А. Н. Верстовский – биография (1799–1862)
Русский
композитор-романтик и театральный деятель. Родился в имении Селиверстово
(Тамбовская губерния) 18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье. В доме
Верстовских всегда царила атмосфера поклонения музыке, искусству. Часто
устраивались домашние концерты. Алексей с ранних лет приобщался к музыке,
которая впоследствии стала делом его жизни. С 8 лет юный музыкант успешно
выступал как пианист в любительских концертах, с 10 лет он исполнял сложные фортепианные
произведения: соль-минорный концерт Дюссека, рондо Фильда. В 11 лет, уже живя с
родителями в Уфе, Алексей сочинял вальсы, писал песни, пьесы для фортепиано, в
16 лет юный композитор ко дню ангела отца Николая Алексеевича 9 мая 1815 года
сочинил музыку к двум народным песням "Ах, что же ты, голубчик” и "Покажися,
месяц ясный”. Но, как видим из дальнейшего, всё это не убедило отца, и Алексей
по его настоянию в 1816 году поступил в Петербургский институт инженеров путей
сообщения. Через год его отчисляют для определения по другому ведомству.
Почему? Да потому, что точные науки мало интересовали Верстовского, его
призванием, его огромной любовью была музыка.
В
Петербурге Верстовский продолжал заниматься музыкой, брал уроки у самых
известных педагогов. Там же он увлёкся театром. Алексей Николаевич выступал в роли певца,
поражая слушателей своим очаровательным голосом, дебютировал как автор музыки к
театральным представлениям, играл комедийные и драматические роли в
любительских домашних театрах. В 1817
году А.Н. Верстовский впервые выступил как переводчик текстов французских
водевилей, и как автор музыки, написал интермедию-дивертисмент "Сентиментальный
помещик в степной деревне”. Верстовский также продолжал сочинять музыку для водевилей.
Одним из наиболее удачных в его наследии музыковеды считают водевиль "Дом
сумасшедших, или Странная свадьба”(1822), где он выступил в роли либреттиста, переработав
французский текст.
В 1833
экстерном окончил Московский университет. С ранней молодости был увлечен
театром: писал и переводил либретто водевилей, участвовал в любительских
спектаклях, сочинял музыку к театральным представлениям. В течение почти трех
десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы,
поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись
друг от друга. Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со
славянофильским кружком (С.Т.Аксаков, М.Н.Загоскин, С.П.Шевырев и другие). В
1823 году молодой композитор переехал из Петербурга в Москву, где был зачислен
на службу в Канцелярию князя Голицына, и сразу включился в театральную жизнь
столицы. Затем началась административная деятельность Верстовского: служит в Дирекции
Московских театров инспектором музыки, а с 1830 года - инспектором репертуара,
с 1848 года - управляющим конторой Дирекции Императорских Московских театров.
Повседневная занятость службой в театре не отразилась на композиторской деятельности
Верстовского, продолжавшего сочинять водевильную музыку. В.Г. Белинский, давая
оценку его водевильной музыке, писал: "Музыка куплетов принадлежит г.
Верстовскому - и не надо быть знатоком музыки, чтобы с первых же звуков
заметить, что это не обыкновенная музыкальная болтовня, без смыслу, а что-то
одушевлённое жизнию сильного таланта”. В создании произведений подобного жанра
(а их частично с другими композиторами около 40) Верстовский был выдающимся
мастером и первоклассным художником. О музыке композитора на протяжении двадцатилетнего
водевильного периода его творчества в рецензиях, мемуарах, письмах было много
восторженных слов. В
театрально-музыкальном творчестве А.Н. Верстовского высокого уровня достигли и
другие жанры. Например, баллады, которые композитор называл драматическими
кантатами (или "лирическими сценами”), с использованием декораций, костюмов и соответствующей
сценической игрой ("Три песни скальда”, "Бедный певец”, "Певцы во стане русских
воинов” и др.). Заметное место в
творчестве композитора занимают вокальные произведения - песни-баллады и
романсы, полные драматизма и романтической страсти. Его лучшие романсы широко
вошли в обиход и распевались во всех уголках России. Это песня "Колокольчик” на
слова Ф.Н. Глинки, романс "Не говори ни да, ни нет” на слова Н.Ф. Павлова,
романс "Чёрная шаль” на слова А.С. Пушкина. Особую популярность приобрела
знаменитая цыганская песня Земфиры "Старый муж, грозный муж” из поэмы А.С.
