Воскресенье, 19.05.2024, 02:25

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Музыкальная культура эпохи романтизма

РО­Ж­ДЕ­НИЕ  РО­МАН­ТИ­ЧЕ­С­КИХ  ТЕН­ДЕН­ЦИЙ  В  МУ­ЗЫ­КЕ  19 в.

 

Ø                      Ты царь: жи­ви один. До­ро­гою сво­бод­ной Иди, ку­да вле­чёт те­бя сво­бод­ный ум, Усо­вер­шен­ст­вуя пло­ды лю­би­мых дум,  Не тре­буя на­град за под­виг бла­го­род­ный...   

                                                                                 А.С. Пуш­кин. По­э­ту.

 

       Этот при­зыв во все вре­ме­на вдох­но­в­лял ху­до­ж­ни­ков. Со­з­на­ние сво­бо­ды  твор­че­ст­ва и без­гра­ни­ч­ной мо­щи сво­их сил со­з­да­ло в своё вре­мя куль­ту­ру  Ре­нес­сан­са. По­доб­ные ус­т­ре­м­ле­ния пи­та­ли и «штюр­ме­ры» ХУШ ве­ка.  Они при­ве­ли в дей­ст­вие идеи Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. Но иде­а­лы Сво­бо­ды, Ра­вен­ст­ва и Брат­ст­ва ос­та­лись уто­пи­ч­ны­ми - и ра­ду­ж­ные ил­лю­зии пи­са­те­лей, ком­по­зи­то­ров, жи­во­пис­цев и скульп­то­ров, не­смо­т­ря на ожи­в­ле­ние всей ху­до­же­ст­вен­ной жиз­ни Ев­ро­пы, ра­з­о­ча­ро­ван­но уга­с­ли. В се­ре­ди­не XIX ве­ка ху­до­ж­ни­ков ожи­да­ли но­вые пу­ти раз­ви­тия, иные об­ра­зы и те­мы. Они под­виг­ли твор­че­с­кие умы на по­ис­ки спе­ци­фи­че­с­ких, но­ва­тор­ских при­ё­мов и средств вы­ра­зи­тель­но­сти. "Ро­ман­ти­че­с­кий век" не пре­тен­до­вал на до­ми­ни­ро­ва­ние лишь од­но­го эс­те­ти­че­с­ко­го на­пра­в­ле­ния, сти­ля. На 1-ю чет­верть XIX ве­ка (в рам­ках му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва) при­шлось и за­вер­ше­ние клас­си­циз­ма и па­рал­лель­ное ста­но­в­ле­ние ро­ман­тиз­ма. Не­воз­мо­ж­но то­ч­но оп­ре­де­лить пер­вое бе­з­у­с­лов­но ро­ман­ти­че­с­кое про­из­ве­де­ние В.-А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на, Н.Па­га­ни­ни, или Ф. Шу­бер­та. Все они с рав­ным пра­вом мо­гут пре­тен­до­вать на роль пред­теч ро­ман­тиз­ма и за­вер­ши­те­лей эпо­хи клас­си­циз­ма: од­ни в боль­шей сте­пе­ни, дру­гие - в мень­шей. Но бла­го­да­ря це­лой пле­я­де ге­ни­ев, тво­рив­ших в ру­с­ле но­во­го на­пра­в­ле­ния ве­ка – в ро­ман­тиз­ме -  этот стиль в ско­ром вре­ме­ни стал в му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве уже 2-й чет­вер­ти ве­ка ос­но­во­по­ла­га­ю­щим. Его пред­ста­в­ля­ли Ро­берт Шу­ман и Карл-Ма­риа Ве­бер, Джо­ак­ки­но Рос­си­ни и Джу­зеп­пе Вер­ди, Ге­к­тор Бер­ли­оз и Фре­де­рик Шо­пен, Але­к­сандр Вер­стов­ский, Ми­ха­ил Глин­ка, мо­ло­дой Але­к­сандр Дар­го­мыж­ский... Позд­ний ро­ман­тизм (3-я чет­верть ве­ка) на­сту­пил с ос­мы­с­ле­ни­ем дей­ст­ви­тель­но­сти без пре­кра­с­ных, но эфе­мер­ных ил­лю­зий. Это вре­мя "ро­ман­ти­че­с­ких битв" и фор­ми­ро­ва­ния сти­ли­сти­ки т.н. ре­а­лиз­ма.

