ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
И ЭПОХА РОМАНТИЗМА
(НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ)
Общество эпохи романтизма
начало решительно менять свою жизнь и переустраивать свой быт. Вера
в способность человека преобразовать мир и устранить дисгармонию
привела к повышению роли воспитания, формированию культуры не
только личной, но и общественной. Активизировалась роль музыки,
сформировалась концертная жизнь, развились вокальные и инструментальные жанры, её представляющие.
Немецкий ученый Афанасий Кирхнер даже заявлял об эффективности
слушания музыки, о слушателе как участнике творческого акта, о
необходимости воспитания слушателя: войти в концертный или оперный
зал он должен, приготовив свою душу, отложив все заботы и попечения,
он должен уметь проследить в музыке все движения голосов и их соотношение,
воспринять мастерство композитора, отметить его вдохновение и талант
в строительстве формы музыкального произведения.
Дворянство и буржуа организуют не
только салонные виды музицирования, но и концерты, бытовые вечера
музыки, готовя специальные помещения для концертов – будущие филармонические
залы. Концерты устраивались во дворцах королей и князей, герцогов
и графов, даже архиепископов, а также в городских ратушах, изредка
в церкви. Общества поощрения искусств были прообразом филармоний
и отличались независимостью от городских властей и клерикальных
кругов.
Осознается воспитательное назначение
музыки, понимание её как средства интеллектуального и эмоционального
совершенствования личности, о чем говорилось ещё в трактатах
17-18 веков, в журналах и книгах. Благодаря познавательной установке
мир переживаний расширяется: наряду с радостью в музыке отражается
печаль, страдание, отчаянье, тоска или гнев. Формируются и обратные
связи в виде музыкальных предпочтений. Бетховен рассуждал о назначении
музыки волновать душу, интеллект, способствовать общению. Под влиянием
разнообразных слушательских потребностей возникают концертные
жанры, связанные с тем или иным музыкальным инструментом. Популярными
жанрами эпохи Просвещения были танцевальные (сарабанда, менуэт,
куранта, жига), импровизационные или преамбульные (прелюдия, фантазия,
токката), а наряду с ними вариации, сонаты, симфонии, фуги, оперы
и балеты. Различались и жанровые сферы: органная, ансамблевая, оркестровая, вокальная музыка. Общеупотребимыми инструментами
той поры являлись лютня, гитара, флейта или корнет-а-пистон, клавесин,
арфа, орган, виола.
В быту были широко распространены танцы
народного происхождения, облагороженные обработками – изящество
и блеск им придавала форма миниатюры, часто программный заголовок. Бальная практика вызвала традицию объединять
танцы в сюиту с контрастным их чередованием и сменой темпов и стилей.
Танцевальные сюиты сочинялись преимущественно для клавесина, а
с начала 18 века и для фортепиано. Ещё во времена Баха сюита представляла
собой танцевальные зарисовки из разных стран Европы: аллеманда была
немецкой, куранта французской, сарабанда испанской, а жига – английской.
Порой добавлялись итальянские танцы (сицилиана и тарантелла), испанские
(чакона, пассакалья), французские (гавот, рондо и котильон), немецкий контраданс и
польские (полонез и мазурка, изредка краковяк). Каждый танец был носителем
лишь одного определенного настроения, и лишь менуэт из Пуатьё не
ограничивался одним настроением, отражая самые разнообразные
чувства.
На тему песен, популярных танцев, оперных
арий и маршей составлялись вариации. В 18 веке они превратились в
монументальную концертную композицию с большим количеством проведений
темы, включая её разнообразные метаморфозы: от 30 до 50 раз (32 вариации
Бетховена). Прелюдия входила в сюиту танцев, задавая ей тон или заполняя
паузы (интерлюдия), заканчивая сюиту (постлюдия) – она имела импровизационный
характер и предназначалась для выполнения взаимных раскланиваний.
В основе прелюдии лежало развитие небольшой темы или мотива, обыгрывание
аккорда и гаммаобразные пассажи. Зачастую прелюдии имели и учебное
назначение (разные типы фактурного развития исходной темы), но со временем прелюдия
обрела вид концертной миниатюры, демонстрирующей мастерство
импровизации или мир эстетических переживаний, особенно в эпоху
романтизма. Близкая ей по импровизационности фантазия выросла
из варьирования разных тем с имитацией и вариацией. Она предоставляла автору свободу и возможность
продемонстрировать свое мастерство как исполнителя-виртуоза.
