Вторник, 30.04.2024, 15:17

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Оперы Вебера (содержание, краткий обзор)


 



           

                                                           Вебер "Вольный стрелок".

    Вебер был ещё сыном XVIII века: моложе Бетховена на шестнадцать лет, он умер почти за год до него, однако кажется музыкантом более современным, чем классики или тот же Шуберт... Вебер был не только музыкантом-творцом, блистательным, виртуозным пианистом, дирижёром знаменитого оркестра, но и великим организатором. В этом он походил на Глюка; только у него была более сложная задача, потому что он работал в убогой обстановке Праги и Дрездена и не имел ни сильного характера, ни бесспорной славы Глюка...

    КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (Weber). Девятый сын пехотного офицера, посвятившего себя музыке, после того, как его племянница Констанца вышла замуж за Моцарта. Вебер получает первые уроки музыки у сводного брата Фридриха, затем учится в Зальцбурге у Михаэля Гайдна и в Мюнхене у Калхера и Валези (композиция и пение). В тринадцать лет сочиняет первую оперу (не дошедшую до нас). Следует недолгий период работы с отцом в музыкальной литографии, затем совершенствует свои знания у аббата Фоглера в Вене и Дармштадте. Переезжает с места на место, работая пианистом и дирижёром; в 1817 году женится на певице Каролине Бранд и организует в Дрездене театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) ставит в Лондоне оперу "Оберон" (1826), принятую с энтузиазмом.

    Оперы: Сильвана (1810), Абу Гасан (1811), Прециоза (1821), Вольный стрелок (1821), Три Пинто (1888), Эврианта (1823), Оберон (1826).

    Когда Вебер в 1821 году представил "Вольного стрелка", он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего "Вильгельма Телля" в 1829 году. Уже в увертюре "Вольного стрелка" Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого.     Романтическая опера в трех действиях "Вольный стрелок" (Волшебный стрелок) написана по мотивам старых саксонских легенд (либретто Ф. Кинда). В области оперного искусства он оказался в Германии редчайшим феноменом - одним из немногих прирождённых оперных композиторов. Его призвание определилось без труда: уже с пятнадцати лет он знал, чего требует сцена... Жизнь его была столь деятельной, столь богатой событиями, что кажется намного длиннее жизни Моцарта, в действительности же - всего на четыре года. Вебер - основоположник немецкого национально-романтического музыкального театра. Три его лучшие оперы - "Вольный стрелок”, "Эврианта” и "Оберон” – указали три различных направления, по которым происходило дальнейшее развитие оперного искусства в Германии. В "Вольном стрелке”, написанном по мотивам старых саксонских легенд, есть все, чем дышит душа человека, – реальное и ирреальное, волшебство и натурализм, счастье и страдание, любовь и разлука … История охотника Макса и его прекрасной возлюбленной Агаты дает не только прекрасный материал для вокалистов, но и развязывает воображение режиссера и сценографа.

    В своей статье о постановке "Вольного стрелка” Э. Т. А. Гофман писал: "Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы… После Моцарта не было написано ничего более значительного в области немецкой оперы, чем бетховенский Фиделио и Вольный стрелок. Новое в форме и выражении, сила и смелость, даже острота в гармонии, редкое богатство фантазии, непревзойдённая передача настроения, где нужно – поразительная глубина, при этом всё отмеченное печатью оригинальности – таковы элементы, из которых Вебер соткал своё произведение”.

    Действующие лица: Граф Оттокар (баритон), Куно, графский лесничий (бас), Агата, его дочь (сопрано), Анхен, её подруга (сопрано), Каспар, егерь (бас), Макс, егерь (тенор), Пустынник (бас), Килиан (баритон), Самиель, "чёрный охотник" (без пения); крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.     Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 году).

    Действие первое. Площадь в деревне с мишенью для стрельбы. Крестьянин Килиан лучше всех попадал в цель и получил кличку "стрелкового короля". Крестьяне поздравляют "короля". Общее веселье не разделяет егерь Макс. Он не попал в цель и, мрачный, сидит в стороне. Килиан начинает высмеивать плохого стрелка. К нему присоединяются и крестьяне. Макс долго терпеливо переносит все шутки, но потом не выдерживает и вступает в драку. В эту минуту к толпе подходит лесничий графа Оттокара Куно и останавливает Макса. Куно, считавший Макса прекрасным стрелком, удивляется его несчастью и выражает надежду, что в завтрашнем публичном состязании в стрельбе Макс окажется победителем. Лесничий рассказывает историю этого состязания: лесник одного из предков нынешнего владетельного графа однажды подстрелил оленя, к спине которого крестьянами был привязан вор; и с тех пор, по распоряжению графа, звание лесничего предоставляется лишь тому из кандидатов, кто окажется победителем на состязании в стрельбе. Для Макса завтрашнее состязание имеет огромное значение: если он не попадёт в цель, Куно никогда не выдаст за него свою дочь Агату. Максу кажется, что его преследует судьба, и его тревожит исход предстоящего соревнования. Появляется его товарищ егерь Каспар и злорадно смеётся над ним. Куно успокаивает Макса, советуя ему положиться на провидение. Когда все уходят, Каспар поит Макса вином, старается развлечь его песнями и уговаривает запастись волшебными пулями от призрака-охотника Самиэля. Одну из таких пуль Каспар даёт Максу, и тот расстреливает ею орла. Макс договаривается с Каспаром о встрече в полночь в проклятом месте, называемом "волчьим оврагом". Каспар торжествует: он теперь не сомневается в том, что ему удастся отомстить Агате, от которой он получил отказ.

