Вторник, 30.04.2024, 15:50

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Моцарт и его знаменитые современники

 

               

 

                                           МОЦАРТ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 

      Моцарт неотделим от эпохи Просвещения – её лучшие черты воплотились в нем. Он шел впереди своего времени как с точки зрения музыки, так и с точки зрения идей. В становлении этого венского гения исключительную роль сыграла семья и частые переезды из города в город – так будущий композитор освоил все европейские формы музыки, опыт поколений, передовые интеллектуальные течения своей эпохи. Впоследствии он отстаивал идеи всеобщего гуманизма именно из-за широты своего кругозора, он жаждал искоренения несправедливости и нетерпимости, борясь с ними своим творчеством. Гений – это дитя своей эпохи и её идей, вскормленный своей страной личность, наделенная при этом вселенским мироощущением. Гений – это тот, чьё творчество находит отклик в других  эпохах и культурах, в умах и сердцах людей с разных концов света, это тот, кто смог подняться над многообразием интересов, обычаев, языков и затронуть струны общей человечности. Современники гения заставляют его дорого платить за свою уникальность. Фигура Моцарта, чей блистательный ум и талант признаны сегодня повсеместно, долгое время игнорировалась современниками, да и венская публика охладела к нему и его творчеству ещё при его жизни и потребовалось почти 200 лет, чтобы музыка и личность этого великого музыканта получили истинное признание.

        Мозаичная по многочисленности княжеств Европа в эпоху Моцарта нуждалась в воспитании духа терпимости и плюрализма. Путь к этому был найден в перестройке системы образования и в просветительстве. Объединяющее начало было найдено в философии. Впервые идеи Просвещения прозвучали в 1750 году – итальянский историк и философ Джамбаттиста Вико в своем труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725-1744) выдвинул мысль о трех этапах развития человечества – божественном, героическом и гуманном (человеческом). Во Франции Монтескьё публикует в 1748 году труд «О духе законов», а Вольтер рассуждает о пути к зрелости сознания в «Опыте о нравах и духе народов» (1756). В 1750-1772 годах начинается издание «Энциклопедии» в виде 17-ти томов с 60 000 статей, 11-ю томами иллюстраций, с участием 150 авторов, в числе которых Дидро, Руссо, Вольтер и д*Аламбер. Главная мысль Энциклопедии: знание есть ключ к власти, синтез знаний – орудие просвещенного мнения, главенство разума во всем, необходимость подлинно научного духа, что позволит лучше понять законы природы и помочь каждому индивидууму и человечеству в целом достичь состояния счастья. Вся мыслящая Европа встала под знамена знания, просвещения. Правительственные программы монархов включали реформы права, запрещение пыток и отмену рабства, закон о веротерпимости, создание школ, национальных театров, ботанических садов и университетов. Характерной чертой новой Европы стал космополитизм – это было время взаимных контактов философов и государей (среди них встречались настоящие мыслители – российская императрица Екатерина Вторая, прусский король Фридрих Второй, австрийский эрцгерцог Иосиф Второй, которые говорили: «Всё – для народа, ничего с помощью народа»). Лессинг и Кант дали теоретическое обоснование идей Просвещения, добиваясь того, чтобы человек стал более зрелым и совершенным, а мир для этого не обязательно менять. Человек сам повинен в несовершенстве, он неспособен пользоваться своим разумом, у него нет смелости и решительности применять разум без посторонней помощи («решись быть мудрым!»).

           Европа 18 века была Европой путешественников. Особенно много путешествовали книготорговцы и музыканты. Моцарта возили с раннего детства. Гайдн совершал  длительные поездки в Лондон, подобно Генделю, неаполитанец Паизиелло устремился в заснеженный Петербург, один из сыновей И. С. Баха – Иоганн-Кристиан Бах получил известность как «миланский Бах», а потом превратился в «лондонского Баха». Путешествия по  Италии и Франции были для Гёте, Гейне и Стендаля источником вдохновения. Историк Эдуард Гиббон нашел данные о том, что в 1785 году 40 000 англичан посетили Италию. «Открытыми» границы государств делали газеты и журналы. Упомянув о чудо-ребенке из Зальцбурга, французский хронист барон Мельхиор Гримм из «Корреспонденс» создал славу музыканту, бежавшую впереди него по всем европейским столицам, где только читали его  газету (так, о концерте, состоявшемся в декабре 1763 года, он написал следующее: час кряду гений играет на память, погружаясь  в водоворот восхитительных мелодий, которые он умело развивает, ни разу при этом не сбившись – гению 7 лет).

        Во Флоренции и Риме, Берлине и Лейпциге, Женеве, Париже и Лондоне появилось множество крупных издательств и изменился сам книжный рынок, во многом благодаря деятельности Бомарше, познакомившего Европу с Фигаро и  издавшем в Германии Вольтера, Культурное взаимообогащение людей к отказу от той незрелости и несовершенства, о чем говорил Кант, так пробудилось самосознание наций.  

          Как пересекались пути современников Моцарта?

Философы: Кант и Дидро

Правители: Фридрих, Екатерина, Франклин, Мария Терезия и её сын Иосиф Второй

Драматурги: Бомарше, Лессинг, Метастазио, Вольтер, Гольдони и Шиллер.

Живописцы: Фрагонар, Гейнсборо, Пьетро Лонги

Музыканты: И. С. Бах и его сыновья – Филипп-Эммануил и Иоганн-Кристиан, Жан-Филипп Рамо, Георг-Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Кристоф-Виллибальд Глюк, Джованни Паизиелло,Людвиг ван Бетховен.

Литераторы: Иоганн Вольфганг фон Гете, Жан-Жак Руссо и проч.

