МОЦАРТ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
Моцарт неотделим от эпохи Просвещения – её лучшие черты воплотились в
нем. Он шел впереди своего времени как с точки зрения музыки, так и с точки
зрения идей. В становлении этого венского гения исключительную роль сыграла
семья и частые переезды из города в город – так будущий композитор освоил все европейские
формы музыки, опыт поколений, передовые интеллектуальные течения своей эпохи.
Впоследствии он отстаивал идеи всеобщего гуманизма именно из-за широты своего
кругозора, он жаждал искоренения несправедливости и нетерпимости, борясь с ними
своим творчеством. Гений – это дитя своей эпохи и её идей, вскормленный своей
страной личность, наделенная при этом вселенским мироощущением. Гений – это
тот, чьё творчество находит отклик в других
эпохах и культурах, в умах и сердцах людей с разных концов света, это
тот, кто смог подняться над многообразием интересов, обычаев, языков и
затронуть струны общей человечности. Современники гения заставляют его дорого
платить за свою уникальность. Фигура Моцарта, чей блистательный ум и талант
признаны сегодня повсеместно, долгое время игнорировалась современниками, да и
венская публика охладела к нему и его творчеству ещё при его жизни и
потребовалось почти 200 лет, чтобы музыка и личность этого великого музыканта
получили истинное признание.
Мозаичная по многочисленности княжеств Европа в эпоху Моцарта нуждалась
в воспитании духа терпимости и плюрализма. Путь к этому был найден в
перестройке системы образования и в просветительстве. Объединяющее начало было
найдено в философии. Впервые идеи Просвещения прозвучали в 1750 году –
итальянский историк и философ Джамбаттиста Вико в своем труде «Основания новой
науки об общей природе наций» (1725-1744) выдвинул мысль о трех этапах развития
человечества – божественном, героическом и гуманном (человеческом). Во Франции
Монтескьё публикует в 1748 году труд «О духе законов», а Вольтер рассуждает о
пути к зрелости сознания в «Опыте о нравах и духе народов» (1756). В 1750-1772
годах начинается издание «Энциклопедии» в виде 17-ти томов с 60 000
статей, 11-ю томами иллюстраций, с участием 150 авторов, в числе которых Дидро,
Руссо, Вольтер и д*Аламбер. Главная мысль Энциклопедии: знание есть ключ к
власти, синтез знаний – орудие просвещенного мнения, главенство разума во всем,
необходимость подлинно научного духа, что позволит лучше понять законы природы
и помочь каждому индивидууму и человечеству в целом достичь состояния счастья.
Вся мыслящая Европа встала под знамена знания, просвещения. Правительственные
программы монархов включали реформы права, запрещение пыток и отмену рабства,
закон о веротерпимости, создание школ, национальных театров, ботанических садов
и университетов. Характерной чертой новой Европы стал космополитизм – это было
время взаимных контактов философов и государей (среди них встречались настоящие
мыслители – российская императрица Екатерина Вторая, прусский король Фридрих
Второй, австрийский эрцгерцог Иосиф Второй, которые говорили: «Всё – для
народа, ничего с помощью народа»). Лессинг и Кант дали теоретическое
обоснование идей Просвещения, добиваясь того, чтобы человек стал более зрелым и
совершенным, а мир для этого не обязательно менять. Человек сам повинен в
несовершенстве, он неспособен пользоваться своим разумом, у него нет смелости и
решительности применять разум без посторонней помощи («решись быть мудрым!»).
Европа 18 века была Европой путешественников. Особенно много
путешествовали книготорговцы и музыканты. Моцарта возили с раннего детства.