К чи­с­лу позд­них ро­ман­ти­ков, в чьих про­из­ве­де­ни­ях ро­ман­ти­че­с­кие и ре­а­ли­сти­че­с­кие тен­ден­ции не­ред­ко со­в­ме­ща­ют­ся в ор­га­ни­че­с­кой един­ст­ве, от­но­сят­ся Фе­ренц Лист, Ио­ган­нес Брамс, от­ча­с­ти Ри­хард Ваг­нер и Пётр Чай­ков­ский и, ко­не­ч­но же, рус­ские "ку­ч­ки­сты". По­рой тру­д­но со­от­не­сти не­ко­то­рых  ху­до­ж­ни­ков с ка­ким-ли­бо оп­ре­де­лён­ным сти­лем, как А.Дар­го­мыж­ско­го или М.Му­сорг­ско­го.

Бли­же к ру­бе­жу XIX-XX ве­ков в му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве ро­ж­да­ет­ся тре­тье, столь же круп­ное на­пра­в­ле­ние - пе­ре­лив­ча­тая "за­ря бу­ду­ще­го", бле­щу­щая при­зна­ка­ми но­вых сти­лей - т.н. мо­дер­низм. Во фран­цуз­ской му­зы­каль­ной шко­ле мо­дер­низм на­чи­на­ет­ся с им­прес­си­о­низ­ма  Кло­да Де­бюс­си и Мо­ри­са Ра­ве­ля. Для раз­ви­тия са­мо­го пред­ста­ви­тель­но­го сти­ля ве­ка - ро­ман­тиз­ма - в ка­ж­дой стра­не скла­ды­ва­ют­ся кон­крет­ные ме­ст­ные ус­ло­вия. Ита­лия про­дол­жа­ет борь­бу за ос­во­бо­ж­де­ние, объ­е­ди­не­ние и воз­ро­ж­де­ние стра­ны, по­э­то­му ве­ду­щей те­мой во всех об­ла­с­тях ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва бы­ло со­про­ти­в­ле­ние, осо­бен­но яр­ко пред­ста­в­лен­ное в ге­ро­и­ко-ро­ман­ти­че­с­ких опе­рах Дж. Вер­ди и в ли­ри­че­с­ких дра­мах Дж. Пуч­чи­ни. Эта­пы раз­ви­тия италь­ян­ской опе­ры пред­ста­в­ле­ны име­на­ми вы­да­ю­щих­ся ком­по­зи­то­ров - Вин­чен­цо Бел­ли­ни, Га­э­та­но До­ни­цет­ти, Руд­жь­е­ро Ле­он­ка­вал­ло, Пье­т­ро Ма­с­ка­ньи. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка и ис­по­л­ни­тель­ст­во ото­шли на вто­рой план, вы­дви­нув лишь од­но­го уни­каль­но­го му­зы­кан­та - Н. Па­га­ни­ни.

  Кон­цен­т­ри­ро­ван­ной и на­сы­щен­ной бы­ла в XIX ве­ке ху­до­же­ст­вен­ная жизнь Фран­ции - стра­ны, ко­то­рая на­хо­ди­лась в са­мом цен­т­ре об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ких про­б­лем вре­ме­ни. Па­риж су­мел со­сре­до­то­чить в I830-1840-x го­дах луч­ших ма­с­те­ров Ев­ро­пы: из Ита­лии при­ез­жа­ли с га­ст­ро­ля­ми Дж. Рос­си­ни и Н. Па­га­ни­ни, из Гер­ма­нии пе­ре­се­ли­лись во Фран­цию Ж. Оф­фен­бах и Дж. Мей­ер­бер. В эми­г­ра­ции жи­ли и ра­бо­та­ли по­ляк фран­цуз­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния Ф. Шо­пен и венгр Ф. Лист. В рас­чё­те на при­ма­донн па­риж­ских те­а­т­ров пи­са­ли свои луч­шие опе­ры Дж. Вер­ди и Г. До­ни­цет­ти. В сто­ли­це Фран­ции не­од­но­крат­но бы­ва­ли Пётр Иль­ич Чай­ков­ский и Ми­ха­ил Ива­но­вич Глин­ка, Ри­хард Ваг­нер и Фе­ликс Мен­дель­сон. Тру­д­но на­звать ком­по­зи­то­ра, ко­то­рый бы не вы­но­сил на суд изы­скан­ной и при­стра­ст­ной пуб­ли­ки свои со­чи­не­ния. Здесь по­чи­та­ли че­стью вы­сту­пить ве­ду­щие вир­ту­о­зы вре­ме­ни - пев­цы, ин­ст­ру­мен­та­ли­сты, тан­цов­щи­ки и ди­ри­жё­ры.