Пушкина "Цыганы”.
В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена
первая опера-водевиль Верстовского Бабушкины попугаи по пьесе Н.И.Хмельницкого
(1789–1845); всего же им в течение жизни была написана музыка более чем к
тридцати спектаклям, в том числе к 25 операм-водевилям, оригинальным и
переводным. В 1823 переехал в Москву, в 1825 был назначен инспектором музыки, в
1830 – инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848–1860 –
управляющим конторой дирекции. Многочисленные служебные обязанности он совмещал
с постоянной композиторской деятельностью: кроме музыки к драматическим
спектаклям и водевилям, Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные
произведения – романсы, баллады, кантаты и проч., среди которых выделяются
кантата Певцы во стане русских воинов на стихи Жуковского (1827) и весьма
популярная в свое время баллада для голоса с оркестром Черная шаль на стихи
Пушкина (1824). Первая опера Верстовского, Пан Твардовский на либретто
Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828; за ней последовали Вадим,
или Пробуждение двенадцати спящих дев (по балладе Жуковского, 1832), Аскольдова
могила (по Загоскину, 1835), Тоска по родине (по Загоскину, 1839), Чурова
долина, или Сон наяву (по пьесе В.И.Даля, 1844), Громобой (по балладе
Жуковского, 1857). Все они пользовались успехом, и отдельные номера из них
становились популярными, но в историю музыки Верстовский вошел как автор одной
оперы –Аскольдовой могилы, которая постоянно шла на российских сценах в течение
столетия и до сих пор изредка появляется в репертуаре. Все оперы Верстовского
написаны по типу зингшпиля – формы, в которой музыкальные номера сочетаются с
разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в
городской фольклор.
С именем
А.Н. Верстовского связано романтическое направление отечественной оперы. Свои
взгляды на развитие этого жанра и формирование эстетических идеалов композитор
изложил в статье "Отрывки из истории драматической музыки”. Первая опера Верстовского "Пан Твардовский” на
стихи польского поэта А. Мицкевича впервые была поставлена в 1828 году (180 лет
назад) на сцене Московского театра, об историческом значении которой
современники писали: "Это наша, это первая русская опера…”, "…музыка г. Верстовского
- превосходна!”. Второй
романтико-легендарной оперой стала "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих
дев” (1832) на слова В. Жуковского. Об
этой опере рецензенты писали: "Мы не стыдимся сказать, что наслаждались от всей
души родными звуками… Они обворожительны для русского уха… Здесь звучат русские
струны, заливается русская душа”.
Через
три года Верстовский создал одно из самых высших достижений композиторской
школы - оперу "Аскольдова могила”. Её премьера состоялась в Большом театре 16
сентября 1835 года. Успех был
ошеломляющий. Это единственная опера доглинкинской поры, которая сохранилась в
репертуаре до первой мировой войны. Она ставилась не только в столичных
театрах, но и в Тифлисе, Киеве, Риге, Нью-Йорке. Верстовский продолжает писать
музыку и дальше. Он создает еще три оперы, но большого успеха они уже не имели,
сказочная опера отходит на второй план, ее место занимают произведения реалистического
характера. За отличие в государственной службе действительный статский советник
Верстовский был награжден орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й
степени, Св. Станислава 2-й степени, медалью "В память войны 1853 - 1856 гг.” и
знаками отличия за безупречную службу. Умер Верстовский в Москве 5 (17)
сентября 1862.
