ГОГОЛЬ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
В богатейшем музыкальном
наследии Чайковского «Черевички» занимают особое место. Необычен для
композитора выбор жанра оперы - «комико-фантастическая». По этому поводу у
Чайковского были определенные сомнения, но интерес к народной музыке Украины и
повести Гоголя взяли верх над
неуверенностью. Чайковский надумал участвовать в конкурсе на этот сюжет
и писал одновременно с Н. Соловьевым, чьё произведение тоже имело успех и
ставилось в различных театрах Петербурга. Свою оперу Чайковский сочинял в
период общения с "кучкистами" и Стасовым летом 1874 года. Впереди
была работа над балетом «Лебединое озеро» и душевный кризис, но пока композитор
ощущал творческий и эмоциональный подъем, одновременно занимаясь написанием
музыки к спектаклю Островского «Снегурочка». Поначалу опера именовалась «Кузнец
Вакула». Композитор сознавал возможные недостатки сценария - много
подробностей, бедны голосовые эффекты и слишком «густая» оркестровка и стиль
совсем не оперный, а симфонический, нет размаха и театральности. Через
несколько лет появилась новая редакция под названием «Черевички».
У Римского-Корсакова сочинение
«Ночи перед Рождеством» ознаменовало творческий расцвет и период наивысшей
зрелости - 20 лет в оперном театре, уже поставлены оперы «Снегурочка» и
гоголевская опера «Майская ночь», «Псковитянка», впереди сочинение «Китежа» и
«Золотого петушка», а одновременно в работе «Садко». Композитор отдыхал душой,
по его собственному выражению, занимаясь воплощением Гоголя на сцене.
Разделяли обе оперы на один
и тот же сюжет 20 лет и в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков
объяснил причину: со смертью Чайковского освобождался к 1884 году сюжет, всегда
меня привлекавший. Кроме того, Римский-Корсаков не считал этичным писать такую
же оперу, потому что сам был членом жюри, когда Чайковский представлял своего
«Вакулу». Он знал достоинства и недостатки конкурсного либретто Полонского,
обязательного для композиторов и потому сам сочинил для себя либретто. При этом
Римский-Корсаков отмечал, что опера Чайковского - самая лучшая из всех, что
были представлены на конкурс, но сама по себе как вещь она слаба, а либретто
никуда не годится. Об этом композитор упомянул в письме к Чайковскому, подробно
расписав, что ему в представленной опере нравится, а что не устраивает
(нравились сцена гостей у Солохи, метель с Чубом и Панасом, некоторые моменты в
партии Солохи, но выходная песня Оксаны казалась чересчур сентиментальной, да и
фантастика была не на высоте). При этом Чайковский, готовя вторую редакцию, не
учел ни одного замечания своего собрата. Римский-Корсаков же, приступая к
сочинению, особое внимание обратил как раз на фантастичность, комедийность и
характерность образов (жанровость) - параллелей в современной живописи тому
было немало. Лишь в 1891 году Репин напишет «Запорожцев», но васнецовские
сказочные полотна были уже известны. Все
композиторы сходились во мнении, что превратить повесть Гоголя в сценическое
произведение и при этом положить его на музыку - задача архисложнейшая.
Чайковский уложил повествование в
8 картин, у Римского-Корсакова получилось 9-ть, они разделили их на 4
действия:
1 -
Солоха и Бес, метель;
2 -
свидание Вакулы с Оксаной во время метели;
3 -
гости у Солохи;
4 -
колядование и досада Вакулы, решение уйти куда глаза глядят, с мешком, в
котором сидел Бес;
5 -
8 - полет Вакулы с Бесом к царице в Петербург и возвращение рождественским
утром в Диканьку;
9 -
развязка (возвращение Вакулы), признание Оксаны и сватовство (объяснение с
Чубом), славление молодых и финал.
Для оперного театра выигрышной
была идеализация Гоголем украинской старины и лирико-романтическая линия в духе
дворянской музыкальной культуры. У композиторов были схожи в памяти
представления об украинских водевилях и русские комические оперы 18 века,
лунные пейзажи в духе Куинджи, картины украинского быта и пейзажи - мазанки,
галушки, колядки, «ридна мова». При этом Римский-Корсаков добавил
этнографическую сцену с Колядой и Овсенем, а Чайковский - потемкинскую
помпезность екатерининского времени - дворцы, приемы послов, полонез «Гром
победы раздавайся»… Чайковский создавал своего «Вакулу» как комическую оперу,
хотя во второй редакции - в «Черевичках» - она стала уже «комико-фантастической».
