В
фортепианном цикле Шумана «Карнавал» (1835) нашли выражение многие характерные
стороны творчества композитора. Это прежде всего дар меткой образной
характеристики. В произведении относительно самостоятельные пьесы-миниатюры
следуют одна за другой, создавая единый поток образов.
Произведение, по свидетельству Шумана, создавалось
во время Лейпцигского карнавала 1835 года. Оно открывается «Преамбулой»,
рисующей картину праздника; здесь и ликующая торжественность, и весёлая суета,
и лирика. Далее проходят маски, типичные для итальянской народной комедии.
Музыка изображает ленивого мешковатого Пьеро, остроумного Арлекина и веселую
Коломбину, танцующую в паре с болтливым стариком Панталоне. Здесь и
таинственные маски «Танцующих букв», и беглые портретные зарисовки тех, кто
волновал воображение композитора: головокружительный виртуоз Паганини и нежный
Шопен. Личность самого автора «Карнавала» выражена в музыкальных портретах
Флорестана и Евсебия (под этими именами, олицетворяющими разные стороны натуры
Шумана, он часто выступал в печати). Музыка Флорестана передает нетерпеливую
страстность, изменчивость настроения; в образе Евсебия преобладает мягкость и
томная мечтательность. Сердечные симпатии автора – портреты двух героинь;
«Эстреллы» (Эрнестины фон Фрикен) и «Киарины» (Клара Вик, впоследствии жена
Шумана). Обе пьесы выдержаны в характере романтического вальса; в первом больше
внешней увлекательности, пылкости, во втором – задушевности, теплоты. Финал
«Карнавала» в шутливой форме рисует поход давидсбюндлеров. Так Шуман называл
круг своих единомышленников, защищавших идеалы прогрессивного искусства.
Давидсбюндлеры охарактеризованы маршем героического характера, а их противники
– филистеры (мещане и рутинеры) – старомодным немецким танцем «Гросфатер». Пафос
произведения Шумана заключен в показе столкновений разнохарактерных образов и
сцен. Усиливающийся к концу «Карнавала» подъем чувств выражает победу вольного
духа «бюндлерства» над тупым филистерством. «Карнавал» имеет подзаголовок
«маленькие сцены, написанные на четыре ноты». Буквенное обозначение их
составляет название чешского городка Аш (А – Es – С – Н), где жила Эрнестина
фон Фрикен, а три из них (Es – С – Н) – первую букву фамилии композитора. Эти
звуки и играют роль музыкальной темы «Карнавала». Варьируясь во всех пьесах
цикла, она как бы связывает их нитью мелодического родства.
|