МОЦАРТ
И ГЁТЕ: ДВА РОДСТВЕННЫХ ДУХА. Манфред Остен, нем.писатель,
дипломат, советник по культуре в посольстве Германии в Японии.
Будучи режиссером Веймарского театра, Гёте ставил «Волшебную флейту»
почти 100 раз, а в 1795 году задумал написать к ней продолжение, желая воздать
должное родственному духу, каким считал Моцарта. В музыке Моцарта отразилась не
только эпоха рококо, но и взрывы драматизма, ярости и неистовства, откровенно
нарушающие эстетические каноны того времени. В 1778 году Моцарт вторично
приехал в Париж. На сценах столичных театров шли комические оперы и водевили,
своим критическим настроем возвещавшие о грядущих политических потрясениях.
Мельхиор Гримм (наставник и покровитель Моцарта в Париже) не делал секрета из
политических пристрастий. Некоторые любимые книги Моцарта были включены в
списки запрещенных изданий как революционные. За 10 лет до Великой французской
революции Моцарт сочинил 7 великих опер, воспев утопические надежды на
возникновение общества, в котором все люди будут равны. Мимоходом сделал это и
Гёте в своей «Ифигении в Тавриде» (1787), хотя и в несколько ироническом тоне.
Гетевская Ифигения и моцартовская Памина были персонажами, возвещавшими о
времени, когда человечество сбросит материальные и духовные оковы. Гете считал,
что полной свободы личность может достичь лишь с помощью «внешних и совершенно
неведомых сил» и если они вмешаются, это и будет милосердие. Памина и Ифигения
их призывают. Покровительство просвещенного деспотизма в союзе аристократии и
буржуа вскоре обернулось недолговечностью, став грезами – в этом Памина и
Ифигения были едины.
Гений Моцарта постоянно колебался между двумя полюсами: представлением
людей времен королевского режима о прощении как милосердии сверху и верой в
независимость личности. Для Моцарта идея прощения – главный мотив в
операх-сериа («серьезных» придворных), в то время как свобода –
основополагающий принцип новаторских музыкальных драм 1781-1791 годов, когда он
порвал с традициями.
Моцарт прославлял милосердного к заговорщикам монарха – короля Богемии
Леопольда Второго в то самое время, когда летом 1791 года народ Франции
арестовал пытавшуюся скрыться бегством королевскую чету. Но уже в «Дон Жуане»
он отчетливо предвидел скорую замену философии Просвещения идеологией,
проклиная беспредельную свободу в лице Дон Жуана (свобода соблазнителя
приносится в жертву буржуазной морали).
В «Волшебной флейте» легко различить черты масонского общества,
почитающего добродетель единственной ценностью человечества. В «Свадьбе Фигаро»
господин, неспособный к прощению, милостиво принимается в общество, свободное
от тоталитаризма: сбывается мечта о слиянии разума и природы, об обретении человечеством
счастья. Неудивительно, что Гете увидел в Моцарте творца «оперной красоты»
«бесовского вида» - чтобы мучить и обманывать людей. Но и о Гете Ницше писал не
лучше в 1886 году: «Его жизнь не имела никакой связи с жизнью нации: он жил и
поныне живет лишь для немногих…В истории немецкого народа Гете – интерлюдия без
продолжения».
Сделав в своей жизни выбор в пользу свободы самовыражения, Моцарт
оказался в одиночестве. В детстве его с сестрой обожали музыканты, изучали
философы, наперебой приглашали к себе короли и принцессы, и сама их жизнь
казалась проявлением божественной благодати, что соответствовало идее
чудесного, распространенной в то время. Публика восхищалась вундеркиндом, позднее
от него отшатнувшись, не понимая стиля, изменений, отхода от тогдашних
музыкальных норм. Враждебно встречались его оперы и камерная музыка, в отличие
от Гайдна – мастера примирять музыкальные стили, сделать новый музыкальный жанр
приятным слуху любителей и знатоков музыки. Но Гайдн, услышав в 1785 году посвященный
ему Моцартом самый смелый его квартет До мажор, написал Леопольду Моцарту: «Я
говорю Вам перед лицом Бога, что Ваш сын – величайший композитор, среди
известных мне лично или по имени. У него есть вкус и, что ещё важнее, умение
сочинять музыку». Но между искусством гения и ожиданиями публики в то время
лежала пропасть, да и Гете она тоже поджидала. Причина заключается в попытке
заглянуть за границы своего времени. Несмотря на полностью завершенную вторую
часть «Фауста», Гете принял решение не публиковать её – главное произведение
всей своей жизни. Что же касается Моцарта, то его издатель и друг, композитор
Антон Гофмайстер, отдавая тому гонорар за квартеты, неохотно раскупаемые,
просил о расторжении договора на 4 остальных вещи или сочинять их, но в
обыкновенном стиле («иначе я не смогу платить тебе и издавать твои
произведения»).
Гете ненамного пережил Моцарта.
Испытывавший одиночество в своей эпохе Реставрации, окруженный либералами и
поборниками германского духа, застрявший на полпути от века старого к веку
новому, Гете назначил Моцарта на роль свидетеля собственной несвоевременности,
доверив ему в 1829 году (!) написать музыку к «Фаусту». Одному Моцарту было под
силу сочинить музыку, иллюстрирующую фаустианские «невероятные заблуждения» - древнюю и
современную историю любви и страсти, войны и пресыщения земными благами,
историю, в которой человек проходит путь от иллюзий к разочарованиям и в
конечном счете к мысли о милосердии и искуплении. В 1827 году Гете проводит
параллель между Фаустом и Дон Жуаном, путешествующим в ад: «Меня спрашивают,
какую же мысль я хотел воплотить в своем «Фаусте», как будто я могу знать и
объяснить! Из рая в ад через мир, пожалуй, вот так…» Фауст и Дон Жуан, чьи пути лежат в ад – два родственных духа.
Моцарт и Гете, нашедшие свое время в вечности – тоже: оба они распахнули дверь
новой эре (Гете не сомневался, что Моцарт бы справился с написанием музыки к
«Фаусту» - она должна быть похожей на «Дон-Жуановскую» и противоположную
аполлонически светлому началу, осветившему век, который Вагнер считал
пронизанным «моцартовским духом любви и света»).
|