Суббота, 18.05.2024, 13:00

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Морис Метерлинк
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink
Бельгийский драматург и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе Родился 29 августа 1862г. в Генте, во фламандской семье. Сначала учится в иезуитском колледже. Затем изучает право в Париже. 1886 – принят в гентскую коллегию адвокатов, но к этому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определяется его литературные интересы, и вскоре он оставляет адвокатуру. 1887 – выпускает первую книгу стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в которой воплотилось настроение и содержание ранних драм Метерлинка, которые относят к «статическому театру» или к «театру молчания». 1889 – выходит первая пьеса-сказка «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine), созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка Мален». Однако сказочные мотивы подвергаются значительной переработке: тайна, неведомое, злое, молчание, скрывающее непознаваемые тайны души и мира, становятся основным содержанием произведения. Драма, как и первый сборник стихов, не находят читателя и не раскупаются. Однако Метерлинк посылает «Принцессу Мален» главе французских символистов Стефану Малларме. Символисты находят в пьесе созвучные идеи и образы, близкую им философию. 1891 – в Париже в театре «Искусство» состоится премьера пьесы «Непрошенная» (L’Intruse, 1890). Эта и несколько последующих пьес («Слепые», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля») сам автор относит к театру марионеток. Метерлинк считает, что человека на сцене вернее всего представит марионетка, ибо любой актёр внесёт в свою игру много личного, его же герои представляют человека вообще. Вместе с тем, герои Метерлинка действительно являются марионетками, ибо не они сами выбирают свой жизненный путь, но подчиняются неведомой и страшной силе, существующей вне человека. Кроме того, ранние пьесы Метерлинка называют «театром ожидания». «Непрошенная» воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам. 1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание. 1892 – пьеса, несоответствующая законам «театра ожидания», «Пелеас и Мелисанда» (Pelleas et Melisande), на её сюжет композитор-экспрессионист Клод Дебюсси пишет оперу. Для этой пьесы характерна тема бессилия человека перед злым Роком, его неспособность понять себя, своё назначение, свою судьбу. 1894 – пьеса «Там внутри» (Interieur), которая, при различии изображаемых событий, повторяет идеи «Непрошенной» об обречённости человека страданиям, о невозможности предугадать то, что его ожидает. Также выходит пьеса «Смерть Тентажиля» (La Mort de Tintagiles), последняя из цикла «драм ожидания», в которой статика оказывается поколебленной – воспроизведение ожидания превращается в показ протеста любви против зла, пусть ещё и не удачного. 1896 – выходит развёрнутый манифест символизма – книга эссе «Сокровище смиренных» (Le Tresor des Humbles), в одной из статей которой – «Трагизм повседневной жизни» – изложены эстетические взгляды Метерлинка. Главной задачей театра он считает воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинственными сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании. В том же году написана пьеса «Аглавена и Селизетта» (Aglavaine et Seliysette), близкая по типу изображения мира и человека, по проблематике к «Пелеасу и Мелисанде». Также написана пьеса «Ариана и Синяя Борода» (Ariane et Barbe Bleue), созданная, как и первая драма Метерлинка на сюжет сказки, на этот раз Ш.Перро, и имеет подзаголовок «Тщетное освобождение». Здесь тайна, стоявшая за всеми персонажами Метерлинка, как нечно грозное, непознаваемое, утратила свою трансцендентальную сущность. Причина несвободы людей кроется в них самих. 1896 – Метерлинк переезжает во Францию. В этом же году выходит работа «Мудрость и судьба» (La sagesse et la destinee), открывающая цикл философских эссе, посвящённых проблемам познания и этики. 1900 – драма «Сестра Беатриса» (La s?ur Beatrice), направленная против аскетизма, воспевающая полнокровную земную жизнь. 1901 – выходит работа натурфилософского характера «Жизнь пчёл» (La Vie des abeilles). 1902 – книга «Сокровенный храм» (Le temple enseveli), в которой Метерлинк пересматривает своё отношение к положению человека в мире. Вечная истина состоит в том, что человек – ничтожная пылинка во вселенной; на этом были построены все прежние драмы Метерлинка. Но вместе с тем, считает теперь драматург, человек для самого себя – неповторимая личность, его жизнь уникальна. Это убеждение сообщает человеку активность, которой он раньше был лишён. Такая позиция заставляет писателя отречься от прежнего убеждения, что надо изображать общечеловеческое в психологии. Теперь он стремится создавать психологически индивидуализированные характеры, и первой из таких драм становится написанная в этом же году пьеса «Монна Ванна» (Monna Vanna). 1903 – драма «Чудо Святого Антония» (Le Miracle Saint Antoine) – сатира на современный мир. 1907 – книга натурфилософского характера «Разум цветов» (L’Intelligence des fleurs). 1908 – пьеса «Синяя птица» (L'Oiseau bleu), являющаяся авторской интерпретацией целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых – рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передаёт К.С.Станиславскому. 1911 – Метерлинк получает Нобелевскую премию «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства. 1919 – написана романтическая драма «Бургомистр города Стильмонда» (Le Bourgmestre de Stilmonde), в которой находит отражение отношение Метерлинка к Первой мировой войне, к её жестокости, к разрушению всех гуманистических ценностей. Драма того же года «Соль жизни» (Le Sel de la Vie) снова воспроизводит конфликт гуманизма и жестокости на войне.
1932 – Метерлинку пожалован титул графа. 1940 – после начала Второй мировой войны писатель переезжает в США. 1947 – возвращается во Францию. 6 мая 1949 – Метерлинк умер в своём замке в Ницце. С именем Метерлинка связано рождение нового театра, где основное внимание сосредоточено на сложной и скрытой душевной жизни человека. Внешнее действие заменено внутренним. Открытия Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (05.05.2011)
Просмотров: 809 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024