«Волшебная флейта»
Моцарта как опера-утопия
Термин «Утопия» можно понимать не только в
узком смысле слова как картину жизни воображаемой страны, отвечающей идеалу
гармонии (Свентоховский А. История утопии. – М., 1910), но и более широко – как
комплекс мировоззренческих представлений, отражающих утопические тенденции
общественного сознания эпохи, получающий художественное вомплощение в образном
строе произведений искусства. Немецкий исследователь утопии А. Кирхенгейм
(«Вечная утопия», - СПб., 1902) считал, что утопия – наиболее всеобщий элемент
в духовном мире, входящий в состав религии, этики, права, воспитания – всякого
знания и творчества, дающего образцы человеческой жизни. Любой человек, грезящий
о рае на земле, уже утопист. Шиллер говорил: «Люди вечно толкуют и мечтают о
лучшем будущем, они вечно стремятся к счастью, к золотому веку. Мир
беспрестанно стареет и вновь молодеет, и человек всегда надеется на улучшение
своей участи». В мировоззренческом плане термин «Утопия» применим и к музыке –
форме художественного самосознания общества, как и другие виды искусства.
Значительную идейно-образную нагрузку несет в этих случаях литературный
источник. Здесь особое место принадлежит опере с её синтетической природой,
объединяющей музыку, театр, слово. Когда утопические идеалы составляют
важнейший элемент общественного сознания, вполне закономерным считается
проникновение их в музыкальную композицию и рождение оперы-утопии. Ещё в 1938
году музыкальный критик И.И.Соллертинский в эссе о «Волшебной флейте» Моцарта
(см. его «Музыкально-исторические этюды») назвал её гениальной социальной
утопией в музыке. При этом в моцартиане нет ни серьезной теоретической
разработки проблемы утопии, ни рассмотрения поэтики и стилистики оперы.
Проблему можно рассмотреть на разных уровнях: обобщенно (в культурологическом
плане как связь оперы с культурой Просвещения и с немецко-австрийским театром)
и более конкретно (в плане анализа оперы, в т.ч. либретто, его литературные
источники, их интерпретация и в связи с этим авторская позиция, а далее –
художественная структура произведения, драматургия и музыкальный язык).
Либретто Шиканедера. Диапазон его оценок
колеблется от иронии до восторга, его обвиняют в эклектике и противоречиях, в
немотивированном повороте сюжетного развития, сложности содержания – много
слоев, в жанровой многосоставности (тем более, что композитор сам принимал
активное участие в работе над либретто). Либретто нравилось Гете и Гердеру,
Шиллеру и Гегелю, Бетховену. Гете подчеркивал, что для понимания этого либретто
нужно быть более образованным, чем для его отрицания – от посвященных не
укроется высший смысл, а основной массе зрителей просто будет очевидное
удовольствие (Эккерман И.П. Разговоры с Гете. – М., 1981).
Что позволяет определить «Волшебную флейту» как оперу-утопию? Многое
зависит от литературных источников – сказок («Оберон» и «Джиннистан» Виланда,
особенно сказка «Лулу, или Волшебная флейта»), легенд и мифов (роман «Сет,
рассказ или действительность, извлеченная из документальной истории Древнего
Египта, переведенная по греческой рукописи» французского писателя Террасона).
Сказочное облачение сюжета, естественное для жанра волшебного зингшпиля, в
котором написана опера, является одной из возможных форм изложения утопических
идей, часто используемых писателями (см. А.Л. Мортона «Английская утопия». –
М., 1956). Другой источник либретто связан с жанром просветительской утопии,
рисующей идеальный образ просвещенного монарха («Телемак» Фенелона, «Агатон»
Виланда, «Сет» Террасона) посвящены проблемам воспитания благородного и
разумного правителя в духе гуманизма и справедливости. Роман о приключениях
принца Сета содержит характерные для просветительской литературы размышления о
наилучшем государственном устройстве, мысли о необходимости духовного
совершенствования человека. В 18 веке это произведение было широко известно во
многих странах. Швейцарский моцартовед Ф.Лодевиг писал: «Подобно факелу, этот
роман в 9 версиях на французском, английском, итальянском и немецком языках
прошел через всю Европу. В течение более чем столетия он был популярнейшей
книгой как среди старой аристократии, так и в революционных кругах». К образу
принца Сета Моцарт уже обращался в 1773 году, когда писал музыку к пьесе
Геблера «Тамос, король Египта» по этому источнику, которым часто пользовались
до Моцарта.