Гайдн совершал длительные поездки в
Лондон, подобно Генделю, неаполитанец Паизиелло устремился в заснеженный Петербург,
один из сыновей И. С. Баха – Иоганн-Кристиан Бах получил известность как
«миланский Бах», а потом превратился в «лондонского Баха». Путешествия по Италии и Франции были для Гёте, Гейне и Стендаля
источником вдохновения. Историк Эдуард Гиббон нашел данные о том, что в 1785
году 40 000 англичан посетили Италию. «Открытыми» границы государств
делали газеты и журналы. Упомянув о чудо-ребенке из Зальцбурга, французский
хронист барон Мельхиор Гримм из «Корреспонденс» создал славу музыканту, бежавшую
впереди него по всем европейским столицам, где только читали его газету (так, о концерте, состоявшемся в
декабре 1763 года, он написал следующее: час кряду гений играет на память,
погружаясь в водоворот восхитительных
мелодий, которые он умело развивает, ни разу при этом не сбившись – гению 7
лет).
Во Флоренции и Риме, Берлине и Лейпциге, Женеве, Париже и Лондоне
появилось множество крупных издательств и изменился сам книжный рынок, во
многом благодаря деятельности Бомарше, познакомившего Европу с Фигаро и издавшем в Германии Вольтера, Культурное
взаимообогащение людей к отказу от той незрелости и несовершенства, о чем
говорил Кант, так пробудилось самосознание наций.
Как пересекались пути современников Моцарта?
Философы: Кант и Дидро
Правители: Фридрих, Екатерина, Франклин,
Мария Терезия и её сын Иосиф Второй
Драматурги: Бомарше, Лессинг, Метастазио,
Вольтер, Гольдони и Шиллер.
Живописцы: Фрагонар, Гейнсборо, Пьетро
Лонги
Музыканты: И. С. Бах и его сыновья –
Филипп-Эммануил и Иоганн-Кристиан, Жан-Филипп Рамо, Георг-Фридрих Гендель,
Йозеф Гайдн, Кристоф-Виллибальд Глюк, Джованни Паизиелло,Людвиг ван Бетховен.
Литераторы: Иоганн Вольфганг фон Гете,
Жан-Жак Руссо и проч.
Кант в 1784 году дал определение немецкому
Просвещению: «Это век Разума, достигшего
совершеннолетия, а девиз его таков – решись быть мудрым».
Дидро в 1778 отец Моцарта настоятельно
рекомендует сыну познакомиться с редактором Энциклопедии.
Екатерина Вторая – для её сына Павла,
приехавшего в Вену Моцарт в 1782 году дирижировал оперой «Похищение из сераля»,
зная о её дружбе с энциклопедистами и Вольтером.
Фридрих Прусский был
флейтистом-профессионалом, ценил искусство и литературу, дружа с европейскими
мыслителями и являясь масоном из ложи «Авессалом» (1738-1786).
Франклин прибыл во Францию в 1778 году для
подписания договора о дружбе, будучи не только политиком из США, но и
создателем стеклянной гармоники, для которой Моцарт написал несколько пьес
(масон из «Ложи 9-ти сестер»).
Мария Терезия и Иосиф Второй – императрица
тепло принимала вундеркинда при дворе и Моцарт был огорчен известием о её
смерти в 1780 году, когда ставил «Идоменея, царя Критского». К её сыну,
просвещенному монарху, он был искренне привязан.
Лессинг издал незадолго до премьеры
«Похищения из сераля» (1782) свою пьесу «Натан Мудрый», объясняя идеи
Просвещения – терпимость и примирение. Без этого вряд ли была принята опера
Моцарта.
Бомарше – в 1784 году состоялась премьера
«Фигаро», приобретя слав всеевропейского масштаба и через 2 года Моцарт сочинил
по этой пьесе беспримерную оперу.
Шиллера объединяло с Моцартом общее
стремление возродить немецкий театр.
Вольтер умер в 1778 году и Моцарт, узнав
об этом, воскликнул: «Безбожник, этот двуличный мастер Вольтер, умер как
собака!» и через три месяца стал подумывать о сочинении оперы на сюжет
«Семирамиды».