    Действие второе. Картина первая. Комната в доме лесничего Куно. Агата сидит за шитьём. Её подруга Анхен, стоя на стуле, прибивает к стене портрет какого-то предка, который падает в ту минуту, когда Макс застрелил орла. Агата находится в мрачном настроении, предчувствуя что-то недоброе. Анхен напоминает ей о предстоящей свадьбе, старается развлечь её шутками и затем уходит. Агата наедине предаётся мечтам о Максе, молится за него и, заметив его издали, радостно идёт ему навстречу. Входят Макс и Анхен. Макс заявляет девушкам, что ему удалось застрелить оленя; олень свалился в "волчий овраг" и, несмотря на поздний час, Макс должен отправиться за ним сейчас, чтобы поутру кто-нибудь не унёс его. Девушки тщетно уговаривают Макса не ходить в полночь в проклятое место. Макс не внимает их мольбам и, уверяя, что его влечёт туда судьба, убегает.

    Картина вторая. "Волчий овраг". Каспар в ожидании Макса заключает договор с демоническим охотником Самиэлем, которому он продаёт свою жизнь. Но затем вместо себя предлагает Макса. Призрак загадочно отвечает: "Он или ты". В это время с вершины в овраг спускается Макс, его удерживает тень матери, но Самиэль вызывает призрак Агаты, и Макс после некоторого колебания сходит вниз. Макс принимается за приготовление семи волшебных пуль из материала, доставляемого Каспаром. Их окружают адские видения. При последней, самой роковой пуле, появляется призрак Самиэля, и оба егеря падают полумёртвые от ужаса на землю.

    Действие третье. Картина первая. Комната Агаты. Агата молится. Мрачные предчувствия не покидают её. Она убита печалью. Появляется Анхен и снова старается развлечь её. Мало-помалу это ей удаётся. Анхен рассказывает подруге, как однажды её тётке являлся призрак, оказавшийся цепной собакой. Затем приходят дружки, поздравляющие Агату как невесту Макса. Но и тут не обходится без дурного предзнаменования: дружки вместо свадебного принесли по ошибке могильный венок. Весёлая Анхен не перестаёт шутить, стараясь отвлечь внимание Агаты от этого печального случая.

    Картина вторая. Глухой лес. Проходят охотники с весёлой песней. Среди них Макс и Каспар. У Макса осталась только одна пуля, и он просит ещё одну у Каспара. Но тот отказывает ему в этом и убивает своей шестой пулей лисицу. Таким образом для предстоящего состязания у Макса остаётся только одна роковая, седьмая пуля.

    Картина третья. Площадь, на которой должно состояться состязание в стрельбе. Граф Оттокар, владелец лесничества, приказывает Максу выстрелить в белого голубя на лету. В то время как Макс уже начинает прицеливаться, на горе показывается Агата, сопровождаемая старцем-пустынником, и в испуге кричит Максу, чтобы он не стрелял. От этого окрика у Макса дрогнула рука. Он застрелил не голубя, а спрятавшегося за деревом Каспара. Раздаётся злобный хохот Самиэля. Агата падает без чувств; потом она постепенно приходит в себя. Граф Оттокар приходит в ярость от неудачного выстрела и грозит изгнать негодного стрелка из своей страны. За Макса вступается благочестивый старец. Он сообщает графу о коварных проделках Каспара и просит дать Максу на исправление год, а обычай состязания уничтожить навсегда. Граф уступает к великой радости Агаты и Макса, счастливому союзу которых теперь ничто уже не может помешать.

