Метерлинк (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент,
— 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке.
Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции.
Идеалистические символистские взгляды раннего
Метерлинка (изложены в книге «Сокровище смиренных», 1896) — реакция протеста
против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В
1889 вышел сборник стихов Метерлинка «Теплицы», в 1896 — сборник «12 песен» (в
1900 — «15 песен»). Человек в ранних пьесах Метерлинка — жертва рока (сказка
«Принцесса Мален», 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», обе 1890;
драма «Пелеас и Мелисанда», 1892); это драматургия молчания, намёков и
недомолвок.
В пьесе «Смерть Тентажиля» (1894) намечена тема
бунта против рока. В пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя
Борода» (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга «Мудрость и
судьба» (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики.
В работе «Сокровенный храм» (1902) Метерлинк
призывает к творческой и социальной активности; в этот период Метерлинк близок
к социалистическим кругам. Драма «Сестра Беатриса» (1900) направлена против
аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма «Монна Ванна»
(1902) утверждает героический подвиг во имя Родины.
В статьях тех лет Метерлинк выступает против
фатализма в жизни и искусстве. Пьеса «Чудо святого Антония» (1903) — острая
антибуржуазная сатира. В 1905 Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица»,
исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые
она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор — в репертуаре
этого театра.
В годы 1-й мировой войны 1914—18
Метерлинк-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса «Обручение» (1918)
продолжает рассказ об одном из героев «Синей птицы». Пьесы, написанные позднее,
менее значительны («Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли», 1919; «Жанна д'Арк»,
1945, и др.).
Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914
Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули Метерлинка от
общественной проблематики. Трактаты Метерлинка «Жизнь пространства» (1928),
«Перед лицом бога» (1937) и др. исполнены мистицизма. Метерлинку принадлежат
натурфилософские книги «Жизнь пчёл» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь
термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930), где наблюдения над природой
проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 Метерлинк уехал в США, вернулся во
Францию в 1947. Написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)»
(1948). Гуманистические пьесы Метерлинка периода 1896—1918 вошли в репертуар
мирового театра. Нобелевская премия (1911).
-----
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк
Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink
Бельгийский драматург и философ, лауреат
Нобелевской премии по литературе
Родился 29 августа 1862г. в Генте, во
фламандской семье.
Сначала учится в иезуитском колледже.
Затем изучает право в Париже.
1886 – принят в гентскую коллегию адвокатов, но
к этому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де Лиль-Аданом и другими
поэтами-символистами определяется его литературные интересы, и вскоре он
оставляет адвокатуру.
1887 – выпускает первую книгу стихов «Теплицы»
(Les Serres chaudes), в которой воплотилось настроение и содержание ранних драм
Метерлинка, которые относят к «статическому театру» или к «театру молчания».
1889 – выходит первая пьеса-сказка «Принцесса
Мален» (La Princesse
Maleine), созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка
Мален». Однако сказочные мотивы подвергаются значительной переработке: тайна,
неведомое, злое, молчание, скрывающее непознаваемые тайны души и мира,
становятся основным содержанием произведения. Драма, как и первый сборник
стихов, не находят читателя и не раскупаются. Однако Метерлинк посылает
«Принцессу Мален» главе французских символистов Стефану Малларме. Символисты
находят в пьесе созвучные идеи и образы, близкую им философию.
1891 – в Париже в театре «Искусство» состоится
премьера пьесы «Непрошенная» (L’Intruse, 1890). Эта и несколько последующих
пьес («Слепые», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля») сам автор относит к театру
марионеток. Метерлинк считает, что человека на сцене вернее всего представит
марионетка, ибо любой актёр внесёт в свою игру много личного, его же герои
представляют человека вообще. Вместе с тем, герои Метерлинка действительно
являются марионетками, ибо не они сами выбирают свой жизненный путь, но
подчиняются неведомой и страшной силе, существующей вне человека.
Кроме того, ранние пьесы Метерлинка называют
«театром ожидания». «Непрошенная» воспроизводит ожидание рядом с комнатой
роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует
приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной
жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку.
Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти,
внезапному страданию, горю, утратам.
1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная
драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что
они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности
распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым,
беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на
страдание.
