Актуальность
темы исследования. Кризисный характер
современной культуры способствует привлечению обостренного внимания к проблемам
творческой деятельности художника. Важнейшими проявлениями этого кризиса
являются отказ от традиционных форм и методов искусства, поиск новых путей
художественного творчества, пристальный интерес к проблемам человека, к его
мировоззрению, стремление воплотить результаты поисков в художественном
произведении. Процессы, протекающие в настоящее время в области культуры, во
многом перекликаются с аналогичными явлениями, имевшими место в начале ХХ века,
когда во всех областях культуры и искусства велись непрерывные поиски
новаторских путей. В контексте этих процессов среди выдающихся деятелей русской
культуры выделяется фигура А.Н. Скрябина. Его поиски синтетической формы
творчества, включающей в себя элементы практически всех видов искусств, во
многом опередили современное искусство, только в сравнительно недавнее время
подошедшее к открытию возможности подобного синтеза. В этом прежде всего и
состоит актуальность творчества Скрябина, увидевшего в музыкальном искусстве
средство не только познания, но и преображения окружающей нас действительности.
Масштабный, «вселенский» по своим замыслам характер
творческой деятельности Скрябина и его философии оказывается востребован в
связи с современными глобальными проблемами культуры. Содержание и функции
искусства, его критерии и установки, степень его включенности во внехудожественные
сферы общественной жизни – эти вопросы сегодня крайне актуальны применительно к
самому «пострадавшему» от процессов глобализации и распространения массовой
культуры виду искусства – музыкальному. В то время как возможности,
предоставленные музыке современными техническими средствами, по-«вселенски»
велики, бытование этой формы культуры в условиях больших тиражей
«анти-скрябински» ограничено в содержательном и духовном отношениях. Более
того, само понятие музыкального искусства
нуждается как в новых дефинициях, выражающих его функции в современном
обществе, так и в «реабилитации» исходного для русской культуры значения его
как эффективного средства духовно-нравственного совершенствования личности и
общества.
В данном исследовании творчество Скрябина представлено
в качестве своеобразного философско-эстетического продукта эпохи, в которой
«больные» вопросы России стали главными для всех сфер общественно-культурной
жизни, включая искусство. Те же вопросы в «незалеченной» форме актуальны и для
России современной. В контрастном многоголосии наших, разделенных столетием,
культур, с их «наследственной» мечтой о «русской идее», мы находим все больше
общих смыслов, форм и созвучий. Анализируя и сопоставляя их, мы стараемся
объяснить процессы духовной жизни нашего общества,
ищем пути развития современной культуры
и искусства.
Степень
разработанности проблемы. Фундаментом
для современных исследований творчества Скрябина служит богатый пласт
специальной научной и критической литературы, созданный несколькими поколениями
музыковедов, музыкантов-исполнителей, деятелей смежных областей культуры. Здесь
в разных формах и оценках нашли отражение грандиозный размах замыслов
композитора и его напряженный поиск новых средств их осуществления. Однако творческое
наследие Скрябина в силу различных причин долгое время не подвергалось в
отечественной научной литературе анализу в качестве своеобразной целостности. В
результате оно не могло получить содержательную оценку как специфический −
художественный, эстетический, философский − продукт своей эпохи и именно в этом
качестве быть вписано в контекст русской культуры.
В обширной русской «скрябиниане» одни исследователи
нередко создавали образ Скрябина, который в значительной степени вступал в
противоречие со взглядами других авторов. С исторической точки зрения, русскую
«скрябиниану» можно условно разделить на три
группы исследований. В первую входят те, что принадлежат перу современников
композитора, органично погруженных в «возрожденческую» ауру той эпохи. При всем
многообразии оценок и трактовок творчества и личности самого композитора эту
группу работ объединяет признание факта очевидного единства скрябинских философских и музыкальных опытов. С какой бы
стороны ни анализировалась музыка Скрябина, авторы прежде всего видят в ней
выражение некоего философско-эстетического
содержания. Научная литература о
Скрябине, созданная на этом этапе, не может быть поделена на «аналитическую» и
«эстетическую» (Б.Асафьев. Б.Яворский). Многие современники объясняют истинное
величие скрябинской музыки именно ее мощным философским основанием, благодаря которому она, по их мнению, и
приобретает действенность и силу (Б.Шлецер, Л.Сабанеев, Вяч. Иванов, Е.Гунст и
др.). Сама философская система композитора при этом интерпретируется субъективно,
сделанные выводы обнаруживают сильное влияние взглядов самого исследователя.