Важнейший для Чайковского аспект - лирический - был упущен и отошел на второй
план (был бы выигрышнее).
Римский-Корсаков сделал
подзаголовок «быль-колядка», акцентировав обрядовость и фантастику (колядки в
сочельник, полеты Вакулы, танцы звезд, разнообразные бытовые сцены с их
непревзойденным украинским юмором и незатейливостью). Подчеркнул он и лиризм,
ибо читал в то время «Поэтические
воззрения славян на природу» Афанасьева, обдумывая связь христианского
Рождества с языческим празднованием зимнего солнцестояния.
Образ
ОКСАНЫ. У Чайковского с первой сцене
свидания Оксаны с Вакулой на первый план выходят переживания Оксаны - резкие
перемены в настроении (от слез к насмешкам), но в следующем действии уже
восстанавливают равновесие жанровые элементы - комизм и бытовые ситуации. В
выходной арии «Цвела яблонька в садочке» Оксана предстает как самовлюбленная и
избалованная кокетка (жалость к себе сменяется задором и притворством). В сцене
с Вакулой её насмешливые реплики обескураживают и без того робкого Вакулу,
впервые в жизни признающегося в любви. Его речь то изобилует запинками, но
вдруг прорывается истинное и долго скрываемое чувство («О, что мне мать и
отец»). Он восторженно говорит о любви, но Оксана опасается увлечься всерьез -
ведь его мать Солоха неравнодушна к Чубу - отцу Оксаны и они могут скоро
пожениться, а тогда не видать Оксане Вакулы. Оставляя кузнеца этим замечанием в
недоумении (он совсем не думал о матримониальных планах их родителей), Оксана
уходит. Раздосадованный Вакула грубо выпроваживает Чуба из его же хаты обратно
в метель, что добавляет нотку комизма в напряженную лирическую сцену и
разряжает ситуацию перед очередным лирическим дуэтом.
Римский-Корсаков в подобной сцене
совсем обходится без комедийности, предпочитая цельность лирического колорита.
Большее значение во второй картине имела колядка и обещание Оксаны выйти замуж
за того, кто достанет ей такие же красивые туфельки-черевички, как у подружки
Одарки. В этой жанровой сцене царит веселая беззаботность. Звучат колядки в
сочельник - их поет молодежь то хором, то даже Солоха с Бесом их запевают
(«Уродилась коляда»), звучат колядочные напевы и в момент полета Вакулы в
Петербург. Таким образом, Чайковский в начальных сценах усиливает лирический
тонус оперы, а Римский-Корсаков нарочно
разряжает его, делая поначалу акцент на жанровости и лишь впоследствии добавляя
лиризм в кульминации.
Оксаны у Чайковского и
Римского-Корсакова не похожи -
Римский-Корсаков отрицал в ней
сентиментальность, следуя портрету Гоголя (суровая гордячка, всегда с досадой и
издевкой, кокетка), но не считал её совсем бесчувственной. У Римского-Корсакова
она была способна к настоящей грусти
(Оксана рано лишилась матери), к воспоминаниям, пробудившим в ней настоящее
чувство, прежде глубоко дремавшее в душе (к утру влюбилась в кузнеца). Оксана
при новой встрече с ним даже ведет себя неожиданно застенчиво - чувство любви
для неё внове и в её сердце начинается «весна» - об этом свидетельствует такая
находка - композитор ввел в её музыкальную речь мотивы «веснянки». У
Чайковского Оксана близка «Татьяне» из «Онегина», хотя в её речи тоже
проскальзывают попевки из народных песен - его Оксана эмоциональна и
мечтательна, проста и непосредственна. Таким образом, она более естественна.
Оксаны у обоих композиторов даже кокетничают по-разному перед самими собой
(сцена перед зеркалом)!
ГОСТИ.
