РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ.
Во время царствования Екатерины II западный мир потрясли
два значительные события: так называемая «великая» французская революция и
американская «война за освобождение». Из этих двух событий французская
революция имела особенно важное влияние, как на будущее Европы, так и на
будущее России. Французская революция явилась образцом всех других революций,
свергших христианские монархии в XIX и XX веках. Начало её лежит в
гуманистическом отходе запада от христианства. Так, в течение всего XVIII века
подавляющее большинство писателей и философов дружно, в один голос, выступают
против католической церкви и монархий. Такие «знаменитые» писатели, как
Вольтер, Монтескье, Руссо и др. лили грязь и насмешки на церковь, в то же время
требуя «свободы, равенства и братства» (официальный масонский лозунг, ставший
лозунгом французской революции). Французская интеллигенция, привлечённая
«смелостью и прогрессивностью» мыслей этих и других писателей, всё больше
увлекалась идеями «конституционной» монархии—монархии, в которой монарх
фактически лишался всей своей власти (вроде английской). Русская интеллигенция,
находившаяся под большим французским влиянием, тоже с восторгом зачитывалась
произведениями французских «прогрессивистов». Екатерина II даже переписывалась с «самим» Вольтером и
очень гордилась этим! Следствия увлечения этими идеями сказались в России очень
скоро: уже в начале XIX века происходит попытка первой революции («декабристы»).
Разрушив уважение к церкви и веру в христианские моральные ценности,
французская интеллигенция всё более настойчиво начинает требовать права участия
в управлении страной. Следует отметить, что высшее духовенство французской
католической церкви—также состоящей из представителей интеллигентного класса и
подверженное влиянию безбожных писателей—в значительной мере помогло революции:
получая значительные доходы, оно всё больше отходило от заветов Христа о
воздержании и служении духу (уничтожение монастырей в России было сделано для
того, чтобы подорвать духовную базу православия). В то же время низшее
духовенство буквально нищенствовало (опять сравни с положением русского
приходского священства). Подавляющее же
большинство французского дворянства с нетерпением и восторгом ждало наступления
«свободы, равенства и братства». В такой атмосфере царствующий Людовик XVI в 1789 г. созвал «генеральные
штаты», как во Франции называлось собрание представителей разных сословий
(сравни с созывом Думы в России в XX веке). В отличие от Земских соборов,
созванные королём после 175-летнего перерыва Генеральные штаты включали только
духовенство (300 депутатов), дворян (300) и «третье сословие» (600), а не
народ, как в Земском соборе. Третье сословие, заседавшее отдельно, являлось
прослойкой между духовенством и дворянством и рабочими и крестьянами. Другими
словами, народ в Штатах представлен не был. Из 600 депутатов третьего сословия
более 200 были адвокаты(!). Несмотря на то, что масоны руководили (закулисно)
всеми этими событиями, их действия, окружённые глубокой таинственностью, были
совершенно неизвестны. Так, в своём
письме от 27 февраля 1771 г.
(т.е., только за 20 лет до своей казни), королева Франции Мария Антуанетта
пишет своей сестре Марии Христине: «Мне кажется, что вы придаёте слишком много
значения масонству во Франции; оно далеко не играло у нас той роли, как в
других странах, благодаря тому, что здесь все к нему принадлежат и таким
образом нам известно всё, что там происходит». Через 19 лет, прозревшая
королева напишет 17 августа 1790
г. своему брату Леопольду II: «Прощайте, дорогой брат,
верьте нежности вашей несчастной сестры. Главное, остерегайтесь всякого
масонского сообщества». Сразу же после созыва третье сословие потребовало
совместных заседаний. Духовенство и
дворяне отказались. Третье сословие тогда объявило себя «Национальным собранием»,
заявляя, что оно представляет 96% Франции и поклялось заседать отдельно (сравни
с заседаниями «рабочих» партий в России XX века, где не участвовал ни один
рабочий). Попытки правительства навести порядок привели к бунту в Париже. 14
июля толпы начали грабить магазины и «взяли» почти не охранявшуюся Бастилию
(тюрьму). Этот акт в мировой литературе представляется, как символ героического
освобождения от гнёта. Мало где упоминается, что всех освобождённых из Бастилии
«узников» оказалось семеро -- 4 уголовника, 2 сумасшедших и один, заключённый
по просьбе своих родственников (TRF, с. 98)!