Противоположенный подход заключается в том, что как бы вопреки поставленным композитором перед музыкальным искусством
задачам − быть проводником философских идей, творчество Скрябина обладает
художественной самоценностью. Поэтому оно может рассматриваться вне связи с его
якобы мистической, а потому не слишком близкой авторам концептуальной основой
(А.Луначарский, В.Каратыгин, М.Мейчик, Б.Плеханов, Ф.Стравинский и др.). Позднее
к обвинениям в мистике прибавились упреки в идеализме, и в советский период
отечественного музыкознания мировоззрение композитора не имело возможности
стать предметом непредвзятого научного исследования в той же мере, что и его
творчество.
Разделение в советском музыковедении на «эстетический»
и «аналитический» подходы к исследованию тем не менее не отразилось на
пристальном и серьезном отношении к самой музыке Скрябина. Общими проблемами
творчества композитора занимались А.Альшванг, С.Маркус, Л.Данилевич, В.Дельсон,
М.Друскин, Д.Житомирский, И.Нестьев, В.Цуккерман. Н.Виеру. Вопросам музыкальной
драматургии посвящены работы В.Бобровского, Н.Вольтер, С.Павчинского,
Ю.Кремлева. О фортепианной музыке Скрябина писали Л.Гаккель, Н.Котлер,
А.Николаева, Э.Месхишвили. Вопросам скрябинского стиля посвящены работы
М.Михайлова, а проблемам музыкального языка – Ю.Холопова, В.Дерновой,
О.Сахалтуевой и др. Многие аспекты творчества Скрябина, таким образом,
оказались подробно освещены и исследованы, в особенности аспекты
«аналитические», на которых и было сосредоточено главное внимание.
Ведущая тенденция исследований последних десятилетий –
рассмотрение творчества Скрябина в культурологическом контексте: прежде всего,
в его взаимосвязях с художественно-эстетической культурой своего времени
(Т.Левая, В.Рубцова, О.Томпакова, Н.Мыльникова, Н.Поспелова, Т.Сиднева,
В.Апрелева и др.). С другой стороны, анализируются феноменальные «прорывы»
композитора к современному мироощущению вселенной (о скрябинском «космизме»
писали А. Бандура, О.Томпакова и др.), что подтверждается исследованием
пространственно-временных закономерностей музыкальных композиций и их
акустических новаций (С.Исхакова, Е.Косякин и др.). Перспективное,
последовательно развиваемое современное направление в исследованиях творчества
Скрябина − судьба его светомузыки, проблемы светомузыкального синтеза и
синестезии (Б.Галеев, И.Ванечкина и др.).
Однако
философские основания творческой деятельности Скрябина – до сих пор
наиболее неоднозначно оцениваемая составляющая совокупного творчества
композитора. Редкое определение его мировоззрения как интеллектуального продукта эпохи принадлежит еще Г.В. Плеханову:
«…Если музыка Скрябина так полно выразила настроения весьма значительной части
нашей интеллигенции в известный период ее истории, то это произошло как раз по
той причине, что он был плотью от ее плоти и костью от ее кости не только в
области «эмоций», но также в области философских запросов и возможных, по
условиям времени и среды, «достижений». А.Н. Скрябин был сыном своего
времени... можно сказать, что творчество Скрябина было его временем, выраженным
в звуках».
Такой взгляд на творческую деятельность композитора, с
нашей точки зрения, точнее всего определяет сущность и специфику его искусства.