Кант в 1784 году дал определение немецкому Просвещению: «Это  век Разума, достигшего совершеннолетия, а девиз его таков – решись быть мудрым».

Дидро в 1778 отец Моцарта настоятельно рекомендует сыну познакомиться с редактором Энциклопедии.

Екатерина Вторая – для её сына Павла, приехавшего в Вену Моцарт в 1782 году дирижировал оперой «Похищение из сераля», зная о её дружбе с энциклопедистами и Вольтером.

Фридрих Прусский был флейтистом-профессионалом, ценил искусство и литературу, дружа с европейскими мыслителями и являясь масоном из ложи «Авессалом» (1738-1786).

Франклин прибыл во Францию в 1778 году для подписания договора о дружбе, будучи не только политиком из США, но и создателем стеклянной гармоники, для которой Моцарт написал несколько пьес (масон из «Ложи 9-ти сестер»).

Мария Терезия и Иосиф Второй – императрица тепло принимала вундеркинда при дворе и Моцарт был огорчен известием о её смерти в 1780 году, когда ставил «Идоменея, царя Критского». К её сыну, просвещенному монарху, он был искренне привязан.

Лессинг издал незадолго до премьеры «Похищения из сераля» (1782) свою пьесу «Натан Мудрый», объясняя идеи Просвещения – терпимость и примирение. Без этого вряд ли была принята опера Моцарта.

Бомарше – в 1784 году состоялась премьера «Фигаро», приобретя слав всеевропейского масштаба и через 2 года Моцарт сочинил по этой пьесе беспримерную оперу.

Шиллера объединяло с Моцартом общее стремление возродить немецкий театр.

Вольтер умер в 1778 году и Моцарт, узнав об этом, воскликнул: «Безбожник, этот двуличный мастер Вольтер, умер как собака!» и через три месяца стал подумывать о сочинении оперы на сюжет «Семирамиды».

Гольдони – к его произведениям Моцарт писал музыку (опера «Притворная простушка» 1768 года), а в 1783 году задумал оперу «Слуга двух господ».

Метастазио был одним из популярнейших либреттистов-классицистов. На его либретто писали оперы более 40 композиторов и даже когда поэт скончался, Моцарт через 10 лет взял его либретто «Милосердие Тита» и сочинил оперу.

Руссо был также и композитором – автором сентиментальной оперы «Деревенский колдун» (1752) и Моцарт её в 1768 году спародировал в комической опере «Бастьен и Бастьенна».

Гете было 14-ть лет, когда он познакомился с вундеркиндом и много лет помнил об этом – до самой своей смерти. Оба были масонами, но Гете – в веймарской «Амалии» (с 1784 года), а Моцарт в Венской «Коронованной надежде» (с 1784 года). Гете трагически воспринял известие о смерти молодого гения, мечтал, что тот напишет музыку к его «Фаусту», потом стал сочинять сам продолжение «Волшебной флейты».

Фрагонар – слава его была на взлете, когда Моцарт в 1778 году приехал в Париж, где художник воплощал на полотнах жизнь высшего общества и в 1768 году появилась его известная работа «Урок музыки» - именно такие уроки давал Моцарт.

Гейнсборо – любимый художник английской знати, автор многочисленных портретов музыкантов, а его картину «Утренняя прогулка» могла бы служить иллюстрацией к музыкальным портретам графа и графини Альмавива из «Женитьбы Фигаро».

Лонги изображал на своих полотнах итальянскую жизнь, в которую Моцарту удалось окунуться в 1770 году.

Бах и сыновья – родоначальники немецкой музыкальной школы эпохи барокко. Иоганн-Себастьян умер в 1750 году и ребенком Моцарт изучал  творчество Эммануэля Баха, а с Кристианом даже виделся в Лондоне.

Гендель – юный Моцарт в Англии постиг  значение творчества этого великого музыканта. Он восхищался им всю жизнь.

Глюк – из всех моцартовских опер «Идоменей» несет на себе влияние глюковского стиля и дух этого могучего реформатора оперного театра Европы.

Гайдн – будучи в Вене в 1773 году Моцарт познакомился с его квартетами из цикла «Солнце» и сразу стал сочинять свои 6 Венских струнных квартетов.

Паизиелло был одним из преданнейших друзей Моцарта, они познакомились в 1784 году, когда Паизиелло возвращался из России в Неаполь. Оба работали в жанре оперы и имели сходные интересы.

Бетховен – в молодости отправился в 1787 году из Бонна в Вену, чтобы учиться у Моцарта, но через 2 месяца был принужден вернуться домой в связи со смертью матери, но о недолгой учебе у Моцарта он помнил всю жизнь.

            В 1950 году исследователь Ален Гирбрант отправился к индейцам Ориноко и Амазонки, намереваясь дать им послушать музыку белых – записи военных маршей, произведения Рамо и Моцарта (симфония фа-мажор, 1774). Племя макритаре полюбило слушать Моцарта более, чем всю другую музыку – она производила на индейцев магической воздействие. Превзмогая страх, из хижин выходили женщины и усаживались слушать её, словно это было таинственное гипнотическое воздействие или колдовское зелье. В музыке дышала сама душа Моцарта, она открывала наиболее потаенные глубины бытия, словно бальзам. Это был язык, понятный всем. Когда отзвучали последние звуки симфонии Моцарта, вождь племени внезапно обратился к ученому и сказал:» Раз у тебя есть священная музыка, я могу открыть тебе тайны…» Так Гирбрант услышал историю рождения богов и прихода их в мир. Если бы не музыка Моцарта, ни один бы этнограф не смог узнать эзотерических мифов этого племени.

  

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (02.11.2010)
Просмотров: 5043 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024