Тридцатипятилетняя
театральная и композиторская деятельность Алексея Николаевича Верстовского в
московских театрах названа "эпохой Верстовского”. Известный композитор,
музыковед А.Н. Серов дал меткую характеристику творческой и
музыкально-театральной деятельности А.Н. Верстовского, "призванного проложить
оперной русской музыке прямой путь к истинной народности”. И хотя сейчас редко
можно слышать произведения Верстовского, но как сказал композитор, академик
Б.В. Асафьев: "Музыка Верстовского ещё будет жить, у неё счастливая судьба”. Е. СТРЕБКОВА, директор музея им. А.Н.
Верстовского.
Алексей Николаевич Верстовский «Аскольдова могила»
Автор: Алла Кострыкина Журнал Стиль&Дом, №3/2004
Всем, кто хоть раз бывал в Киеве,
знакомо место на склоне Днепра, где расположен историко-мемориальный памятник
Аскольдова могила. В настоящее время это действующая православная церковь, куда
приходят и верующие, и туристы. Не грешно было бы наведаться и ценителям
оперного искусства, ибо именно так - «Аскольдова могила» - называется опера
Алексея Николаевича Верстовского, произведение во многом уникальное и
замечательное.
Почти двести лет назад Николай
Васильевич Гоголь писал: «Что для Украины музыка, пение?.. И поэзия, и история,
и отцовская могила». История украинской музыки исчисляется более чем тысячей
лет, и день нынешний - отнюдь не конец ее пути: музыка, как и язык, развивается
до тех пор, пока живо ее звучание. Еще в
Киевской Руси сформировался своеобразный тип профессиональных актеров и музыкантов,
именовавшихся скоморохами. Их мастерство родом из тех времен, когда творчество
тесно связывалось с языческими культами и обрядами. Скоморохи выступали при
дворах князей, в боярских вотчинах, перед народом, кочуя с место на место.
Казалось бы. зачем, говоря о классическом произведении оперного искусства,
углубляться в такую седую древность? Именно в тех скоморошьих Алексей Верстовский
нашел благодатный материал для прекрасного произведения, ставшего жемчужиной
современного оперного искусства.
В 1835-м в Москве состоялась
постановка лучшей оперы композитора. В течение десятка лет она не сходила со
сцен столичных и провинциальных театров царской России. Либретто к «Аскольдовой
могиле» Верстовского написал писатель Загоскин.
Действие происходит в Киеве, в пору борьбы христианства с язычеством.
Реальные исторические события переплетаются с вымыслом, бытовые сцены чередуются
с фантастическими эпизодами.
Фабула оперы такова. Юного
Всеслава, потомка-Аскольда, в свое время убитого предками правящего князя
Святослава. таинственная личность - в опере Неизвестный - призывает к мести и
борьбе за княжеский престол. Методы борьбы, отработанные технологии свежи и
актуальны, пользуются популярностью и сегодня: обман, похищение, чтобы вызвать
ненависть к Святославу. Неизвестный помогает людям князя похитить возлюбленную
Всеслава Надежду. Добро и зло всегда рядом. Скоморох-добряк Тороп, шут и балагур, вместе
со Всеславом освобождают пленницу. Отвлекающий
маневр - песня-баллада «Близко города Славянска, на верху крутой горы
знаменитый жил боярин по прозванью Карачун...» Рассказ соответствовал тому, что
происходило на самом деле в глубине сцены, за спиной зазевавшихся слушателей -
княжеских стражников: колдунья Вахромеевна, занятая варкой зелья, которое должно
было отравить пол-Киева, «проворонила» девицу Надежду. Беглецов преследуют...
Но у их скитаний счастливый конец - примирение со Святославом и законный брак,
интриган Неизвестный тонет в волнах Днепра. Счастливая концовка, не совпадающая
с развязкой романа, была данью существовавшим на то время оперным условностям.
Сюжет «Аскольдовой могилы» не
отличается особой значительностью, но опера долгие годы радовала слушателей.
Основной причиной популярности была музыкальная драматургия. Выдающийся критик
Серов писал: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие.
