МИЦКЕВИЧ
И ШОПЕН: БАЛЛАДЫ О ПОЛЬШЕ
После
Венского Конгресса 1815 года, где собрались победители Наполеона, была основательно
перекроена карта Европы. Речь Посполитая, как именовалось Польское
королевство, поддержавшее Наполеона, разделилась на три части
между Россией, Пруссией и Австрией.
Для своей части Александр Первый обещал конституционные свободы,
но полякам приходилось отстаивать наряду с этим и единство страны.
При всех ограничениях гласности это представлялось делом сложным,
поэтому они развернули активную
просветительскую деятельность. Целью польских просветителей
было запечатление страниц прошлого и настоящего, особенно выдающихся
достижений отечественной культуры, ставшей залогом национального
возрождения. Ещё в 1800 году в Варшаве было основано «общество
друзей науки», по инициативе которого собирались, записывались
и издавались соратником Костюшки – поэтом Юлианом Немцевичем «Исторические
песни» (1816). Они рисовали картину былого величия Польши, подвиги
воинов и деяния королей. Кароль Курпиньский и Мария Шимановска сочиняли
на эти тексты думы-баллады (для голоса с фортепиано). Прочтя в 7-летнем
возрасте «Песни» юный Франтишек (Фредерик) Шопен импровизировал свои
думы. При этом немало увлекала его и «Божественная комедия» Данте –
читать её для семьи Шопенов приходил сослуживец отца по лицею – профессор
итальянской литературы Себастьяно Чьямпи. Многое от него Шопен узнал
о флорентийском изгнаннике, как бы предчувствуя собственную
судьбу. Окружающие догадывались о симпатиях Шопена к Данте и при
встрече с поляком дантовские черты в духовном облике подметил Эжен Делакруа
– таким он и написал Шопена в момент кончины.
Будучи в
Вене в 1829 году, Шопен слушал рассказы очевидцев о похоронах Йозефа
Гайдна и Антонио Сальери, об обстрелах города Наполеоном в 1809 году,
в тот момент, когда тело Гайдна предавали земле, о встречах с Моцартом
и Бетховеном. В Дрездене Шопен в
1830 году посетил Галерею, написав родным: «когда я смотрю на некоторые
картины, то кажется, что слышу музыку». У него возникали творческие
импульсы при знакомстве с произведениями искусства. Под впечатлением
от постановки шекспировского «Гамлета» в Париже в 1833 году был сочинен
ноктюрн № 3 из опуса 15 (соль минор). Будучи в Париже, Шопен постоянно
ходил в Лувр. О пристрастиях Шопена хорошо знал Лист: поляку нравились
«Улисс» Фидия и «Мыслитель» Микельанджело, «Таинство» Пуссена и «Ладья
Данте» Делакруа. Он слушал музыку Берлиоза, читал Софокла и Гомера,
Расина и Гете, Шекспира и Фирдоуси. Так что Жорж Санд несколько лукавила,
говоря о Шопене: «он музыкант, только музыкант, он ничего не может
понять ни в живописи, ни в скульптуре».
Весть о подавлении ноябрьского
восстания 1830 года застала Шопена в Вене. Он говорил, что если бы
мог, то разбудил бы все звуки, которые только внушила ему слепое, бешеное
и неистовое чувство, чтобы хоть отчасти угадать те песни, которое
пело войско Яна и рассеянные отзвуки которых до сих пор ещё где-то блуждают по берегам Дуная (Ян Собеский – король-полководец конца 17
века, разгромивший под Веной турков и спасший Польшу от порабощения).
Шопен решает стать добровольным изгнанником и разделить эту участь
с восставшими патриотами, высланными властями за границу. Шопен
успел покинуть Варшаву ещё до восстания, по официальному разрешению
властей. На подавление восстания композиторы откликнулись уже не
думами - горестными плачами, а трагическими балладами. Этот
жанр стал популярным в литературе во 2-й половине 18 века, когда
англичанин Перси опубликовал сборник старинных английских баллад
из рукописей 17 века. Сборник назывался «Реликвии» - из него черпали
сюжеты Гердер и В. Скотт. Шуберт писал
музыку к этим произведениям, создав жанр музыкальной баллады.
Его особенностью стало подчинение формы и тематизма драматургии
сюжета. Баллады были насыщены драматическими эпизодами и тяготели
к неожиданной роковой развязке в финале (так, в «Лесном царе» Шуберта
есть заключительные строки: «в руках его младенец был уж мертв»). Правда
и быт в балладах сливались с мечтой
и видениями. Создателем жанра инструментальной баллады признан польский
композитор Ф. Шопен. Позже в этом
жанре писали Лист, Брамс, Григ и другие композиторы, но шопеновские творения
остались непревзойдённым образцом. Выступают особые темы повествовательного
склада, где речевая интонационность передаёт неспешное и задумчивое течение
рассказа. Повествовательные темы, неоднократно возвращаясь или замыкая композицию,
создают психологическую установку; под воздействием которой последующие события
воспринимаются сквозь даль времён. Повествование не бесстрастно, оно волнует
рассказчика. Баллады Шопена написаны для фортепиано - его любимого инструмента.