К на­ча­лу XIX ве­ка фран­цуз­ская опе­ра уже до­с­той­но кон­ку­ри­ро­ва­ла с италь­ян­ской, по­ра­жая жан­ро­вым раз­но­об­ра­зи­ем: ко­ми­че­с­кая (Ф.Обер и Л.Ге­рольд) и ли­ри­че­с­кая (Шарль Гу­но и Жюль Масс­нэ), «гранд – опе­ра» - т.н. "боль­шая опе­ра" (Г.Спон­ти­ни и Дж. Мей­ер­бер) и ли­ри­ко-ро­ман­ти­че­с­кая опе­ра (Ф. Бу­аль­дьё). На ба­лет­ной сце­не не бы­ло рав­ных ком­по­зи­то­рам Адоль­фу Ада­ну и Лео Де­ли­бу. Но­вый жанр му­зы­каль­но­го те­а­т­ра - опе­рет­ту - куль­ти­ви­ро­ва­ли в Па­ри­же Жак Оф­фен­бах и Шарль Ле­кок.

В ин­ст­ру­мен­таль­ной сфе­ре тво­ри­ли Жорж Би­зе и Ге­к­тор Бер­ли­оз, раз­ра­ба­ты­вая сим­фо­ни­че­с­кие жан­ры и фор­мы и изо­б­ре­тая но­ва­тор­ские ком­по­зи­ции, круг об­ра­зов, при­ё­мы вы­ра­зи­тель­но­сти (гар­мо­нию, тем­б­ры, рит­ми­ку и др.). Бер­ли­оз пред­ста­в­лял пер­вую по­ло­ви­ну ве­ка, Сен-Санс - вто­рую. Па­т­ри­о­ти­че­с­кое "дви­же­ние об­но­в­ле­ния" вы­зва­ло по­я­в­ле­ние но­вой ком­по­зи­тор­ской шко­лы, ре­с­тав­ри­ру­ю­щей на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции ста­роф­ран­цуз­ской му­зы­ки. Её гла­вой стал Се­зар Франк, а чле­на­ми - не­ма­ло та­лант­ли­вых мо­ло­дых ком­по­зи­то­ров, зна­то­ков ис­то­рии му­зы­ки. Но­вые кра­с­ки к сти­ли­сти­че­с­кой па­ли­т­ре ве­ка до­ба­вил им­прес­си­о­нист Клод Де­бюс­си и нео­им­прес­си­о­нист Поль Дю­ка. Рас­цве­ла не толь­ко му­зы­каль­ная жизнь Фран­ции - до­по­л­ни­тель­ный им­пульс ху­до­ж­ни­ки по­лу­ча­ли от мно­же­ст­ва пре­мьер, вы­ста­вок и са­ло­нов, в ко­то­рых де­мон­ст­ри­ро­ва­лись ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­тов в раз­ли­ч­ных об­ла­с­тях твор­че­ст­ва. Фан­та­зию фран­цу­зов бу­до­ра­жи­ли и зна­ме­ни­тые Все­мир­ные вы­став­ки.

