ВАГНЕР И ШЮРЭ
В 1865-1876 годах Рихард Вагнер часто встречался
с выдающимся музыкантом, критиком, писателем, этнографом и философом Эдуардом
Шюрэ (1841-1929). Он уже был автором многочисленных эссе о музыкальной
философии и капитальной «Истории музыкальной драмы». Поиски жизненных идеалов и
обожествление музыкального искусства сдружили Вагнера и Шюрэ – они мечтали о
театре будущего, сочиняли стихи. Шюрэ сочинял драмы для чтения в стиле Габриэле
д*Аннунцо и Мориса Метерлинка. Наряду с этим Шюрэ оставил ряд исследований
филологического и этнографического характера – он занимался фольклором Франции
и Эльзаса («История немецкой народной песни и французской шансон», «Великие
легенды Франции» и «Легенды Эльзаса»). В сборнике «Бретонские легенды» Шюрэ
восстановил легенды о Тальесине и Мерлине.
Идеи оперной реформы Вагнера, его «Тристан» и другие оперы произвели на
Шюрэ неизгладимое впечатление, и он написал интересное исследование «Рихард
Вагнер и его музыкальная драма» (в 1909 году она переведена на русский язык и
издана в России, как и романы Шюрэ, в частности «Жрица Изиды»).
Встреча в 1872 году во Флоренции с итальянской поэтессой и писательницей-мистиком
Маргаритой Альбаной Миньяти (1830-1887) предопределила дальнейший путь Шюрэ и
его призвание как мистического философа. «Если Вагнер открыл мне возрождающуюся
мощь Искусства, то Маргарита-Альбана открыла ту силу, при помощи которой Душа
творит через посредство любви, интуиции и веры, прозревающей вечные потусторонние
истины», - писал он впоследствии. Шюрэ стал изучать и осмысливать историю
мировой мифологии, религии, философии применительно к легендам, поэзии,
романам, драме, эстетике. Так были написаны знаменитые книги: Святилища
Востока, Мистерии Элевзина, Мистическая жизнь, Ангел и Сфинкс…
Окрыленная Душа Миньяти и увлечение мистерией как олицетворением Света в
душе и озарения Духа привели писателя к написанию самой известной своей
книги - «Великие Посвященные» (1889) с
посвящением Миньяти. В 1912 году было написано продолжение – «От Сфинкса до
Христа» с посвящением третьему своему наставнику после Вагнера и Миньяти –
Рудольфу Штайнеру. С ним Шюрэ познакомился в 1906 году, когда Штайнер ещё
возглавлял немецкое крыло Теософского общества (Шюрэ был теософом). Штайнер
издал в Германии «Великих Посвященных» со своим предисловием, а Шюрэ во Франции
его книгу «Христианство как мистический
факт». В 1913 году Штайнер и Шюрэ решили выйти из ТО и основать Антропософское
общество, ибо у них возникли некоторые расхождения с философией теософов
Блаватской (например, различное понимание
исторической реальности личности Иисуса Христа и его роли в эволюции
человечества). Последняя книга Шюрэ «От Сфинкса до Христа» продолжила историю
оккультных доктрин, возрождая эзотерические знания в европейской форме
(особенно космогонию, теогонию, антропогонию и происхождение Христа). Шюрэ
испытал ряд духовных откровений и эзотерических видений, в которых ему являлись
божественно Просветленные (Рама и Кришна, Гермес и Орфей, Моисей и Будда,
Пифагор и Платон, Христос и Мухаммед). Он осознал их значение как проводников
тайной мудрости и нашел ключ к истокам
человеческой духовности, к вечному поиску человеком эзотерического
знания о своем происхождении, эволюции и судьбе. Писатель признавался, что
повелительный голос и могучая сила, духовная экзальтация и экстрасенсорный опыт
дали ему возможность создать два его великих труда, объединяющих всех, - как он
писал, - кто, чувствуя важность нынешних времен, стремится идти в будущее под
знаменем христианско-эллинского
эзотеризма.
|