Учитывая весь объем и многоплановость литературной скрябинианы, мы продолжаем
исследовательскую традицию, в соответствии с которой творчество Скрябина
рассматривается как специфическое художественное явление, возникшее на философском основании, игравшем столь
важную роль в русской культуре начала ХХ века. Другие же, в большей степени
изученные аспекты истоков и корней творчества композитора, затрагиваются лишь
по необходимости и в контексте общих рассуждений.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что:
- в научный оборот вводится понятие
«эстетико-философский комплекс», потребность в котором возникает в связи с
теоретическим осмыслением синкретического по своему характеру творчества
композитора-мыслителя, обладающего исключительно сложным в содержательном отношении,
многоуровневым и многоаспектным по своей структуре мировоззрением;
- творчество Скрябина исследуется как эстетико-философский комплекс, а это позволяет анализировать
произведения музыкального искусства в качестве специфической формы выражения
философско-эстетических взглядов композитора;
- обосновывается обусловленность содержания творчества
Скрябина философско-эстетическими
идеями эпохи «русского культурного ренессанса»: основные идеи композитора,
легшие в основу его проекта мистерии
и задуманного им всеискусства,
принципиально органичны для культурной ситуации России того времени;
- эволюция творчества композитора рассматривается как
последовательное развитие целостного эстетико-философского комплекса,
осуществляющееся под влиянием эпохальных для русской культуры идей всеединства, богочеловека и экстаза, как
становление его философско-эстетической концепции в целом и
музыкально-философских замыслов отдельных сочинений в частности.
Объектом
данного исследования служит
творчество Скрябина как специфический для своей эпохи культурный феномен,
в котором нашли свое отражение наиболее важные и характерные для нее идеи и
представления. Предметом исследования
является генезис и эволюция философско-эстетических взглядов Скрябина. Несмотря
на кажущуюся эклектичность философских воззрений Скрябина, его творчество может
быть четко структурировано в русле определенных направлений русской
философско-эстетической мысли начала ХХ века. Такая непосредственная связь
позволяет представить эволюцию его творчества как последовательное
проникновение в музыкально-философскую систему композитора наиболее
существенных идей «русского культурного ренессанса».
Сложность исследования творчества Скрябина заключается
в том, что оно должно быть в той же мере «синкретическим», что и
использовавшийся композитором художественный материал. Рассмотрение философской
конструкции скрябинских сочинений без анализа музыкального языка не имеет
смысла[1], так как сам автор не называет
себя философом, хотя в своих «Записях» стремится к фиксации и рациональному
обсуждению того, что должна говорить его
музыка. Анализировать же музыкальную материю без ее содержательной сущности
– значит лишать смысла титанические усилия композитора по преобразованию этой
материи. С целью «сохранить» синкретическую природу деятельности Скрябина в
качестве предмета исследования, в данной работе предложен метод анализа
творчества композитора как эстетико-философского комплекса, составляющие пласты
которого рассматривались бы в их цельности и взаимообусловленности. «Единая
деятельность» композитора отражена в анализе его произведений − на
идейно-концептуальном, драматургическом и стилистическом уровнях. Такой,
условно говоря, «синтетический», или «комплексный», аналитический метод мы и
используем при рассмотрении творческой системы Скрябина как некоего единства в
его генетической связи с культурой «русского ренессанса».
Цель исследования – обоснование синкретического и в то же время
системного характера творчества Скрябина в контексте эпохи «русского
культурного ренессанса» и ее ведущих философских идей.
Задачи
данного исследования:
− представить философско-эстетические взгляды
А.Н.Скрябина в контексте отечественной
культуры начала ХХ века;
− проследить эволюцию
творчества композитора как последовательное проникновение в его
музыкально-философскую систему основных философских идей «русского ренессанса»,
а именно идей единства, богочеловека
и свободного творчества – экстаза;
− рассмотреть творчество
композитора как проективную деятельность,
в ходе которой рождается «новая»
художественная «реальность»;
− исследовать эстетико-философский
комплекс Скрябина на основе междисциплинарных подходов;
− отразить в общей схеме эволюции творчества Скрябина
единство философско-эстетических и музыкальных поисков композитора.
−
Творчество Скрябина представляет собой характерный для эпохи «русского
культурного ренессанса» эстетико-философский
комплекс, синтезирующий философские, религиозные, эстетические,
художественные взгляды композитора, а также соответствующие элементы и аспекты
созданных им музыкальных произведений.