Канонам формы фантазия не подчинялась, демонстрируя полет творческой
мысли.
Жанрами, близким к фантазии, являлись токката (популярная
с эпохи барокко) и каприччо. Токката,
по сравнению с фантазией, имеет более
ясное строение, где стремительное прелюдирование сочетается
со спокойными эпизодами. Уже с Баха токката стала объединяться с
фугой или с рондо. Весьма частыми для классицистской токкаты были
украшения звуков (мелизмы и трели), чтобы максимально продлить быстро
гаснущее звучание клавесина, но при этом в токкате немаловажной оставалась
звукоподражательность (обыгрывание эффектов кукования или эха).
Романтическая токката была бурной
и стремительной, а каприччо (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо)
– полностью импровизационным, подвластным содержанию.
В 18 веке возник новый тип сонаты, предполагающей
контрастирование главной и побочной тем с их разработкой и финальным
проведением, где они обогащались от противопоставления друг с
другом. Возникла целая стратегия сонатной формы в творчестве венских
классиков – Гайдна, Моцарта и Бетховена. Они раскрывали мир контрастов
и его грани путем смены настроений через обе этих темы сонатного аллегро.
Анализ окружающего мира и различных его сфер, поиск причин и взаимосвязей
их занимал лучшие умы романтического времени (Вебер, Мендельсон,
Шуберт и Шопен). Более востребованным сонатный принцип контрастности
оказался в жанре инструментального концерта и симфонии. Концерты
отразили филармонические пристрастия европейцев и почти все композиторы-романтики
оставили немало произведений этого жанра. Симфония использовала
в своей первой части сонатное аллегро, а остальное она заимствовала
у танцевальной сюиты: медленную (и чаще лирическую по настроению)
вторую часть (Адажио), зажигательную и активную третью часть танцевального
характера (менуэт или скерцо-шутка, подчеркивающие, начиная с
Гайдна, игровое и народное начало), наконец, динамичный финал.
При Моцарте появляется традиция писать и 4-хчастные симфонии, контрастирующие
в темповом отношении (быстро-медленно-умеренно-быстро). Симфония
к началу 19 века стала одним из сложных жанров в их иерархии, оказав
огромное влияние на другие жанры музыки, а симфоническое (динамичное
и развивающее, анализирующее проблемы) мышление стало критерием
всей романтической музыки. Романтизм потребовал изменить концептуальные
установки прежней эпохи. Обсуждение философских проблем и раскрытие
сущности человека потребовало иных жанров, форм и средств выразительности,
даже изменения самого типа мышления. Многие жанры были новаторски
переосмыслены. Требования романтической эстрады демонстрации
виртуозной техники должны были сочетаться с показом художественного
мира героев музыкальных произведений. Менялся даже установленный
со времен Гайдна состав симфонического оркестра. Ранее он был составлен
из 4-х групп: духовых деревянных и медных, струнных и ударных. В каждой
группе было представлено по 4 вида:
в деревянной духовой это были флейты, гобои,
кларнеты и фаготы,
в медной духовой – трубы,
валторны, тромбоны и тубы,
в ударной могли быть колокольчики
или колокола, барабаны, литавры и тамтам или гонг,
в струнной – скрипки,
альты, виолончели и контрабасы.
Романтики свободно распоряжались
составами, чаще увеличивая их по мере надобности (особенно прославились
этим Берлиоз и Вагнер: они добавляли даже орган, а также подвидовые
инструменты, вроде английского рожка, саксофона, челесты, ксилофона
и проч.).