Идеальным правителем в «Волшебной флейте» является Зарастро. В этом образе сфокусированы философская проблематика
и утопическая концепция оперы. Именно он чаще всего вызывает ассоциации с
другими идеальными героями эпохи Просвещения.
Известный немецкий ученый-моцартовед Герберт Аберт (автор монографии о
Моцарте) пишет о новом гуманистическом идеале, различные оттенки которого нашли
высочайшее художественное выражение в «Ифигении в Тавриде» Гете, В «дон
Карлосе» Шиллера, «Натане Мудром» Лессинга. В работе о творчестве Моцарта
образу Зарастро встречаются различные параллели – литературные (Просперо у Шекспира,
Магомет у Гете и Вольтера, Прометей у Гете, Натан у Лессинга и маркиз Ди Поза у
Шиллера) и музыкальные (Соломон Генделя и сама 9-я симфония Бетховена), т.ч.
мысль о добродетели, делающая правителя великим, объединяет ораторию Генделя и
оперу Моцарта в духе просветительского гуманизма и оптимизма. Но у Моцарта речь
идет не только об идеальном герое, но и о целостной утопической модели
общества.
Модель на уровне сюжета. Японский принц
Тамино в поисках плененной Памины, дочери Царицы Ночи, которую он поклялся
освободить, попадает в царство Зарастро: пальмовая роща, три храма в ней – в
центре храм Мудрости, по обе стороны – храмы природы и Разума. Во главе общины
стоят жрецы и мудрец Зарастро. Уже в этой завязке встречаются знакомые по
классическим утопиям мотивы – света и солнца, путешественника, жреческой власти.
В романе о Сете был представлен Гелеополис – город Солнца. Мотив Солнца
восходит к античным представлениям о символе справедливости у стоиков или в
1623 году у Кампанеллы. Мотив путешественника-чужеземца в незнакомой стране –
он обнаруживает там идеальное государство, проводник показал ему путь туда (у
Моцарта это «Оратор»). Жреческая власть – символ духовной аристократии (Платон)
ли жреческой общины (Кампанелла), главное его свойство – мудрость, даже при
неопытности в делах управления государством, и это исключает заведомо в нем
тиранство, жестокость, склонность к
преступлениям.
Но Волшебная флейта» - характерное явление творческой мысли 18 века.
Культ света и разума, вера в его торжество, пронизывающие всю оперу,
представление о человеке как о венце Вселенной (см. гимн человеку от лица
маркиза ди Позы в «Дон Карлосе» Шиллера и слова Зарастро о принце Тамино:
«Более того, он – человек»), антиномия света и тьмы (воплощенная в полярных
образах Зарастро и Царицы Ночи) – всё это чисто просветительские категории.
Важные особенности утопии 18 века – взаимодействие человека и совершенного
общества, в которое он попадает, герой желает жить по законам этого общества,
стремится к не всегда возможной для него гармонии (Кандид в Эльдорадо, Гулливер
среди Гуигнгнмов). Тамино не сразу завоевывает право быть равным среди равных в
царстве Зарастро. Стремление к личному совершенству как путь к достижению
общественного идеала – это просветительская идея, новая в истории утопии, т.е.
не окостеневший организм идеального государства, а созидаемый. Утопия не как
законченная картина, а как путь к цели, процесс постижения истины, испытания
героев (необходимый на этом пути) – все эти свойства в полной мере относятся и
к «Волшебной флейте».
Но не менее важным будет
заметить, что просветительские идеалы в опере представлены через призму
масонских идей (Лессинг, Виланд, Гердер, Гете, Моцарт и Шиканедер состояли в
ложах). Масонство играло важную роль в общественной и культурной жизни Европы и
России, проявляя себя в философии, общественной сфере, культуре и искусстве.
Масоны издавали книги и журналы, вели просветительскую и благотворительную
деятельность (создавая приюты, богадельни, больницы) и масонские принципы
оказывались созвучными идеалам просветителей:
- самовоспитание человека;
- нравственное самосовершенствование как путь к совершенствованию
общества, к мировой гармонии;
- равенство и братство людей,
независимо от национальности, происхождения, сословия, конфессии, политических
убеждений; терпимость.