−
Наиболее ярко и адекватно основные черты эстетико-философского комплекса проявились, во-первых, в проекте мистерии, который является
художественным вариантом философской утопии своего времени и в котором целью
вселенского творческого акта провозглашается преображение мира, духовное
возрождение объединенного человечества средствами искусства. Во-вторых, в
задуманном Скрябиным всеискусстве,
предполагавшем выработку универсального языка действенного искусства, где
музыке, в полном соответствии с распространенными для того времени взглядами,
отводилась ведущая роль. Идея органического синтеза искусств, лежащая в основе
мистерии, реализована прежде всего в
программности самой музыки − в
создании такого эстетико-философского комплекса,
в котором философское содержание выражается не вербально, а «музыкально», т.е.
путем создания оригинального музыкально-философского
языка.
−
Философия творчества Скрябина обнаруживает генетическую связь с философской
культурой «русского ренессанса»: со взглядами «богоискателей» (представителей
«нового религиозного» сознания), с философией как самого В.Соловьева, так и его
ближайших последователей − С.Трубецкого, Л.Лопатина, В.Эрна и П.Флоренского.
Показательно, что два важнейших периода в процессе становления
эстетико−философской концепции Скрябина коррелируют по своему содержанию с
учением В.Соловьева о всеединстве (философией всеединства).
−
Эволюцию творчества Скрябина отличает последовательное проникновение в
музыкально-философскую систему композитора важнейших идей русской
религиозно-идеалистической философии начала ХХ века. Зрелый период творчества Скрябина (1904−1910) воплощает идею экстаза, постепенное переосмысление
которой приводит к подчинению индивидуалистических, богоборческих мотивов скрябинской
философии идее богочеловека. Полная
же обусловленность музыкальных концепций Скрябина доктриной всеединства (богочеловечества)
определяет хронологические рамки позднего
периода творчества композитора. Обращение к символизму
на этом этапе закономерно для Скрябина и показательно для движения
«русского культурного ренессанса» от идеи Единства
к идее Единства единств −к символу.
−
Творческие замыслы Скрябина оказались сконцентрированными в одной из
характернейших культурных форм его эпохи – мистерии,
описанной, в частности, А.Белым в статье «Будущее искусство» (1910) в качестве
синтетической модели современного искусства, в которой различные его формы
размещены вокруг искусства музыкального, принятого за центр. Сущность эволюции
творчества Скрябина состоит в том, что, стремясь к идеалу «искусства будущего», композитор лепил «собственную форму
творчества», «новую реальность»: он создавал свою творческую систему, наполнял
ее духовной «автобиографией», облекая в индивидуальный музыкальный стиль.
Первый параграф «Скрябин как художник «русского культурного
ренессанса» характеризует Скрябина как представителя «молодого»
поколения отечественной культуры начала ХХ века, продолжающего не только
профессиональные, но и идейные традиции русской музыкальной школы. Раздел
построен на внутренней полемике с позицией А.Ф.Лосева, считающего творчество
А.Н.Скрябина, с «тремя тенденциями» его музыки и философии − «анархическим и
деспотическим индивидуализмом, мистическим универсализмом и эротическим
историзмом», антиподом «нашего» национального мироощущения.
В
работе высказывается мысль о том, что в основе формирования профессиональной
музыкальной школы − как результата подъема национального самосознания после
победной войны 1812 года − уже лежит
«русская идея». Поэтому с самого
начала русская музыкальная культура в полной мере отражала и весь объем этой идеи. Содержательно, в соответствии
с идеями П.Я.Чаадаева, музыкальное искусство стремилось «к тому, чтобы уяснить
нравственный смысл великих исторических эпох». В доминантном жанре оперы на протяжении ХIХ века были воссозданы и художественно осмыслены
практически все известные российской истории модели
государственно-общественного устройства, вплоть до патриархальной общины. Само
развитие этого жанра можно представить как эстетическое моделирование судьбы
государства и народа российского в его «всемирной отзывчивости».
Идеал
соборности в качестве «русской идеи», где торжествует «лично−общественный»
характер жизни (с осуществленными, по В.Соловьеву, двумя стадиями исторического
развития – «родовой» и «национально-государственной») венчает развитие русской
оперы ХIХ века. Цель творчества Скрябина, состоящая в
осуществлении акта всеобщего транснационального
объединения, в таком ракурсе представляет собой, в понимании В.Соловьева,
следующую − третью, «вселенскую» − ступень исторического развития, «идеал
будущего». Создав в рамках проекта своей мистерии музыкальную утопию
«вселенской теократии», Скрябин запечатлел в ней «русскую идею», вплетенную в
целое соцветие специфических идей своей эпохи.