Кроме того, менялась игровая
концепция солиста и оркестра. Берлиоз написал симфонию-концерт
(Гарольд в Италии). На первый план выходила импровизационность, а
оркестр мог обыгрывать вступления и связывать разделы воедино, как
у Паганини или Шопена. Диалог и состязательность эпохи Вивальди уходили постепенно из
романтического концерта. Иным было и назначение частей. Три части
– три этапа выступления солиста, демонстрирующего импровизацию,
кантиленность и технику (особенно в каденциях). Но уже Листу трехчастность
показалась многословной, и он пришел к идее писать одночастные концерты,
хотя и с четкой композицией, более компактной и диалог у него вышел
на первый план. Романтический герой продолжал отстаивать перед обществом
свою точку зрения. Диалог становился и средством высказывания, нося
свободный и творческий характер. У Шопена солист ещё был главным героем,
целью сочинения концерта, а у Листа – средством высказывания
идей. Концерт стал настолько свободной формой с творческим началом,
что к концу 19 века почти растворился как жанр, и лишь Чайковский с Рахманиновым
продолжали писать традиционные трехчастные концерты. При этом наивысший
успех и признание слушателей выпали на долю также Грига, Мендельсона,
Брамса, предпочитавших равноправие солиста и оркестра. Другой вариант
концерта – транспонирование его в пьесу для солиста с оркестром
(Концертштюк Вебера, Вариации на тему рококо Чайковского, Фантазии
Шумана, Чайковского и Аренского, многочисленные поэмы, рапсодии,
баллады.
Благодаря «Неоконченной»
симфонии Шуберта кардинально изменился облик симфонии. Шуберту
легче было написать новую вещь, нежели закончить оставленную «на
потом», к тому же он почувствовал, что и в двух частях уже максимально
высказался. Романтики же творчески использовали этот прием в дальнейшем.
Подобно Бетховену, сочинившему для своей Шестой симфонии (Пасторальной)
целую программу, так поступил Берлиоз в «Фантастической». Наряду
с этим он увеличил количество частей симфонии до пяти, обуславливая
это развитием сюжетной линии. Берлиоз, как и Бетховен в Девятой симфонии,
тоже ввел хор в свою «Траурно-триумфальную» симфонию 1840 года. Хор
превращает его симфонию «Ромео и Джульетта» (1839) в мини-оперу, поэтому
он определил данное произведение
как драматическую симфонию (драматическую – в смысле театральную,
а не по настроению написанную). Берлиоз указал романтикам пути к
осуществлению их заветной идеи синтеза искусств, таким образом, выходя
за пределы чисто инструментальной музыки. Программность симфонического
замысла привела к появлению таких
значительных произведений, как «Фауст-симфония» Листа, «Данте-симфония»
Бизе, «Пустыня» Фелисьена Давида и «Антар» с «Шехеразадой» Римского-Корсакова.
Из симфонического жанра уходила обобщенность, так как программная
симфония иллюстрировала конкретные ситуации и персонажей. Художники
стремились не только к индивидуальности высказывания, но и к свободе
выражения. Их не устраивала прежняя концепция жанра с каноническим
количеством частей, их строением, темпами и ролями, заданностью
мира чувств. Симфония – один из самых философских жанров музыки, он
требует соответствующего уровня мышления. Конкретика и иллюстративность
были присущи другим жанрам. Поэтому нередко композиторы перед
премьерами намеренно снимали программы и заголовки, не желая ограничивать
восприятие слушателей. Наиболее специфическим видом романтической
музыки, счастливо сочетавшим множество излюбленных жанров, была
симфоническая поэма. Она разошлась с непрограммной симфонией в
1860-х годах, когда творили Чайковский, Рубинштейн, Бородин и Дворжак,
Брамс, Малер, Глазунов и Рахманинов.
Симфоническая поэма выросла
из концертной увертюры второй половины 18 века. В начале 19 века
стали сочиняться самостоятельные, независящие от оперного действа,
увертюры и увертюры-фантазии, симфонические картины. В 1840-х годах
Лист нашел удачное обозначение столь свободному жанру – симфоническая
поэма. Под ним понималось одночастное программное произведение
для оркестра. Выбор и трактовка программы обусловили композицию
и разворачивание содержания. Таковы
Арагонская хота Глинки, Море Глазунова, многочисленные произведения
Листа, например, «Гамлет» или «Ноктюрны». Выбор показа проблематики
не обязательно мог быть всеобъемлющим, скорее приветствовалась определенная
тема, какая-то одна проблема. Время
определило и приоритетный тип программности – обобщенную, что осознал
Чайковский в «Буре», «Ромео и Джульетте», «Франческе да Римини». Но
симфоническая поэма в 19 веке, претерпев сложный путь своего становления
и развития, смогла отразить эстетические, мировоззренческие позиции
19 века. Она оставалась более наглядной по содержанию и лаконичной
по форме, более гибкой, нежели симфония. Свои социальные и нравственные
установки романтики сполна смогли выразить именно в симфонической
поэме, наряду с камерными жанрами, характерными для их типа мышления
– вокальной лирики, трио и квартетами, пьесами для инструмента
(фортепиано или скрипки, виолончели или флейты). В числе последних
следует упомянуть балладу - один из излюбленных романтических жанров, пришедших
в музыку из литературы.