  В Гер­ма­нии про­ис­хо­ди­ло ос­мы­с­ле­ние те­ку­щих со­бы­тий в жиз­ни во всех об­ла­с­тях ис­кус­ст­ва и ли­те­ра­ту­ры. Ху­до­ж­ни­ки ув­ле­ка­лись на­сле­ди­ем Сре­д­не­ве­ко­вья. Ав­ст­рия пе­ре­жи­ва­ла рас­цвет му­зы­каль­но­го бы­та, кон­церт­но­го ис­по­л­ни­тель­ст­ва. Со смер­тью Л. ван Бет­хо­ве­на и Ф.Шу­бер­та в этих стра­нах к 1830 г. на­ча­лось раз­ви­тие зре­ло­го ро­ман­тиз­ма: Ав­ст­рия во­шла в по­ру подъ­ё­ма (вен­ский вальс и опе­рет­та), а в Гер­ма­нии ин­тен­сив­но функ­ци­о­ни­ро­ва­ли опер­ные те­а­т­ры (К.-М.Ве­бе­ра и Э.-Т.-А. Гоф­ма­на сме­нил на опер­ной сце­не Ри­хард Ваг­нер). На сим­фо­ни­че­с­кой ор­би­те бле­стя­ще про­яви­ли се­бя му­зы­кан­ты фи­ло­соф­ско­го скла­да - Ан­тон Бру­к­нер, Гу­с­тав Ма­лер и Ио­ган­нес Брамс, оз­на­ме­но­вав­шие куль­ми­на­цию и за­кат ав­ст­ро-не­мец­ко­го ро­ман­тиз­ма.

Ин­тен­сив­ной бы­ла и ху­до­же­ст­вен­ная жизнь Поль­ши, од­но­вре­мен­но про­дол­жа­ю­щей ос­во­бо­ди­тель­ную борь­бу за не­за­ви­си­мость го­су­дар­ст­ва. В ре­зуль­та­те её по­ра­же­ния мно­гие де­я­те­ли на­у­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва ока­за­лись в эми­г­ра­ции (по боль­шей ча­с­ти во Фран­ции), в том чи­с­ле про­ни­к­но­вен­ный "по­эт фор­те­пи­а­но" и ма­с­тер ми­ни­а­тю­ры  Ф. Шо­пен. Бла­го­да­ря его ис­кус­ст­ву поль­ская му­зы­ка вы­шла в аван­гард ми­ро­во­го ис­кус­ст­ва. По­ля­ки-эми­г­ран­ты про­яв­ля­ли обо­ст­рён­ный ин­те­рес к фольк­ло­ру, со­би­рая и за­пи­сы­вая его. Ком­по­зи­то­ры не­ред­ко ци­ти­ро­ва­ли на­род­ные на­пе­вы в сво­их со­чи­не­ни­ях или поль­зо­ва­лись сред­ст­ва­ми рит­ми­ки, жан­ра (по­ло­не­зы и ма­зур­ки). По­ми­мо Ф.Шо­пе­на в ис­то­рию му­зы­каль­ной куль­ту­ры Поль­ши во­шли скри­па­чи Ген­рик Ве­няв­ский и Ка­роль Ли­пинь­ский, пи­а­ни­ст­ка Ма­рия Ши­ма­нов­ская, ос­но­во­по­ло­ж­ник на­ци­о­наль­ной опер­ной шко­лы К.Кур­пинь­ский, пе­да­гог Шо­пе­на - Йо­зеф Эльс­нер, ком­по­зи­тор М.Огинь­ский и др.

Столь же ак­тив­но с се­ре­ди­ны сто­ле­тия на­ча­ли раз­ви­вать­ся и дру­гие стра­ны Ев­ро­пы, ро­ж­дая сво­их му­зы­каль­ных клас­си­ков - в Нор­ве­гии - Эд­вард Григ и Уле Булль, в Да­нии - Нильс Га­дэ, в Фин­лян­дии - Ян Си­бе­ли­ус и т.д.

