Суббота, 18.05.2024, 14:21

Приветствую Вас Гость | RSS
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Статистика
Total users:

Главная » Статьи » Мои статьи

Скрябин и теософия


В предисловии к двухтомной биографии «Новый Скрябин» Фобиона Бауэрса известный музыкант Владимир Ашкенази писал:

«Я считаю Скрябина одним из величайших композиторов... Его музыке присущ необыкновенный идеализм... Основа его мысли — это непоколебимая преданность Искусству и вера в него как в средство возвышения человеческого духа, в проявление света, добра и истины. Не берёмся утверждать, что, не понимая философии Скрябина, нельзя воспринять его музыку, однако узнав, что вдохновляло его, можно глубже проникнуться ею. В этом человеке философ неотделим от творца прекрасной музыки.»170

Какой же философии следовал Скрябин? Биограф и соотечественник Скрябина Борис Шлёцер свидетельствует, что теософия была единственным внешним влиянием, которое испытал композитор, и притом необычайно сильным.171*

·          Среди близких знакомых Скрябина в Москве в последние годы его жизни наряду с Б.Шлёцером (чья сестра, Татьяна Федоровна, стала второй женой композитора) был и музыкальный критик Леонид Сабанеев. Он был тонким ценителем искусства Скрябина, а тот, со своей стороны, испытывал к нему глубокое уважение и часто делился с ним своими замыслами и размышлениями. Предубеждённый против Блаватской даже не читая её теософских сочинений (сказались-таки писания Вс. Соловьева!), Сабанеев, как человек культурный, предпочитал, однако, ссылаться на занятость и не вступать с композитором в прямую полемику по этому вопросу. Его интереснейшие «Воспоминания о Скрябине», вышедшие в Москве в 1925 г., — триста с лишним страниц убористого шрифта с рассказами о его встречах и беседах с композитором в 1911-15 гг., — изобилуют упоминаниями о Е. П. Б. и теософии, хотя высказывания Скрябина и преломляются сквозь призму неприятия автора. — Ред.  Об этом же подробно говорит и Бауэрс. Он рассказывает, что, прочтя «Ключ к теософии» Е. П. Блаватской во французском переводе, Скрябин 5 мая 1905 года пишет: «La Clef de la Theosophie — замечательная книга. Просто удивительно, как близка она моему образу мыслей». Бауэрс сообщает, что «с тех пор у него появляется всё больше и больше друзей и почитателей из Теософского общества».

Его коллеги помнят, «как много говорил Скрябин о теософии и о личности Блаватской». В его домашней библиотеке была также «Тайная Доктрина» на французском, которой он очень дорожил.*

·          «...На столе, — рассказывает Л.Сабанеев, — лежали обычно неизменный «Вестник Теософии» и «Доктрина» Блаватской в трёх французских томах. Её по очереди брали читать друзья...» «Только я не удосужился её прочесть», — пишет он и тут же приводит обращенные к нему слова Скрябина: «Это — огромное по значению произведение».172 — Ред.

В 1922 году в Москве, в квартире, где композитор провёл три последних года жизни, был открыт музей Скрябина, и комнаты приобрели прежний вид. Возвратились на свои места и книги из библиотеки композитора, включая Тайную Доктрину. Эта квартира-музей, говорит Бауэрс, играла важную роль в становлении молодого поколения композиторов и была «местом встреч музыкальной молодёжи».173*

·          И в наши дни, несмотря ни на какие трудности, там по-прежнему регулярно проводятся экскурсии, встречи и концерты. — Ред. 

После знакомства с теософией музыка Скрябина обрела мистическое звучание.  Сравнивая первое произведение композитора для оркестра — фортепианный концерт, написанный в 1896-97 годах, — с его величайшим творением «Прометей, или Поэма огня», созданным в 1909-10 годах, музыковед Джералд Эйбрахам пишет: «Трудно поверить, что всего за тринадцать лет композитор может пройти путь от изящного, элегантного, вполне шопеновского концерта до произведения, которое в его время считалось образцом крайнего авангардизма».174 Бауэрс отмечает: «Едва ли можно найти более мистического композитора, чем Скрябин. Его музыку можно сравнить разве что с поэзией Уильяма Блейка или живописью Николая Рериха... Музыкой Скрябин поверяет свою философию.» Композитор стремился пробудить в человеке его истинную сущность. Он писал, что «в мистериях античности происходило подлинное преображение, были подлинные таинства и святость», а «измельчавшие святые наших дней забыли о той древней силе».175 Когда эти «измельчавшие святые» объявляли Блаватскую обманщицей, Скрябин, защищая её, говорил, что «всем поистине великим людям пришлось пройти через обвинения в такого рода «бесчестьи»».176 Упоминая о теософии и Е. П. Б. в связи со Скрябиным, Шлёцер пишет: «[Скрябин] считал, что своим развитием во многом обязан Тайной Доктрине; до конца жизни он не переставал восторгаться Блаватской. Особенно восхищали его мужество, с каким она осуществила грандиозный синтез, а также широта и глубина её взглядов, сравнимые для него с величием музыкальных драм Вагнера...

Теософское видение мира служило стимулом для его собственного творчества. «Я не стану обсуждать с вами истинность теософии, — говорил Скрябин [одному своему знакомому] в Москве, — я просто знаю, что идеи Блаватской помогли мне в работе и дали силу выполнить мою задачу».»177

 

Категория: Мои статьи | Добавил: artigiana (05.05.2011)
Просмотров: 883 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

поиск в вики

карта катаклизмов


Copyright MyCorp © 2024