Шопен-пианист пользовался ошеломляющим успехом. Виртуозно-техническая сторона
его игры была безупречна, но при этом в исполнительстве не было ничего,
рассчитанного на внешний эффект. В своё время избалованный Париж, который
трудно было чем-либо удивить, склонился перед очарованием славянских мелодий,
редкой красотой звука и несравненной поэзией этой музыки. В своих балладах
Шопен свободно и органично объединяет черты различных форм и жанров,
характерных для них особенностей. Такой подход характерен для т. н.
"поэмных" жанров романтической музыки: рапсодии, баллады, фантазии,
симфонической поэмы. На неё повлияла даже драматургия столь сложной форма, как соната.
Все они получили особенно широкое распространение в 19 веке - в эпоху
романтизма. В польской литературе 19 века баллада акцентировала
внимание не столько на фантастике, сколько на идеях патриотизма и славном
прошлом страны. В сфере революционного романтизма творил Адам Мицкевич.
Его настроения были особенно близки и понятны Шопену. Будучи прекрасным
пианистом, он создавал не столько вокальные баллады, как Шуберт, а инструментальные
– для фортепиано. Хотя при этом сохранялся синтез литературы и музыки.
Часто указывается на связь
баллад Шопена с балладами Мицкевича. Действительно, в них очень много общего:
идейные мотивы, характер образности, национальный колорит. При всём том
рассматривать шопеновские баллады как прямое отражение поэзии его великого
соотечественника и современника - значит снижать оригинальность замысла и обобщающую
силу этих гениальнейших произведений. Драматическое развитие, выявляющее своего
рода "сюжет" каждой баллады, настолько рельефно, что не требует
никакой литературной программы. Внутреннее содержание баллад, их художественные
образы имеют всё те же, общие для всего творчества Шопена, истоки: думы о
родной стране и её героях, об её историческом прошлом и трагической участи в
настоящем, о том, что сулит ей будущее.
Баллада
g-moll (соль минор) написана в первые годы жизни в Париже. Она полна
вдохновенных образов и раскрывает практически все основные черты стиля Шопена.
Вступление в балладе похоже на краткий пролог, сжато передающий
центральную мысль произведения. Подобно обращению автора или рассказчика,
вступление вводит в круг больших и серьёзных событий. Подёрнутая дымкой
элегичности, плавно и неторопливо на большом протяжении развёртывается главная
тема, как воспоминание о чём-то давно минувшем. Дальнейшее развитие, но всякое
волнение затухает перед наступлением побочной
темы. Тема побочной - одна из поэтичнейших тем Шопена. Душевное тепло и лирическая
нежность выражены с присущим Шопену изяществом и благородством в прекрасной по
своим очертаниям мелодии. Поэзия этой темы словно окутывает. Далее происходит сильнейшее драматическое
нагнетание, знакомые темы предстают в ином свете. В непрерывном процессе
музыкального развития раскрывается поэтический замысел баллады: в строгой
последовательности развёртывается длинная цепь повествования, берущего начало в
светлых лирических образах - как воспоминание о прекрасном прошлом - и
завершающегося трагической катастрофой в настоящем. Балладу завершает
трагический эпилог. Звучащий в ней отрезок первой темы резко противоположен
своему же первообразу. Речевые интонации
музыки шопеновских баллад указывают на несомненные связи с поэтическим
началом. Шопен рассматривал музыку
как живой язык инстинктов человека, безграничного в своих выразительных
возможностях, но при этом сдерживаемого упорядоченностью разума
и волей. Он уподоблял музыку живой естественной речи, особо при
этом подчеркивая, что как одно слово не делает языка, так и один абстрактный
звук не делает музыки. Эффект смены событий достигается необыкновенно
резким противопоставлением контрастирующих (даже темпово) эпизодов,
а впечатление драматической развязки рождает сокращенная реприза
с бурной драматической кодой. Подобно тому, как каждой Балладе
присущ свой собственный образный строй, так в каждой есть и своя форма,
берущая начало в сонатности с её тональными соотношениями, ясными
контурами разделов, конфликтным типом сюжета, выражающимся в наличии
двух противопоставленных друг другу тем. Сочетая элементы сонатности
и вариационности с рондальными возвращениями ярких интонаций «запева»,
Шопен создал свободную композицию Баллады, предвосхитив будущие
находки Листа в области жанра симфонических поэм.
