Достаточно лишь беглого взгляда
на творчество Шумана, чтобы увидеть, что его музыка насквозь литературна.
«Манфред », песенные циклы по произведениям Шамиссо, Гейне, Гете и, конечно
же,«Крейслериана » — все это блестящие примеры того, как глубоко и тонко чувствовал
композитор художественную литературу (в особенности ему, конечно, были близки
произведения писателей-романтиков).
Прототипом лирического героя «Крейслерианы» стал капельмейстер Иоганнес
Крейслер, рожденный воображением Э.Т.А.Гофмана. Этот музыкант, чье сердце горит
любовью к чистому искусству, вынужден «продаваться » за кусок хлеба, ублажать
обывателей, хотя их образ мыслей ему глубоко отвратителен. Мечтая о гармонии,
он не находит ее не только в окружающем мире, но и в своем собственном творчестве,
ибо ему кажется, что божественные звуки, которыми полна его душа, становятся,
выливаясь на бумагу, невыразительны и жалки. Во многих случаях устами Крейслера
«глаголет» сам Гофман. Его жизнью писатель подтверждает свою основную мысль — о
том, что смысл человеческого существования может заключаться лишь в неустанном
поиске гармонии и служении искусству. Но, увы, художник, не умеющий быть
«хорошим зубчатым колесом в государственной мельнице»,— изгой в мире, где
правят «лавочники». И не только все свои помыслы и устремления приходится
приносить «Крейсле-рам » на алтарь искусства, но и жертвовать ему — иногда в
самом непереносном смысле слова — своею жизнью.
Мятущийся, ранимый Крейслер, несомненно, был близок и понятен сердцу
Шумана. Ведь и он сам — и как композитор, и как публицист,— восставал против
мещанства во всех его проявлениях. И Крейслер, и Шуман не умели жить «без
божества, без вдохновенья » и сполна заплатили за это свое неуменье. Правда,в
1838 году, когда создава-лась первая редакция «Креслерианы », Шуман еще не мог
знать о том, какая расплата его ожидает. Но, возможно, он догадывался об этом в
1850 году, работая над ее второй редакцией?
|