ловкость распоряжаться сценой». По сей день завораживает песня-дума из первого
действия «Гой, ты, Днепр». Воспроизводя
отдаленную эпоху, композитор опирался на современные виды музыкального
искусства. Умелое использование разнообразных инструментальных красок позволило
создать в опере ряд ярких, живописных картин и усилить выразительность музыки.
Написанная всего за год до
появления «Ивана Сусанина» Глинки, «Аскольдова могила стала крупнейшим явлением
оперной культуры доглинковской поры. В опере Верстовского «развернулось все
дарование композитора, призванного проложить. .. музыке прямой путь к истинной народности», -
писал Стасов. Композитору удалось
создать своеобразный общеславянский колорит. Он мастерски использовал хоры
а‘саре11а, ввел молитвенный хор христиан и, не стремясь воспроизвести характер
подлинных древнеправославных песнопений, дублировал хор оркестром; применил
танцевальные ритмы мазурки и полонеза, типичные для польской музыки; «Заходили
чарочки по столику» - удалая песня Торопки с хором - напоминает лихую,
зажигательную песню-пляску цыган... Далеко
не все персонажи оперы очерчены музыкально выразительно. Почти лишен музыкального
образа главный герой Всеслав, и, наоборот, ярко, полно, эмоционально «выписан»
образ чистой мечтательной девушки Надежды. Замечательный интерес в музыкальной
драматургии представляет туманно-романтическая фигура Неизвестного, поскольку
это один из ранних образов большой арии в истории русской оперы.
Алексей Николаевич Верстовский, как
всякий первооткрыватель, основатель школы, еще не владел тем высоким
мастерством отбора музыкальных средств выражения, который помогает
композиторам, идущим за ним, безошибочно находить необходимые для каждого
образа и любого психологического состояния интонации в безгранично богатом
языке музыки. Все, что показал композитор в опере «Аскольдова могила», было
непосредственным отражением современной музыкальной практики и вкусов образованной
публики. За это его и любили. Широко распространенный в быту музыкальный материал
стал основой для развернутых, полных движения оперных форм нового типа, а
восхождение, путь, как учит жизнь, часто тернист, опасен, но тем и прекрасен.
Алексей Николаевич Верстовский
(1709-1862) принадлежит к числу выдающихся композиторов первой половины XIX
века. Он внес значительный вклад в историю музыки, поскольку был создателем
русской романтической оперы. Детство,
проведенное в размеренной и спокойной атмосфере фамильной усадьбы, способствовало
тому, чтобы мальчик стал разносторонним, образованным человеком. Он много читал, а музыкальные впечатления - у
Верстовских сипами крепостных музыкантов исполнялись произведения Гайдна,
Моцарта и другие - содействовали раннему развитию музыкальных способностей.
Проучившись в петербургском Институте инженеров путей сообщения,
Верстовский-юноша все свои интересы сосредоточивает на музыке: уроки фортепьяно
берет у знаменитого маэстро Дж. Филда, изучает теорию музыки, обучается пению и
игре на скрипке, параллельно посещает кружок литераторов, актеров, музыкантов,
возглавляемый драматургом А. Шеховским. В
1823 году Верстовский переезжает из Петербурга в Москву, в эпицентр культурной жизни.
Здесь он не только предстает перед публикой как музыкант, но и как великий
организатор и большой общественный деятель. Долгие годы он осуществлял руководство
музыкально-театральной жизнью столицы, был режиссером, наставником, воспитателем,
он открыл музыкальные классы, готовившие оркестрантов. Вся творческая,
педагогическая деятельность этого замечательного человека была направлена на
повышение профессионализма, актерского мастерства, на воспитание вкуса, чувства
ответственности за морально-этический облик артиста. Он прожил удивительную земную жизнь, и все, к
чему прикоснулся, сегодня, в XXI веке, проросло. Композиторский стиль
Верстовского определяется многими составляющими, но главное - это любовь,
глубокие знания и преданность избранному делу.
|