Сочинив первые два баллады, Шопен
встретился в 1832 году с приехавшим в Париж Адамом Мицкевичем, и они
часто беседовали вместе с Робертом Шуманом и Ференцем Листом. Шопен импровизировал и однажды он признался
Мицкевичу в том, что баллады написал под влиянием его поэм. Неудивительно,
что исследователи ищут в первой балладе (опус 23) связи с сюжетом «Конрада
Валленрода», а во второй (опус 38 фа мажор) – отзвуки «Свитезянки» и
«Свитезя». Третью балладу (опус 47) уже соотносят с «Лорелеей» Гейне,
но в ней есть и отзвуки «Свитезянки» Мицкевича. При этом Шопен совершенно не выносил
прямых литературно-сюжетных ассоциаций. Поэтому предположения
ученых основываются лишь на догадках и анализе драматургических
особенностей поэмы и баллады. Шопен воссоздал характерные черты
литературных баллад в своей музыке – взволнованный тон повествования,
эпическую повествовательность, переплетение реальности с фантастикой,
множество контрастных эпизодов, драматическую развязку и свободную
композицию, возникшую на основе модифицированной классицистской
сонаты. Ещё до шопеновских баллад в польской музыке стало традицией открывать произведение
лирико-эпическим запевом (Липиньский, Шимановска) и Шопен стал писать
в таком же духе, причем не только баллады, но и прелюдии (№№ 15, 16, 18
и 22).
Вопрос о том, можно ли считать Вторую
балладу Шопена программным произведением и какое именно сочинение
Мицкевича легло в её основу, до сих пор не решен однозначно. Начало
баллады по характеру близко «запеву» поэмы Мицкевича «Свитезянка».
Существует поверье, что на берегах Свитезя временами появляются
ундины-свитезянки…Баллада начинается рассказом о прогулке прекрасного
юноши с девушкой при свете луны по берегу озера, близ синих вод Свитезя.
Эта романтическая идиллия Мицкевича постепенно окрашивается в зловещие
тона, когда речь заходит о загадочной спутнице юноши – он пытается
выспросить её тайну, клянется её в верности. Время от времени начинает
шуметь ветер в лесу, бурлить вода и в волнах вдруг возникает красавица,
заставившая юношу сразу забыть обо всех клятвах и устремиться ей навстречу
со словами любви. Приблизившись, он внезапно узнает в ней ту, с которой
лишь недавно гулял здесь. Взметнувшиеся волны увлекают юношу в объятья
Свитезянки и на берегу остаются блуждать их тени. В удивительной
картинностью Шопен раскрывает в музыке Второй баллады эту программу.
Первая же тема напоминает и эпический зачин, и лирически-интимное
признание в любви. Вторая тема с порывисто вздымающимися волнами
в басовом регистре, рисует картину бури на озере. С первой темой вновь
возобновляется повествование,
несколько раз прерываемое
всплесками волн и заключительная часть, рисующая сцену гибели героя,
чрезвычайно звукописна.
Герой Второй баллады Шопена искал свой
«голубой цветок» не в далеких странах, как Генрих фон Офтердинген, а
на берегу родного озера. Но в глубинах его он обрел смерть – и так закончились
поиски его идеала. В последних тактах пьесы появится реминисценция-напоминание
первой темы. Как раз над последними аккордами композитор много размышлял – искал более точные
средства выразительность, переписывал текст. Он нашел удачную первую
тему, звучащую в духе «запева» - неторопливого и таинственного
одновременно. Её интонации очень рельефны и не раз проскальзывают в
общей музыкальной ткани пьесы – она родственна запеву. Вторая тема
(разбушевавшейся стихии) связана с патетическим образом смятения
чувств. Это типичная для романтического искусства и литературы
перекличка образов природы и внутреннего состояния человека. Баллады
Шопена насыщены тематическими эпизодами предельно контрастного
характера, о котором не могли даже помыслить венские классики –
Гайдн, Моцарт и Бетховен в своих сонатах и симфониях. Эти контрастные
эпизоды как бы лежат на разных образных
планах, вызывая ассоциации с противопоставлением реального и
мистического, земного и небесного. Шопен в развязке умел примирить
оба начала, как он сделал это в репризе Третьей баллады (начало 1840-х
годов).
Третью
балладу тоже открывает мелодия лиро-эпического склада, подобная
запеву «думы» сказителем. Эпилог драмы, разворачивающейся в Третьей
балладе, рисует картину разверзающейся пучины Свитезя и одновременно
– шум волн Рейна. Тревожна по ритмике вторая тема. Знаменитый английский
график Обри Бёрдслей на рисунке «Третья баллада Шопена» изобразил
всадницу в лесу, сопроводив строчкой с нотной записью второй мелодии
баллады. Сам Бердслей был неплохим пианистом и нередко исполнял
произведения Шопена.
Все четыре
Баллады Шопена ознаменовали новую ступень в развитии и пианистической
техники, а в последней Балладе проявляется и чувственная прелесть
импрессионистической звукописи.
|