1892 – пьеса, несоответствующая законам «театра
ожидания», «Пелеас и Мелисанда» (Pelleas et Melisande), на её сюжет
композитор-экспрессионист Клод Дебюсси пишет оперу. Для этой пьесы характерна
тема бессилия человека перед злым Роком, его неспособность понять себя, своё
назначение, свою судьбу.
1894 – пьеса «Там внутри» (Interieur), которая,
при различии изображаемых событий, повторяет идеи «Непрошенной» об обречённости
человека страданиям, о невозможности предугадать то, что его ожидает. Также
выходит пьеса «Смерть Тентажиля» (La
Mort de Tintagiles), последняя из цикла «драм ожидания», в
которой статика оказывается поколебленной – воспроизведение ожидания
превращается в показ протеста любви против зла, пусть ещё и не удачного.
1896 – выходит развёрнутый манифест символизма –
книга эссе «Сокровище смиренных» (Le Tresor des Humbles), в одной из статей
которой – «Трагизм повседневной жизни» – изложены эстетические взгляды
Метерлинка. Главной задачей театра он считает воспроизведение мгновений, когда
человек общается с таинственными сферами духа; поскольку слово материально,
общение наиболее полно происходит в молчании.
В том же году написана пьеса «Аглавена и
Селизетта» (Aglavaine et Seliysette), близкая по типу изображения мира и
человека, по проблематике к «Пелеасу и Мелисанде». Также написана пьеса «Ариана
и Синяя Борода» (Ariane et Barbe Bleue), созданная, как и первая драма
Метерлинка на сюжет сказки, на этот раз Ш.Перро, и имеет подзаголовок «Тщетное
освобождение». Здесь тайна, стоявшая за всеми персонажами Метерлинка, как нечно
грозное, непознаваемое, утратила свою трансцендентальную сущность. Причина
несвободы людей кроется в них самих.
1896 – Метерлинк переезжает во Францию. В этом
же году выходит работа «Мудрость и судьба» (La sagesse et la destinee),
открывающая цикл философских эссе, посвящённых проблемам познания и этики.
1900 – драма «Сестра Беатриса» (La s?ur
Beatrice), направленная против аскетизма, воспевающая полнокровную земную
жизнь.
1901 – выходит работа натурфилософского
характера «Жизнь пчёл» (La Vie
des abeilles).
1902 – книга «Сокровенный храм» (Le temple
enseveli), в которой Метерлинк пересматривает своё отношение к положению
человека в мире. Вечная истина состоит в том, что человек – ничтожная пылинка
во вселенной; на этом были построены все прежние драмы Метерлинка. Но вместе с
тем, считает теперь драматург, человек для самого себя – неповторимая личность,
его жизнь уникальна. Это убеждение сообщает человеку активность, которой он
раньше был лишён. Такая позиция заставляет писателя отречься от прежнего
убеждения, что надо изображать общечеловеческое в психологии. Теперь он
стремится создавать психологически индивидуализированные характеры, и первой из
таких драм становится написанная в этом же году пьеса «Монна Ванна» (Monna
Vanna).
1903 – драма «Чудо Святого Антония» (Le Miracle
Saint Antoine) – сатира на современный мир.
1907 – книга натурфилософского характера «Разум
цветов» (L’Intelligence des fleurs).
1908 – пьеса «Синяя птица» (L'Oiseau bleu),
являющаяся авторской интерпретацией целого ряда сказочных мотивов, главная цель
которых – рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и
добра. Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передаёт
К.С.Станиславскому.
1911 – Метерлинк получает Нобелевскую премию «за
многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические
произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В
своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и
Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня.
Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда
была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. предложили
стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение,
поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.
1919 – написана романтическая драма «Бургомистр
города Стильмонда» (Le Bourgmestre de Stilmonde), в которой находит отражение
отношение Метерлинка к Первой мировой войне, к её жестокости, к разрушению всех
гуманистических ценностей. Драма того же года «Соль жизни» (Le Sel de la Vie) снова воспроизводит
конфликт гуманизма и жестокости на войне.
1932 – Метерлинку пожалован титул графа.
1940 – после начала Второй мировой войны
писатель переезжает в США.
1947 – возвращается во Францию.
6 мая 1949 – Метерлинк умер в своём замке в
Ницце.
С именем Метерлинка связано
рождение нового театра, где основное внимание сосредоточено на сложной и
скрытой душевной жизни человека. Внешнее действие заменено внутренним. Открытия
Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.