После Венского Конгресса 1815
года, где собрались победители Наполеона, была основательно перекроена
карта Европы. Речь Посполитая, как именовалось Польское королевство,
поддержавшее Наполеона, разделилась на три части между Россией,
Пруссией и Австрией. Для своей части
Александр Первый обещал конституционные свободы, но полякам приходилось
отстаивать наряду с этим и единство страны. При всех ограничениях
гласности это представлялось делом сложным, поэтому они развернули
активную просветительскую деятельность.
Целью польских просветителей было запечатление страниц прошлого и
настоящего, особенно выдающихся достижений отечественной культуры,
ставшей залогом национального возрождения. Ещё в 1800 году в Варшаве
было основано «общество друзей науки», по инициативе которого
собирались, записывались и издавались соратником Костюшки – поэтом
Юлианом Немцевичем «Исторические песни» (1816). Они рисовали картину
былого величия Польши, подвиги воинов и деяния королей. Кароль
Курпиньский и Мария Шимановска сочиняли на эти тексты думы-баллады
(для голоса с фортепиано). Прочтя в 7-летнем возрасте «Песни» юный
Франтишек (Фредерик) Шопен импровизировал свои думы. При этом немало
увлекала его и «Божественная комедия» Данте – читать её для семьи
Шопенов приходил сослуживец отца по лицею – профессор итальянской
литературы Себастьяно Чьямпи. Многое от него Шопен узнал
о флорентийском изгнаннике, как бы предчувствуя собственную
судьбу. Окружающие догадывались о симпатиях Шопена к Данте и при
встрече с поляком дантовские черты в духовном облике подметил Эжен
Делакруа – таким он и написал Шопена в момент кончины.
Будучи в Вене в 1829 году, Шопен
слушал рассказы очевидцев о похоронах Йозефа Гайдна и Антонио Сальери,
об обстрелах города Наполеоном в 1809 году, в тот момент, когда тело
Гайдна предавали земле, о встречах с Моцартом и Бетховеном. В Дрездене Шопен в 1830 году посетил
Галерею, написав родным: «когда я смотрю на некоторые картины, то
кажется, что слышу музыку». У него возникали творческие импульсы
при знакомстве с произведениями искусства. Под впечатлением от
постановки шекспировского «Гамлета» в Париже в 1833 году был сочинен
ноктюрн № 3 из опуса 15 (соль минор). Будучи в Париже, Шопен постоянно
ходил в Лувр. О пристрастиях Шопена хорошо знал Лист: поляку нравились
«Улисс» Фидия и «Мыслитель» Микельанджело, «Таинство» Пуссена и
«Ладья Данте» Делакруа. Он слушал музыку Берлиоза, читал Софокла
и Гомера, Расина и Гете, Шекспира и Фирдоуси. Так что Жорж Санд несколько
лукавила, говоря о Шопене: «он музыкант, только музыкант, он ничего
не может понять ни в живописи, ни в скульптуре».
Весть о подавлении ноябрьского
восстания 1830 года застала Шопена в Вене. Он говорил, что если бы
мог, то разбудил бы все звуки, которые только внушила ему слепое, бешеное
и неистовое чувство, чтобы хоть отчасти угадать те песни, которое
пело войско Яна и рассеянные отзвуки которых до сих пор ещё где-то блуждают по берегам Дуная
(Ян Собеский – король-полководец
конца 17 века, разгромивший под Веной турков и спасший Польшу от порабощения).
Шопен решает стать добровольным изгнанником и разделить эту участь
с восставшими патриотами, высланными властями за границу. Шопен
успел покинуть Варшаву ещё до восстания, по официальному разрешению
властей.
