Морис
Полидор Мари Бернар Метерлинк Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink
Бельгийский
драматург и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе Родился 29
августа 1862г. в Генте, во фламандской семье. Сначала учится в иезуитском
колледже. Затем изучает право в Париже. 1886 – принят в гентскую коллегию
адвокатов, но к этому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де
Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определяется его литературные
интересы, и вскоре он оставляет адвокатуру. 1887 – выпускает первую книгу
стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в которой воплотилось настроение и
содержание ранних драм Метерлинка, которые относят к «статическому театру» или
к «театру молчания». 1889 – выходит первая пьеса-сказка «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine),
созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка Мален». Однако сказочные
мотивы подвергаются значительной переработке: тайна, неведомое, злое, молчание,
скрывающее непознаваемые тайны души и мира, становятся основным содержанием
произведения. Драма, как и первый сборник стихов, не находят читателя и не
раскупаются. Однако Метерлинк посылает «Принцессу Мален» главе французских
символистов Стефану Малларме. Символисты находят в пьесе созвучные идеи и
образы, близкую им философию. 1891 – в Париже в театре «Искусство» состоится
премьера пьесы «Непрошенная» (L’Intruse, 1890). Эта и несколько последующих
пьес («Слепые», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля») сам автор относит к театру
марионеток. Метерлинк считает, что человека на сцене вернее всего представит
марионетка, ибо любой актёр внесёт в свою игру много личного, его же герои
представляют человека вообще. Вместе с тем, герои Метерлинка действительно
являются марионетками, ибо не они сами выбирают свой жизненный путь, но
подчиняются неведомой и страшной силе, существующей вне человека. Кроме того,
ранние пьесы Метерлинка называют «театром ожидания». «Непрошенная»
воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и
лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей,
живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по
отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого
внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам. 1890 – пьеса «Слепые» (Les
Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их
размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и
невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт
слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и
обречённым на страдание. 1892 – пьеса, несоответствующая законам «театра
ожидания», «Пелеас и Мелисанда» (Pelleas et Melisande), на её сюжет
композитор-экспрессионист Клод Дебюсси пишет оперу. Для этой пьесы характерна
тема бессилия человека перед злым Роком, его неспособность понять себя, своё
назначение, свою судьбу. 1894 – пьеса «Там внутри» (Interieur), которая, при
различии изображаемых событий, повторяет идеи «Непрошенной» об обречённости
человека страданиям, о невозможности предугадать то, что его ожидает. Также
выходит пьеса «Смерть Тентажиля» (La
Mort de Tintagiles), последняя из цикла «драм ожидания», в
которой статика оказывается поколебленной – воспроизведение ожидания
превращается в показ протеста любви против зла, пусть ещё и не удачного. 1896 –
выходит развёрнутый манифест символизма – книга эссе «Сокровище смиренных» (Le
Tresor des Humbles), в одной из статей которой – «Трагизм повседневной жизни» –
изложены эстетические взгляды Метерлинка. Главной задачей театра он считает
воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинственными сферами духа;
поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании. В
том же году написана пьеса «Аглавена и Селизетта» (Aglavaine et Seliysette),
близкая по типу изображения мира и человека, по проблематике к «Пелеасу и
Мелисанде». Также написана пьеса «Ариана и Синяя Борода» (Ariane et Barbe
Bleue), созданная, как и первая драма Метерлинка на сюжет сказки, на этот раз
Ш.Перро, и имеет подзаголовок «Тщетное освобождение». Здесь тайна, стоявшая за
всеми персонажами Метерлинка, как нечно грозное, непознаваемое, утратила свою
трансцендентальную сущность. Причина несвободы людей кроется в них самих. 1896
– Метерлинк переезжает во Францию. В этом же году выходит работа «Мудрость и
судьба» (La sagesse et la destinee), открывающая цикл философских эссе,
посвящённых проблемам познания и этики. 1900 – драма «Сестра Беатриса» (La s?ur
Beatrice), направленная против аскетизма, воспевающая полнокровную земную
жизнь. 1901 – выходит работа натурфилософского характера «Жизнь пчёл» (La Vie des abeilles). 1902 –
книга «Сокровенный храм» (Le temple enseveli), в которой Метерлинк
пересматривает своё отношение к положению человека в мире. Вечная истина
состоит в том, что человек – ничтожная пылинка во вселенной; на этом были
построены все прежние драмы Метерлинка. Но вместе с тем, считает теперь
драматург, человек для самого себя – неповторимая личность, его жизнь
уникальна. Это убеждение сообщает человеку активность, которой он раньше был
лишён. Такая позиция заставляет писателя отречься от прежнего убеждения, что
надо изображать общечеловеческое в психологии. Теперь он стремится создавать
психологически индивидуализированные характеры, и первой из таких драм становится
написанная в этом же году пьеса «Монна Ванна» (Monna Vanna). 1903 – драма «Чудо
Святого Антония» (Le Miracle Saint Antoine) – сатира на современный мир. 1907 –
книга натурфилософского характера «Разум цветов» (L’Intelligence des fleurs).
1908 – пьеса «Синяя птица» (L'Oiseau bleu), являющаяся авторской интерпретацией
целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых – рассказать о трудном пути
познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Право первой постановки этой
пьесы Метерлинк передаёт К.С.Станиславскому. 1911 – Метерлинк получает
Нобелевскую премию «за многогранную литературную деятельность, в особенности за
драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической
фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу
«Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы
сегодня. Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и
награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М.
предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это
предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского
гражданства. 1919 – написана романтическая драма «Бургомистр города Стильмонда»
(Le Bourgmestre de Stilmonde), в которой находит отражение отношение Метерлинка
к Первой мировой войне, к её жестокости, к разрушению всех гуманистических
ценностей. Драма того же года «Соль жизни» (Le Sel de la Vie) снова воспроизводит
конфликт гуманизма и жестокости на войне.
1932 –
Метерлинку пожалован титул графа. 1940 – после начала Второй мировой войны
писатель переезжает в США. 1947 – возвращается во Францию. 6 мая 1949 –
Метерлинк умер в своём замке в Ницце. С именем Метерлинка связано рождение
нового театра, где основное внимание сосредоточено на сложной и скрытой
душевной жизни человека. Внешнее действие заменено внутренним. Открытия
Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.