Следует добавить, что недовольство народа в большой мере было вызвано
искусственно созданным недостатком продовольствия. Когда правительство вызвало войска, буржуазия
вооружилась и король уступил: приехал в
Париж в шляпе с трёхцветной революционной кокардой. Бастилия была разрушена, национальное
собрание торжествовало, в европейских странах революционная интеллигенция
праздновала победу. По всей Франции прокатилась волна бунтов. В отличие от
Пугачёвского восстания, проходившего под знаменем восстановления «справедливой»
монархической власти, эти бунты были направлены против монархии и церкви. 4
августа произошло знаменитое заседание Генеральных штатов, на котором депутаты
от высших сословий начали отказываться от всех привилегий, отменять права на
имущество, права церкви на доходы, феодальные права дворянства и пр. Наступало
желанное интеллигенцией царство «свободы, равенства и братства». После двух лет
беспорядков и безвластия, Людовик со своей семьёй попытался бежать в Австрию,
но был задержан и взят под стражу. В этом же 1791 г. «революционный террор»:
Дантон выхлопотал право арестовывать «врагов революции»: «священников, дворян и
вообще всех подозрительных!» Когда тюрьмы переполнялись, арестованных просто
убивали. Безбожная революция показала своё лицо. По всей стране революционеры
уничтожали всех, кто мог им быть опасен, во многих случаях с необычайными
жестокостями. Короля и королеву казнили в 1793 г. Весной 1794 г. революционер Робеспьер, уничтожив всех
своих соперников (включая Дантона), установил во Франции «почитание верховного
существа» (это—опять в соответствии с положениями масонства). «Теоретическая
база» для этого шага в своё время была заложена Руссо в его предложении
«гражданской религии». Революция и террор продолжались, революционные «вожди»
по очереди приходили к власти путём уничтожения своего предшественника (вместе
с сотнями тысяч «врагов революции»). Эта кровавая чехарда продолжалась до тех
пор, пока 18 «брюмера» 1799 г. («брюмер»—ноябрь по революционной
терминологии) власть не захватил талантливый французский полководец Бонапарт
(будущий Наполеон), сначала как один из трёх «консулов», а потом—как «первый
консул» (сперва на 10 лет, а потом—пожизненно). Применяя решительные меры,
Наполеон навёл в стране порядок, дал Франции
новое устройство (применяемое до наших дней), прекратил преследования эмигрантов и духовенства. В 1804 г. сенат сделал его
императором. Он вывел Францию из хаоса
революции, но вверг её в огонь гибельных
войн.
Но вернемся к рубежу 18-19 веков. Монархия
Бурбонов доживала последние дни, пресыщенная рококо и классицизмом.
Наступающее 19 столетие вызвало потребность в новом языке, образном
строе и выразительных средствах, не говоря уже об актуальной тематике. Французы, преисполненные
оптимистического пафоса, в предвкушении строительства новой
жизни в обновленной стране, обратились к античной культуре Рима
с её яркой гражданственностью, акцентированием чувства долга
перед обществом, своим народом. Архитекторы мечтали об идеальном
городе, где бы жизнь протекала в гармонии мироустройства (проекты
Клода-Николя Леду). Менее утопически размышляющий Жак-Анж Габриэль
довольствовался обустройством лишь части Парижа, спроектировав
площадь Согласия, открытую к Сене, парку Тюильри и связанную с Елисейскими
полями. Но к власти пришел Наполеон и вскоре он сменил звание консула
демократической республики на титул императора Франции и вновь
восстановил прежний имперский строй. Так родился ещё один академический
стиль неоклассицизма, который принято именовать «ампир» - монументальный
и роскошный, возвеличивающий военные триумфы Наполеона. Поражение
под Ватерлоо и Россией, недолгая Реставрация Бурбонов принесли
французской интеллигенции разочарование по поводу надежд на перестройку,
лелеемых просветителями. Но классицизм стремительно уходил в прошлое,
благодаря набиравшей силу романтической музыке, литературе и
живописи.