        Наи­бо­лее бли­ста­тель­но про­яви­ла се­бя в кон­це ХУШ ве­ка Рос­сия. Ду­хов­ность, та­лант, мно­го­сто­рон­ность ин­те­ре­сов, бо­га­тая фан­та­зия, опо­ра на древ­ние тра­ди­ции и вку­пе с этим го­тов­ность рас­крыть­ся на­встре­чу не­из­ве­дан­но­му, по­иск «се­бя в се­бе» от­ли­ча­ло  рус­ских ху­до­ж­ни­ков и пи­са­те­лей. На рус­ской опер­ной сце­не стре­ми­тель­но сме­ня­ли друг дру­га италь­ян­ская ко­ми­че­с­кая опе­ра, за­тем "серь­ёз­ная» при­двор­ная. Бла­го­да­ря В.Су­ма­ро­ко­ву в сто­ли­ч­ных те­а­т­рах ста­ли ста­вить­ся пер­вые опе­ры на рус­ском язы­ке: так на­ча­лась тра­ди­ци­он­ная для то­го вре­ме­ни борь­ба на­ци­о­наль­но­го те­а­т­ра за вы­жи­ва­ние. На­ча­ло XIX ве­ка оз­на­ме­но­ва­лось по­я­в­ле­ни­ем идей сен­ти­мен­та­лиз­ма, от­ра­зив­ших­ся в ли­ри­ко-ска­зо­ч­ных опе­рах Ст. Да­вы­до­ва и Ка­те­ри­но Ка­во­са. В го­ды Оте­че­ст­вен­ной вой­ны на­сту­пил па­т­ри­о­ти­че­с­кий подъ­ём, от­ра­зив­ший­ся на те­ма­ти­ке и жан­ро­вой ос­но­ве опер­но­го те­а­т­ра. Рус­ские ком­по­зи­то­ры ас­си­ми­ли­ро­ва­ли рус­ский пе­сен­ный ма­те­ри­ал и в ев­ро­пей­ских фор­мах, и в тра­ди­ци­он­ных жан­рах. На­ча­ло «рус­ско­му ро­ман­тиз­му» в опе­ре по­ло­жил А.Вер­стов­ский, от­ча­с­ти М.Глин­ка и А. Дар­го­мыж­ский на ран­них эта­пах твор­че­ст­ва, в ба­ле­те - А.Глуш­ков­ский, в во­каль­ной му­зы­ке - А.Вар­ла­мов, А.Гу­ри­лёв, А. Алябь­ев, М. Глин­ка и А. Дар­го­мыж­ский.

       Во вто­рой по­ло­ви­не ве­ка му­зы­каль­ный те­атр Рос­сии пред­ста­в­ля­ли  и ро­ман­ти­ки (А. Бо­ро­дин, А.Рубин­штейн, Це­зарь Кюи) и «на­род­ни­ки», боль­шей ча­стью "ку­ч­ки­сты" (М.Му­сорг­ский - наи­бо­лее яр­ко), от­ча­с­ти А. Се­ров и П. Чай­ков­ский; про­дол­жал свое раз­ви­тие и клас­си­цизм (Сер­гей Та­не­ев).

          На ру­бе­же XIX-XX сто­ле­тий по­я­ви­лись жан­ро­вые на­пра­в­ле­ния опер­но­го ис­кус­ст­ва с при­став­кой «нео». Рос­сия про­шла че­рез все из­ве­ст­ные в Ев­ро­пе сти­ли му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва, ос­та­вив бу­к­валь­но в ка­ж­дом из них не­по­в­то­ри­мые и уни­каль­ные по сво­ей са­мо­быт­но­сти ше­дев­ры - во­каль­ные и опер­ные, ба­лет­ные и сим­фо­ни­че­с­кие, кон­церт­ные и ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные... Ми­ро­вую из­ве­ст­ность при­об­ре­ла рус­ская ис­по­л­ни­тель­ская шко­ла.

 