    Вебер прекрасно знал вкусы демократической аудитории. Раннее общение с театром выработало у него особую чуткость к устремлениям слушателей. Однако он не подлаживался к отсталым вкусам, а отстаивал свои новые, романтические взгляды. Отсюда - удивительное сочетание новаторства и демократичности, редкой доступности его музыки. Уже большая увертюра была новаторской для своего времени. Вебер целиком построил её на мотивах, взятых из оперы (что было тогда необычным), и путём их чередования, сопоставления, столкновения, сумел передать не только общее настроение последующей драмы, но и показать её основные противоборствующие силы, раскрыть главную идею. Ликующей песней победы звучит музыкальная тема Агаты, завершающая увертюру и всю оперу. Подобно ранним своим произведениям, Вебер и в "Вольном стрелке" обратился к популярному жанру зингшпиля - комической опреы, где музыкальные номера чередовались с разговорными диалогами. (например, Похищение из Сераля и Волшебная флейта Моцарта).     Первые же номера сразу передают общее настроение оперы - простодушное народное веселье. Хор сменяется незамысловатой музыкой крестьянского марша, который исполняют деревенские музыканты (причём мелодия баса ограничена двумя нотами). Резким контрастом звучат первые музыкальные фразы Макса; они полны смятения и скорби. И снова беззаботное веселье слышится в хоре охотников и крестьян. Завершает народные сцены деревенский вальс с неизменно повторяющейся простенькой мелодией, какие Веберу, вероятно, не раз приходилось слышать в кабачках и на сельских праздниках. Большая ария Макса рисует сложные душевные переживания героя. Здесь Вебер показал себя подлинным мастером оперной характеристики, свободно, непринуждённо чередуя контрастные мелодии; важную роль играет тревожный, зловещий мотив, звучащий в оркестре - характеристика Самьеля, неизменно возникающая при его появлении на сцене. Вольный стрелок богат различными музыкальными характеристиками, воплощёнными в ариях, песнях, ариеттах, каватинах, романсах. Для каждого героя Вебер находит свой музыкальный язык. Так, завершающие первый акт песня и ария Каспара не похожи на арию колеблющегося, сомневающегося Макса. Песня Каспара выдержана в демоническом духе, в ней звучат горькая насмешка, ирония, цинизм. Ария раскрывает другую сторону его характера - непреклонную волю, неудержимую жажду мести; Каспар страшен в своём торжестве. Совершенно различны характеристики двух героинь - Агаты и Анхен. Вебер любил образ беззаботной и шаловливой Анхен, и уделил ему большое место в своей опере (жена Каролина). Её ариетта во втором действии напоминает весёлый задорный полонез; звонкая подвижная мелодия передаёт быструю речь девушки. Романс и ария Анхен из третьего акта построены на контрасте настроений. Романс - рассказ о мнимом привидении - написан в преувеличенно мрачных, жутких тонах; в нём слышатся вопли и стоны, постоянное тремоло в сопровождении подчёркивает зловещий колорит. Последующая ария с грациозной мелодией и танцевальным ритмом - вновь рисует весёлый и беззаботный характер Анхен. Иной склад отличает музыкальную характеристику Агаты. У неё также два сольных эпизода - ария во втором акте и каватина в третьем. Особенно замечательна большая ария Агаты, чутко передающая богатство её душевного мира, тончайшие оттенки переживаний: задумчивость, мечтательность, сомнения, надежду и, наконец, ничем не омрачённое радостное ликование. Вебер не придерживается здесь традиционной формы, мелодии свободно сменяют одна другую. Важную роль играет в опере последняя из них - яркая находка композитора (она завершает увертюру и всю оперу).  Противостоящие героям силы зла особенно рельефно воплощены в финале второго акта - в романтической сцене в Волчьем ущелье. Своим необычным, новаторским характером она вызвала шумные восторги публики и многочисленные подражания. Современников поражало оркестровое мастерство Вебера в воплощении столь излюбленных романтиками жутких, фантастических картин, когда слушатели словно видели в музыке и стремительно мчащиеся грозовые тучи, и струящийся водопад, и светящиеся глаза совы, и дикую охоту, и бурю, вырывающую с корнем деревья. Но не только фантастика в Вольном стрелке поразила воображение современников. Простые хоры, так напоминающие народные песни, на следующий день после премьеры распевались повсюду. Это был удалой хор охотников, сходный с некоторыми патриотическими песнями из сборника "Лира и Меч", и особенно хор подружек невесты "Девичий венок", названный Вебером народной песней. Простая, незамысловатая, и далеко не самая совершенная опера сразу же завоевала всенародное признание и принесла Веберу славу основоположника немецкого национально-романтического музыкального театра. Ведь в "Волшебном стрелке", есть все, чем дышит душа человека, - реальное и ирреальное, волшебство и натурализм, счастье и страдание, любовь и разлука… История охотника Макса и его прекрасной возлюбленной Агаты дает не только прекрасный материал для вокалистов, но и развязывает воображение режиссера и сценографа. Первое представление этой немецкой романтической оперы состоялось в 1821 году в Берлинском королевском театре, и с тех пор она прочно вошла в мировой оперный репертуар.