На подавление восстания
композиторы откликнулись уже не думами - горестными плачами, а
трагическими балладами. Этот жанр стал популярным в литературе
во 2-й половине 18 века, когда англичанин Перси опубликовал сборник
старинных английских баллад из рукописей 17 века. Сборник назывался
«Реликвии» - из него черпали сюжеты Гердер и В. Скотт. Шуберт писал музыку к этим произведениям, создав
жанр музыкальной баллады. Его особенностью стало подчинение формы
и тематизма драматургии сюжета. Баллады были насыщены драматическими
эпизодами и тяготели к неожиданной роковой развязке в финале
(так, в «Лесном царе» Шуберта есть заключительные строки: «в руках
его младенец был уж мертв»). Правда и быт в балладах сливались с мечтой и видениями. В польской литературе
19 века баллада акцентировала внимание не столько на фантастике,
сколько на идеях патриотизма и славном прошлом страны. В сфере революционного
романтизма творил Адам Мицкевич. Его настроения были особенно близки
и понятны Шопену. Будучи прекрасным пианистом, он создавал не
столько вокальные баллады, как Шуберт, а инструментальные – для фортепиано.
Хотя при этом не терялся контакт литературы и музыки.
Сочинив первые два баллады,
Шопен встретился в 1832 году с приехавшим в Париж Адамом Мицкевичем,
и они часто беседовали вместе с Робертом Шуманом и Ференцом Листом.
Шопен импровизировал и однажды
он признался Мицкевичу в том, что баллады написал под влиянием его
поэм. Неудивительно, что исследователи ищут в первой балладе (опус
23) связи с сюжетом «Конрада Валленрода», а во второй (опус 38 фа мажор)
– отзвуки «Свитезянки» и «Свитезя». Третью балладу (опус 47) уже соотносят
с «Лорелеей» Гейне, но в ней есть и отзвуки «Свитезянки» Мицкевича. При этом Шопен совершенно не выносил
прямых литературно-сюжетных ассоциаций. Поэтому предположения
ученых основываются лишь на догадках и анализе драматургических
особенностей поэмы и баллады. Шопен воссоздал характерные черты
литературных баллад в своей музыке – взволнованный тон повествования,
эпическую повествовательность, переплетение реальности с фантастикой,
множество контрастных эпизодов, драматическую развязку и свободную
композицию, возникшую на основе модифицированной классицистской
сонаты.
Ещё до шопеновских баллад в польской
музыке стало традицией открывать
произведение лирико-эпическим запевом (Липиньский, Шимановска)
и Шопен стал писать в таком же духе, причем не только баллады, но и прелюдии
(№№ 15, 16, 18 и 22). Вопрос о том,
можно ли считать Вторую балладу Шопена программным произведением
и какое именно сочинение Мицкевича легло в её основу, до сих пор не
решен однозначно. Начало баллады по характеру близко «запеву»
поэмы Мицкевича «Свитезянка». Существует поверье, что на берегах
Свитезя временами появляются ундины-свитезянки… Баллада начинается
рассказом о прогулке прекрасного юноши с девушкой при свете луны
по берегу озера, близ синих вод Свитезя. Эта романтическая идиллия
Мицкевича постепенно окрашивается в зловещие тона, когда речь
заходит о загадочной спутнице юноши – он пытается выспросить её
тайну, клянется её в верности. Время от времени начинает шуметь ветер
в лесу, бурлить вода и в волнах вдруг возникает красавица, заставившая
юношу сразу забыть обо всех клятвах и устремиться ей навстречу со словами
любви. Приблизившись, он внезапно узнает в ней ту, с которой лишь недавно
гулял здесь. Взметнувшиеся волны увлекают юношу в объятья Свитезянки
и на берегу остаются блуждать их тени.