На дол­гие де­ся­ти­ле­тия мо­гу­чая ок­ры­лён­ность ро­ман­ти­че­с­ких идей са­мо­го раз­но­го тол­ка да­ла им­пульс твор­че­с­ко­му раз­ви­тию на­ци­о­наль­ных ком­по­зи­тор­ских школ и по­ро­ди­ла не­воль­но но­вые сти­ли. Ро­ман­тизм под­чи­нил се­бе все об­ла­с­ти ху­до­же­ст­вен­ной жиз­ни. Его ши­ро­та и раз­но­об­ра­зие форм за­труд­ня­ют оп­ре­де­ле­ние со­дер­жа­ния и рас­кры­тие его. Он пре­тер­пел вли­я­ние Ве­ли­кой Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции, сти­му­ли­ро­вав­шей ста­но­в­ле­ние,  и Ре­с­тав­ра­ции, обу­сло­вив­шей  вну­т­рен­нее раз­ви­тие и эво­лю­ци­он­ный рост. Ху­до­ж­ни­ки по-раз­но­му от­но­си­лись к ро­ман­тиз­му: у не­ко­то­рых он вы­сту­пал в кон­цен­т­ри­ро­ван­ном ви­де (позд­ний Рос­си­ни), у иных при­хо­ди­ло ох­ла­ж­де­ние (Вер­ди, Бер­ли­оз, Глин­ка и Рим­ский-Кор­са­ков), но по боль­шей ча­с­ти это бы­ло вре­мен­ное яв­ле­ние. Мно­гие му­зы­кан­ты по­рой ре­з­ко пе­ре­хо­ди­ли из об­ла­с­ти но­ва­тор­ских  по­ис­ков к апо­ло­гии ста­ри­ны, а от кар­тин ре­аль­ной жиз­ни – к фан­та­сти­ке (ха­ра­к­тер­ный при­мер - опер­ное твор­че­ст­во М.И.Глин­ки: от «Жиз­ни за ца­ря, или Ива­на Су­са­ни­на» к «Ру­с­ла­ну и Люд­ми­ле», а впо­с­лед­ст­вии к за­мы­с­лу «Дву­му­ж­ни­цы» на со­ци­аль­ную те­му.

        Ху­до­ж­ник ро­ман­ти­че­с­кой эпо­хи ус­т­ре­мил­ся к по­ис­ку но­виз­ны, и сти­му­лом мно­го­гран­но­сти слу­жи­ло со­з­на­ние ве­ч­ной не­удо­в­ле­тво­рён­но­сти, свой­ст­вен­ное ро­ман­ти­кам. В сво­ей му­зы­ке они по­сто­ян­но пы­та­лись что-то разъ­я­с­нить и раз­ре­шить, со­з­да­вая тем са­мым оп­ре­де­лён­ное на­пря­же­ние, «го­ре­ние», по­гра­ни­ч­ные си­ту­а­ции че­ло­ве­че­с­кой пси­хи­ки. Впер­вые в му­зы­каль­ной пра­к­ти­ке эпо­хи ро­ман­тиз­ма рас­крыл­ся вну­т­рен­ний мир че­ло­ве­ка. Пер­вым но­вые спо­со­бы вы­ра­же­ния этих идей в му­зы­ке за­пе­чат­лел Люд­виг ван Бет­хо­вен. Э.-Т. -А. Гоф­ман: в очер­ке под на­зва­ни­ем "Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка Бет­хо­ве­на" от­ме­тил, что по­с­лед­не­му вен­ско­му клас­си­ку ста­ло те­с­но в рам­ках со­в­ре­мен­но­го ему сти­ля. "Че­ло­век, по­мо­ги се­бе сам!" -  бы­ло де­ви­зом вен­ско­го ком­по­зи­то­ра. Жа­ж­дой са­мо­ут­вер­жде­ния твор­че­с­кой ли­ч­но­сти про­ни­к­ну­та его му­зы­ка. Для са­мо­ут­вер­жде­ния же пред­ва­ри­тель­но не­об­хо­ди­мо бы­ло по­з­нать мир и лю­дей. Так за­ро­ж­дал­ся ро­ман­тизм, - от­ме­чал Гоф­ман (пер­вым при­ме­нив­ший тер­мин Но­ва­ли­са в от­но­ше­нии к му­зы­ке). "Ги­гант, чьи ша­ги мы не­из­мен­но слы­шим за со­бой", - спу­с­тя пол­ве­ка ска­зал о Бет­хо­ве­не Брамс. Лю­бое за­мет­ное ху­до­же­ст­вен­ное яв­ле­ние XIX ве­ка пе­ре­кли­ка­лось с иде­я­ми его на­сле­дия. Ро­мен Рол­лан за­ме­тил, что "Ге­ро­и­че­с­кая сим­фо­ния" Бет­хо­ве­на на де­сять лет пред­вос­хи­ти­ла  про­бу­ж­де­ние гер­ман­ской на­ции; он со­еди­нил мысль и дей­ст­вие, со­з­на­ние пре­тво­рил в под­виг. Вся его жизнь в этом смы­с­ле бы­ла под­ви­гом. Про­ти­во­ре­чия обу­ре­ва­ли его ду­шу и серд­це. Но ему от­кры­лись ве­ли­кие ис­ти­ны и па­ра­до­к­сы при­ро­ды - и он на­сы­тил ими своё твор­че­ст­во.

