РОЖДЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ
В МУЗЫКЕ 19 в.
Ø
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда
влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный...
А.С. Пушкин. Поэту.
Этот призыв во все времена вдохновлял
художников. Сознание свободы
творчества и безграничной мощи своих сил создало в своё время
культуру Ренессанса. Подобные устремления
питали и «штюрмеры» ХУШ века. Они
привели в действие идеи Великой французской революции. Но идеалы
Свободы, Равенства и Братства остались утопичными - и радужные
иллюзии писателей, композиторов, живописцев и скульпторов, несмотря
на оживление всей художественной жизни Европы, разочарованно
угасли. В середине XIX века художников ожидали новые пути развития,
иные образы и темы. Они подвигли творческие умы на поиски специфических,
новаторских приёмов и средств выразительности. "Романтический
век" не претендовал на доминирование лишь одного эстетического
направления, стиля. На 1-ю четверть XIX века (в рамках музыкального
искусства) пришлось и завершение классицизма и параллельное становление
романтизма. Невозможно точно определить первое безусловно романтическое
произведение В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Н.Паганини, или Ф. Шуберта.
Все они с равным правом могут претендовать на роль предтеч романтизма
и завершителей эпохи классицизма: одни в большей степени, другие -
в меньшей. Но благодаря целой плеяде гениев, творивших в русле нового
направления века – в романтизме -
этот стиль в скором времени стал в музыкальном искусстве уже
2-й четверти века основополагающим. Его представляли Роберт Шуман
и Карл-Мариа Вебер, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз
и Фредерик Шопен, Александр Верстовский, Михаил Глинка, молодой Александр
Даргомыжский... Поздний романтизм (3-я четверть века) наступил с осмыслением
действительности без прекрасных, но эфемерных иллюзий. Это время
"романтических битв" и формирования стилистики т.н. реализма.
К числу поздних романтиков,
в чьих произведениях романтические и реалистические тенденции
нередко совмещаются в органической единстве, относятся Ференц
Лист, Иоганнес Брамс, отчасти Рихард Вагнер и Пётр Чайковский и, конечно
же, русские "кучкисты". Порой трудно соотнести некоторых художников с каким-либо определённым
стилем, как А.Даргомыжского или М.Мусоргского.
Ближе к рубежу XIX-XX
веков в музыкальном искусстве рождается третье, столь же крупное
направление - переливчатая "заря будущего", блещущая
признаками новых стилей - т.н. модернизм. Во французской музыкальной
школе модернизм начинается с импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Для развития
самого представительного стиля века - романтизма - в каждой стране
складываются конкретные местные условия. Италия продолжает борьбу
за освобождение, объединение и возрождение страны, поэтому ведущей
темой во всех областях художественного творчества было сопротивление,
особенно ярко представленное в героико-романтических операх Дж.
Верди и в лирических драмах Дж. Пуччини. Этапы развития итальянской
оперы представлены именами выдающихся композиторов - Винченцо
Беллини, Гаэтано Доницетти, Руджьеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи.
Инструментальная музыка и исполнительство отошли на второй план,
выдвинув лишь одного уникального музыканта - Н. Паганини.
Концентрированной и насыщенной была
в XIX веке художественная жизнь Франции - страны, которая
находилась в самом центре общественно-политических проблем времени.
Париж сумел сосредоточить в I830-1840-x годах лучших мастеров Европы:
из Италии приезжали с гастролями Дж. Россини и Н. Паганини, из Германии
переселились во Францию Ж. Оффенбах и Дж. Мейербер. В эмиграции жили
и работали поляк французского происхождения Ф. Шопен и венгр Ф.
Лист. В расчёте на примадонн парижских театров писали свои лучшие
оперы Дж. Верди и Г. Доницетти. В столице Франции неоднократно бывали
Пётр Ильич Чайковский и Михаил Иванович Глинка, Рихард Вагнер и Феликс
Мендельсон. Трудно назвать композитора, который бы не выносил на
суд изысканной и пристрастной публики свои сочинения. Здесь почитали
честью выступить ведущие виртуозы времени - певцы, инструменталисты,
танцовщики и дирижёры.
К началу XIX века французская
опера уже достойно конкурировала с итальянской, поражая жанровым
разнообразием: комическая (Ф.Обер и Л.Герольд) и лирическая
(Шарль Гуно и Жюль Масснэ), «гранд – опера» - т.н. "большая опера"
(Г.Спонтини и Дж. Мейербер) и лирико-романтическая опера (Ф. Буальдьё).
На балетной сцене не было равных композиторам Адольфу Адану и Лео Делибу.
