­пе­вав­шим сре­д­не­ве­ко­вье, Бер­шет за­ме­ча­ет, что у италь­ян­цев свои тра­ди­ции и свой путь. Мно­гие ро­ман­ти­че­с­кие кри­ти­ки вос­пе­ва­ли в это вре­мя бай­ро­нов­ско­го «Гя­у­ра» за уме­ние Бай­ро­на по­э­ти­че­с­ки по­стиг­нуть ми­ра при вза­и­мо­дей­ст­вии чувств, во­о­б­ра­же­ния и ра­зу­ма. По­э­ту-ро­ман­ти­ку это по­з­во­ля­ло об­на­ру­жить гар­мо­нию при­ро­ды и её про­яв­ле­ния в един­ст­ве. На­ци­о­наль­ная ис­то­рия, ро­ман­ти­че­с­кая при­под­ня­тость ге­ро­ев, ко­то­рые мог­ли бы стать иде­а­лом вре­ме­ни и жанр тра­ге­дии за­щи­щал Силь­вио Пел­ли­ко, автор книги «Мои темницы». В 1818 году в Италии с успехом ставилась его трагедия «Франческа да Римини». Байрон перевел её на английский, а Пеллико перевел на итальянский его «Манфреда».  По­э­то­му с кон­ца 1810-х го­дов те­атр всё ча­ще ста­вил Шек­спи­ра.

        Бершет эмигрировал во Францию, Бельгию и Англию, но смог вернуться на родину в революционном 1848 году. Темой его поэзии стала фигура  изгнанника. В исполненной политического пафоса  поэме «Беглецы из Парги» он рисует образ грека, покинувшего родину, оккупированную турками (1821). В цикле 1824 года «Романсы» тема любви к родине трактуется в лирическом ключе, а в «Фантастических снах» (1829) итальянцу в изгнании снится сон: средневековая битва при Леньяно и пророчество о будущем.

              Национальные традиции в немецкой поэзии привлекают внимание Бершета, полагавшего, что «классическая поэзия – поэзия мертвых, поэзия романтическая – поэзия живых». Это его определение, ставшее знаменитым, вполне согласуется с точкой зрения сотрудника «Кончильяторе» - Эрмеса Висконти. Он  утверждал, что классицизм – уже пройденный этап, а романтизм – веление времени, ибо только так писатели могут говорить о волнующих их проблемах. Мифологию, как материал классицистов, они отвергают, а потому должны брать историю материалом своих исследований: «введение в исторические темы идей и мнений современности приводит к созданию романтических произведений…Эстетические задачи всех направлений искусства следует подчинять одной важнейшей цели – совершенствованию человечества, благу общества и отдельной личности». Висконти рассуждает об этом в статье «Начальные понятия о романтической поэзии» (1818). Он требует от художников активной гражданской позиции, при которой источником вдохновения должна быть действительность – народная жизнь как кладезь тем и сюжетов. Один из важных манифестов романтизма – трактат Висконти «Диалог о драматических единствах времени и места» (1819). Театр оставался в Италии наиболее эффективным средством гражданского воспитания, а потому в центре внимания романтиков всегда находился театр и теория драмы – она опередила Францию и Россию в своих новациях. Висконти полагает, что просветительский принцип ограничения во времени и месте мешает романтикам показать всю полноту замысла драматурга, изображение характеров и судеб, внутренний мир персонажей в развитии. Характер героя не должен зависеть от окружающей среды – таково мнение Висконти, ссылающегося на Шекспира.    Сильвио Пеллико, поэт, отстаивал идею национального театра: драматург должен затрагивать интересы нации, поднимая серьезные общественные вопросы, воспитывать гражданские чувства. Это возможно сделать в жанре трагедии из национальной истории. Герои ее должны возвышаться над обыкновенными людьми и быть романтически приподнятыми ради сильного воздействия. При этом автор не вправе вольно обходиться с историческими фактами. Именно театр Шекспира отвечал представлениям романтиков о  драме, её реформе.

