МОЦАРТ
– ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (1756-1791)
Жан Лакутюр, журналист «Монд»
Философия Просвещения лежит в основе творчества Моцарта. Убежденный
католик и масон, он в отстаивании идеалов дружбы и любви был «бунтовщиком». Он
не искал одиночества и опалы, любил хорошую жизнь и храбро встречал невзгоды,
сумел выстоять в жизненных коллизиях. Он бесстрашно шагнул из окопа навстречу
вооруженным войскам королевского строя, которые притаились в засаде, встречая
своего врага – свободу. Он выбрал этот путь, сын Леопольда, музыканта из
благонравного Зальцбурга, избалованный вниманием сильных мира сего. В 30-ть лет он написал «Женитьбу
Фигаро», не смягчив остроты пьесы и сделав её манифестом демократов. Так он
предвосхитил события 4 августа 1789 года, когда Франция упразднила дворянские
привилегии. Судя по арии из «Фигаро» - «Если захочет барин попрыгать», автор
призвал на помощь всю свою политическую храбрость и безрассудную смелость,
чтобы в таком тоне говорить с публикой в париках. Но на пороге времени стояли
новые взаимоотношения с людьми – об этом говорят Фигаро и Сюзанна. Затем устами
Мазетто вызов брошен и самому Дон Жуану: его ариетта предвосхитит революционную
песню «Са ира», близкую по настрою «Карманьоле». Это была песня грядущего
поколения, решавшего проблемы жестокими методами. Но Моцарт не был санкюлотом,
якобинцем, штюрмером или карбонарием; он ненавидел силовое решение конфликтов
методами 1793 года, как ненавидела их и Памина из «Волшебной флейты» - от
Царицы ночи она получила кинжал, чтобы убить
Зарастро, проповедовавшего
мудрость и свет. Мятежный Моцарт искал Света, а не Революции, вся его жизнь
была поиском света, которого и Гете просил на смертном одре; для Моцарта же он
был очень важной целью.
Между своими двумя операми «Похищением из
сераля» и «Волшебной флейтой» Моцарт вступил в свой масонский период под
руководством знаменитого Игнаца фон Борна – именно в нем современники узнавали
моцартовского Зарастро. В венской масонской ложе «Коронованная надежда» Моцарт
познакомился со своим будущим либреттистом, режиссером и исполнителем
Шиканедером. Появление с его помощью «Волшебной флейты» в 1791 году
ознаменовало собой апогей эпохи Просвещения. Отныне Учредительное собрание в Париже
провозгласило свободу для каждого человека во Франции – отныне и вовеки. Войну
за Просвещение Моцарт начал десятилетием раньше, взбунтовавшись против
зальцбургского князя-архиепископа. Пожелавшего видеть Моцарта, обласканного
европейскими королями, личной собственностью, почти что крепостным художником.
Настрой «Похищения из сераля» крайне оригинален. Написанная в духе
восточной экзотики, эта опера полна не только тюрбанов, чувяков и опахал, но и
лучей восточной мудрости. Требования разума провозглашает здесь на какой-нибудь
образованный европеец, а сам паша Селим, презревший ненависть и интриги и
освободивший неразумных европейцев. При этом венцы ещё не забыли турецких
набегов на Дунае! И вдруг Моцарт учит Европу забыть о разделении добра и зла
таким образом, что по одну сторону неизбежно оказывается полумесяц, а по другую
– крест. Идеи Просвещения слышатся в каждом слове Селима. Показывая тем самым,
что они не являются прерогативой только лишь Запада.
Девять лет спустя Зарастро
благородно повторит подвиг Селима уже со стороны Запада, предлагая Востоку
и всему человечеству нормы поведения, основывающиеся на идее братства. Под
покровительством Изиды и Озириса свобода не несет угрозы никаким верованиям.
Масонство желало освободить христианство от клерикализма, не умаляя его духа.
Моцарт грандиозен тем, что он не вмешивается ни в одну из идеальных категорий –
он внеисторичен и стоит над всем этим...
|