Из семьи скульптора происходил знаменитый живописец классицизма Шарль Ле
Брен (ЛЕБРЕН, 1619-1690). В юности он написал портрет Людовика 13,
который увидел канцлер Сегье. Он посоветовал живописцу Симону Вуэ взять
талантливого подростка в подмастерья, но впоследствии Лебрен стал заниматься
самостоятельно в Фонтенбло, копируя картины старых мастеров и работая по
заказам. Ненадолго из Рима приезжал Пуссен расписывать галереи Лувра (1640) и
Лебрен уехал вместе с ним в Рим (1642). Многому Лебрен научился у мэтра
французского классицизма, сделав в свою очередь его творчество эталоном французской
школы, подняв его на уровень Рафаэля и восприняв рационализм пуссеновсекого
классицизма, собственно сам античный дух, хотя лично манера Лебрена была далека
от подражания римскому классицизму. Сегье направлял Лебрена в Рим учиться, но,
прожив там 4 года, художник стал тяготиться Италией и самовольно вернулся на
родину, где достраивался и украшался королевский дворец, строились отейли знати
и чиновников. Президент Академии Ламбер поручил Лебрену декор своего особняка,
а художник украсил его лепниной с позолотой, ковровой живописью, эффекты
же были поистине восхитительны). Контролер финансов Николя Фуке пожелал
украсить свой замок 17 века в Во-ле-Виконт. Художник превратил его в ансамбль и
такое же чудо пожелал иметь у себя в Версале король, побывавший в гостях у
канцлера на фейерверке 1661 года. Фуке был арестован за расхищение казны, а
бригада декораторов целиком перевезена в Версаль. Лебрен стал первым художником
короля, главой мануфактуры гобеленов и мебели, президентом Академии Живописи.
Он разработал азбуку выражения эмоций в живописи, назвав её «экспрессиями». Под
маской А. Македонского Лебрен возвеличивал короля, создав ряд монументальных картин из эллинистической
истории. Декоративный размах – наиболее яркая черта его творчества, представлявшего
собой рационально уравновешенный классицизм. По эскизам Лебрена создавалась
мебель, ковры, аксессуары, росписи лестницы Послов и Зеркальной Галереи –
парадной залы (сюжеты рассказывали о деяниях Людовика, окруженного олимпийскими
богами, аллегорическими и мифологическими персонажами). Со смертью покровителя
художника министра Кольбера карьера Леберена пошла на спад и его стиль стал
считаться старомодным, так что художник был вынужден удалиться в свое поместье,
окончив дни в почетном изгнании.
Архитекторы той эпохи мечтали
об идеальном городе, где бы жизнь протекала в гармонии мироустройства
(проекты Клода-Николя Леду).
КЛОД-НИКОЛЯ ЛЕДУ (1736-1806) – удивительный французский зодчий,
опередивший свою эпоху. Его проекты достойны конструктивизма 20 столетия.
Он почти игнорировал декор, извилистые
линии и проповедовал рационализм. Его любимым инструментом был циркуль, а
азбукой служили круг и квадрат. Он создал эстетику зодчества (всё в природе
есть круг, а форма куба – символ незыблемости;
на кубах должны восседать боги и герои; красота определяется
соотношением масс и орнамента, который не отвлекает глаз на ненужные элементы;
всё, что не необходимо, отвлекает глаз, вредит мысли и ничего не добавляет к
общему). Сфера у Леду символизировала земной шар. Он строго проектировал рынки,
училища или бани, стремясь к слиянию с природой, создавая искусственные пещеры
с ложными сталактитами, проекты урн с лепными ледяными сосульками. Мастерскую
бондарей он спроектировал в виде обручей и дисков. Его мечта – пластическое
воплощение космических форм, а главное деяние - идеальный город, который можно
уподобить симфонии. Большинство его трудов не сохранилось – было разрушено в
революцию, а имя его – опорочено, но Леду предвосхитил стиль Ант. Гауди и Ле
Корбюзье с его «Лучезарным городом», построив
город Шо на соляных приисках. Зодчий уподобил его созданию новой
Вселенной из хаоса. Капля с Млечного пути падает на землю и становится городом
мечты. Эманацию воли Творца воплощает Жрец (директор мануфактуры), надзирающий
за производством соли. Таков и дом директора с колоннами необычной формы
(круглые, они сложены из квадратных плит). Перед домом находится часовня.