Творческая
личность Скрябина предстает перед нами в качестве типичной для «русского
культурного ренессанса» фигуры. Общий, действительно «возрожденческий» дух
эпохи в социально изолированной среде русской интеллигенции начала ХХ века − с
неслыханными возможностями для искусства быть не «украшением» или «фоном»
жизни, а смыслом и пространством этой жизни, формирует
новое поколение художников. Художник-философ, превративший в своем творческом
сознании искусство в средство мирового преображения, а замыслы своей мистерии −
во вселенское теургическое действо, является знаменательнейшим для этого времени
явлением. Поколение младосимволистов рассматривает область духовной жизни как
некое непрерывное пространство, где искусство смыкается с религией, а сознание
− с бытием. В работах русских символистов, увидевших свет во время создания
«Прометея», постулируется задача перехода от осмысления собственно эстетических
проблем через разработку философии культуры к активному жизнетворчеству.
Эпохальное
«чувство реальности духовного мира» (П.Флоренский) обусловливает общую веру в
возрождающее, преображающее назначение искусства. Пространство проективной творческой деятельности расширяется у Скрябина
до вселенских масштабов, в сравнении с которыми национальная «соборность»
оказывается ограниченной сферой общей «единой деятельности». В творческом
экстазе, вызванном участием в «единой деятельности», стираются любые границы,
каждый отождествляет себя со всеми и постигает свою сущность как божественную,
ибо «сознание (вселенная) есть единство». «История вселенной есть рост
человеческого сознания до всеобъемлющего божественного сознания»[1]. А в поэтическом выражении
композитора это звучит так: «Единым взглядом, единой мыслью, // я обнимаю тебя,
мой мир. // Как проповедь Христа, // Как подвиг Прометея»[1].
Идея
стирания граней между видами искусства, идея синтеза искусств, была выдвинута Скрябиным во всей ее полноте. Его
синтетическое действо подразумевало нерасторжимое единство буквально всех видов
искусств – звуковых, зрительных, двигательных − в рамках замысловатых их
преображений. Эту «симфонию звуков, красок, движений, форм и ласк» по силе
воздействия можно уподобить возведенным в степень возможностям современного
кинематографа и лазерного шоу. Не воссоздаваемое даже современными техническими
средствами, «единство» мыслилось не соединением отдельных компонентов, а именно
синтезом – мистериальным, «теургическим». Но еще важнее, что идея синтетичности заложена в проекте
формирования общекультурного языка на базе музыкального и реализована в
создании эстетико-философского комплекса.
Второй параграф «Эстетический комплекс» музыкальной
философии Скрябина» посвящен утверждению к началу ХХ века принципиально
новых отношений между философией и искусством, в результате чего возникла идея
единого философско-эстетического
комплекса. В таком комплексе искусство и сам художник выступают как в роли
субъекта, носителя эстетических ценностей, так и в роли объекта познания.
Творческая индивидуальность становится основой нового философского
мировоззрения.
По
мысли символистов, в стремлении культурных сфер к духовному объединению
стираются рамки традиционной ограниченности каждой из них. Задача философии в
понимании большой части ее представителей на рубеже веков сводится не столько к
традиционному познанию и объяснению мира, сколько к изображению внутреннего мира человека с его
влечениями, идеалами, потребностями. «Таким образом, – писал В.Соловьев, −
философия является путеводительницей человека от одного состояния его сознания
к другому в следующем постепенном переходе: от природного состояния сознания к
сознанию человека, как свободной личности, и от этого периода к сознанию
человеком человечества, как всеединства личностей»[1].
Ставя
во главу угла проблему личности, превращаясь в дело индивидуального вкуса,
философия сама становится частью искусства, облекается в его формы и сливается
с ним, стремящимся, в свою очередь, к самообновлению на почве философии. Эстетическая форма философствования,
характерная в целом для философии «духовного ренессанса» (у Н.Бердяева −
«русского культурного ренессанса»), ярко проявилась в творчестве богоискателей
и закрепилась в журнале «Вехи», получив определение «веховство».
|