Новый жанр музыкального театра - оперетту - культивировали в Париже
Жак Оффенбах и Шарль Лекок.
В инструментальной
сфере творили Жорж Бизе и Гектор Берлиоз, разрабатывая симфонические
жанры и формы и изобретая новаторские композиции, круг образов,
приёмы выразительности (гармонию, тембры, ритмику и др.). Берлиоз
представлял первую половину века, Сен-Санс - вторую. Патриотическое
"движение обновления" вызвало появление новой композиторской
школы, реставрирующей национальные традиции старофранцузской
музыки. Её главой стал Сезар Франк, а членами - немало талантливых
молодых композиторов, знатоков истории музыки. Новые краски к
стилистической палитре века добавил импрессионист Клод Дебюсси
и неоимпрессионист Поль Дюка. Расцвела не только музыкальная жизнь
Франции - дополнительный импульс художники получали от множества
премьер, выставок и салонов, в которых демонстрировались результаты
экспериментов в различных областях творчества. Фантазию французов
будоражили и знаменитые Всемирные выставки.
В Германии происходило осмысление
текущих событий в жизни во всех областях искусства и литературы.
Художники увлекались наследием Средневековья. Австрия переживала
расцвет музыкального быта, концертного исполнительства. Со смертью
Л. ван Бетховена и Ф.Шуберта в этих странах к 1830 г. началось развитие
зрелого романтизма: Австрия вошла в пору подъёма (венский вальс и
оперетта), а в Германии интенсивно функционировали оперные театры
(К.-М.Вебера и Э.-Т.-А. Гофмана сменил на оперной сцене Рихард Вагнер).
На симфонической орбите блестяще проявили себя музыканты философского
склада - Антон Брукнер, Густав Малер и Иоганнес Брамс, ознаменовавшие
кульминацию и закат австро-немецкого романтизма.
Интенсивной была и художественная
жизнь Польши, одновременно продолжающей освободительную
борьбу за независимость государства. В результате её поражения
многие деятели науки, литературы и искусства оказались в эмиграции
(по большей части во Франции), в том числе проникновенный "поэт
фортепиано" и мастер миниатюры
Ф. Шопен. Благодаря его искусству польская музыка вышла в
авангард мирового искусства. Поляки-эмигранты проявляли обострённый
интерес к фольклору, собирая и записывая его. Композиторы нередко
цитировали народные напевы в своих сочинениях или пользовались
средствами ритмики, жанра (полонезы и мазурки). Помимо Ф.Шопена
в историю музыкальной культуры Польши вошли скрипачи Генрик Венявский
и Кароль Липиньский, пианистка Мария Шимановская, основоположник
национальной оперной школы К.Курпиньский, педагог Шопена - Йозеф
Эльснер, композитор М.Огиньский и др.
Столь же активно с середины
столетия начали развиваться и другие страны Европы, рождая своих
музыкальных классиков - в Норвегии - Эдвард Григ и Уле Булль, в Дании
- Нильс Гадэ, в Финляндии - Ян Сибелиус и т.д.
Наиболее блистательно проявила
себя в конце ХУШ века Россия. Духовность, талант, многосторонность
интересов, богатая фантазия, опора на древние традиции и вкупе с
этим готовность раскрыться навстречу неизведанному, поиск «себя в
себе» отличало русских художников
и писателей. На русской оперной сцене стремительно сменяли друг друга
итальянская комическая опера, затем "серьёзная» придворная.
Благодаря В.Сумарокову в столичных театрах стали ставиться первые
оперы на русском языке: так началась традиционная для того времени
борьба национального театра за выживание. Начало XIX века ознаменовалось
появлением идей сентиментализма, отразившихся в лирико-сказочных
операх Ст. Давыдова и Катерино Кавоса. В годы Отечественной войны
наступил патриотический подъём, отразившийся на тематике и жанровой
основе оперного театра. Русские композиторы ассимилировали
русский песенный материал и в европейских формах, и в традиционных
жанрах. Начало «русскому романтизму» в опере положил А.Верстовский,
отчасти М.Глинка и А. Даргомыжский на ранних этапах творчества, в
балете - А.Глушковский, в вокальной музыке - А.Варламов, А.Гурилёв,
А. Алябьев, М. Глинка и А. Даргомыжский.
Во второй половине века музыкальный
театр России представляли и романтики
(А. Бородин, А.Рубинштейн, Цезарь Кюи) и «народники», большей частью
"кучкисты" (М.Мусоргский - наиболее ярко), отчасти А. Серов
и П. Чайковский; продолжал свое развитие и классицизм (Сергей Танеев).