Полгорода замысливалось невидимым, словно идеал, стремление к совершенству. Это
слияние тьмы и света, контраст массы и пустоты,
смерть и новое рождение. Город Шо олицетворял процесс кристаллизации
соли и рождение нового человека. Это был путь самого Леду к совершенству. Он
читал эзотерическое произведение «Сновидение Полифила» об острове Цитере -
идеальном городе. Город Шо окружали
леса, символизируя созвездия Пса, Зайца, Кита и Рака. Трактат о городе он
уложил в 365 страниц, согласно количеству дней в году. Человек должен быть
воспитан средой идеального города, построенного Генеральным архитектором
Вселенной по своему подобию ради приближения человечества к идеалам добра и
красоты.
Уже первой работой Леду стало оформление витрин «военного кафе» в
Париже, которое он вел после окончания занятий в архитектурной школе Блонделя.
Среди знати возникла мода на Леду, он стал занимать посты королевского
комиссара и королевского архитектора, испытав в 1770-х годах влияние палладианства. Леду построил
для фаворитки короля Людовика 15 – мадам Дюбарри 5 особняков во Франции,
блестяще справившись с этими заказами и проявив незаурядный талант и фантазию.
Для танцовщицы Гимар он воздвиг усадьбу «Храм Терпсихоры» со зрительным
залом.
В 70-х годах он едет в Экс-эн-Прованс в качестве инспектора соляных
промыслов и впоследствии уговаривает нового короля Людовика 16 разрешить ему
построить идеальный город на приисках, глее сбудутся мечты Руссо о свободе и
естественной жизни без социальных конфликтов. Прежде всего, были спроектированы
«Дом братства», «Дом воспитания», «Дом добродетели», а затем «Дом садовника» в
виде шара на земле, но без окон, Дом директора источников, представлявший
цилиндр, стоящий над речным потоком с горы. Был задуман и Дом терпимости в виде
фаллоса. В городе Шо не было ни королевских, ни дворянских резиденций.
Центральная круглая площадь стягивала радиальными лучами к себе улицы с
главными общественными зданиями. Широкие кольцевые магистрали озеленены, а дома
не имеют главных фасадов, ибо в этом городе – всеобщее равенство. Нет хаоса, а
много света и воздуха. Город был промышленный, поэтому предусматривалось немало
дорог и торговых коммуникаций, все постройки были автономны – с рынками,
цехами, домами ремесленников, колледжами, как это представлялось Руссо в
«Эмиле». Солеварни стояли полукругом и симметрично. На полукруге города были
мэрия и Дом приятного общения (музей пороков с их обличением – «Ойкема»).
Семейные и материнские ценности проповедовал Дом миротворчества и Храм памяти.
Для зодчего Леду его город Шо был символом формирования нового человека и
нового мира, поэтому архитектор мыслил его как алхимический символ капли
раствора соли. Соль – символ мудрости у алхимиков, синтез пассивного и
активного начал, кристаллизации ртути и серы в ней. Это знак инициации,
посвящения в мудрость, процесс образования нового качества. Проект кладбища замысливался как символ пути
к совершенству через смерть и воскрешение, поэтому он представлял собой
планетарную систему. Зал Выпаривания
соли был чрезвычайно вытянут в длину, соперничая с фасадом Версальского
дворца, и был решен как ковчег Ноя. В
плане Леду предусматривал также возведение дома мельника, Дома сторожа,
Молочной фермы с подземными подъездами-тоннелями для карет к зданиям. Дома
нередко освещались через световые купола на потолках – это тоже одно из
новшеств Леду. Проектируя в Безансоне здание театра, Леду исполнил в качестве пояснения гравюру, вписав
театральный зал в человеческий глаз, который диктует законы. Зодчий подчеркивал
целесообразность легкости постройки и широты зрительского охвата, так что
система ярусов была решительно заменена на демократический амфитеатр, а кресла
– на скамьи (театр сгорел в 1958 году).