                       Оперные увертюры Вебера ("Вольный стрелок”, "Эврианта”, "Оберон”).     

    В увертюре к Вольному стрелку передаётся в сжатом виде драматическое содержание оперы и её основная идея. В этом отношении образцом для Вебера послужили произведения Бетховена (Эгмонт, Леонора №3). Но в отличие от бетховенских, увертюра Вебера строится исключительно на тематическом материале оперы, и именно такой принцип прочно вошёл в творческую практику.     Увертюра к Волшебному стрелку написана в сонатной форме. В ней в контрастном сопоставлении проходят основные темы оперы, являющиеся в то же время музыкальными характеристиками её центральных персонажей или действующих сил. В медленном вступлении (Adagio) предстают оба плана оперы: простая, народного склада мелодия четырёх валторн с простым гармоническим сопровождением и лейтмотив Самьеля - Чёрного Охотника: фантастический мрачный образ обрисовывается тремоло в низких оркестровых регистрах, гармонией уменьшённого септаккорда, синкопированными ударами литавр pianissimo. Главная и связующая партии экспозиции построены на материале, связанном с образами адских сил. Побочная партия включает в себя две тема: Макса и Агаты.     В разработке все темы приходят в непосредственное соприкосновение и столкновение, адским темам противопоставлены темы Агаты и Макса. Реприза возникает как продолжение темы Макса, но заполняется демоническим материалом. В сложной мотивной разработке тема Макса будто сливается с лейтмотивом Самьеля, теряет свою самостоятельность, будто бы полностью подчиняясь духам тьмы, но совершенно внезапно, после длительной ферматы, мощным взрывом радости и ликования звучит в коде тема Агаты – fortissimo, tutti, C-dur, маршевость, характер апофеоза.

    После Вольного стрелка Вебер хотел попробовать силы в более сложном жанре – в большой романтической опере с непрерывным музыкальным развитием.  Запутанный сюжет Эврианты кажется слабым и надуманным. Только свежая, яркая, искренняя музыка Вебера спасла Эврианту от забвения. Блестящая увертюра, построенная на темах оперы, вводит в героическую атмосферу произведения. В ней нет музыкальных тем, связанных с кроткой и нежной героиней. Приподнятые, рыцарственные мелодии с энергичным маршевым ритмом взяты из сцены спора Адоляра с Лизиартом и из арии Адоляра, воспевающего любовь и верность. Этим ярким, ликующим образам противостоит таинственный мир духов – приглушённо, загадочно звучат аккорды, которые в опере сопровождают рассказ Эврианты о роковом кольце с ядом. Следующая за тем грозная тема – словно тяжёлые, зловещие шаги – напоминает о враждебных силах, едва не погубивших счастье героев. И наконец торжествуют светлые героические мелодии, открывающие увертюру.

    "Оберон” на темы Шекспира был написан по заказу лондонского театра Ковент-Гарден. Как и в предыдущих произведениях, Вебер стремился передать местный колорит. Это тоже завоевание романтизма: если у Моцарт о Египте в Волшебной флейте можно было узнать только из текста либретто, то Вебер использовал подлинные восточные мелодии, записанные путешественниками в Аравии и Турции (например, комический марш и хор стражей гарема в финале первого действия). Последней – 9 апреля 1826 года, уже в Лондоне – была написана увертюра. В отличие от Вольного стрелка, где увертюра в сжатой форме повествовала о будущей драме, увертюра к "Оберону”, в соответствии с характером оперы-феерии, знакомит слушателей с основными персонажами и событиями, словно мелькающими в пёстром хороводе. Звучит таинственный рог Оберона, порхают легкокрылые эльфы; их сменяют рыцари и дамы императора Карла Великого, шествующие в торжественном марше. Главные герои бегут из дворца на волю, и музыка передаёт их волнение и радость; лирический центр увертюры составляют две певучие мелодии, характеризующие главных героев – Гюона и Рецию. Эта юношески свежая, вдохновенная, искрящаяся увертюра оказалась последним крупным произведением Вебера. Увертюры "Оберона и Эврианты” благодаря своим музыкальным достоинствам обрели жизнь в качестве самостоятельных программных симфонических произведений. Что касается собственно опер, то некоторые недостатки либретто и драматургии ограничили их распространение на сценах оперных театров. В этом отношении Волшебный стрелок имел гораздо более счастливую судьбу.

       









       





                                                                     

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (02.11.2010)
Просмотров: 3736 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024