Суббота, 18.05.2024, 12:29

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Рахманинов и "серебряный век"

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ  (1873-1943)

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова - композитора и пианиста-виртуоза - гармонично соединились традиции русского и европейского искусства. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова - художественный символ России. На творческий почерк композитора серьёзное влияние оказал фольклор (что типично для многих мастеров) и особенно русское средневековое духовное музицирование, в частности знаменное пение. В то же время музыка Рахманинова - важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 г. Рахманинов был вынужден жить за границей - в Швейцарии и США. Его композиторская и особенно исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Запада 20 -40х гг. Рахманинов получил музыкальное образование в Петербургской (с 1882 г.), а затем в Московской консерватории (1885 - 1893 гг.). В Москве по классу композиции он занимался у С. И. Танеева - глубокого знатока европейской музыки, а по классу фортепиано - у Александра Ильича Зилоти (1863-1945), ученика Ференца Листа. Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно вокальную и хоровую духовную музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Рахманинова можно назвать преемником Ференца Листа. Он, как и Лист, тяготел к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру. Много внимания Рахманинов уделял транскрипции - обработке чужого произведения. Немало общего у русского композитора с другим выдающимся пианистом - Фридериком Шопеном. Обо их мастеров сближает трепетное отношение к национальным традициям. Россия для Рахманинова, как и Польша для Шопена, - идеальный романтический образ, воспоминания о котором и питают душу, и причиняют боль. Творчество Рахманинова можно считать завершением традиций европейской романтической фортепианной музыки. Среди фортепианных произведений особенно выделяются два цикла прелюдий (1903, 1910 гг.) и два цикла под названием "Этюдыкартины" (1911, 1917 гг.). В пьесах лирического склада, входящих в циклы, поражает прежде всего красота мелодии - мягкой и нежной, сложной по рисунку, но при этом понятной слушателю. Эмоциональной силой и виртуозным блеском отличаются быстрые, драматичные по характеру пьесы, в которых Рахманинов использует все возможности инструмента. Эти циклы не считаются программными, но в них чувствуется стремление композитора показать живописно выразительный и конкретный образ (не случайно автор назвал свои произведения "картинами"). Нередко таким образом является колокольный звон. Звон колоколов - центральная звуковая идея фортепианных концертов Рахманинова, и прежде всего самого популярного - Второго (1901 г.). С поразительной точностью и простотой этот образ воссоздаётся в аккордовом вступлении к первой части, представляющем собой сольную партию фортепиано. Праздничные перезвоны рисует музыка финала. Основные темы концерта передают разнообразные на строения - от строгой сосредоточенности (главная партия первой части) до мягкой просветлённости (вторая часть). В концертах проблему соотношения солирующего инструмента и оркестра композитор решает по новому. При всей сложности и вы разительности партия фортепиано нередко воспринимается как оркестровое сопровождение, а инструменты оркестра солируют. В строгом смысле понятия "соло" и "аккомпанемент" исчезают - возникает единая звуковая ткань. Среди крупных произведений Рахманинова для фортепиано с оркестром особое место занимает Рапсодия на тему Паганини (1934 г.), которую исполнители называют "Пятым концертом" за масштабность и глубину содержания. В основе виртуозной пьесы лежат две темы: тема двадцать четвёртого каприса Паганини и средневековое одноголосное песнопение "День гнева", входящее в состав реквиема и повествующее о дне Страшного суда. К XX в. обе темы приобрели в европейской музыке значение символов. Двадцать четвёртый каприс Паганини (к нему обращались многие композиторы XIX столетия) воспринимается как образ творчества, романтического вдохновения. Что же касается темы "Дня гнева", то обычно её понимают как размышление о смерти. Однако в произведении Рахманинова, развиваясь параллельно теме каприса, а нередко и переплетаясь с ней, она говорит не столько о смерти, сколько о вечности и бессмертии, путь к которому лежит через творческое озарение. Важное место в творчестве композитора занимает вокальная музыка. Уже в дипломной работе - одно актной опере "Алеко" (1893 г.; по поэме А. С. Пушкина "Цыганы") чувствуется мастерство, умение писать для голоса. Любимым вокальным жанром Рахманинова стал романс (всего их написано около восьми десяти). Образы и музыкальные краски этих сочинений заставляют вспомнить традиции русского символизма - не случайно Рахманинов часто обращался к произведениям поэтасимволиста Константина Дмитриевича Бальмонта. Значительная часть романсов создана на стихи, содержащие пейзажные зарисовки. Вокальная партия основана, как правило, на мелодии - сложной по рисунку, но в то же время отличающейся отточенной, ясной формой. Партия фортепиано - тончайшая звукопись, которая требует от исполнителя виртуозной игры. Мастер вокальной миниатюры, Рахманинов свободно владел и крупными формами. Ему принадлежат две кантаты - "Весна" (1902 г.) на стихи Николая Алексеевича Некрасова и "Колокола" (1913 г.) на стихи американского писателя Эдгара По (перевод К. Д. Бальмонта). Большую роль композитор сыграл в развитии русской духовной музыки. Он создал два монументальных произведения - Литургию Иоанна Златоуста и Всенощное бдение (оба 1915 г.). В основу сочинений положены знаменные распевы. Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры. Русским музыкантам оно позволяет по чувствовать свою глубокую связь с европейскими традициями, а для музыкантов Запада Рахманинов открывает Россию - показывает её подлинные духовные богатства.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (05.05.2011)
Просмотров: 2022 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024