Масонство нередко рассматривается как своеобразная форма проявления
просветительского мировоззрения, попытка практического претворения в жизнь
определенного этического идеала. Именно как аллегорическое отражение масонских
ценностей была воспринята опера Моцарта его современниками и зарубежными
моцартоведами (П. Нетль, Ф. Кнайт, К. Томсон). Опера была написана в 1791 году
– за три года до запрещения в Австрии масонства, послужив её «лебединой песнью»
и художественно-этическим завещанием самого композитора (умер 5 декабря). Она
осталась воплощением надежд круга его друзей и единомышленников. Основные
просветительские идеи оперы в то же время являлись и масонскими:
противопоставление света мраку (Зарастро – Царица Ночи) – мотив, крайне важный
в ритуале масонов, с чем символически связан и финал оперы. Два ищущих друг
друга героя Тамино и Памино, проходящие через испытание и соединяющиеся в
финале – аллегорическое воплощение поисков истины и обретения её наиболее
достойными. Испытание героев огнем и водой у масонов было заимствовано масонами
их египетских мистерий (а Моцартом из «Сета»). Сам утопический идеал оперы –
воплощение масонской мечты о будущем справедливом и гуманном устройстве
общества.
Есть в опере и сюжетная линия из комической сферы, связанная с Папагено
(образ восходит к национальному комику Гансвурсту из народного фарса, что родом
тоже из Зальцбурга). Он украшает собой зингшпиль Моцарта, чей жанр восходит к
балагану. В обрисовке образа Папагено отсутствует пародия. Он не ищет, но он и не герой, он не склонен к постижению
мудрости, хотя имеет чувствительное сердце и добрейшую душу. Движет им любовь,
тоже не вполне романтическая, а скорее физиологическая (он намерен найти себе жену,
не более того), и ради нее он идет на испытания, им не выдерживаемые. Папагено
стремится к достижению своего скромного и немудреного идеала – к уюту с
Папагеной, во всем похожей на него, с детьми, вкусной едой и пивом. Папагено –
птицелов, дитя природы, естественный человек, это ещё один просветительский и
масонский мотив.
«Волшебная флейта» Моцарта характеризуется сплавом различных жанровых
тенденций (см. Чёрная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963).
– народный театр, волшебная музыкальная комедия, средневековая мистерия,
аллегорическая школьная драма. Но жанровое содержание оперы не сводится ни к
одному из этих истоков, в т.ч. к жанру зингшпиля (музыкального спектакля с
разговорными диалогами), к которому она формально принадлежит. Для зингшпиля нетипична хоральная музыка (жрецы и Зарастро)
с обработками старинных протестантских хоралов в сцене испытаний (песня
латников) и с жанром комической оперы не согласуются колоратурные арии Царицы
Ночи в духе итальянской оперы-сериа. Жанровая сфера Зарастро и его окружения
становится ведущей: соединение гимничности, хоральности, маршевости и
благородной песенности создает ощущение мужественной доброты и возвышенной
идеальности, реализующих утопический тон оперы. Приподнятый тон музыкальной
речи и простота, демократизм музыкальных интонаций – вот то новое, что вносит
Моцарт в оперную стилистику.
Драматургия оперы направлена на постепенное выявление музыкальной и
идейной концепции. Три основные образные сферы – Зарастро, Царицы Ночи и
Папагено – не конфликтуют, а сосуществуют и уживаются, являя идеал терпимости.
Главное в сюжетном и музыкальном развитии оперы – единство тона, постепенное
подчинение всех героев неотразимому светоносному воздействию Зарастро.
Драматургия строится как последовательное приближение к Зарастро, которого мы
видим сначала глазами его врагов, потом в восприятии врага, ставшего другом и
последователем (Тамино), далее он появляется сам, встречаемый восторженно
славящим его народом, наконец, в окружении жрецов, в совершении таинства, в
общении с лирическими героями. Происходит постепенное обнажение сердцевины
оперы, самого сокровенного в ней, самого важного для Моцарта – его идеала.
Таким образом, есть все основания полагать, что «Волшебная флейта»
Моцарта не только на уровне сюжета, но и на уровне художественной
структуры может быть названа
оперой-утопией.
|