Получив заказ на 80 таможенных застав для въезда в Париж (1782), Леду
создал пояс столицы с торжественными воротами-въездами как прелюдии для вступления в столицу-симфонию. Он не
задумывался об экономии средств, поэтому проект был осуществлен лишь частично.
В 1789 году народ сжег все его пропилеи пошлин и поубивал строителей (из 40
зданий осталось лишь 6, но и те продемонстрировали формирование нового стиля – ампира как заката
классицизма). Революция 1789 и 1793
годов положила конец строительству утопических городов представителями т.н.
старого режима (тем более что Леду был франкмасоном, как и русский архитектор
18 века Н.А. Львов, тоже воплощавший в своих проектах масонскую
символику). Леду нуждался при короле,
обнищал при революционерах, а потому Наполеона он приветствовал перед самой
своей смертью, едва будучи освобожденным из тюрьмы в Термидор. Леду надеялся,
что императору понравятся его идеи и в 1804 году он успел выпустить теорию
своего стиля в виде трактата «Архитектура с позиций искусства, нравов и
законов», где писал, что архитектура – это монументальная оболочка для
человеческого бытия, воплощение в камне социальных отношений, душевное движение
человека происходит от лицезрения памятников зодчества и определяет жизнь и быт
людей, и их взаимоотношения, а он как художник и философ, призван изучить нравы
людей, их пороки и добродетели.
Менее утопически размышляющий Жак-Анж Габриэль довольствовался
обустройством лишь части Парижа, спроектировав площадь Согласия,
открытую к Сене, парку Тюильри и связанную с Елисейскими полями.
Но к власти пришел Наполеон и вскоре он сменил звание консула демократической
республики на титул императора Франции и вновь восстановил прежний
имперский строй. Так родился ещё один академический стиль неоклассицизма,
который принято именовать «ампир» - монументальный и роскошный,
возвеличивающий военные триумфы Наполеона. Поражение под Ватерлоо
и Россией, недолгая Реставрация Бурбонов принесли французской интеллигенции
разочарование по поводу надежд на перестройку, лелеемых просветителями.
Но классицизм стремительно уходил в прошлое, благодаря набиравшей
силу романтической музыке, литературе и живописи.
Знаковой фигурой французского революционного
классицизма, подготовившей явление романтизма был живописец ЖАК-ЛУИ ДАВИД (1748-1825). Выпускник
Королевской Академии, обладатель «римской премии», Давид поначалу
освоил стилистику рококо и даже барокко, не говоря уже о классицизме,
но лишь в Италии на стажировке, он нашел свой путь, вдохновленный античностью
Римской Республики. Это был идеал французского буржуазного общества
в преддверии революции. Париж рукоплескал трагедиям Корнеля, прославлявшего
патриотизм и доблесть «античного» гражданина и бисировал арии
из опер великого композитора 17 века Жана-Баттиста Люлли, друга
Мольера. В 1785 году Давид пишет лапидарно-строгую картину «Клятва
Горациев» о готовности встать на защиту родины от врагов, будучи
верным долгу, слову присяги и совести гражданина. Начало революции
Давид встретил как режиссер и оформитель массовых празднеств по случаю
перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон во время торжественного
парада или отмечая годовщину взятия Бастилии, не говоря уже о провозглашении
Республики. Празднества являли синтез самых различных искусств –
музыкального, поэтического, ораторского, театрального, живописного
и даже архитектурного. Единый революционный порыв народа Давид
воспел в рисунке на картоне 1790 года «Клятва в зале для игры в мяч».
