Вторник, 16.04.2024, 15:59

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Морис Равель - обзор творчества

МОРИС РАВЕЛЬ (1875-1937)

Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля связано с импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси, основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил самостоятельную трактовку. Морис Равель родился во французском городке Сибур. Его мать была родом из Испании, и поэтому композитор не раз обращался в своих произведениях к образам этой страны. В период учёбы Равеля в Парижской консерватории (1889- 1905 гг.) сформировались его вкусы и взгляды. Большое влияние на композитора оказало творчество Ференца Листа, русских мастеров (Н. А. Римского Корсакова, А. П. Бо родина и др.), Клода Дебюсси. Первые серьёзные произведения (пьесы для фортепиано, романсы) он написал, ещё будучи студентом. Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным произведениям. Одна из ранних пьес - "Игра воды" воссоздаёт излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и ручьёв. Следующими важными работами в фортепианной музыке стали два цикла - "Отражения" и "Ночной Гаспар". Цикл "Отражения" (1905 г.) состоит из нескольких пьес: "Ночные видения", "Печальные птицы", "Лодка среди океана", "Утренняя серенада шута" и "Долина звонов". Это пьесы настроения, навеянные сценами из жизни Испании. Здесь запечатлены щебетание птиц и переливы волн, звоны далёких колоколов и звуки гитары. Содержание цикла "Ночной Гаспар" (1908 г.) объясняют развёрнутые эпиграфы, взятые из одноимённого сборника стихотворений французского поэта Алоиса Бертрана (Гаспаром Бертран называл дьявола). В музыке царит атмосфера мрачных видений. К классицистическим традициям композитор обратился в последнем фортепианном цикле - сюите "Гробница Куперена" (1917 г.). Равель посвятил её выдающемуся композитору XVII в. Франсуа Куперену, но по образному строю это произведение - памятник всей французской музыке XVII столетия. Цикл создавался в разгар Первой мировой войны, и каждую отдельную пьесу автор посвятил другу, погибшему на фронте. Количество симфонических сочинений Равеля невелико. Первое произведение для оркестра - "Испанскую рапсодию" композитор на писал в 1907 г. Рапсодия состоит из четырёх частей: "Прелюдия ночи", "Малагенья", "Хабанера" и "Праздник". Пейзажи, сцены из народной жизни и танцы - всё сливается в едином звуковом потоке. Здесь нет настоящих испанских мелодий - Равель воспроизводит лишь общие интонации народной музыки. Хореографическая поэма "Вальс" (1920 г.). представляет собой популярный танец, увиденный глазами композитора импрессиониста. Здесь сталкиваются различные вальсовые темы - весёлые и лирические, быстрые и медленные, чувственные и торжественные. Через многие годы после "Испанской рапсодии" Равель вновь обратился к образам Испании. Русская балерина Ида Рубинштейн заказала композитору балет на испанскую тему. Так появилось "Болеро" (1928 г.), ставшее самым знаменитым сочинением Равеля. "Болеро" - пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр. С. С. Прокофьев назвал партитуру произведения "чудом композиторского мастерства". По форме "Болеро" - вариации на неизменную мелодию. Слушатель словно попадает на выставку инструментов большого симфоническо го оркестра. Одна и та же мелодия предстаёт перед ним в различных "нарядах" - сначала её исполняет флейта и кларнет, затем фагот, гобой, труба с флейтой, саксофон и т. д., пока не будут использованы все возможные тембры и их различные сочетания. Завершают серию симфонических произведений Равеля два концерта для фортепиано с оркестром. Первый концерт (1930 г.) больше на поминает старинную сюиту, где чередуются три части - быстрая, медленная и вновь быстрая. Он был написан по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку. Про изведение так и называется: Концерт для левой руки. Играть его сложно, так как автор искусно создаёт впечатление, что концерт исполняется обеими руками. Равель сочинял и для сцены. Сюжет для балета "Дафнис и Хлоя" (1912 г.) композитор взял из рома на древнегреческого писателя Лонга. Дафнис и Хлоя влюблены друг в друга, они счастливы. Но пираты похищают Хлою, а спасает её бог Пан. На фоне ликующей толпы влюблённые снова вместе - таков финал балета. В музыке Равель хотел воплотить античные образы такими, какими он видел их в своём вообра жении, поэтому все музыкальные картины - священная роща, танцы пастушек, нимфы - написаны в им прессионистском стиле. Морис Равель, как и Клод Дебюсси, был тесно связан с русской культурой. В постановке балета "Дафнис и Хлоя" участвовали прославленные мастера Русских сезонов С. П. Дя гилева: балетмейстер М. М. Фокин, художник Л. С. Бакст, главные исполнители Т. П. Карсавина и В. Ф. Нижинский. В 1912 г. Равель сделал переложение для оркестра фортепианного цикла М. П. Мусоргского "Картинки с выставки". Эта работа стала одним из высших достижений композитора.

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (13.05.2011)
Просмотров: 3071 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024