Сре­ди ве­ду­щих ин­те­ре­сов ро­ман­ти­ков бы­ла об­ласть не­по­з­на­ва­е­мо­го, ли­шён­но­го очер­та­ний, фор­мы, на­хо­дя­ще­го­ся в про­цес­се тво­ре­ния и ста­но­в­ле­ния. Они об­ла­да­ли обо­ст­рён­ным чув­ст­вом вос­при­ятия ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра и ру­ко­во­дство­ва­лись де­ви­зом: «всё но­вое – пре­кра­с­но».

                 Во всех ви­дах ис­кус­ст­ва ус­ма­т­ри­ва­лись еди­ные смысл и цель ­- сли­я­ние с та­ин­ст­вен­ной сущ­но­стью жиз­ни. От­сю­да - идея о син­те­зе всех ис­кусств, фор­ми­ру­ю­щих гар­мо­ни­че­с­ки раз­ви­тую ли­ч­ность: но­вые воз­мо­ж­но­сти от­кры­ва­лись в син­те­зе ху­до­же­ст­вен­ных средств му­зы­ки и те­а­т­ра, жи­во­пи­си и по­э­зии. Бо­лее все­го ро­ман­ти­че­с­кие ху­до­ж­ни­ки бла­го­во­ли­ли к му­зы­ке, вы­сво­бо­ж­да­ю­щей сти­хии жиз­ни, тру­д­но­уло­ви­мые под­час в сло­ве или же­с­те на­стро­е­ния ду­ши.

           В це­лом ро­ман­тизм XIX ве­ка стал в не­ко­то­ром ро­де «не­овоз­ро­ж­де­ни­ем».  Ху­до­ж­ни­ки стре­ми­лись к оцен­ке сущ­но­сти ве­ко­вых на­ко­п­ле­ний в ис­то­рии куль­ту­ры, си­с­те­ма­ти­че­с­ки изу­чая ду­хов­ное на­сле­дие Ан­ти­ч­но­сти, Сре­д­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния. Их не влёк к се­бе лишь клас­си­ци­ст­ский Рим. Ино­гда ро­ман­тизм по си­ле стра­сти, тя­ге к кон­т­ра­стам и ан­ти­те­зам срав­ни­ва­ют со сти­лем ба­рок­ко. В нем есть что-то и от на­ту­ра­лиз­ма: по­иск гар­мо­нии жиз­ни ос­ло­ж­ня­ет­ся про­яв­ле­ни­ем па­то­ло­ги­че­с­ки об­ри­со­ван­но­го зла с его фи­ло­со­фи­ей (по­рой в по­ло­жи­тель­ном смы­с­ле - т.н. де­мо­низм в му­зы­ке!) и ут­вер­жде­ни­ем все­мир­но­го тор­же­ст­ва этой си­лы. И здесь же – апо­ло­ге­ти­ка стра­даль­ца: по-ан­г­лий­ски замк­ну­то­го бай­ро­нов­ско­го Га­роль­да, не­ви­дя­ще­го для се­бя бу­ду­ще­го, и ша­то­б­ри­а­нов­ско­го Ре­не, в ду­ше ко­то­ро­го не уга­са­ет на­де­ж­да на до­с­ти­же­ние пу­тём упор­ных по­ис­ков иде­а­ла и гар­мо­нии, и за­ви­си­мо­го от чу­ж­дой ему сре­ды гоф­ма­нов­ско­го Крейс­ле­ра - ка­ж­дый из них стра­дал по-сво­ему. На­столь­ко мно­го­гран­ны и глу­бо­ки бы­ли и ком­по­зи­то­ры XIX ве­ка!

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (27.02.2011)
Просмотров: 2449 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024