Он собирался писать картину по заказу якобинцев, но политика отвлекла
художника от его занятий: он стал членом Конвента, а затем и его председателем.
Потрясенный убийством «Друга Народа», как звали Марата, совершенным
в 1793 году Шарлоттой Кордэ, Давид написал одну из самых прекрасных
картин «Смерть Марата», выдержав её уже в романтическом духе, благодаря
актуальности и историчности сюжета с его высокой нотой гуманизма
и символичностью эпохи. По этой картине учились живописи такие
французские художники, как Жерико, Делакруа и Курбэ. Сближение с
Вольтером обернулось для Давида арестом. Он именовался Первым Художником
Республики, но его политическая карьера оборвалась с падением
якобинской диктатуры. В 1795 году Давид нашел в себе силы служить
Директории и в ту пору он написал картину «Сабинянки» (Похищение
сабинянок) на античный сюжет. Затем к власти пришел консул Наполеон
– молодой и энергичный генерал с замыслами, достойными Александра
Македонского. Давид восторженно откликнулся на перемены картиной
«Леонид при Фермопилах» (1800-1814), вновь обратившись к истории античной
Спарты и началу рождения подлинно греческой нации с её исконным
патриотизмом. Императора Наполеона, каковым тот стал в 1804 году,
Давид возвеличил не менее пафосно, как и прежде революцию (картина
«Коронация»). Напыщенность, помпезность и театральность были свойственны
ампирному стилю Давида в ту эпоху. Низвержение Наполеона заставило
Давида эмигрировать в Брюссель навсегда. Он продолжал писать портреты,
и вокруг него всегда были ученики
– Антуан Гро (художник Наполеона) и Доминик Энгр. Если Гро был близок
стиль нарождающегося романтизма («Наполеон на Аркольском мосту»),
то Энгру милее была античность с её вечными идеалами. Из него вышел
ещё более строгий классицист, чем его учитель.
Антуан Жан барон де Гро (1777-1835) -
французский живописец, знаменитейший из учеников Давида. 14-ти лет от роду он
поступил учеником в мастерскую этого художника, в 1794 году получил
первоклассную медаль на конкурсе Парижской академии изящных искусств и
отправился в Италию с целью усовершенствоваться в живописи.
Будучи принужден поступить на военную службу, он попал в армию генерала
Бонапарта и вскоре достиг офицерского чина. Супруга полководца, Жозефина,
находясь в Генуе, обратила внимание на портреты работы молодого офицера и
повезла его в Милан, чтобы он написал портрет Наполеона. Там был им исполнен
прекрасный эскиз, изображающий главнокомандующего итальянской армии на
Аркольском мосту. В награду за этот эскиз Гро был назначен членом комиссии для
собирания (контрибуции) в побежденных городах произведений искусства для Лувра.
После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во
Францию. Первою его исторической картиной была «Чума в Яффе» - картина,
возбудившая всеобщее внимание. Вслед затем им были написаны: «Абукирское
сражение», «Сражение при Эйлау», «Взятие Мадрида», «Пирамиды», «Ваграм». В 1812
году император поручил Гро написать в куполе Пантеона колоссальный плафон с
фигурами Хлодвига Меровинга, Карла Великого из династии Каролингов, Св.
Людовика и самого Наполеона.
Возвращение династии Бурбонов, которая была забыта в проекте этого
плафона, изменило его, и художнику было приказано заменить фигуру Наполеона
фигурой Людовика XVIII. Работа была окончена только в 1825 году; за нее Гро получил
100000 франков и титул барона. Плафон Пантеона останется навсегда
произведением, выходящим из ряда обыкновенных по грандиозности композиции,
замечательной правильности рисунка и прекрасному колориту. Гро был по
преимуществу живописец империи и ее величия, которое и прославлял с необыкновенным
талантом в картинах, блестящих по композиции и драматизму, но страдающих
несколько ходульным, театральным пафосом, свойственным школе Давида.
Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта. Он не
понимал романтической школы, которая начинала тогда поднимать голову, и не мог
примириться с ней. Потерпев в салонах 1831 и 1833 годов сильное поражение, он
попробовал еще раз бороться и выставил в Салоне 1835 года картину «Геркулес и
Диомед», но также безуспешно. Увидев себя окончательно побежденным новой
школой, он закрыл свою мастерскую, говоря: «Я не знаю ничего ужаснее, как
пережить себя», и вскоре затем окончил свою жизнь самоубийством.
Кроме вышеупомянутых картин Гро, следует указать еще на следующие его
произведения: «Свидание Наполеона с императором австрийским в Моравии»,
«Франциск I и Карл V перед королевскими гробницами в соборе Сен-Дени», «Сафо»,
«Карл Х в Реймском лагере». Из написанных им портретов особенно замечательны:
генерала Лассаля, императрицы Жозефины, Людовика XVIII, Карла Х, Шапталя. Он
несомненно оказал огромное влияние на французскую живопись последующего
периода.
Жан-Огюст
Доминик Энгр (1780-1867) предвосхитил наступление французского
романтизма. Во многом живопись была этим обязана стажировкой Энгра
в Италии, где его кумиром стал Рафаэль. Римский портрет друга – художника
Франсуа Гранэ Энгр написал в 1807 году. Предгрозовой римский пейзаж
за спиной модели создавал необычное настроение, которое ещё никто
не брался объяснить, но многим это нравилось. Вдруг Энгр увлекся экзотикой
Востока – одалисками и султанами в чалмах. Тончайшие градации цвета
и мягкое растворение контуров в воздушной среде позволили Энгру
создать одно из первых европейских «ню» - «Купальщицу». В многочисленных
женских портретах он демонстрировал умение писать шелка, бархат и
кружева, возрождая приемы старых голландских мастеров. Особенно
удачно Энгр писал аксессуары и
штофные ткани, заменявшие обои в те времена, зеркальные отображения
и саму обстановку («Портрет мадам де Сенонн). Но как только Энгр обращался
к большим станковым картинам, мастерство и фантазия оборачивались холодным и
деланным классицизмом, хотя бесстрастности Давида Энгр не знал – на
его картинах доминируют бурные страсти и эмоции: волнение и мольба
физически ощутимы в «Фетиде, умоляющей Юпитера» (1811). В 1815 году
Энгр получает заказ на портретирование семьи брата императора –
Люсьена Бонапарта. В 1819 году он делает карандашный набросок ставшего
за один день великим генуэзского скрипача-виртуоза Паганини, которого открыла миру Флоренция.
К 1824 году Энгр заканчивает работу над алтарной картиной, посвященной
обращению Людовика 13 к Мадонне с просьбой покровительствовать
Франции («Обет Людовика…»). Образ Мадонны вызывает в памяти Сикстинскую
Мадонну Рафаэля. Но официальное признание ждало художника после
выставки в Салоне 1824 года, когда он был назван главой французской
школы живописи и получил звание академика, дающее возможность открыть
ателье. От политики Энгр всегда оставался далеким.
В 1832 году он написал портрет Бертена
– владельца газеты «Журналь де Дебат». Это был хозяин жизни с умным
взглядом и строгостью натуры, но с тех пор, как он выходил на улицу,
про него иначе не говорили, как: «Вон идет портрет Энгра». Последние
годы жизни почитаемый всеми Энгр воевал то с романтиком Делакруа
(Энгр говорил, что Делакруа пишет свои картины «бешеной метлой», а Делакруа
упрекал мэтра в том, что тот свои картины всего лишь «раскрашивает»),
то с реалистом вроде Курбэ, но занятий живопись. Не оставлял и в
1856 году наряду с портретами написал пленительное изображение
девушки, держащей кувшин, из которого льётся вода – живительный источник
жизни. Столь философское по смыслу и беззаботно-изящное произведение
получило название «Нимфа источника» и вызвало воспоминание о
французской скульптуре прошлых лет.
|