Гольдони – к его произведениям Моцарт
писал музыку (опера «Притворная простушка» 1768 года), а в 1783 году задумал
оперу «Слуга двух господ».
Метастазио был одним из популярнейших
либреттистов-классицистов. На его либретто писали оперы более 40 композиторов и
даже когда поэт скончался, Моцарт через 10 лет взял его либретто «Милосердие
Тита» и сочинил оперу.
Руссо был также и композитором – автором
сентиментальной оперы «Деревенский колдун» (1752) и Моцарт её в 1768 году
спародировал в комической опере «Бастьен и Бастьенна».
Гете было 14-ть лет, когда он познакомился
с вундеркиндом и много лет помнил об этом – до самой своей смерти. Оба были
масонами, но Гете – в веймарской «Амалии» (с 1784 года), а Моцарт в Венской
«Коронованной надежде» (с 1784 года). Гете трагически воспринял известие о
смерти молодого гения, мечтал, что тот напишет музыку к его «Фаусту», потом
стал сочинять сам продолжение «Волшебной флейты».
Фрагонар – слава его была на взлете, когда
Моцарт в 1778 году приехал в Париж, где художник воплощал на полотнах жизнь
высшего общества и в 1768 году появилась его известная работа «Урок музыки» -
именно такие уроки давал Моцарт.
Гейнсборо – любимый художник английской
знати, автор многочисленных портретов музыкантов, а его картину «Утренняя
прогулка» могла бы служить иллюстрацией к музыкальным портретам графа и графини
Альмавива из «Женитьбы Фигаро».
Лонги изображал на своих полотнах
итальянскую жизнь, в которую Моцарту удалось окунуться в 1770 году.
Бах и сыновья – родоначальники немецкой
музыкальной школы эпохи барокко. Иоганн-Себастьян умер в 1750 году и ребенком
Моцарт изучал творчество Эммануэля Баха,
а с Кристианом даже виделся в Лондоне.
Гендель – юный Моцарт в Англии постиг значение творчества этого великого музыканта.
Он восхищался им всю жизнь.
Глюк – из всех моцартовских опер
«Идоменей» несет на себе влияние глюковского стиля и дух этого могучего
реформатора оперного театра Европы.
Гайдн – будучи в Вене в 1773 году Моцарт
познакомился с его квартетами из цикла «Солнце» и сразу стал сочинять свои 6
Венских струнных квартетов.
Паизиелло был одним из преданнейших друзей
Моцарта, они познакомились в 1784 году, когда Паизиелло возвращался из России в
Неаполь. Оба работали в жанре оперы и имели сходные интересы.
Бетховен – в молодости отправился в 1787
году из Бонна в Вену, чтобы учиться у Моцарта, но через 2 месяца был принужден
вернуться домой в связи со смертью матери, но о недолгой учебе у Моцарта он
помнил всю жизнь.
В 1950 году исследователь Ален Гирбрант отправился к индейцам Ориноко и
Амазонки, намереваясь дать им послушать музыку белых – записи военных маршей,
произведения Рамо и Моцарта (симфония фа-мажор, 1774). Племя макритаре полюбило
слушать Моцарта более, чем всю другую музыку – она производила на индейцев
магической воздействие. Превзмогая страх, из хижин выходили женщины и
усаживались слушать её, словно это было таинственное гипнотическое воздействие
или колдовское зелье. В музыке дышала сама душа Моцарта, она открывала наиболее
потаенные глубины бытия, словно бальзам. Это был язык, понятный всем. Когда
отзвучали последние звуки симфонии Моцарта, вождь племени внезапно обратился к
ученому и сказал:» Раз у тебя есть священная музыка, я могу открыть тебе
тайны…» Так Гирбрант услышал историю рождения богов и прихода их в мир. Если бы
не музыка Моцарта, ни один бы этнограф не смог узнать эзотерических мифов этого
племени.
|