               В стране имели хождение переводы французских и английских произведений, считавшихся романами: Свифт, Дефо, Ричардсон, Филдинг, позже Стерн и Голдсмит. Затем в моду вошел философский французский роман («Персидские письма» Монтескье, произведения Вольтера, «Новая Элоиза» Руссо, «Телемак» Фенелона). Он представлял собой аллегорию сатирической направленности, не только обличавший пороки, но и описывающий обычаи и нравы века. Популярностью в Италии и Франции пользовался многотомный труд аббата Ж. Бартелеми «Путешествие молодого Анахарсиса по Греции в середине 4 столетия до Рождества Христова» (1788). При несложном сюжете автор смог сообщить обширнейшие сведения о жизни древних греков. Этот прием лег в основу археологического романа. Для итальянцев это было животрепещущей проблему при том античном римском наследии, которое оставалось во все времена наглядным в Италии. Это было обращение к истокам своей культуры и параллели с освободительной борьбой и демонстрацией самосознания и принципов свободы народа. В духе 18 столетия написал свои произведения Алессандро Верри («Приключения Сафо, поэтессы Митиленской», 1780). В романе были приемы будущих романтиков: таинственность, меланхолия, луна, ирреальные силы, динамичное и напряженное повествование, тонкий психологизм, красочный пейзаж и немало особенностей жизненного уклада народа Эллады. В становлении романа эпохи Рисорджименто сыграло большую роль сочинение Вери «Римские ночи у гробницы Сципионов» (1792-1804). Автор ночью посещает гробницу, беседуя с тенями знаменитых деятелей древности о прошлом Древнего Рима. Оригинальность подачи научного материала в увлекательной художественной форме наряду с гражданским пафосом и проведением темы возмездия (Римская империя разрушила уклад жизни многих европейских народов, заставив их страдать, а непомерные территориальные притязания императоров привели к расколу и краху её могущества).

Италия – хранительница справедливости, в этом её миссия и источник величия и исторического предназначения. «Римские ночи» пользовались широчайшей популярностью не только в Италии, но и во Франции. В 1815 году Европа смогла прочесть  третий роман археологического жанра: «Жизнь Герострата» с изображением психологии героя, совершившего преступление против храма Артемиды и народов малой Азии. В Герострате многие узнали Наполеона, ибо преступление Герострата принесло, считает Вери, все же меньше страданий, нежели деяния полководца, родившегося в ночь поджога храма – Александра Македонского.

             Винченцо Куоко признавался в 1806 году, что свой роман «Платон в Италии» он написал в подражание Бартелеми, но и с тем, чтобы сформировать общественную мораль молодежи. Куоко изобразил древнюю Италию накануне утраты её независимости в 4 веке до н. э. Куоко избрал жанр «путешествия» и эпопеи, при этом преподнес его в эпистолярной форме (использовал монологи и диалоги, лирические дневники и письма персонажей) – получился исторический роман нового типа. Нестандартность формы, острополитическая направленность, богатство мыслей и красочность описаний сделали  это произведение примечательным памятником раннего Рисорджименто. В последние годы 18 столетия к романному жанру обратился и поэт Уго Фосколо, использовав форму романа в письмах для изображения современной политики глазами своего героя, принимавшего в ней активное участие («Последние письма Якопо Ортиса»). Фосколо оставил и первые рецензии о романе, который создан для тех, кто не относится ни к неграмотным, ни к образованным. Романист изображает обычаи и поступки людей там, где историк их не увидит, история анализирует умы немногих правителей, романист анализирует сердца множества повинующихся. История не может прибегнуть к вымыслу при необходимости, в отличие от романа. История – средство познания действительности и воспитания, ибо она оперирует подлинными фактами. Роман – порождение фантазии автора: факт или вымысел, что действеннее? В Милане в 1816 году появилась  брошюра-манифест П. Борсьери «Литературные приключения одного дня, или Советы порядочного человека». Классицисты спорили с романтиками по поводу романа: они считали его вредным из-за любовных страстей, а исторический роман к тому же колеблется между правдой и правдоподобием. Романтики доказывали, что у каждого века – свои обычаи. Роман борется с пороками, поэтому он сродни философии, нежели поэзии, поэтому в романе можно найти добрые советы…

          Годом окончательного утверждения в Италии романтического исторического романа является 1827-й, когда были напечатаны произведения Дж. Баццони, В. Ланчетти, К. Варезе, А. Мандзони на сюжеты из национальной истории. Особенно популярным оказался роман Ф. Гверрацци «Битва при Беневенто» с явным влиянием Вальтера Скотта (его Италия узнала  и полюбила с 1822 года, за то, что он угадал дух своего времени и удовлетворил при этом литературные потребности эпохи). В Италии романы Скотта попали на благодатную почву, благодаря деятельности местных литераторов, защищавших исторический роман.

        

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (27.02.2011)
Просмотров: 5917 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024