На рубеже XIX-XX столетий появились
жанровые направления оперного искусства с приставкой «нео». Россия
прошла через все известные в Европе стили музыкального искусства,
оставив буквально в каждом из них неповторимые и уникальные по
своей самобытности шедевры - вокальные и оперные, балетные и симфонические,
концертные и камерно-инструментальные... Мировую известность приобрела
русская исполнительская школа.
На долгие десятилетия
могучая окрылённость романтических идей самого разного толка дала
импульс творческому развитию национальных композиторских школ и
породила невольно новые стили. Романтизм подчинил себе все области
художественной жизни. Его широта и разнообразие форм затрудняют
определение содержания и раскрытие его. Он претерпел влияние Великой
Французской революции, стимулировавшей становление, и Реставрации, обусловившей внутреннее развитие и эволюционный
рост. Художники по-разному относились к романтизму: у некоторых
он выступал в концентрированном виде (поздний Россини), у иных приходило
охлаждение (Верди, Берлиоз, Глинка и Римский-Корсаков), но по большей
части это было временное явление. Многие музыканты порой резко переходили
из области новаторских поисков к
апологии старины, а от картин реальной жизни – к фантастике (характерный
пример - оперное творчество М.И.Глинки: от «Жизни за царя, или Ивана
Сусанина» к «Руслану и Людмиле», а впоследствии к замыслу «Двумужницы»
на социальную тему.
Художник романтической эпохи
устремился к поиску новизны, и стимулом многогранности служило
сознание вечной неудовлетворённости, свойственное романтикам.
В своей музыке они постоянно пытались что-то разъяснить и разрешить,
создавая тем самым определённое напряжение, «горение», пограничные
ситуации человеческой психики. Впервые в музыкальной практике
эпохи романтизма раскрылся внутренний мир человека. Первым новые
способы выражения этих идей в музыке запечатлел Людвиг ван Бетховен.
Э.-Т. -А. Гофман: в очерке под названием "Инструментальная
музыка Бетховена" отметил, что последнему венскому классику
стало тесно в рамках современного ему стиля. "Человек, помоги
себе сам!" - было девизом венского
композитора. Жаждой самоутверждения творческой личности проникнута
его музыка. Для самоутверждения же предварительно необходимо было
познать мир и людей. Так зарождался романтизм, - отмечал Гофман
(первым применивший термин Новалиса в отношении к музыке).
"Гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой", - спустя
полвека сказал о Бетховене Брамс. Любое заметное художественное
явление XIX века перекликалось с идеями его наследия. Ромен Роллан
заметил, что "Героическая симфония" Бетховена на десять
лет предвосхитила пробуждение
германской нации; он соединил мысль и действие, сознание претворил
в подвиг. Вся его жизнь в этом смысле была подвигом. Противоречия обуревали
его душу и сердце. Но ему открылись великие истины и парадоксы природы
- и он насытил ими своё творчество.
Среди ведущих интересов
романтиков была область непознаваемого, лишённого очертаний,
формы, находящегося в процессе творения и становления. Они обладали
обострённым чувством восприятия окружающего мира и руководствовались
девизом: «всё новое – прекрасно».
Во всех видах искусства усматривались
единые смысл и цель - слияние с таинственной сущностью жизни. Отсюда
- идея о синтезе всех искусств, формирующих гармонически развитую
личность: новые возможности открывались в синтезе художественных
средств музыки и театра, живописи и поэзии. Более всего романтические
художники благоволили к музыке, высвобождающей стихии жизни,
трудноуловимые подчас в слове или жесте настроения души.
В целом романтизм XIX века стал
в некотором роде «неовозрождением».
Художники стремились к оценке сущности вековых накоплений
в истории культуры, систематически изучая духовное наследие Античности,
Средневековья, Возрождения. Их не влёк к себе лишь классицистский
Рим. Иногда романтизм по силе страсти, тяге к контрастам и антитезам
сравнивают со стилем барокко. В нем есть что-то и от натурализма: поиск
гармонии жизни осложняется проявлением патологически обрисованного
зла с его философией (порой в положительном смысле - т.н. демонизм
в музыке!) и утверждением всемирного торжества этой силы. И здесь
же – апологетика страдальца: по-английски замкнутого байроновского
Гарольда, невидящего для себя будущего, и шатобриановского Рене,
в душе которого не угасает надежда на достижение путём упорных
поисков идеала и гармонии, и зависимого от чуждой ему среды гофмановского
Крейслера - каждый из них страдал по-своему. Настолько многогранны и
глубоки были и композиторы XIX века!