У Чайковского Бес, у Римского-Корсакова Чорт участвуют в интриге наряду с
Чубом, Головой и Школьным Учителем (Римский-Корсаков назвал его «Дьяком», а в
сёлах все дьячки были школьными преподавателями, наряду с исполнением
непосредственных обязанностей). Интересной у Чайковского получилась сценка
Солохи с Учителем (его ухаживание за ней сопровождается нарочито «корявой
песенкой «Баба к бесу привязалась, с окаянным сопозналась). Герой явно не
осознавал всего комизма ситуации, если учесть, что перед ним в гости к Солохе
пришел тот самый «окаянный», с которым Солоха была действительно весьма дружна.
После этого он имел наглость указывать на это Солохе, что вряд ли ей нравилось,
ибо песенка была по-хохлацки насмешливой. Солохе этот ухажер был совсем не
нужен, так как Учитель - женатый мужчина, а её занимали планы относительно
устройства собственной жизни. Поэтому Солоха обрывает его на полуслове как
только он начинает о чем-нибудь говорить и старается побыстрее его спровадить,
да только он туго соображает и потому не торопится домой.
Солоха у Чайковского - расторопна и
блудлива, под стать ей и игривый Бес, о чем свидетельствует буйная пляска их
перед полетом к месяцу и его кражей на тот случай, если Вакула пойдет в гости к
Оксане, а Чуб останется из-за метели и темноты дома, и намнет бока молодцу,
посмевшему намалевать черта на стене столь потешно, что даже собратья его в
пекле до сих пор не могут разогнуться от хохота. Солоха меньше всего думает об
интересах сына. Она имеет виды на тех, кто придет к ней в гости на Рождество -
она хитра с Головой (у него положение в обществе и власть), плутовата с Чубом
(может пригодиться и к тому же вдовец, завидный ещё жених), груба с Учителем
(женат и глуп), она ловко заправляет каждым гостем в отдельности и всем
квинтетом их, когда они сидят, задыхаясь в мешках, не смея обнаружить себя
перед Вакулой и просят позволения вдохнуть воздуха. Солоха же (и Бес) получают
от ситуации немало удовольствия.
Римский-Корсаков видел Солоху
несколько иначе - она не столь хитра и плутовата, чуть молчаливее, ей не
хватает темпераментности и искрометности, зато она ведьма. Она более лирична
(любит петь) и гостеприимна, совсем не скупа (Дьяку не отказывает в чарке с
горилкой). Так что у Чайковского и Римского-Корсакова Солохи получились совершенно с разным
характером.
Изо всех гостей наиболее интересен
образ Дьяка или Школьного Учителя - самый комичный в этой сцене. У Чайковского
он человек забитый и семейный, а оттого совсем невеселый. Ухаживания его робки,
а потому чересчур «галантны». В его речи ощутимы церковные обороты речи - он в
явном замешательстве и не знает, как ухаживать за женщинами. Чайковский ярко
демонстрирует его замешательство и попытки преодолеть его. У Римского-Корсакова
Дьяк самодовольный и держится «гоголем», поражая даму цветистой речью с заранее
продуманными комплиментами и ухватками записного ухажера. Не давая ей
опомниться от «гусарского» вторжения, он после первой чарочки уже переходит в
наступление. Впрочем, ему свойственны деликатность и достоинство - он поет не
«песенку», а целый «кант» петровских времен, по-церковному, на старинный мотив,
словно «разводя фиты», как говорили в старину. Он прельщает Солоху своим
голосом и манерой бельканто (так он себе её воображает). После каждой мастерски
проведенной подготовки к «атаке», Дьяк приближается к красавице и дотрагивается
до её руки, а потом, словно «обжегшись», отскакивает, словно в немом восхищении
и желании рассмотреть «картину» издалека. Он пятится и отскакивает, задавая
очередной «коварный» вопрос: «а это що?» Тем комичнее его поведение при её
кокетливых ответах - «рука», «плечо»… Ещё более нелепым кажется слетевшее разом
с него достоинство при стуке в дверь - обходительность и самодовольство
превращаются в трусость и опасение за свою репутацию - что если его застанут у
этой ведьмы - дойдет до благочинного и до жены и не знаешь, что окажется
страшнее. После квинтета гостей в мешках появляется расстроенный Вакула, над
чьими чувствами Оксана посмеялась и в его речи - отзвук бесед с ней - лучшие
его лирические мотивы.
ФАНТАСТИКА.