В удивительной картинностью Шопен
раскрывает в музыке Второй баллады эту программу. Первая же тема напоминает
и эпический зачин, и лирически-интимное признание в любви. Вторая тема с порывисто вздымающимися
волнами в басовом регистре, рисует картину бури на озере. С первой
темой вновь возобновляется повествование, несколько раз прерываемое всплесками волн и заключительная
часть, рисующая сцену гибели героя, чрезвычайно звукописна. Герой Второй баллады Шопена искал свой
«голубой цветок» не в далеких странах, как Генрих фон Офтердинген, а
на берегу родного озера. Но в глубинах его он обрел смерть – и так закончились
поиски его идеала. В последних тактах пьесы появится реминисценция-напоминание
первой темы. Как раз над последними аккордами композитор много размышлял – искал более точные
средства выразительность, переписывал текст. Он нашел удачную первую
тему, звучащую в духе «запева» - неторопливого и таинственного
одновременно. Её интонации очень рельефны и не раз проскальзывают
в общей музыкальной ткани пьесы – она родственна запеву. Вторая тема
(разбушевавшейся стихии) связана с патетическим образом смятения
чувств. Это типичная для романтического искусства и литературы
перекличка образов природы и внутреннего состояния человека.
Баллады Шопена насыщены тематическими эпизодами предельно контрастного
характера, о котором не могли даже помыслить венские классики –
Гайдн, Моцарт и Бетховен в своих сонатах и симфониях. Эти контрастные
эпизоды как бы лежат на разных образных
планах, вызывая ассоциации с противопоставлением реального и
мистического, земного и небесного. Шопен в развязке умел примирить
оба начала, как он сделал это в репризе Третьей баллады (начало
1840-х годов).
Третью балладу тоже открывает
мелодия лиро-эпического склада, подобная запеву «думы» сказителем.
Эпилог драмы, разворачивающейся в Третьей балладе, рисует картину
разверзающейся пучины Свитезя и одновременно – шум волн Рейна.
Тревожна по ритмике вторая тема. Знаменитый английский график Обри
Бёрдслей на рисунке «Третья баллада Шопена» изобразил всадницу в
лесу, сопроводив строчкой с нотной записью второй мелодии баллады.
Сам Бердслей был неплохим пианистом и нередко исполнял произведения
Шопена.
Речевые интонации музыки шопеновских
баллад указывают на несомненные связи с поэтическим началом. Шопен
рассматривал музыку как живой
язык инстинктов человека, безграничного в своих выразительных
возможностях, но при этом сдерживаемого упорядоченностью разума
и волей. Он уподоблял музыку живой естественной речи, особо при
этом подчеркивая, что как одно слово не делает языка, так и один абстрактный
звук не делает музыки. Эффект смены событий достигается необыкновенно
резким противопоставлением контрастирующих (даже темпово)
эпизодов, а впечатление драматической развязки рождает сокращенная
реприза с бурной драматической кодой. Подобно тому, как каждой
Балладе присущ свой собственный образный строй, так в каждой есть и
своя форма, берущая начало в сонатности с её тональными соотношениями,
ясными контурами разделов, конфликтным типом сюжета, выражающимся
в наличии двух противопоставленных друг другу тем. Сочетая элементы
сонатности и вариационности с рондальными возвращениями ярких
интонаций «запева», Шопен создал свободную композицию Баллады,
предвосхитив будущие находки Листа в области жанра симфонических
поэм. Все четыре Баллады Шопена ознаменовали новую ступень в развитии
и пианистической техники, а в последней Балладе проявляется и
чувственная прелесть импрессионистической звукописи.
В 19 веке наблюдалась
удивительная метаморфоза жанра, который до сих пор считался далеким от
публичной сцены, пригодным для уроков исполнительского мастерства, репетиций
перед концертом - этюд. Этюд («изучение») – инструментальная пьеса для совершенствования навыков игры
на инструменте, развитии виртуозной техники. Сочинениями этюдов
прославились прежде Черни, Мошелес, Клементи и Крамер. К этому сугубо
практическому (техническому) жанру
в 19 веке обратились романтики, чтобы добавить к рациональности
этюда художественную функцию, многомерность смысла и осмысленную
виртуозность. Этюды стали писать Паганини и Шопен, Шуман, Брамс и Лист
и к началу 20 века этюд превратился в художественную пьесу нередко
с программным содержанием и звукописью, наряду с решением узкоспециальных
задач, направленных на совершенствование того или иного приема
(Этюды-картины С. Рахманинова).
В 1833 году Шопен посвятил
своему другу Листу 12 больших этюдов (опус 10) и последним из них был
этюд, получивший название «Революционный». В каждом этюде Шопен
решал определенные технические задачи, но он сумел отодвинуть их
на второй план, а на первый вышли элементы поэмности, образный смы
|