Третье действие оперы посвящено полету Вакулы. Этой сфере Чайковский уделил
чуть меньше внимания, чем
Римский-Корсаков. Бес получился совсем «домашним» и совсем не опасным -
это было заметно со сцены метели. Таков и полет во дворец, сцена встречи там с
запорожцами. У Римского-Корсакова лучше
всего получился полет над Диканькой - ведь Римский-Корсаков в первую очередь музыкальный
«пейзажист», а во вторую лирик, в отличие от «психолога» Чайковского.
Римский-Корсаков сумел показать в музыке
сверкание снега в лучах луны и солнца, танцы звезд и комет, поезд с Колядой -
мифологическую линию он разрабатывал в опере особенно тщательно, хотя и признал
впоследствии, что выпятил её даже чересчур. Фантастику он описал средствами
оркестра и хореографии - за плечами уже был опыт в «Садко» (танцы рыбок), в
«Младе» и «Майской ночи» (сцены с
русалками), лесные сцены в «Снегурочке» (появление Ярилы-солнца). У Чайковского
подобные обряды служили лишь фоном, в то время как у Римского-Корсакова они
выходили на первый план.
Итак, Чайковский и Римский-Корсаков в своих операх выразили
различные творческие подходы к одинаковому сюжету, подчеркнув свою
индивидуальность. Чайковский акцентировал жизненный мир драмы героев, включив
её в картину народного быта и оттенив рядом колоритных фантастических сцен. Так
он создал правдивый и богатый чувствами образ Оксаны, омузыкалив к тому же и русско-украинский
говор. Римский-Корсаков основой сделал мифологию, образы народного быта, выявив
таким образом национальный характер и раскрыв душевный мир своих героев. К тому
же он был уверен в своем новаторском пути в области музыкального театра. У них
с Чайковским были различные концепции раскрытия сюжета, оттого и различная
стилистика, разные жанровые облики оперы. Присущий Чайковскому симфонизм
мышления придал его образам последовательность и динамичность в развитии, а
драматургии оперы необычайную целостность. Сказочно-бытовые оперы
Римский-Корсаков более сюитны, нежели
симфоничны, к тому же он растворяет лирическую драму героев в бытовых и
фантастических элементах и в эпичности
повествования. Таким образом, «Черевички» Чайковского лиричны, а «Ночь перед
Рождеством» Римского-Корсакова эпична по драматургии.
ГОГОЛЬ В
МУЗЫКЕ Римского-Корсакова и ЧАЙКОВСКОГО(музыкальные примеры)
1.
Р-К. «Ночь перед
Рождеством». Дуэттино Панаса и Чуба «Нет пойдем мы ко дьяку из 1 д.
2.
------------------------------------------Песня
Вакулы «О, чего б я не дал».
3.
Чайковский.
Черевички. Речетатив Беса «Я и забыл, за чем явился» и заклинание «Эй вы, ветры
буйные» (полет с Солохой к месяцу,
метель, хор духов, Чуб и Панас о месяце - «А где же месяц»).
4.
Р-К. Дуэт Вакулы с
Оксаной (Что мне мать и отец, Он женится на матери твоей, Эка радость
оставаться с дурнем этаким болтаться, То ли дело другой, Не грешно ли тебе
только шутки шутить, Ухожу я).
5.
Чайковский. Сцена
Солохи с женихами (Шк. Учитель: А я вас выгоню, А это що у вас? Рука, Песенка Шк.Уч. «Баба к Бесу привязалась). Не
слышите - стучат, «О люте мне», Квинтет
гостей в мешках).
6.
Чайковский. Ариозо
Вакулы «На что похож я стал»
7.
Чайковский.
Хор-колядка «Выросла у тына красная калина - Святый вечер» и ариозо Вакулы
«Теснится грудь».
8.
Р-К. Песня Вакулы 2 д. «Где ты, сила молодецкая,
Извела меня девичья краса) и Прощание Вакулы (Прощай, Оксана, ищи себе какого
хочешь жениха).
9.
Р-К. Игры и пляски
звезд 3 д.
10.
Чайковский.
Дуэт-плач Оксаны и Солохи 4 д. (Сокол мой).
11.
Чайковский.
Финальный хор «Ой, не вейте ветры».
12.
Р-К. Любовный дуэт
с хором «Чудная Оксана» и финал «В память Гоголя» (Был иль не был у царицы - не
скажу я вам, девицы, не скажу и парни вам).
|